Научная статья на тему 'Движение исторической реконструкции: пути и решения'

Движение исторической реконструкции: пути и решения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5038
773
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / ДВИЖЕНИЕ / ФЕНОМЕН «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ» / КУЛЬТУРА / ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / КЛУБ / PHENOMENON "LIVING HISTORY" / HISTORICAL REENACTMENT / MOVEMENT / CULTURE / COMBAT REENACTMENT / CLUB

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дёмина Анастасия Владимировна

Движение исторической реконструкции относительно молодой, но весьма интересный в исследовательском плане феномен. Реконструирование исторических событий и культурных процессов прошлого может помочь при решении многих культурных проблем современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical reconstruction motion: ways and decisions

The movement of the historical reenactment is a relatively new but very interesting phenomenon in the research plan. Reconstruction of historical events and cultural processes of the past can help to solve many problems of the culture in the modern world.

Текст научной работы на тему «Движение исторической реконструкции: пути и решения»

УДК 008

Демина Анастасия Владимировна

Астраханский государственный университет [email protected]

ДВИЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ: ПУТИ И РЕШЕНИЯ

Движение исторической реконструкции - относительно молодой, но весьма интересный в исследовательском плане феномен. Реконструирование исторических событий и культурных процессов прошлого может помочь при решении многих культурных проблем современности.

Ключевые слова: историческая реконструкция, движение, феномен, «живая история», культура, военно-историческая реконструкция, клуб.

Находясь на стыке сразу нескольких областей научного знания (культурологии, истории, археологии, социологии), феномен исторической реконструкции заслуживает пристального исследовательского внимания.

Термин «реконструкция» (от лат. «reconstruction - построение) означает переделку, коренную перестройку чего-либо, организацию по совершенно новым принципам» [9]. Словосочетание «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях. В первом случае речь идет о восстановлении внешнего вида и структуры заданного объекта, теоретическом или практическом моделировании. Подобная реконструкция основывается на работе с сохранившимися материалами (фрагменты, исторические источники об объекте) при помощи современных научных методов науки (компьютерное моделирование, воссоздание копий, археологический эксперимент). Во втором случае термин «историческая реконструкция» подразумевает деятельность, направленную на воссоздание различного рода исторических процессов, событий, объектов и пр. В данном исследовании в качестве основы используется второе значение термина.

В научных кругах понятие «историческая реконструкция» используется достаточно широко. Изучение данной проблемы нашло свое отражение в трудах многих отечественных философов, историков, культурологов. Назовем некоторых авторов и их труды: Коробейников А.В. «Историческая реконструкция по данным археологии», Каменский С.Ю. «Актуализация археологического наследия в современных социокультурных практиках», Глухарев И.В. «Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен» и др.

Движение исторической реконструкции - относительно молодое явление, включающее в себя множество направлений. Считается, что историческая реконструкция как вид деятельности и форма досуга родилась в России приблизительно 25 лет назад. Непосредственной предпосылкой для возникновения движения послужил фестиваль «День Бородино», стартовавший в 1989 году на месте сражения в память о событиях Отечественной войны 1812 года. Впоследствии данный фестиваль стал традицией, а ожившая история наполеоновского

наступления послужила своего рода катализатором для возникновения и распространения военно-исторических клубов, специализирующихся на воссоздании военного прошлого [3].

На сегодняшний день в отечественной исторической реконструкции наблюдается два наиболее популярных направления: так называемая «живая история» и военно-историческая реконструкция.

«Живая история» - это формат исторической реконструкции, где главным условием является максимально полное и достоверное воссоздание образа жизни людей какой-либо местности в определенный исторический период. Обычно такого рода мероприятия проходят в форме фестивалей, приуроченных, например, к значимой исторической дате, или в виде «живых» музеев под открытым небом, функционирующих временно или на постоянной основе. Задача участников в данном случае - максимально погрузиться в заданное время, прожить его в соответствии с хронологическими характеристиками. Иными словами, все должно соответствовать эпохе, начиная с костюма и обмундирования и заканчивая, скажем, способом приготовления пищи. Так, например, электричество и современные средства связи в условном Средневековье попросту недопустимы. Подобный подход создает достаточно серьезный уровень проводимых мероприятий.

Направление «живой истории» весьма развито и за рубежом, где оно используется в качестве методик для изучения истории, а также как эффективное средство в культурном туризме. Однако западные мероприятия отличаются большей продолжительностью: в специально построенных, аутентичных комплексах каждый день кипит жизнь заданного периода. Получается своего рода живой музей под открытым небом. В качестве примера подобных музейных комплексов можно назвать «Старый город» в Дании (1550-1800 гг.) [11], Скан-сен в Швеции (город XIX века) [12].

Отечественная «живая история» пока находится в стадии становления. На сегодняшний день на территории нашей страны мы можем видеть развивающиеся музейные комплексы, с успехом применяющие элементы «живой истории». К примеру, в г. Кемерово функционирует центр археологи-

ческого моделирования «Томская писаница» [5], в г. Челябинске - музей-заповедник «Аркаим» [4].

Что касается второго направления движения исторической реконструкции, то можно с уверенностью сказать, что, по сравнению с форматом «живая история», военно-историческое моделирование представляет собой более развитую и популярную деятельность в России. Военно-историческая реконструкция - это, преимущественно, досуговая деятельность, вид хобби, направленный на воссоздание военного прошлого в отечественной и мировой истории (оружие, доспехи, система ведения боя, памятные битвы и пр.).

Основным способом проявления данного направления являются турниры, а также так называемые бугурты (массовые полевые сражения). Среди наиболее популярных эпох военно-исторической реконструкции можно выделить период античности, Средние века, Новое время и мировые войны [6]. Интересно заметить, что самым популярным антуражем на военно-исторических фестивалях является именно средневековая эпоха.

Отечественное реконструкторское движение часто считают синонимичным ролевому. Существует точка зрения, согласно которой военные реконструкторы являются частью ролевой субкультуры [7, с. 15]. Подобное мнение отчасти оправдано. Впечатление тождественности данных явлений возникает в силу разного рода причин, среди которых основными являются, следующие:

- внешнее сходство представителей субкультуры, ролевиков и реконструкторов (костюм, доспехи, амуниция, стиль поведения и пр.)

- общая история, начало которой кроется в 90-х годах прошлого века. Заметим, что широкое распространение ролевого движения в данный период времени почти полностью поглотило и частично абсорбировало военно-исторические клубы [1].

Среди исследователей распространено мнение, согласно которому движение военно-исторической реконструкции послужило в свое время прообразом, точнее, необходимым фундаментом для развития современных ролевых игр живого действия (RPG) [7, с. 16]. В отличие от ролевого сообщества, военная реконструкция не оформилась как субкультура, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому, а именно: историческая реконструкция как база, наличие определенных музыкальных стилей (фолк, бардовские баллады), имиджевые аксессуары исторической направленности (кольца, амулеты и пр.). Вместе с тем, историческая реконструкция, в целом, зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфического мировоззрения, политических взглядов и т.п. Интересно заметить, что подобная индифферентность в ряде случаев специально подчеркивается. Так, к примеру, данное обстоятельство актуально для реконструкторов, воссоздающих исторические неоднозначные события (войска Вермахта).

Несмотря на отсутствие статуса субкультуры, военно-историческая реконструкция - отнюдь не хаотичное движение. Напротив, участникам свойственно объединяться в различного рода организации. Обычно это военно-исторические клубы (ВИК). Подобные объединения обязательно располагают собственным помещением для тренировок, хранения костюмов и обмундирования. Часто на территории клуба работают оружейные мастерские (например, на базе астраханского военно-исторического клуба «Половецкая степь» действует ООО «Керн»). Средний клуб обычно насчитывает 1030 человек. Крупные организации нередко открывают филиалы в других регионах. Внутри военноисторических клубов почти всегда существует иерархическая лестница, обычно аналогичная «профильному» для клуба периоду реконструкции (структура славянской дружины, походного полка армии Наполеона Бонапарта и т.п.). В большинстве случаев иерархическая структура легко угадывается в названии организации («Дружина Крепость» в Туле, «Паладин» в Москве, «Половецкая степь» в Астрахани). Членам каждого клуба присущи отличительные признаки, помогающие идентифицировать «своих» на крупных фестивалях (щиты определенного цвета и геральдического рисунка, фасон костюма, нашивки и т.д.).

Помимо участия в реконструкторских фестивалях и турнирах, военно-исторические клубы организуют собственные закрытые мероприятия, воссоздающие локальные события (например, средневековые пиры и ренессансные балы). Также членов военно-исторических клубов часто приглашают для участия в различных тематических презентациях, для съемок художественных и документальных кинолент (историческая картина «Александр. Невская битва», фэнтези-мюзикл «Дорога без возврата»).

В отличие от России, историческая реконструкция за рубежом (прежде всего на Западе) насчитывает около полувека своей истории. Уже первый американский реконструкторский фестиваль «Ярмарка Ренессанса» (“Renaissance Fair”, 1963 г.) собрал около 8000 зрителей [8]. По сравнению с отечественным Западное реконструкторское движение имеет более «мирную» ориентацию. Военная тематика за границей - лишь часть, элемент исторической реконструкции.

Иностранное движение исторической реконструкции условно можно разделить на два направления: воссоздание истории (historical reenactment) и творческую реконструкцию (creative history). В свою очередь, воссоздание истории также можно дифференцировать на более узкие составляющие: живую историю (living history) и военную реконструкцию (combat reenactment).

Таким образом, военная тематика в западном реконструкторском движении является отнюдь не

определяющей. Более полное воссоздание быта заданной эпохи мыслится для западных организаторов основополагающей задачей при подготовке мероприятий. Однако мирная направленность зарубежного движения не означает, что военно-историческая составляющая вовсе не развита. В частности, среди фестивалей, реконструирующих военное прошлое, самым известным, пожалуй, является «Битва при Гастингсе» (“Battle of Hastings”). Его устроитель, Комитет по английскому историческому наследию (English Heritage), является официальным владельцем аббатства города Бэттл, где и произошла в 1066 году знаменитая битва англичан с агрессорами-нормандцами [10].

Одним из старейших военно-исторических организаций за границей является «Средневековое военное сообщество» (Medieval Combat Society), основанное в 1970 году. Данный клуб ориентирован на воссоздание турниров времен Эдуарда IV Черного Принца. Члены общества иерархически делятся на рыцарей и сквайров (оруженосцев), причем последние участвуют только в заранее отрепетированных боях. Лишь спустя несколько лет тренировок сквайры становятся полноценными рыцарями и допускаются к настоящим турнирам [13].

С «воссозданием истории» вполне может поспорить другая ветвь в области западной реконструкции, так называемая «творческая реконструкция» (creative history). Данное направление характеризуется, в первую очередь, более мягкими требованиями, например, к костюмам и образам участников. Однако при этом сохраняется достаточно высокий сознательный уровень, стремление соответствовать историческим аналогам. Самыми популярными организациями «творческой реконструкции» являются «Общество творческих анахронизмов» (Society for Creative Anachronism, с 1966 г., США) и «Ярмарка Ренессанса» (Renaissance Fair, с 1963 г., США).

Как уже отмечалось, отечественная реконструкция более милитаризирована. Фестиваль является главной формой проведения мероприятий такого рода и, зачастую, преследует кратковременные цели, например, привлечение внимания, как к самим воинским искусствам, так и к реконструируемой эпохе в целом.

Большинство отечественных военно-исторических клубов воссоздают эпоху в целом, участвуя в различных точечных турнирах и мероприятиях, приуроченных, например, к определенной дате (вспомним традицию воссоздания Бородинского сражения). Однако встречаются и такие организации, которые со временем наработали серьезную базу и стали своего рода центрами сохранения исторического и культурного наследия России. Пожалуй, самым впечатляющим примером является ежегодный фестиваль «Куликово поле» (Тульская область), в котором принимают участие военноисторические клубы из России и ближнего зарубе-

жья. В память о значимой дате, 8 сентября 1380 г., на поле Куликовской битвы оживает канувшее в лету сражение, реконструируются его различные этапы. Атмосфера XIV века на фестивале охватывает историческое фехтование, конкурсы исторической кухни, костюма и пр. Данный фестиваль является частью программы федерального учреждения культуры Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле», созданного в октябре 1996 года. Музей имеет достаточно высокий статус, так как был учрежден на основании закона РФ «О днях воинской славы (победных днях) России Постановлением Правительства РФ [2].

Безусловно, историческая реконструкция как феномен современной культуры перспективен и многогранен в научном плане, поскольку представляет собой широкое и пока малоизученное поле для исследования. Кроме академического интереса движение исторической реконструкции как явление может проявляться и «работать» в различных сферах современной культуры. Например, элементы исторической реконструкции при грамотном подходе успешно используются для развития туризма, для привлечения дополнительных доходов в отрасль. Получив наиболее широкое распространение в сфере досуга, движение исторической реконструкции довольно эффективно реализует релаксационную и компенсаторную функции культуры. В научной среде данный феномен используется, в основном, как метод исследования (исторический эксперимент), а в области музееведения - как инновационная методика работы («живые музеи»). Важно отметить, что движение исторической реконструкции может также помочь в решении глобальных культурных проблем, к примеру, проблемы сохранения культурного и исторического наследия. В данной области реконструкторская деятельность может послужить действенным способом «оживления» исторической памяти, консервации культурных наработок, а также средством для привлечения внимания к решению самой задачи сохранения культурного наследия со стороны административных органов и структур власти.

Библиографический список

1. Глухарев И.В. Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен: Ав-тореф. дис. ... канд. культурологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/dvizhenie-voenm-istoricheskoi-rekonstruktsii-kak-sotsiokulturnyi-fenomen

2. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.museum.ru/M603

3. Движение любителей исторической реконструкции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/11

4. Историко-культурный заповедник областного значения «Аркаим» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.arkaim-center.ru

5. Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gukmztp.ru.

6. История движения военно-исторической реконструкции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://imha.ru/index.php#

7. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России. -Кострома, 2003.

8. Требунский А. Историческая реконструкция и фехтование. Часть II: За рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ludology.ru/ reenactment2

9. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка (online версия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-U shakov-term-64654. htm

10. Battle of Hastings [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.english-heritage.org.uk/ daysout/properties/1066-battle-of-hastings-abbey-and-battlefield/

11. Den Gamle By Open-Air Museum. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dengamleby.dk/

12. Skansen. The world’s oldest open-air museum [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. skansen. se/index. html].

13. The Medieval Combat Society [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.themcs.org

УДК 008

Едошина Ирина Анатольевна

доктор культурологии, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

«GENIUS LOCI» КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ

В статье термин «genius loci» получает культурологическое осмысление, структурируется, иллюстрируется примерами функционирования в тексте культуры. Специальное внимание уделяется художественному аспекту в содержании представляемого термина.

Ключевые слова: genius loci, текст культуры, функции, структура, художественный дискурс.

Genium dicebant antiqui naturalem deum iniuscuiusque loci vel rei aut hominis.

Servius1

«Genius loci» - «гений места» - является устойчивым выражением, сложившимся в древнеримской культуре, где оно понималось как «дух местности» [3, с. 453], «отдельные области своих гениев» [14, с. 127], или, по Сервиусу, «гений места» есть природный (читай: данный, изначально присущий), а потому содержащий самый смысл любого феномена предметного мира, этим «гением» одухотворяемый.

Как видно из приведенных определений, выражение «гений места» одновременно развернуто как на указание, что данное место обладает собственным, оригинальным гением, который, по-видимому, способен передаваться некоторым творческим личностям, о чем наглядно свидетельствует история культуры, так и на самую личность, гений которой экстраполируется на данную местность. Хотя, конечно, такого рода дифференциация носит сугубо гипотетический характер, поскольку реально разделить эти значения чрезвычайно трудно. «Гений места» - это его дух, его дар, его покровительство. Все эти определения по своей сути метафизически окрашены и столь же метафизически определяют художественный дискурс. В то же время

«гений места» не есть некая «локальная культура». Данное понятие много глубже, онтологичнее. «Гений места» порождает и притягивает художественное сознание, способствуя формированию особого дискурса. Чтобы точнее определить, какого рода дискурс имеется в виду, необходимо обозначить некоторые аспекты данного понятия.

Вслед за А.Ж. Греймасом и Ж. Курте в дискурсе следует подчеркнуть специфический способ его организации, который целиком ими относится к области речевой деятельности. Как мне представляется, можно было бы расширить это определение, добавив, что специфической организацией обладает всякий текст, если понимать текст как безграничный, бесконечный мир. В частности, Ж. Деррида, размышляя о тексте, в работе «Письмо и различие» (1967) указывает на его игровое начало, которое во многом исходит из структуры (структурированности) текста, понимаемого как «невозможная возможность» в силу того, что текст уже создан. В качестве примера Деррида приводит отрывок из письма С. Малларме П. Верлену от 11 ноября 1885 года: «Я пойду еще дальше, сказав: просто Книга, будучи убежденным, что существует одна единственная

48

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» б, 2012

© Едошина И.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.