Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО МОРДОВСКОГО КРАЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ «ЖИВОЙ ИСТОРИИ»'

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО МОРДОВСКОГО КРАЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ «ЖИВОЙ ИСТОРИИ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / МОРДВА / ЖИВАЯ ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / ОБРЯД / НАЦИОНАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трошин А.И.

В статье рассматривается один из видов исторической реконструкции - «живая история». Это направление является важным инструментом повышения патриотического духа подрастающего поколения и сохранения культурного кода, этнической памяти мордовского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL SPACE OF THE MORDOVIAN REGION THROUGH THE PRISM OF "LIVING HISTORY"

The article considers one of the types of historical reconstruction - "living history". This direction is an important tool for instilling the spirit of patriotism to the younger generation and preserving the cultural code, ethnic memory of Mordovian people.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО МОРДОВСКОГО КРАЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ «ЖИВОЙ ИСТОРИИ»»

УДК 908

Андрей Иванович Трошин 12

Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева,

Саранск, Россия, and-troshin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3144-4934

2Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве

Республики Мордовия, Саранск, Россия

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО МОРДОВСКОГО КРАЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ

«ЖИВОЙ ИСТОРИИ»

Аннотация. В статье рассматривается один из видов исторической реконструкции -«живая история». Это направление является важным инструментом повышения патриотического духа подрастающего поколения и сохранения культурного кода, этнической памяти мордовского народа.

Ключевые слова: историческая реконструкция, мордва, живая история, культура, обряд, национально-фольклорный праздник

Troshin Andrey Ivanovich1'2

1Evseviev Mordovia State Pedagogical University, Saransk, Russia, and-troshin@mail.ru,

https://orcid.org/0000-0003-3144-4934

2

2Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia,

Saransk, Russia

CULTURAL SPACE OF THE MORDOVIAN REGION THROUGH THE PRISM OF

"LIVING HISTORY"

Abstract. The article considers one of the types of historical reconstruction - "living history". This direction is an important tool for instilling the spirit of patriotism to the younger generation and preserving the cultural code, ethnic memory of Mordovian people.

Keywords: historical reconstruction, Mordovians, living history, culture, ritual, national folklore holiday

В современном социокультурном пространстве историческая реконструкция занимает значительное место. Наиболее известным видом исторической реконструкции являются турниры (бугурты или сражения), т.е. воспроизведение на практике элементов военного искусства разных эпох. Такой вид реконструкции требует значительной научной аналитической подготовки и финансовых затрат и функционирует преимущественно в рамках научной и музейной деятельности. Широкая общественность связывает понятие «историческая реконструкция» именно с этим видом визуализации исторических событий.

В целом в науке данное понятие трактуется значительно шире: как «воссоздание прошлого во всей его полноте, конкретности и сложности, приблизительно верное отражение какого-либо фрагмента исторической реальности» и является важной «составляющей музейной деятельности». Специалисты по созданию экономически привлекательных проектов в сфере культуры В. Э. Гордин и Л. М. Алушкин реконструкцию позиционируют как театрализацию и материализацию ностальгии, формирующую лежащую в ее основе постпамять. Историческая реконструкция является важным элементом интерактивного сохранения культурной памяти не только в области военной истории, но для сохранения этнической культуры народов. Как отмечает философ и музеевед А. А. Никифорова «для большинства людей историческая память сохраняется именно в ярких образах исторической среды, когда живой опыт общения с памятниками прошлого

погружает в воссозданный мир, приближенный к реально существовавшему».

Данный вид реконструкции называют «живая история» - воссоздание повседневного быта, материальной и духовной культуры жителей какого-либо места в определенный исторический период. Выделяют любительское, научное и музейно-образовательное направления «живой истории». Научная и музейная деятельность предполагают более точное с научной точки зрения воспроизведение элементов, повышенное внимание к деталям. Любительское направление является скорее имитацией действия, не претендуя на точность. В данном виде важен скорее сам факт «оживления» события, через которое оно закрепляется в памяти как значимое. Сюда можно отнести воспроизведение быта разных народов в рамках деятельности учреждений культуры, образования и др.

Исторические реконструкции способствуют сохранению и трансляции этнической истории и культуры народов России, в том числе, сохранению «культурного кода мордовского (мокшанского и эрзянского) народа». Хорошо иллюстрирует данное направление воспроизведение мордовских обрядов в ходе проведения праздников в мордовских селах республики и других регионов. Реконструкция обрядов в культурном пространстве возможна в полном и частичном виде. Попытки полного воспроизведения обрядов приобретают вид национально-фольклорных праздников и фестивалей, в процессе проведения которых производится ряд ритуальных действий максимально приближенных к историческому аналогу.

Наиболее известен в Мордовии Республиканский национально-фольклорный праздник «Раськень озкс» в селе Чукалы Большеигнатовского района, реконструирующий общественные моления мордвы, совершавшиеся за пределами населенных пунктов в священной роще, у рек или ручьев либо на опушке леса. В процессе праздника воспроизводятся обряд зажжения родовой свечи Штатол, массовый обряд обвивания (опахивание) кургана Мара, народные игры и соревнования Тюштянь налксемат, ритуальная трапеза Вейсэнь ярсамкат.

В селах Мордовии ежегодно проводится праздник «Акша келу». В соответствии с традиционным обрядом женщины в праздничных мордовских костюмах собираются ранним утром и поют песни, восхваляющие солнце, березу и начинающееся лето. Считалось, что в календарном обрядовом цикле мордвы исполнение подобных произведений народного фольклора способствовали хорошему урожаю. Крупное празднование проводится в Зубово-Полянском районе Республики Мордовии на правом берегу реки Вад, возле села Вадовские Селищи. Основными реконструируемыми обрядами на празднике являются украшение березки лентами и плетение венков и ее ветвей.

Аналогичные реконструкции проводятся в других регионах. В Башкортостане организуется Межрегиональный мордовский фольклорный праздник «Межань ознома» (Моление на меже) - один из древнейших мордовских праздников, воспроизводивший моление о сохранности урожая, здоровье людей и животных, который мордва совершала в следующее после Троицы воскресенье. В селе Садовка Стерлитамакского района Республики Башкортостан 14 мая сельским Домом культуры реконструируется обряд «Сыркаень каша» (букв. Бабушкина каша), приуроченный к окончанию весенних полевых работ. Сотрудники собираются на опушке, поют мордовские песни, устанавливают деревянные качели.

Развивающим образовательным потенциалом реконструкции обладают мастер-классы по изготовлению ритуальных предметов, применявшихся в обрядах - разных видов традиционных оберегов, жаворонков и др.

В современном социокультурном пространстве в рамках данного можно рассматривать гастрономическую реконструкцию ритуальных блюд. Так, во время празднования «Раскень озкс» готовят в десяти-пятнадцати котлах традиционный суп -Букань ям. В селе Садовка во время обряда, упомянутого выше, упор делается на восстановление процесса приготовления ритуальной пшенной каши, которую варят на костре на опушке у родника, готовят в национальных костюмах.

Таким образом, историческая реконструкция на современном этапе развития представляет собой весьма неоднородное интегрированное явление. Традиционное, устоявшееся понимание исторической реконструкции, подвергается сегодня существенным изменениям, большое внимание уделяется не только военным историческим реконструкциям, но воспроизведению быта простого человека, включающего быт и обряды. Историческая реконструкция всячески развивается, совершенствуется и является весьма актуальным направлением в современной культуре, входит в туристические программы, является важной частью музейной деятельности. Любое из её направлений имеет право на существование и заслуживает отдельного исследования. Осуществление реконструкторской деятельности играет большую роль в сохранении культурной памяти мордовского народа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Aкша келу// Культура.РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/events/1815801/aksha-kelu (дата обращения: 18.10.2022 г.)

2. Гордин В. Э., Aлушкин Л. М. Историческая реконструкция как форма театрализации и материализации ностальгии // Международный журнал исследований культуры. 2019. № 3 (36). С. 1-20.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493) // URL: https://base.garant.ru/71296398/#block_14

4. Демина A. В. Движение исторической реконструкции: пути и решения // Вести. КГУ им. Некрасова. 2012. № 5. С. 45-48.

5. Куршева T.A. Историческая память как основа сохранения культурного кода мордовского (мокшанского и эрзянского) народа // Центр и периферия. 2019. № 3. С. 17-21.

6. Межрегиональный мордовский фольклорный праздник «Межань ознома» // МAУ Бижбулякский ДК: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://бижбулякскийдк.рф/novosti/13727/ (дата обращения: 18.10.2022 г.)

7. Мокшин Н. Ф. Мордовская мифология. Саранск, 2004. 320 с.

8. Никифорова A.A. Интерактивные формы сохранения культурной памяти (на примере исторической реконструкции в северо-западном регионе России). // Культура и искусство. 2021. № 3. DOI: 10.7256/2454-0625.2021.3.33133 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33133 (дата обращения: 18.10.2022 г.)

9. Пивкина С. Раськень озкс — древний эрзянский обряд // Известия Мордовии. 9 июля 2022 г.

10. Сыркаень каша // Одноклассники. URL: https://ok.ru/mnkcrb/topic/154007889941822 (дата обращения: 10.09.2022)

11. Тарасов Д. A. Историческая реконструкция, проблемы развития // URL: https://proza.ru/2012/04/04/1543 (дата обращения: 10.09.2022)

12. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М.: Aквилон, 2014. 576 с.

REFERENCES

1. Aksha kelu// Kul'tura.RF. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.culture.ru/events/1815801/aksha-kelu (data obrashcheniya: 18.10.2022 g.)

2. Gordin V. E., Alushkin L. M. Istoricheskaya rekonstrukciya kak forma teatralizacii i materializacii nostal'gii // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2019. № 3 (36). S. 1-20.

3. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody» (utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493) // URL: https://base.garant.ru/71296398/#block_14

4. Demina A. V. Dvizhenie istoricheskoj rekonstrukcii: puti i resheniya // Vesti. KGU im. Nekrasova. 2012. № 5. S. 45-48.

5. Kursheva G.A. Istoricheskaya pamyat' kak osnova sohraneniya kul'turnogo koda mordovskogo (mokshanskogo i erzyanskogo) naroda // Centr i periferiya. 2019. № 3. S. 17-21.

6. Mezhregional'nyj mordovskij fol'klornyj prazdnik «Mezhan' oznoma» // MAU Bizhbulyakskij DK: oficial'nyj sajt. [Elektronnyj resurs]. URL: https://bizhbulyakskijdk.rf/novosti/13727/ (data obrashcheniya: 18.10.2022 g.)

7. Mokshin N. F. Mordovskaya mifologiya. Saransk, 2004. 320 s.

8. Nikiforova A.A. Interaktivnye formy sohraneniya kul'turnoj pamyati (na primere istoricheskoj rekonstrukcii v severo-zapadnom regione Rossii). // Kul'tura i iskusstvo. 2021. № 3. DOI: 10.7256/2454-0625.2021.3.33133 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33133 (data obrashcheniya: 18.10.2022 g.)

9. Pivkina S. Ras'ken' ozks — drevnij erzyanskij obryad // Izvestiya Mordovii. 9 iyulya

2022 g.

10. Syrkaen' kasha // Odnoklassniki. URL: https://ok.ru/mnkcrb/topic/154007889941822 (data obrashcheniya: 10.09.2022)

11. Tarasov D. A. Istoricheskaya rekonstrukciya, problemy razvitiya // URL: https://proza.ru/2012/04/04/1543 (data obrashcheniya: 10.09.2022)

12. Teoriya i metodologiya istoricheskoj nauki. Terminologicheskij slovar'. M.: Akvilon, 2014. 576 s.

Информация об авторе А.И. Трошин - преподаватель факультета иностранных языков мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия; аспирант отдела теории и истории культуры Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики;

Information about the author A.I. Troshin - Lecturer of the Faculty of Foreign Languages of Evseviev Mordovia State Pedagogical University, Saransk, Russia; postgraduate student of the Theory and History of Culture Department of the Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.