Научная статья на тему 'Историческая реконструкция как способ формирования культурного ландшафта Юга России'

Историческая реконструкция как способ формирования культурного ландшафта Юга России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
678
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ИСТОРИЯ / ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / КЛУБ / ФЕСТИВАЛЬ / ЖИВАЯ ИСТОРИЯ / CULTURAL LANDSCAPE / RECONSTRUCTION / HISTORY / MILITARY HISTORICAL RECONSTRUCTION / CLUB / FESTIVAL / LIVING HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демина Анастасия Владимировна

Движение исторической реконструкции достаточно молодое культурное явление. Историческая база и стремление участников воссоздать черты той или иной эпохи в полной мере являются достаточным потенциалом для развития данного направления досуговой, а также туристической деятельности. Так, в сфере досуга движение исторической реконструкции довольно эффективно реализует релаксационную и компенсаторную функции культуры. Кроме того, историческая реконструкция может помочь в решении многочисленных проблем в сфере современной культуры, в частности, при решении проблемы сохранения культурного ландшафта региона. В данной области реконструкторская деятельность может послужить действенным способом «оживления» исторической памяти, консервации культурных наработок. Реконструкция может явиться также средством для привлечения внимания административных органов и властных структур к решению самой задачи сохранения культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Historical Reconstruction as a Way of Forming the Cultural Landscape of the South of Russia

The movement of historical reconstruction is a fairly young cultural phenomenon. The historical basis and the desire of the participants to recreate the features of this or that era are fully sufficient potential for the development of this area of leisure, as well as tourism activities. So, in the sphere of leisure, the movement of historical reconstruction quite effectively realizes the relaxation and compensatory functions of culture. In addition, historical reconstruction can help in solving numerous problems in the sphere of modern culture, in particular, when solving the problem of preserving the cultural landscape of the region. In this area, reconstructive activity can serve as an effective way to "revive" historical memory, the preservation of cultural practices. Reconstruction can also be a means to attract the attention of administrative bodies and power structures to the very task of preserving the cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Историческая реконструкция как способ формирования культурного ландшафта Юга России»

ДЕМИНА Анастасия Владимировна

кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Астраханского государственного университета

Астрахань, Россия Anastasiya V. DEMINA Cand. Sci. (Theory and History of Culture), Assoc. Prof., Department of Cultural Studies, Astrakhan State University Astrakhan, Russia mr.dk72an@yandex.ru

Историческая реконструкция как способ формирования культурного ландшафта Юга России

The Historical Reconstruction as a Way of Forming the Cultural Landscape of the South of Russia

Движение исторической реконструкции - достаточно молодое культурное явление. Историческая база и стремление участников воссоздать черты той или иной эпохи в полной мере являются достаточным потенциалом для развития данного направления досуговой, а также туристической деятельности. Так, в сфере досуга движение исторической реконструкции довольно эффективно реализует релаксационную и компенсаторную функции культуры. Кроме того, историческая реконструкция может помочь в решении многочисленных проблем в сфере современной культуры, в частности, при решении проблемы сохранения культурного ландшафта региона. В данной области реконструкторская деятельность может послужить действенным способом «оживления» исторической памяти, консервации культурных наработок. Реконструкция может явиться также средством для привлечения внимания административных органов и властных структур к решению самой задачи сохранения культурного наследия.

Ключевые слова: культурный ландшафт, реконструкция, история, военно-историческая реконструкция, клуб, фестиваль, живая история.

The movement of historical reconstruction is a fairly young cultural phenomenon. The historical basis and the desire of the participants to recreate the features of this or that era are fully sufficient potential for the development of this area of leisure, as well as tourism activities. So, in the sphere of leisure, the movement of historical reconstruction quite effectively realizes the relaxation and compensatory functions of culture. In addition, historical reconstruction can help in solving numerous problems in the sphere of modern culture, in particular, when solving the problem of preserving the cultural landscape of the region. In this area, reconstructive activity can serve as an effective way to "revive" historical memory, the preservation of cultural practices. Reconstruction can also be a means to attract the attention of administrative bodies and power structures to the very task of preserving the cultural heritage.

Keywords: cultural landscape, reconstruction, history, military historical reconstruction, club, festival, living history.

НАСЛЕДИЕ ВЕКШ

2017 № 3

Как известно, культурное наследие — это неотъемлемый фактор и условие развития как человечества в целом, так и отдельной цивилизации, отдельного народа, этноса. В настоящее время в научном дискурсе в понятийное поле культурного наследия все чаще принято включать термин «культурный ландшафт». Данное включение обусловлено, прежде всего, тем фактом, что отдельный исторический памятник нельзя рассматривать, а тем более изучать, не принимая в расчет окружающую местность, то есть культурный ландшафт.

Является ли исследование культурных ландшафтов актуальной темой? Безусловно. Культура любого народа, этноса формируется под воздействием внешних факторов. Речь идет, в первую очередь, о ландшафте, который, в определенной степени, формирует менталитет человека, в частности, и народа, в целом. Не касаясь темы географического детерминизма, обуславливающего особенности социально-экономической деятельности жизни народа, подчеркнем, что не следует полностью обходить вниманием процессы взаимовлияния окружающей среды, в частности, ландшафта на культуру.

Общеизвестно, что этнические стереотипы формируются не только культурным полем того или иного этноса, но также определяется окружающей местностью, что, согласно, концепции А. Тойнби, является одной из форм «ответов» на «вызов» природы [1]. «Гордость горцев, веселость моряков, отвага степняков, хладнокровие сибиряков - все эти особенности проявляются в различных этнических культурах, ландшафтного, но не географического характера» [11, с. 82].

Сам термин «ландшафт» (landschaft) немецкого происхождения «и первоначально в трактовке Фульдского монастыря обозначал единую священную землю, «землю обетованную», территорию, упорядоченную общегерманскому плану» [13, с. 78]. С течением времени термин приобрел административно-территориальное значение, а к началу XVIII столетия включается в профессиональный язык художников как синоним пейзажа [15, с. 117]. В естественных науках ландшафт - это одно из фундаментальных понятий в географии и объект изучения в ландшафтоведении,

где обозначает «категорию территориального деления географической оболочки» [4, с. 456].

Что касается термина «культурный ландшафт», отметим, что данное словосочетание входит в отечественную науку в начале ХХ в. наряду с термином «культурный ареал» [213, с. 80]. Одним из первых концепцию культурного ландшафта начал развивать в своих исследованиях отечественный ученый, зоолог и географ, Лев Семенович Берг (1876-1950). К примеру, в своей статье «Предмет и задачи географии» (1915 г.), ученый полагает культурным ландшафтом тот, в котором «человек и произведения его культуры играют важную роль. Город или деревня <...> суть составные части культурного ландшафта» [3, с. 471].

В философском дискурсе ученые подчеркивают неразрывное единство исторического процесса и культурного ландшафта. Так, по мысли Т. Адорно, «культурные ландшафты связаны с историей как ее выражение в них, как в форме запечатлевается непрерывность исторического развития.» [1, с. 116]. Таким образом, культурный ландшафт можно рассматривать как культурную среду, сформированную как географическими, так и историческими, этническими реалиями [13].

Интересным наблюдением является тот факт, что в изучении и исследовании культурного ландшафта порой способны помочь подчас не относящиеся к культурному ландшафту культурные феномены и явления. Одним из таких феноменов в спектре современной культуры может послужить, к примеру, движение исторической реконструкции.

Находясь на стыке сразу нескольких областей научного знания (культурологии, истории, археологии, социологии) феномен исторической реконструкции заслуживает пристального исследовательского внимания, поскольку в визуальной форме демонстрирует элементы того или иного культурного ландшафта.

Термин «реконструкция» (от лат. «гесо^^исйо» — построение) означает переделку, коренную перестройку чего-либо, организацию по совершенно новым принципам» [16]. Словосочетание «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях. В первом случае речь идет о восстанов-

НЯСЛЕДИЕ ВЕКОВ

2017 № 3

лении внешнего вида и структуры заданного объекта, теоретическое или практическое моделирование. Подобная реконструкция основывается на работе с сохранившимися материалами (фрагменты, исторические источники об объекте) при помощи современных научных методов науки (компьютерное моделирование, воссоздание копий, археологический эксперимент). Во втором случае термин «историческая реконструкция» подразумевает деятельность, направленную на воссоздание различного рода исторических процессов, событий, объектов и пр. В данном исследовании в качестве основы используется второе значение термина.

В научных кругах понятие «историческая реконструкция» используется достаточно широко. Изучение данной проблемы нашло свое отражение в трудах многих отечественных ученых философов, историков, культурологов, таких как А. В. Коробейников («Историческая реконструкция по данным археологии»), С. Ю. Каменский («Актуализация археологического наследия в современных социокультурных практиках»), И. В. Глухарев («Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен») и др.

Движение исторической реконструкции - относительно молодое явление, включающее в себя множество направлений. Считается, что историческая реконструкция как вид деятельности и форма досуга родилась в России приблизительно 30 лет назад. Непосредственной предпосылкой для возникновения движения послужил фестиваль «День Бородино», стартовавший в 1989 г. на месте сражения в память о событиях Отечественной войны 1812 года. Впоследствии данный фестиваль стал традицией, а ожившая история наполеоновского наступления послужила, своего рода, катализатором для возникновения и распространения военно-исторических клубов, специализирующихся на воссоздании военного прошлого [7].

На сегодняшний день в отечественной исторической реконструкции наблюдается два наиболее популярных направления: так называемая «живая история» и военно-историческая реконструкция. «Живая история» -

это формат исторической реконструкции, где главным условием является максимально полное и достоверное воссоздание образа жизни людей какой-либо местности в определенный исторический период. Обычно такого рода мероприятия проходят в форме фестивалей, приуроченных, например, к значимой исторической дате, или в виде «живых» музеев под открытым небом, функционирующих временно или на постоянной основе. Задача участников в данном случае - максимально погрузиться в заданное время, прожить его в соответствии с хронологическими характеристиками. Иными словами, все должно соответствовать эпохе, начиная с костюма и обмундирования и заканчивая, скажем, способом приготовления пищи. Так, например, электричество и современные средства связи в условном Средневековье попросту недопустимы. Подобный подход создает достаточно серьезный уровень проводимых мероприятий.

На сегодняшний день на территории нашей страны мы можем видеть развивающиеся музейные комплексы, с успехом применяющие элементы «живой истории». К примеру, в г. Кемерово функционирует центр археологического моделирования «Томская писаница» [9] , в г. Челябинск - музей-заповедник «Арка-им» [8], в республике Карелия - музей-заповедник «Кижи» [6].

Что касается второго направления движения исторической реконструкции, то можно с уверенностью сказать, что военно-историческое моделирование по сравнению с форматом «живая история» представляет собой более развитую и популярную деятельность в России. Военно-историческая реконструкция - это, преимущественно, досуговая деятельность, вид хобби, направленный на воссоздание военного прошлого в отечественной и мировой истории (оружие, доспехи, система ведения боя, памятные битвы и пр.).

Основным способом проявления данного направления являются турниры, а также так называемые бугурты (массовые полевые сражения). Среди наиболее популярных эпох военно-исторической реконструкции можно выделить период античности, Средние века, Новое время и мировые войны [10]. Интересно заметить, что самым популярным антуражем

на военно-исторических фестивалях является именно средневековая эпоха.

Несмотря на отсутствие статуса субкультуры, военно-историческая реконструкция - отнюдь не хаотичное движение. Напротив, участникам свойственно объединяться в различного рода организации. Обычно это военно-исторические клубы (ВИК). Подобные объединения обязательно располагают собственным помещением для тренировок, хранения костюмов и обмундирования. Часто на территории клуба работает своя оружейная мастерская.

Средний клуб — это обычно 10-30 человек. Крупные организации нередко открывают филиалы в других городах и регионах. Внутри военно-исторических клубов может существовать иерархическая лестница, аналогичная обычно воссоздаваемому периоду (структура славянской дружины, пехотного полка армии Наполеона Бонапарта). В большинстве случаев иерархическая структура клуба легко угадывается в названии объединения ( «Дружина Крепость в Туле, «Варяг», «Паладин» - в Москве, «Половецкая степь», «Сварожья Дружина» - в Астрахани). Членам одного и того же клуба присущи собственные отличительные признаки, помогающие идентифицировать «своих» на крупных фестивалях или больших турнирах (щиты определенного цвета и геральдического рисунка, фасон костюма, нашивки и т.п.). Помимо участия в реконструкторских фестивалях и турнирах, ВИКи организовывают собственные закрытые мероприятия, воссоздающие заданные локальные события, обряды, праздники, традиции и т.д. (к примеру, средневековые пиры и ренессансные балы).

Отечественная историческая реконструкция более милитаризирована и носит, преимущественно, фестивальный характер. Фестиваль является главной формой проведения мероприятий и, зачастую, преследует кратковременные цели, основной из которых является привлечение внимания, как к самим воинским искусствам, так и к реконструируемой эпохе, в целом.

Большинство отечественных клубов военно-исторической реконструкции воссоздают эпоху в целом, без акцента на каком-ли-

бо крупном историческом факте, участвуя в различных точечных турнирах и больших мероприятиях, приуроченных, например, к определенной дате (вспомним, традицию воссоздания Бородинского сражения). Однако встречаются и такие организации, которые с течением времени наработали серьезную базу и стали, своего рода, центрами сохранения исторического и культурного наследия России. Пожалуй, самым впечатляющим подобным примером является ежегодный фестиваль «Куликово поле» (Тульская область), в котором принимают участие военно-исторические клубы из России и ближнего зарубежья. В память о значимой исторической дате, 8 сентября 1380 г., на поле Куликовской битвы на несколько дней оживает канувшее в лету сражение, реконструируются его различные этапы. Воссоздаваемая атмосфера XIV в. на фестивале охватывает историческое фехтование, конкурсы исторической кухни и костюма и пр. Данный фестиваль является частью программы федерального учреждения культуры Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле», созданного в октябре 1996 г. Музей имеет достаточно высокий статус, так как был основан Постановлением Правительства РФ на основании закона РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» [5]. Заповедник включает место самой битвы с прилегающей территорией. Куликово поле находится на юго-востоке Тульской области, занимая территорию лесостепей в бассейне реки Дон при слиянии его с рекой Непрядвой. Помимо природного ландшафта к музею-заповеднику относится и комплекс филиалов: музейно-вы-ставочный центр «Тульский древности», музей истории русского купечества в поселке Епифань, музейно-мемориальный комплекс села Монастырщина, мемориал на Красном холме Куликова поля [5]. В 2009 г. указом президента РФ музей-заповедник «Куликово поле» был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов [5].

Военно-историческая реконструкция распространена и в Астраханской области. Так, например, в Астрахани в настоящее время успешно функционирует один из крупнейших

реконструкторских клубов региона «Половецкая степь» (ранее «Варяги», основан в 1996 г.). Представители данного направления ориентированы на воссоздание отдельных периодов истории Астраханского края, в частности, эпохи Золотой Орды. Клуб самостоятельно создает доспехи, оружие, аксессуары (на базе клуба действует ООО «Керн»). Кроме того, большой популярностью в регионе пользуется АРОО «Молодежное реконструкторское движение», Военно-исторический клуб KG ASTRAKHAN и др.

В 2009 г. на территории области стартовал фестиваль «Половецкая степь», организованный при поддержке туристической компанией «Астринтру». Расположившись в селе Три Протоки Приволжского района Астраханской области, фестиваль собрал представителей девяти регионов России [2]. Территория Нижнего Поволжья привлекательна для проведения подобных мероприятий, так как именно через Астраханский регион в древности проходил знаменитый Шелковый путь, который являлся центром половецких степей.

В 2006 г. в Астраханской области стартовал фестивальный проект «Итильский берег», основная цель которого заключалась в «оживлении» наиболее ярких страниц истории Нижнего Поволжья. В 2011 г. фестиваль состоялся в пятый раз и собрал около 15 военно-исторических клубов из Москвы («Русская Дружина», «Берн»), Санкт-Петербурга («Княжеская дружина»), Таганрога («Танасечь»), Ставрополя («Кростаун», «Ганзейский союз»), Волгограда («Кречет») и пр. Местом проведения был выбран культурно-развлекательный комплекс «Сарай-Бату» - столица Золотой Орды (Хара-балинский район Астраханский области), где возле стилизованных стен города проходили основные мероприятия (конные и пешие сражения, турнир по фехтованию, стрельбе из лука, ночные бугурты, мастер-классы исторического костюма, танца, кухни и пр.). Организаторами фестиваля выступили региональное министерство культуры, муниципальное образование «Харабалинский район», Центр культуры и искусства, военно-исторический клуб «Ас-Тархан» и сам комплекс «Сарай-Бату».

Интересно заметить, что своим появлением КРЦ «Сарай-Бату» обязан съемкам ху-

дожественного фильма «Орда», для которых в 2010 г. возвели декорации города. После завершения съемочного процесса декоративные постройки были преобразованы в музейный комплекс, где посетители могут воочию увидеть, что собой представала столица золо-тоордынского государства.

И хотя настоящие руины Сарай-Бату находятся на некотором расстоянии от макета, а именно на территории музейного комплекса «Селитренное городище», где непосредственно производятся археологические работы, новый культурно-развлекательный комплекс, несомненно, повышает интерес к археологическому наследию региона. Свою лепту в это вкладывают и реконструкторские фестивали, привлекая не только туристов и любителей истории, но и спонсоров, а также административные органы к решению проблемы сохранения культурного наследия области.

Например, с 14 по 19 августа 2017 г. на территории КРЦ «Сарай-Бату» пройдет Первый открытый международный фестиваль искусств «Мечты барханов - 2017» [12]. «По словам инициатора фестиваля, руководителя культурно-исторического комплекса «Са-рай-Бату» Александра Бондаренко, фестиваль «Мечты барханов» станет логичным продолжением ряда ярких событий, состоявшихся в разные годы на этой площадке - масштабных празднований Дней археолога, ежегодного рок- фестиваля «Золотая Орда», различных мероприятий, связанных с тематикой исторических реконструкций» [12]. Реконструкция степного средневекового костюма, доспехов и вооружения, зрелищные одиночные бои и массовые бугурты на мечах и копьях, мастер-классы по ткачеству, гончарному и кузнечному делу - «всё это и многое другое ожидает участников и зрителей исторической реконструкции «Бунчук Батыя», включенной в программу фестиваля искусств «Мечты барханов» [12].

Безусловно, историческая реконструкция как феномен современной культуры перспективен и многогранен в научном плане, поскольку представляет собой широкое и пока малоизученное поле для исследования. Кроме академического интереса движение исторической реконструкции как явление может

проявляться и «работать» в различных сферах современной культуры. Например, в области культурного туризма элементы исторической реконструкции при грамотном подходе успешно используются для развития туризма, в целом, а также для привлечения дополнительных доходов в отрасль. Получив наиболее широкое распространение в сфере досуга, движение исторической реконструкции довольно эффективно реализует релаксационную и компенсаторную функции культуры. В научной среде данный феномен, в основном, используется как метод исследования (исторический эксперимент), а в области музееведения - как инновационная методика работы

Использованная литература:

1. Адорно Т. Эстетическая теория (Философия искусства). М.: Республика, 2001.

2. Астраханская область. Пятый военно-исторический фестиваль «Итильский берег» [Электронный ресурс] // Портал исполнительных органов государственной власти Астраханской области. URL: https://www. astrobl.ru/news/62481 (дата обращения 04.08.17).

3. Берг Л.С. Предмет и задачи географии // Известия Русского географического общества. 1915. Т. 51. Вып. 9. С. 463-475.

4. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Глав. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

5. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». [Электронный ресурс] // Музеи России. URL: www.museum.ru/ M603 (дата обращения 05.08.17).

6. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» [Электронный ресурс]. URL: http://kizhi.karelia.ru/ (дата обращения 05.08.17).

7. Движение любителей исторической реконструкции [Электронный ресурс] // Технология альтруизма. URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/11 (дата обращения 03.08.17).

8. Историко-культурный заповедник областного значения «Аркаим» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.arkaim-center.ru (дата обращения 05.08.17).

9. Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gukmztp.ru (дата обращения 05.08.17).

10. История движения военно-исторической реконструкции. [Электронный ресурс] // Международная военно-историческая ассоциация. URL: http://www.imha. ru/1144523097-istorija_dvizhenija_voennoistoricheskojj. html#.WfGpb_m0Opo (дата обращения 04.08.17).

11. Костецкий В. В. Притяжение ландшафта // То-пос. Литературно-философский журнал. 2006. № 10. С. 82.

(«живые музеи»). Важно отметить, что движение исторической реконструкции может также помочь в решении глобальных культурных проблем, таких как, например, проблема сохранения культурного и исторического наследия, а также проблема формирования и сохранения культурных ландшафтов. В данной области реконструкторская деятельность может послужить действенным способом «оживления» исторической памяти, консервации культурных наработок, а также средством для привлечения внимания к решению самой задачи сохранения культурного наследия со стороны административных органов и властных структур.

References:

1. Adorno, Th., Esteticheskaya teoriya (Filosofiya iskusstva) (Aesthetic Theory (Philosophy of Art), Moscow: Respublika, 2001.

2. Astrakhanskaya oblast'. Pyatyy voenno-istoricheskiy festival' "Itil'skiy bereg" (The Astrakhan Region. Fifth Military Historical Festival "Itilsky Coast"), in Portal ispolnitel'nykh organovgosudarstvennoy vlastiAstrakhanskoy oblasti. https://www.astrobl.ru/news/62481. Accessed August 4, 2017.

3. Berg, L. S., Predmet i zadachi geografii (A Subject and Tasks of Geography), in Izvestiya Russkogo geograficheskogo obshchestva, 1915, vol. 51, no. 9, pp. 463-475.

4. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya (The Great Soviet Encyclopedia), in 30 vols., Prokhorov, A. M., Chief Ed., Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1969-1978, 3rd ed.

5. Gosudarstvennyy voenno-istoricheskiy i prirodnyy muzey-zapovednik "Kulikovo pole" (State Military-Historical and Natural Museum-Reserve "Kulikovo Field"), in Muzei Rossii. www.museum.ru/M603. Accessed August 5, 2017.

6. Gosudarstvennyy istoriko-arkhitekturnyy i etnograficheskiy muzey-zapovednik "Kizhi" (State Historical, Architectural and Ethnographic Museum-Reserve "Kizhi"). URL: http://kizhi.karelia.ru/. Accessed August 5, 2017.

7. Dvizhenie lyubiteley istoricheskoy rekonstruktsii (Movement of Lovers of Historical Reconstruction), in Tekhnologiya al'truizma. http://altruism.ru/sengine. cgi/13/41/11. Accessed August 3, 2017.

8. Istoriko-kul'turnyy zapovednik oblastnogo znacheniya "Arkaim" (Historical and Cultural Reserve of Regional Importance "Arkaim"). http://www.arkaim-center. ru. Accessed August 5, 2017.

9. Istoriko-kul'turnyy i prirodnyy muzey-zapovednik "Tomskaya pisanitsa" (Historical and Cultural and Natural Museum-Reserve "Tomskaya Pisanitsa"). http://www. gukmztp.ru. Accessed August 5, 2017.

10. Istoriya dvizheniya voenno-istoricheskoy rekonstruktsii (History of the Movement of Military Historical Reconstruction), in Mezhdunarodnaya voenno-istoricheskaya assotsiatsiya. URL: http://www.imha.ru/1144523097-

12. Первый открытый международный фестиваль искусств «Мечты барханов-2017». [Электронный ресурс] // Национальный календарь событий. URL: http://eventsinrussia.com/event/16897 (дата обращения 03.08.17).

13. Романова А. П., Якушенков С. Н., Хлыщева Е. В. Нижневолжский фронтир: культурная память и культурное наследие: Уч. пос. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2014.

14. Тойнби А. Дж., Хантингтон С. Ф. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации. М.: Алгоритм, 2016.

15. Тютюнник Ю. Г. О происхождении и первоначальном значении слова «ландшафт» // Известия РАН. Серия географическая. 2004. № 4. С. 116-122.

16. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка (online версия) [Электронный ресурс] \\ Сайт «Словари-онлайн». URL: http:// www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-64654.htm (дата обращения 05.08.17).

istorija_dvizhenija_voennoistoricheskojj.html#.WfGpb_ mOOpo. Accessed August 4, 2017.

11. Kostetskiy, V. V., Prityazhenie landshafta (The Attraction of the Landscape), Topos. Literaturno-filosofskiy zhurnal, 2006, no. 10, pp. 82.

12. Pervyy otkrytyy mezhdunarodnyy festival' iskusstv "Mechty barkhanov-2017" ( The First Open International Art Festival "Dreams of Barkhans-2017"), in Natsional'nyy kalendar' sobytiy. http://eventsinrussia.com/ event/16897. Accessed August 4, 2017.

13.Romanova,A. P.,Yakushenkov,S.N.and Khlyshcheva, E. V., Nizhnevolzhskiy frontir: kul'turnaya pamyat' i kul'turnoe nasledie: training manual (The Nizhnevolzhsky Frontier: Cultural Memory and Cultural Heritage), Astrakhan': Izdatel' Sorokin Roman Vasil'evich, 2014.

14. Toynbee, A. J. and Huntington, S. F., Vyzovy i otvety. Kakgibnut tsivilizatsii (Challenges and Answers. How Civilizations Perish), Moscow: Algoritm, 2016.

15. Tyutyunnik, Yu. G., O proiskhozhdenii i pervonachal'nom znachenii slova "landshaft" (On the Origin and Initial Meaning of the Word "Landscape"), in Izvestiya RAN. Seriyageograficheskaya, 2004, no. 4, pp. 116-122.

16. Ushakov, D. N., Bol'shoy tolkovyy slovar' sovremennogo russkogo yazyka (online versiya) (Great Explanatory Dictionary of the Modern Russian Language (Online Version)), in Sayt "Slovari-onlayn". http://www. classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-64654.htm. Accessed August 3, 2017.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Демина, А. В. Историческая реконструкция как способ формирования культурного ландшафта Юга России [Электронный ресурс] / А. В. Демина // Наследие веков. - 2017. - № 3. - С. 31-37. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2017/09/2017_3_Demina.pdf (дата обращения дд.мм.гг).

Full bibliographic reference to the article:

Demina, A. V., Istoricheskaya rekonstruktsiya kak sposob formirovaniya kul'turnogo landshafta Yuga Rossii (The Historical Reconstruction as a Way of Forming the Cultural Landscape of the South of Russia), Nasledie Vekov, 2017, no. 3, pp. 31-37. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2017/09/2017_3_Demina.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.