В.Ю. ГРИБОВСКИЙ V.Yu. GRIBOVSKY
РОССИЙСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ФЛОТ НАКАНУНЕ ВОЙНЫ 1914—1918 гг.
RUSSIAN IMPERIAL NAVY BEFORE WAR OF 1914—1918
г л
Сведения об авторе. Грибовский Владимир Юльевич — старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан 1 ранга запаса, кандидат исторических наук, профессор (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).
Аннотация. В статье аргументированно и предметно говорится о состоянии Военно-морских сил России накануне Первой мировой войны, а также о проводившихся системных преобразованиях военно-морской составляющей обороноспособности страны.
Ключевые слова: российский военный флот; Русско-японская война; Морской генеральный штаб; реформа комплектования и обучения флотских экипажей.
Information about author. Vladimir Gribovsky — Senior Researcher of the Research Department (military history of the Russian Federation north-western region) of the Research Institute (military history), Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Captain 1 Rank (res.), Cand. Sc. (Hist.), Professor (St. Petersburg. E-mail: [email protected]).
Summary. The article provides a reasoned and substantive talk about the Russian Navy state on the eve of the First World War, as well as about the system transformation of the naval component of the country's defence capability.
Keywords: Russian Navy; Russo-Japanese War; Naval General Staff; reform of manning and training naval crews.
V.__
ОГДА мы говорим о том, что Россия «есть Великая морская держава», не следует забывать, что в Вооружённых силах России на первом месте всегда была армия. Даже во время Северной войны 1700—1721 гг., когда лично царь Пётр I отдавал приоритет развитию флота, будучи его адмиралом, ключевые успехи в боевых действиях были достигнуты армией, конечно, зачастую при содействии флота.
Нельзя отрицать, что флот сыграл большую роль в победах над Турцией (1787—1791 гг.) и Швецией (1788—1790 гг.), но и в этих войнах основную тяжесть борьбы вынесла на себе армия. Ею же были обеспечены и победы России в кампаниях 1812 года, 1813—1814 гг. Этот перечень войн и кампаний может быть продолжен, но совершенно очевидно, что и к 1914 году именно армия занимала первое место в составе Вооружённых сил России.
Это первенство объяснялось прежде всего географическим положением России, которая граничила с сильными в военном отношении Германией, Австро-Венгрией и Оттоманской империей. Эти государства имели многочисленные сухопутные силы, которые могли выступить против России одновременно. Оборона наших границ на Дальнем Востоке и в Средней Азии также требовала значительных сухопутных войск.
Поэтому Российская империя и содержала в мирное время самую большую в мире армию, численность которой в 1914 году составляла 1 423 000 человек, а расходы на неё достигали 716 718 тыс. рублей (1913 г.)1.
Численность личного состава Российского императорского флота на 1 января 1914 года едва превышала 55 тыс. человек2 при расходах 244 847 тыс. рублей (1913 г.). Таким образом, армия составляла 96 проц. от общей численности Вооружённых сил России (без пограничной стражи и жандармерии), а флот всего 4 проц. При этом расходы на армию поглощали 74,5 проц. военного бюджета империи, а
флот — 25,5 проц. Такая диспропорция объяснялась высокой стоимостью кораблей и их вооружения, а также оборудования верфей и военных портов.
За время боевых действий на море в 1904— 1905 гг. российский флот потерял 17 броненосцев, 11 крейсеров и 22 эскадренных миноносца, не считая кораблей других классов. В боях погибли 7934 моряка, в т.ч. 284 офицера и адмирала3.
Гибель Тихоокеанского флота и поражение армии оказали огромное влияние на российское общество. Назревавший ранее кризис разразился в 1905—1907 гг. первой русской революцией. К революционному движению активно примкнул и флот. Восстания матросов на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический», крейсере «Память Азова», миноносце «Скорый», массовые выступления моряков в Кронштадте, Севастополе, Владивостоке, Свеаборге, как никогда ранее, показали недовольство властью, привели к массовым репрессиям.
Поражение в Русско-японской войне, революционные события, всколыхнувшие практически все социальные слои России, заставили Николая II пойти на некоторые реформы. Коснулись они и морского ведомства, которое, кстати, острословы называли «цусимским». Августейший генерал-адмирал Алексей Александрович и адмирал Ф.К. Аве-лан были смещены со своих постов, а весь флот и морское ведомство император подчинил морскому министру. Летом 1905 года им стал вице-адмирал А.А. Бирилёв. Созданный в 1906 году Морской генеральный штаб (Генмор) сосредоточил у себя стратегическое и оперативное планирование, а также разработку кораблестроительных программ.
К 1914 году (началу войны) Генмор включал следующие подразделения: 1. Первая оперативная часть (Балтийское и Северное моря); 2. Вторая оперативная часть (Чёрное и Южные моря); 3. Третья оперативная часть (Тихий океан и Восточные моря); 4. Организационно-тактическая часть; 5. Статистическая часть; 6. Военно-историческая часть; 7. Канцелярия4.
Адмирал И.К. Григорович Адмирал Н.О. Эссен Адмирал А.А. Эбергард
Первым начальником Генмора стал контрадмирал Л.А. Брусилов, брат знаменитого в будущем полководца генерала А.А. Брусилова. В 1914 году штаб возглавлял вице-адмирал А.И. Русин, один из наиболее авторитетных и известных флагманов флота.
Срок действительной службы матросов под влиянием событий 1905 года был сокращён до 5 лет, а система подготовки офицерских кадров в Морском корпусе и Николаевской морской академии претерпела заметную перестройку с учётом печального опыта прошедшей войны. Академия стала вполне самостоятельной, ведущее место в ней занял военно-морской отдел, готовивший специалистов оперативно-тактического профиля.
В целях отработки практических навыков выпускников Морского корпуса начиная с 1906 года стали производить в корабельные гардемарины и направлять в годичное плавание в Средиземное море. По окончании плавания они по экзамену производились в первый офицерский чин мичмана. Нерадивых производили в поручики по Адмиралтейству с правом повторной сдачи экзамена на мичмана через год.
Такие же правила были введены для выпускников Морского инженерного училища, которым присваивали звание «корабельный гардемарин инженер-механик». Для офицеров инженер-механиков вместо установленных в 1905 году «сухопутных» были введены «морские» чины «инженер-механик мичман», «инженер-механик лейтенант» и т.п.
Практика корабельных гардемарин проходила на линейных кораблях и крейсерах Особого (Гардемаринского) отряда Балтийского флота (не имел отношение к Учебному отряду Морского корпуса). Отряд плавал под флагом контр-адмирала осень, зиму, весну с заходами в иностранные порты. Гардемарины размещались в многоместных каютах, имели свою кают-компанию. Форма одежды была аналогична офицерской. Замысел реформаторов заключался в том, чтобы гардемарины дублировали вахтенных начальников и офицеров или вахтенных инженер-механиков (по специальности), по боевой тревоге — командиров башен и плутонгов (групп).
В действительности количество дублёров флотских офицеров значительно превышало количество
вахт. Поэтому стажировка не в полной мере достигала цели. Вообще указанный порядок производства вызывал порой противоречивые мнения, хотя и сохранился до Первой мировой войны.
Проблемой являлся хронический некомплект офицеров на кораблях, который существовал до войны с Японией, а после войны был обусловлен потерями в войну и в революцию, уходом офицеров в отставку (по болезни, ранению, домашним обстоятельствам), а главное — малыми ежегодными выпусками из Морского корпуса (с 1916 г. — Морского училища).
Для исправления положения был расширен набор в младший общий и первый старший классы. Что позволило увеличить ежегодное производство мичманов со 100 до 150 человек.
Этого оказалось недостаточно. Поэтому в 1913 году было открыто новое всесословное учебное заведение — Отдельные гардемаринские классы. В него набрали 50 человек, в следующем году набор увеличили до 100 человек. Тогда же (1914 г.) было принято решение о создании Морского корпуса в Севастополе. В нём предполагалось разместить общие классы (кадет), а в Петербурге только специальные (гардемарин).
В 1906 году в составе вновь образованного Учебного отряда подводного плавания в Либаве был создан Офицерский класс подводного плавания, который в течение года готовил флотских офицеров и инженер-механиков к службе на подводных лодках. В 1909 году по аналогии с Минным и Артиллерийским классами был учреждён Штурманский офицерский класс. Изменилась система чинопроизводства флотских офицеров. Эти изменения позволяли назначать на командные должности наиболее способных офицеров при сохранении требований к плавательному стажу. Преобразования произошли и в организации флотов. На Балтике и Чёрном море учредили должности командующих морскими силами морей (с началом войны — командующие флотами), наделённых большими полномочиями в руководстве боевой подготовкой и планировании операций. Вместо импровизированных отрядов кораблей появились однородные дивизии, бригады и дивизионы во главе с постоянными начальниками.
Возрождение боевой мощи российского военного флота было сопряжено с серьёзными затруднениями. Объективно они связывались с преодолением внутриполитического кризиса, недостатком финансирования, субъективно — с деяниями высшего руководства державы и морским ведомством. Николай II, уделявший большое внимание флоту и заботившийся о его усилении, нередко проявлял непоследовательность в формировании высших органов флотского управления.
Проблемой для Николая II оставался выбор людей, способных эффективно руководить армией и флотом. Первые при нём морские министры — адмиралы А.А. Бирилёв, И.М. Диков и С.А. Воеводский по разным причинам не оправдали надежд императора: слишком прямолинейно они отстаивали интересы флота перед Государственной думой, Советом министров, Военным министерством и Советом государственной обороны, который возглавлял великий князь Николай Николаевич, весьма скептически относившийся к «цусимскому» ведомству. Николай II, смещая морских министров, уклонялся от роли арбитра в спорах о будущем флота, ограничиваясь поощрением планов его строительства. Если при этом учесть борьбу некоторых министров с собственным Генмором, то неудивительно, что важнейшие решения о военном кораблестроении принимались с опозданием. В результате в 1906—1912 гг. российский флот пополнился кораблями, заказанными ещё в 1903—1905 гг. и построенными лишь с частичным учётом опыта войны.
Так, построенные для Балтийского флота 2 линейных корабля типа «Андрей Первозванный» (18 500 т) по вооружению (4 — 305-мм, 8 — 203-мм орудий) и скорости хода (18 узлов) значительно уступали новым английским и германским линкорам-дредноутам (10—12 — 305-мм или 280-мм орудий, до 20—21 узла). Черноморские линейные корабли типа «Евстафий» и вовсе относились к устаревшему типу, созданному по заданиям 1895 года.
Из броненосных крейсеров только «Рюрик» (16 930 т) был сравнительно сильным кораблём, но и он по вооружению (4 — 254-мм, 8 — 203-мм орудий) и скорости хода (21 узел) безнадёжно уступал построенным в Англии и Германии линейным крейсерам-дредноутам, имевшим артиллерию линкоров и скорость 25—28 узлов.
Большие эскадренные миноносцы Балтийского и Черноморского флотов (650—740 т) при сильном вооружении сохранили отжившие свой век паровые машины, не позволявшие развивать скорость свыше 25 узлов. В этом они проигрывали турбинным эскадренным миноносцам английского и германского флотов (30—34 узла). Единственным исключением был 37-узловый «Новик» (около 1700 т), значительно превосходивший эсминцы вероятного противника по вооружению.
Многочисленный подводный флот, наспех созданный во время и под влиянием опыта Русско-японской войны, стремительно устаревал. Определённым достижением следует считать постройку 3 новых минных заградителей и переоборудование в заградители 3 старых броненосных крейсеров. Каждый из них мог принять на борт и выставить от 220 до 1200 мин5. Такой флотилии минных заградителей не имел ни один флот мира.
Линейный корабль «Гангут»
Для вооружения кораблей к 1914 году были разработаны новые образцы артиллерийских орудий и снарядов, мин Уайтхеда (торпед), мин заграждения. Все корабли от эскадренного миноносца получили новые радиостанции систем Маркони, Телефун-кен и морского ведомства, которые обеспечивали радиосвязь на расстояниях от 75 до 300 (иногда и до 600) миль.
Первая послевоенная судостроительная программа была утверждена Николаем II 12 июля 1907 года. Она предусматривала постройку 4 новых линейных кораблей (дредноутов) для Балтики, 13 эскадренных миноносцев и 3 подводных лодок для Чёрного моря. Однако из-за недостатка средств выполнение программы задержалось, а для Черноморского флота была заложена всего одна подводная лодка. Сметная стоимость всех судов составляла 102,2 млн рублей, из которых 10,1 млн рублей ассигновывались уже в 1911 году6.
Программа усиления Черноморского флота была принята после одобрения Государственной думой 19 мая 1911 года. Она предусматривала постройку
3 линейных кораблей, 2 крейсеров, 9 эскадренных
миноносцев и 6 подводных лодок.
Дальнейшее утверждение судостроительных программ проходило в условиях борьбы Морского министерства с Государственной думой. В преодолении сопротивления депутатов заслуга принадлежала морскому министру адмиралу И.К. Григоровичу и бывшему начальнику Главного управления кораблестроения генерал-лейтенанту А.Н. Крылову. Благодаря их авторитету и настойчивости Дума
6 июня 1912 года одобрила проект программы усиленного судостроения (её назвали «малой»). Программа предусматривала постройку для Балтийского флота 4 броненосных(линейных)крейсеров, 4 крейсеров, 36 эскадренных миноносцев и 12 подводных лодок, а для Сибирской флотилии — 2 крейсеров и 6 подводных лодок. На её выполнение требовалось по смете 502,74 млн рублей7.
В ответ на усиление турецкого флота Государственная дума одобрила, а Николай II 24 июня 1914 года утвердил программу для Чёрного моря, где в дополнение к программе 1911 года предполагалось построить 1 линейный корабль, 2 крейсера, 8 эскадренных миноносцев и 6 подводных лодок общей стоимостью около 110 млн рублей8.
Объём нового кораблестроения по четырём программам, утверждённым в 1907—1914 гг., был впечатляющим и прекрасно обоснованным с оперативно-тактической точки зрения. Но выполнение
Эсминец «Новик»
первой программы началось только в 1909 году, а работы по программе 1912 года, носившие комплексный характер (корабли всех основных классов), развернулись только в 1913 году, накануне Первой мировой войны. К тому времени морской бюджет России вырос с 92 до 245 млн рублей, однако резкое его увеличение в 1912—1913 гг. могло принести результаты лишь спустя определённое время: готовность большинства кораблей ожидалась только в 1916 году, а реально в 1918 году.
В результате к началу войны 1914 года российский флот по количеству кораблей и их боевой мощи занимал 7-е место в мире, значительно уступая германскому. Семь российских дредноутов, большая часть новых эсминцев и подводных лодок вступили в строй в 1915—1917 гг. Недостроенными остались линейные и лёгкие крейсера. Но при всём этом надо признать, что в 1917 году, через 12 лет после тихоокеанского разгрома, корабельный состав флота России обновился и возрос. Дредноуты типа «Севастополь», «Императрица Мария», эсминцы типов «Новик», «Орфей», «Изяслав», «Беспокойный», подводные лодки типа «Барс» находились на уровне лучших достижений кораблестроения того времени.
Русские дредноуты при водоизмещении около 25—26 тыс. т имели скорость хода 21—24 узла, главное вооружение составляли двенадцать 305-мм орудий. Эсминцы развивали скорость до 30—32 узлов при главном вооружении из 102-мм (2, потом 3—5) орудий и 457-мм минных (торпедных) аппаратов.
Подводные лодки типа «Барс» при водоизмещении 650—780 т вооружались двенадцатью 457-мм минными аппаратами, а потом и 37—75-мм орудиями. Надводная скорость достигала 11—12 узлов (по факту), подводная — 8—9 узлов. Дальность плавания в надводном положении составляла около 2500 миль.
Однако к началу войны российский флот был ещё далёк от восстановления, хотя и выглядел довольно многочисленным. Важной проблемой оставалась необходимость рассредоточения его сил по взаимоизолированным морским и океанским театрам. В состав флота входили морские силы Балтийского и Чёрного морей (БФ и ЧФ), Сибирская, Амурская речная и Каспийская флотилии. Их списочный боевой состав представлен в таблице.
На 1 января 1914 года на службе в морском ведомстве состояли 191 генерал и адмирал (в т.ч. 10 генералов и 26 адмиралов в строевом составе), 810 штаб- и 2148 обер-офицеров, а также 985 медиков (врачей, лекарей, фельдшеров) и чиновников. По
уровню медицинского обеспечения флот на порядок превосходил армию, не говоря уже о многомиллионном населении России. Из 52 011 нижних чинов 4313 были сверхсрочнослужащими. Среди последних 1325 человек имели кондукторские звания, в т.ч. 743 старших боцмана и кондуктора-специалиста и 582 содержателя9.
В 1913 году во флот были призваны 13 186 новобранцев, из которых 13 066 человек на общих правах (на 5 лет). В числе последних было 10 041 человек грамотных, 1993 — малограмотных и 1392
— неграмотных10. По сравнению с армией количество грамотных новобранцев было почти на порядок больше. Но с малограмотными (читают, но не пишут) и неграмотными приходилось проводить занятия во флотских экипажах (1-й и 2-й Балтийские и Черноморский), а потом и в школах специалистов при учебных отрядах.
Здесь необходимо пояснить, что прежние флотские экипажи были упразднены, в основу организации положены корабельные команды (экипажи), а за упомянутыми береговыми экипажами остались функции начальной подготовки новобранцев.
К началу войны Балтийский и Черноморский флоты подразделялись на «действующий флот», 1-й и 2-й резервы.
Балтийский флот: бригада линейных кораблей — 4 единицы, при бригаде — броненосный крейсер «Рюрик».
Бригада крейсеров — 4 броненосных крейсера, при бригаде — эсминец «Новик».
1 -я Минная дивизия — 3 дивизиона — 27 эсминцев.
2-я Минная дивизия — 4 дивизиона — 19 эсминцев и 16 миноносцев.
Бригада подводных лодок — 2 дивизиона — 8 единиц.
Отряд заградителей — 6 единиц.
1-й резерв — броненосный крейсер «Россия», 2 крейсера, 1 канонерская лодка.
2-й резерв — Учебно-артиллерийский, Учебно-минный отряды, Учебный отряд морского корпуса, Учебный отряд подводного плавания, суда Морского инженерного училища, Водолазная партия, Сводный резервный дивизион миноносцев, служба связи, Партия траления и вспомогательные суда.
В числе судов 2-го резерва значились и боевые корабли — линейный корабль «Император Александр II», 2 крейсера, 4 канонерские лодки, 3 эсминца, 11 миноносцев и 4 подводные лодки.
При каждом соединении состояли разного рода вспомогательные суда, в составе службы связи находился авиационный отряд из 4 исправных гидросамолётов иностранного производства.
Черноморский флот: бригада линейных кораблей
— 4 единицы, при бригаде — крейсер «Кагул».
Черноморская минная бригада— крейсер «Память Меркурия», 3 дивизиона эскадренных миноносцев — 17 единиц.
Дивизион подводных лодок — 4 подводные лодки.
1-й резерв — линкор «Ростислав», канонерские лодки «Донец» и «Кубанец».
2-й резерв — Учебный отряд Черноморского флота, Черноморский резервный дивизион миноносцев, Партия траления и вспомогательные суда.
В числе судов 2-го резерва состояли и боевые корабли — 2 старых линейных корабля и 9 мино-
Таблица
Боевой состав российского флота
Классы кораблей Балтийский флот Черноморский флот Каспийская флотилия Сибирская флотилия Всего
Линейные корабли 5 7 — — 12
Броненосные крейсера 3 — — — 3
Крейсера 7 2 — 2 11
Канонерские лодки 6 3 2 4 15
Эскадренные миноносцы 49 13 — 9 71
Миноносцы 23 13 11 47
Подводные лодки 12 5 4 9 30
Минные заградители 6 2 — — 8
Тральщики 5 — — — 5
Посыльные суда 8 1 — 1 10
Итого: 124 46 6 36 212
Примечания. 1) в состав Амурской речной флотилии входили 8 больших речных канонерских лодок (мониторов), 10 малых канонерских лодок и 10 небольших посыльных судов; 2) из указанных в таблице кораблей 3 линкора, часть миноносцев и большая часть подводных лодок устарели.
Составлена по: Судовой список Российского Императорского флота. 1914 г. СПб.: Изд. МГШ, 1914.
носцев. В составе службы связи состояли 7 гидросамолётов иностранного производства. Как и на Балтике, при каждом соединении имелись вспомогательные суда11.
Серьёзные изменения произошли в боевой подготовке, которая стала проводиться круглый год. Правда, ледовая обстановка на Балтике и погодные условия на Чёрном море удерживали её наибольшую интенсивность на уровне летне-осенних месяцев. На Балтике в зимнее время Минная дивизия базировалась на незамерзающую Либаву, но интенсивные плавания эсминцев в Финляндских шхерах проводились в тёплые месяцы года.
Основное внимание в боевой подготовке уделялось артиллерийским стрельбам с предельных дистанций (до 100—110 кбт), ночным минным (торпедным) атакам, минным постановкам и тралению, совместному плаванию.
Большие заслуги в повышении боевой выучки флота принадлежали командующему морскими силами Балтийского моря адмиралу Н.О. Эссену, который возродил традиции лазаревской и бута-ковской школ морской и тактической выучки. Будучи сторонником передовых идей своего начальника — вице-адмирала С.О. Макарова, Н.О. Эссен требовал от командиров и флагманов разумного риска в учебных походах, поощрял инициативных начальников и избавлялся от нерадивых.
Надо отметить, что и командующий морскими силами Чёрного моря адмирал А.А. Эбергард, старший Н.О. Эссена по службе, также внёс вклад в повышение боеготовности флота. Черноморский флот регулярно стрелял на большие дистанции, а накануне войны на нём были введены степени боевой готовности — «положения» — от повседневной до полной готовности к выходу в море.
Значительная часть командиров кораблей и штабных офицеров имели опыт боевых действий в Русско-японской войне. Все нижние чины имели опыт службы 1—5 лет. Новобранцев среди них не было, а демобилизация набора 1909 года ожидалась только осенью.
К началу войны и Балтийский, и Черноморский флоты находились в высокой степени боевой готовности. Почти все их корабли были морально устаревшими, но содержались в хорошем техническом состоянии и имели подготовленный личный состав.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бескровный Л.Г. Армия и Флот России в начале XX в. М.: Наука, 1986. С. 15, 229.
2 Всеподданнейший отчёт по Морскому министерству за 1914 год. Петроград, 1915. С. 13.
3 Иллюстрированная летопись русско-японской войны (1904— 1905 гг.). Вып. XXI. 1905. С. 23, 24.
4 Всеподданнейший отчёт по Морскому министерству за 1914 год. Петроград, 1915. С. 3.
5 Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.). М.: Изд-во Министерства ВС СССР, 1948. С. 60—225; ШершовА.П. История военного кораблестроения. М.; Л.: Госвоенмориздат, 1940. С. 141 — 149, 171—173, 179.
6 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 401. Оп. 2. Д. 1. Л. 34.
7 Петров М.А. Подготовка России к мировой войне на море. М.; Л.: Госвоениздат, 1926. С. 147—151.
8 Шацилло К.Ф. Русский империализм и развитие флота накануне Первой мировой войны (1906—1914 гг.). М.: Наука, 1968.
9 РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 6194. Л. 18—24.
10 Всеподданнейший отчёт по Морскому министерству за 1914 год. Петроград, 1915. С. 8—15.
11 Российский императорский флот и флоты Германии и Турции. 1915. СПб., 1915. С. 114—117. ■