Научная статья на тему 'Реконструкторская деятельность как объект культурологического исследования'

Реконструкторская деятельность как объект культурологического исследования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческая реконструкция / глобальные проблемы культуры / межэтническое взаимодействие / общероссийская идентичность / интеграция культур / historical reconstruction / global problems of culture / inter-ethnic cooperation / all-Russian identity / integrity of cultures

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лаптева Ирина Валерьевна, Трошин Андрей Иванович

Актуальность исторической реконструкции в настоящее время приобрела особое звучание и обнаруживается в успешном функционировании в современных реалиях: при построении туристических маршрутов, в просветительской и культурно-образовательной деятельности. Её полифункциональный потенциал выражается в повышении спроса на интерпретацию истории, в увеличении количества потребителей (зрителей, посетителей, туристов и других участников), в позитивном воздействии на развитие региональных территорий и, как следствие, в патриотически окрашенном просветительстве современников, в особенности, подрастающего поколения. На основе теоретических изысканий ученых (И. М. Верещагина, А. В. Демина, Е. Л. Драчева и др.) анализируются сущность и функционал реконструкторской деятельности в духовной жизни общества, исследуются его концептуальные особенности с позиций современных трансформаций. Авторы затрагивают историю зарождения реконструкторского движения в отечественной культуре и описывают реакцию социума на представленный феномен, который позиционирует как инструмент решения глобальных и локальных проблем культуры. Реконструкция рассматривается с разных ракурсов (туристический, образовательный, научно-популярный, практико-событийный, духовно-нравственный и др.), актуализируясь с помощью взятых из прошлого и реально воссозданных образцов. Сформулирован вывод о том, что в ходе визуализации культурно-исторического событийного контекста происходит объединение и конструктивное взаимодействие представителей различных этнических общностей, что одинаково благотворно сказывается на формировании и сохранении, с одной стороны — общероссийской и, с другой — этнокультурной идентичности. Статья подготовлена на основе внушительной базы теоретических концепций, интернет-источников и собственных наблюдений. Авторами используются как общенаучные методы анализа и синтеза, так и частнонаучные методы культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reconstructure Activity as an Object of Culturological Research

At present the urgency of the historical reconstruction has become especially important and is obvious in the successful functioning today: in making up tourist routes, in the enlightening and cultural-educational activities. Its many-functional potential is expressed in the raise of demand of history interpretation,in the increase consumers (spectators, visitors, tourists and other participants), in positive influence on the regional areas development and consequently in patriotically directed enlightenment on contemporaries, especially on the younger generation. On the basis of theoretic scientific insights by other researchers (I. M. Vereshchagin, A. V. Demin, E. L. Dracheva and others) the article analyzes the essence and functions of reconstruction activity in spiritual life of a society and studies its conceptual peculiarities from the position of modern transformations. The authors study the history of reconstruction movement beginning in national culture and describe the reaction of the society on the given phenomenon which is positioned as a tool for solving global and local cultural problems. Reconstruction is considered from different aspects (tourist, educational, scientific-popular, practical-eventual, spiritual, moral etc.) actualized with the help of the examples taken from the past and reconstructed today. The authors draw a conclusion that during the visualization of cultural-historic eventual context representatives of different ethnic communities are uniting and constructively interacting, thus positively influencing the formation and protection of both all-Russian and ethno-cultural identity. The article is based on many theoretical concepts, Internet resources and personal observations of the authors. They also use both general scientific methods of analysis, and partial-scientific methods of culturology.

Текст научной работы на тему «Реконструкторская деятельность как объект культурологического исследования»

УДК 008.001

Ирина Валерьевна Лаптева

доктор философских наук, главный научный сотрудник — заведующий отделом теории и истории культуры

Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Саранск, Россия

E-mail: laptevaiv@yandex.ru ORCID 0000-0002-0444-4237 Андрей Иванович Трошин

аспирант отдела теории и истории культуры

Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, Саранск, Россия

E-mail: and-troshin@mail.ru

ORCID 0000-0003-3144-4934

РЕКОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исторической реконструкции в настоящее время приобрела особое звучание и обнаруживается в успешном функционировании в современных реалиях: при построении туристических маршрутов, в просветительской и культурно-образовательной деятельности. Её полифункциональный потенциал выражается в повышении спроса на интерпретацию истории, в увеличении количества потребителей (зрителей, посетителей, туристов и других участников), в позитивном воздействии на развитие региональных территорий и, как следствие, в патриотически окрашенном просветительстве современников, в особенности, подрастающего поколения. На основе теоретических изысканий ученых (И. М. Верещагина, А. В. Демина, Е. Л. Драчева и др.) анализируются сущность и функционал реконструктор-ской деятельности в духовной жизни общества, исследуются его концептуальные особенности с позиций современных трансформаций. Авторы затрагивают историю зарождения реконструкторского движения в отечественной культуре и описывают реакцию социума на представленный феномен, который позиционирует как инструмент решения глобальных и локальных проблем культуры. Реконструкция рассматривается с разных ракурсов (туристический, образовательный, научно-популярный, практико-событийный, духовно-нравственный и др.), актуализируясь с помощью взятых из прошлого и реально воссозданных образцов. Сформулирован вывод о том, что в ходе визуализации культурно-исторического событийного контекста происходит объединение и конструктивное взаимодействие представителей различных этнических общностей, что одинаково благотворно сказывается на формировании и сохранении, с одной стороны — общероссийской и, с другой — этнокультурной идентичности. Статья подготовлена на основе внушительной базы теоретических концепций, интернет-источников и собственных наблюдений. Авторами используются как общенаучные методы анализа и синтеза, так и частнонаучные методы культурологии.

76

Ключевые слова: историческая реконструкция, глобальные проблемы культуры, межэтническое взаимодействие, общероссийская идентичность, интеграция культур

Для цитирования: Лаптева, И. В. Реконструкторская деятельность как объект культурологического исследования / И. В. Лаптева, А. И. Трошин // Вестник культуры и искусств. - 2024. - № 2 (78). - С. 76-82.

Реконструкторская деятельность как инструмент «оживления» истории очень важна не только для исторической науки, но и для культурологии, оказывая существенное влияние на принятие решений по глобальным проблемам культуры. В рамках настоящей работы предпринята попытка подтвердить данный тезис обоснованными аргументами.

Культурные процессы сегодня развиваются непредсказуемо и порой противоречиво, одной из востребованных форм сохранения культурно-исторической памяти является реконструкторская деятельность [10], феномен которой будет комплексно проанализирован в контексте повседневности.

В гуманитарной науке имеются исследования, отражающие особенности исторической реконструкции в целом. Так, И. М. Верещагина рассматривает данный феномен в образовательной плоскости — в контексте приобретения новых знаний об историческом прошлом [5]. Исследователь А. Е. Каплуненко пытается актуализировать понятие «историческая реконструкция» для современных реалий с прагматических позиций [12]. Одни ученые Е. Л. Драчева, И. В. Борисенко рассматривают историческую реконструкцию как способ развития туристического потенциала региона [3; 10], другие (А. Н. Милюков, В. М. Бызов и др.) подходят к данному вопросу с точки зрения педагогической выгоды, существуют исследования на смежную тематику [4; 16].

Цель данного исследования — изучить движение исторической реконструкции с культурологической точки зрения, прослеживая её влияние на сохранение культурно-исторической памяти в современном обществе и развитие туристического потенциала. Планируется выявить «культурный» эффект рекон-структорской деятельности через взаимосвязи с глобальными проблемами культуры.

Историческая реконструкция воссоздает материальное и духовное пространство опре-

делённого событийного контекста (сражения, фрагмента боя, элемента костюма и пр.) «во всей хронотопической самобытности» [17, с. 160]. В реконструкции могут быть воссозданы (наряду с обликом представителя определённого социального слоя в соответствии с историческим периодом) феодальные интриги или романтические истории; литературный или фольклорный материал.

Историческая реконструкция как теоретическое или практическое восстановление конструкции объекта (процессов, событий и технологий) основана на его сохранившихся фрагментах, остатках и имеющейся исторической информации о нем, с помощью современных методов исторической науки. Реконструкция как деятельность с определенной прагматической целью направлена на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д. Историческая реконструкция с социокультурной позиции предстает как «социальное действие, направленное на воссоздание материальной и духовной культуры прошлого» [2, с. 198], процесс «возрождения» [12, с. 72].

Исходя из имеющихся классификаций реконструкции (научная, музейная, карнавальная) [11], в данном труде реконструкция понимается как карнавальная деятельность по воссозданию, сохранению и продвижению культурно-исторической памяти (событие, контекст, личность и пр.) в близких к реальности формах, которая основана на научных знаниях, добытых в процессе длительной и кропотливой работы над историческими источниками, апробацией полученных результатов на практике.

Движение исторической реконструкции приобрело более-менее чёткие контуры и стало популярным в нашей стране относительно недавно. В конце 1980-х гг. впервые была проведена реконструкция Отечественной войны 1812 г., в 1990-е гг. реконструкторские клубы

77

продолжили свою деятельность, однако столкнулись с рядом проблем, в их числе — административные вопросы и проблемы финансирования [9]. С начала 2000-х гг. интерес к историческому прошлому вновь оживился благодаря появлению новых спонсоров, формированию «костяка» исторических клубов. На регулярной основе стали проводиться фестивали, объединяющие единомышленников не только из разных регионов, но и из разных стран [6].

Движение реконструкции способствует решению ряда важных культурно-образовательных проблем, в том числе возникающих как результат глобализации:

1. Конструктивное взаимодействие представителей различных народностей и этнических общностей [3] в ходе воссоздания исторических событий благотворно сказывается на поддержании национальной идентичности [11], лучшем понимании культуры другого народа и адекватном восприятии его обычаев и традиций.

2. Противостояние «совместимость — несовместимость» разных локальных общностей, которое не смягчается в период ускоренной глобализации (особенно, в конфессиональной плоскости), поскольку «православному христианину не легко понять мусульманина и наоборот» [6, с. 113].

3. Противоречивые процессы «гомогенизация — диверсификация», «объединение — фрагментация», «интеграция — противодействие». С одной стороны, культурные процессы интегрируются в единую систему, с другой — проявляется тенденция к дезинтеграции, диверсификации и фрагментации. Так, различные культуры в рамках Евросоюза стремятся выделиться, что приводит к фрагментации культурного пространства и безусловно ведёт к культурному обособлению, ослаблению интеграционных процессов и культурного взаимовлияния. Историческая реконструкция, объединяя представителей различных стран и народов, наглядно показывает важность умеренной интеграции с одной стороны, и в то же время ценность идентификации народов — с другой, способствуя тем самым умеренным интеграционным процессам. В этом заключается положительный эффект реконструкторской де-

ятельности в решении культурно-интеграционной проблемы.

4. Снижение мотивации к изучению истории и заинтересованности в предмете. Спрос на аудиовизуальный образовательный контент необходимо постоянно удовлетворять через организацию / производство интерактивных активностей, что благотворно скажется на усвоении учебного материала, патриотическом воспитании и активизации гражданской позиции [18]. Подрастающему поколению изучать историю лишь по школьным учебникам становится неинтересно. Как показывает педагогическая практика, увидев собственными глазами воссозданные события прошлого, школьники начинают по-другому воспринимать историю, повышая мотивацию к получению знаний [1].

Практика показывает, что «живая история» является инновационной и эффективной образовательной техникой, поскольку получение знаний происходит нестандартно [10]. В аналитическом исследовании педагога А. Н. Милюкова отмечается необходимость следования психолого-педагогическим правилам при продвижении исторической реконструкции, которые следует принимать во внимание при работе с любой целевой аудиторией (особенно с детьми): а) соответствие наглядного материала возрастным особенностям; б) исключение рассеянного внимания в процессе достижения культурно-образовательной или просветительской цели; в) хорошая просма-триваемость реконструируемых предметов / героев [16].

Безусловно, школьники и сами могут принимать участие в исторической реконструкции: это может быть реконструкция предметов быта, одежды и снаряжения людей из различных исторических эпох [7]. Реконструк-торская деятельность может проводиться на уроках истории и технологии, на военно-образовательной площадке патриотического лагеря [15], в археологических лабораториях и лагерях, музейных и исторических кружках, в арт-мастерских и др.

5. Отсутствие туристического направления в содержании учебной программы. В контексте школьной модели важной деятельностью может стать включение «анализа

78

и проектирования туристических и краеведческих маршрутов, экскурсионных и экспедиционных программ на уроках» [4, с. 29] с целью вовлечения в реконструкторское движение. Реконструкции могут повысить туристическую привлекательность каждого региона через развитие культурного ландшафта — совокупность этно- и социокультурных, исторических и географических факторов региональной территории, способных «притянуть» туристов. На основе событийной темы сегодня можно произвести принципиально иной туристический продукт, включающий в себя наряду с реконструкцией многочисленные мероприятия (фо-румные площадки, слёты, музеи под открытым небом, арт-мастерские, интерактивные экскур-

сии и др.)1 и позволяющий судить о культурном имидже региональной территории [13].

Резюмируя, хотелось бы отметить, что ре-конструкторское движение, воссоздавая (культурную, историческую, социальную, военную) историю, событийный фон, жизненный уклад прошлого, историю этноискусства и др., подводит к осознанию того, что реконструкция как инструмент «оживления» истории содействует лучшему пониманию причинно-следственных связей прошлого и настоящего, а значит и объективной оценке проблемных ситуаций и верному решению глобальных проблем.

1 iВолга 2022 // ВКонтакте. URL: https://vk.com/ album-50066266 286984244.

Список литературы

1. Беликова, Е. А. Историческая реконструкция как один из методов повышения мотивации и осознанного интереса учащихся к изучению истории / Е. А. Беликова // Актуальные вопросы гуманитарных наук. — 2022. — № 5. — С. 287-294.

2. Божок, Н. С. Социологическое содержание понятия «Историческая реконструкция» / Н. С. Божок // Вестник Саратовского государственного технического университета. — 2013. — № 3 (72). — С. 197-201.

3. Борисенко, И. В. Историческая реконструкция как способ развития коммерческого туризма в регионе / И. В. Борисенко // Малые и средние города России как проблемное поле геобрендинга : материалы науч.-практ. конф. — Екатеринбург, 2011. — С. 31-36.

4. Бызов, В. М. Историческая реконструкция и самодеятельное материальное оснащение школьного историко-туристического клуба / В. М. Бызов // Молодой ученый. — 2016. — № 6-2. — С. 27-30.

5. Верещагина, И. М. Феномен исторической реконструкции в приобретении новых знаний о прошлом общества / И. М. Верещагина // Вестник Томского государственного университета. История. — 2019. — № 59. — С. 110-116.

6. Волжина, И. А. Деятельностный подход историческая реконструкция как один из аспектов проектной и исследовательской деятельности / И. А. Волжина // Вестник военного образования. — 2021. — № 1 (28). — С. 112-115.

7. Грибан, И. В. Историческая реконструкция событий великой отечественной войны: современные тенденции / И. В. Грибан // Преподавание истории в школе. — 2019. — № 3. — С. 40-46.

8. Дёмина, А. В. Движение исторической реконструкции: пути и решения / А. В. Дёмина // Вестник Костромского государственного университета. — 2012. — № 5. — С. 45-48.

9. Дёмина, А. В. Историческая реконструкция как способ формирования культурного ландшафта Юга России / А. В. Дёмина // Наследие веков. — 2017. — № 5. — С. 31-37.

10. Драчева, Е. Л. Историческая реконструкция как основа формирования нового турпро-дукта / Е. Л. Драчева // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2012. — № 4. — С. 55-67.

11. Историческая реконструкция // Академик : офиц. сайт. — URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/ruwiki/59466 (дата обращения 18.02.2024).

79

12. Каплуненко, А. Е. Об адекватности термина «Историческая реконструкция» в контексте неформального молодёжного движения ролевиков / А. Е. Каплуненко // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. — 2013. — № 1. — С. 70-76.

13. Котова, Д. Д. Исторические реконструкции как ресурс развития внутреннего туризма в приморском крае / Д. Д. Котова // Наследие нобелевских лауреатов по экономике : материалы III всерос. науч.-практ. конф. — Самара, 2016. — С. 143-146.

14. Куршева, Г. А. Историческая память как основа сохранения культурного кода мордовского (мокшанского и эрзянского) народа / Г. А. Куршева // Центр и периферия. — 2019. — № 3. — С. 17-21.

15. Лаптева, И. В. «Страна героев» — культурно-образовательная площадка патриотического лагеря российского военно-исторического общества / И. В. Лаптева, Е. Д. Пахмутова, Е. Н. Бикейкин // Центр и периферия. — 2023. — № 1. — С. 26-35.

16. Милюков, А. Н. Использование исторической реконструкции как наглядного метода изучения истории / А. Н. Милюков // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. — Т. 1. — Челябинск, 2011. — С. 139-140.

17. Радченко, Д. А. Историческая реконструкция: нормативное пространство и фольклор субкультуры / Д. А. Радченко // Традиционная культура. — 2012. — № 1 (45). — С. 159-161.

18. Трошин, А. И. Военно-историческая реконструкция «И был рубеж построен к сроку» в формировании регионального социокультурного пространства / А. И. Трошин, С. Д. Трибушинина // Центр и периферия. — 2023. — Т. 18. — № 2 (64). — С. 31-37.

Получено 15.03.2024

80

Irina V. Lapteva

Doctor of Philosophical Sciences,

Associate professor,

Chief research associate,

Head of the theory and history department

Humanities Research Institute

patronized by the Republic

of Mordovia Government, Saransk, Russia

E-mail: laptevaiv@yandex.ru

ORCID 0000-0002-0444-4237

Andrey I. Troshin

Post-graduate student of the Department of Theory and History of Culture

Humanities Research

Institute patronized by the Republic

of Mordovia Government, Saransk, Russia

E-mail: and-troshin@mail.ru

ORCID 0000-0003-3144-4934

Reconstructure Activity as an Object of Culturological Research

At present the urgency of the historical reconstruction has become especially important and is obvious in the successful functioning today: in making up tourist routes, in the enlightening and cultural-educational activities. Its many-functional potential is expressed in the raise of demand of history interpretation,in the increase consumers (spectators, visitors, tourists and other participants), in positive influence on the regional areas development and consequently in patriotically directed enlightenment on contemporaries, especially on the younger generation. On the basis of theoretic scientific insights by other researchers (I. M. Vereshchagin, A. V. Demin, E. L. Dracheva and others) the article analyzes the essence and functions of reconstruction activity in spiritual life of a society and studies its conceptual peculiarities from the position of modern transformations. The authors study the history of reconstruction movement beginning in national culture and describe the reaction of the society on the given phenomenon which is positioned as a tool for solving global and local cultural problems. Reconstruction is considered from different aspects (tourist, educational, scientific-popular, practical-eventual, spiritual, moral etc.) actualized with the help of the examples taken from the past and reconstructed today. The authors draw a conclusion that during the visualization of cultural-historic eventual context representatives of different ethnic communities are uniting and constructively interacting, thus positively influencing the formation and protection of both all-Russian and ethno-cultural identity. The article is based on many theoretical concepts, Internet resources and personal observations of the authors. They also use both general scientific methods of analysis, and partial-scientific methods of culturology.

Keywords: historical reconstruction, global problems of culture, inter-ethnic cooperation, all-Russian identity, integrity of cultures

For citing: Lapteva I. V., Troshin A. I. 2024. Reconstructure Activity as an Object of Culturological Research. Vestnik kultury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 2 (78): 76-82. (In Russ.).

81

References

1. BeLikova E. A. 2022. Historical reconstruction as one of the methods of increasing motivation and conscious interest of students in the study of history. Aktual'nye voprosy gumanitarnyh nauk [Topical issues of the humanities]. No 5: 287-294. (In Russ.).

2. Bozhok N. S. 2013. The sociological content of the concept of "Historical reconstruction". Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Saratov State Technical University]. No 3 (72): 197-201. (In Russ.).

3. Borisenko I. V. 2011. Historical reconstruction as a way of development of commercial tourism in the region. Malye i srednie goroda Rossii kak problemnoe pole geobrendinga [Small and medium-sized cities of Russia as a problem field of geobranding]. Yekaterinburg. P. 31-36. (In Russ.).

4. Byzov V. M. 2016. Historical reconstruction and amateur material equipment of the school historical and tourist club. Molodoj uchenyj [Young scientist]. No 6-2: 27-30. (In Russ.).

5. Vereshchagina I. M. 2019. The phenomenon of historical reconstruction in the acquisition of new knowledge about the past of society. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Bulletin of Tomsk State University. History]. No 59: 110-116. (In Russ.).

6. Volzhina I. A. 2021. Activity approach historical reconstruction as one of the aspects of project and research activities. Vestnik voennogo obrazovaniya [Bulletin of Military Education]. No 1 (28): 112-115. (In Russ.).

7. Griban I. V. 2019. Historical reconstruction of the events of the Great Patriotic War: modern trends. Prepodavanie istorii v shkole [Teaching history at school]. No 3: 40-46. (In Russ.).

8. Demina A. V. 2012. The movement of historical reconstruction: ways and solutions. Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kostroma State University]. No 5: 45-48. (In Russ.).

9. Demina A. V. 2017. Historical reconstruction as a way of forming the cultural landscape of the South of Russia. Nasledie vekov [Heritage of Centuries]. No 5: 31-37. (In Russ.).

10. Dracheva E. L. 2012. Historical reconstruction as the basis for the formation of a new tourist product. Sovremennye problemy servisa i turizma [Modern problems of service and tourism]. No 4: 55-67. (In Russ.).

11. Historical reconstruction. Akademik [Academician]. Available from: https://dic.academic.ru/dic. nsf/ruwiki/59466, acessed 18.02.2024. (In Russ.).

12. Kaplunenko A. E. 2013. On the adequacy of the term "Historical reconstruction" in the context of the informal youth movement of role players. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvistich-eskogo universiteta [Bulletin of the Irkutsk State Linguistic University]. No 1: 70-76. (In Russ.).

13. Kotova D. D. 2016. Historical reconstructions as a resource for the development of domestic tourism in Primorsky Krai. Nasledie nobelevskih laureatov po ekonomike [The legacy of Nobel laureates in Economics]. Samara. Pp. 143-146. (In Russ.).

14. Kursheva G. A. 2019. Historical memory as a basis for preserving the cultural code of the Mordovian (Moksha and Erzya) people. Centr i periferiya [Center and periphery]. No 3: 17-21. (In Russ.).

15. Lapteva I. V, Pakhmutova E. D., Bikejkin E. N. 2023. "The land of heroes" — a cultural and educational platform of the patriotic camp of the Russian Military Historical Society. Tsentr i periferiya [Center and periphery]. No 1: 26-35. (In Russ.).

16. Milyukov A. N. 2011. The use of historical reconstruction as a visual method of studying history. Pedagogika: tradicii i innovacii [Pedagogy: Traditions and innovations]. Chelyabinsk. Vol. 1: 139-140. (In Russ.).

17. Radchenko D. A. 2012. Historical reconstruction: normative space and folklore of subculture. Tradicionnaya kul'tura [Traditional culture]. No 1 (45): 159-161. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Troshin A. I, Tribushinina S. D. 2023. Military-historical reconstruction "And the frontier was built by the deadline" in the formation of the regional socio-cultural space. Tsentr i periferiya [Center and periphery]. Vol. 18, No 2 (64): 31-37. (In Russ.).

Received 15.03.2024

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.