Роль историко-реконструкторского движения в развитии событийного и культурно-познавательного туризма.
Как повернуть время вспять и почувствовать себя героями прошлого? The role of historical-reenactment movement in the development of event and cultural tourism. How to turn back the clock and feel like heroes of the past?
Овечкина О.1 O. Ovechkina
В статье представлены результаты исследования роли историко-реконструкторского движения в развитии событийного и культурно-познавательного туризма. Обосновано, что за счет восстановления внешнего облика и структуры какого-либо исторического объекта, практического и теоретического моделирования каких-либо событий, происходивших в прошлом, повышается интерактивность и в итоге привлекательность таких мероприятий для туристов и местного населения. Обоснованы проблемы и перспективы развития историко-реконструкторского движения в России и за рубежом.
The article presents the results of the research on the role of historical-reenactment movement in the development of event and cultural tourism. It is proved that due to the reconstruction of appearance and structure of a historical building, the practical and theoretical modeling of any events that occurred in the past, interactivity and attractiveness of such activities for tourists and the local population increase. The problems and prospects of the development of historical-reenactment movement in Russia and abroad are substantiated.
Ключевые слова: историко-реконструкторское движение, событийный и культурно-познавательный туризм.
Keywords: historical-reenactment movement, event and cultural tourism.
1 Научный руководитель - д.э.н., профессор Зайцева Н.А.
Историко-реконструкторское движение является относительно молодым и имеет несколько направлений. Вместе с тем, оно завоевывает все большую популярность у туристов. Однако это явление не получило еще достаточного научного обоснования с точки зрения его применения в туризме.
Научные подходы к определению сущности понятия «историко-реконструкторское движение»,
Проведенное исследование сущности понятия «историческая реконструкция» показало, что чаще всего оно используется в двух значениях[1, 2]:
1) Восстановление внешнего облика и структуры какого-либо исторического объекта, практическое и теоретическое моделирование. Данная реконструкция основывается на обработке сохранившейся информации при помощи современных технологий (компьютерное моделирование, воссоздание копий, археологический эксперимент).
2) Деятельность исторических клубов или групп людей, направленная на воссоздание каких-либо исторических процессов, событий, предметов, одежды и т.д.
В данном исследовании используется и рассматривается второе значение термина. По определению Деминой А.В. [3], историческая реконструкция в современном мире имеет два основных направления (таблица 1): «живая история» и военно-историческая реконструкция.
Таблица 1.
Описание направлений исторической реконструкции по Деминой А.В.
[3, с. 46]
«Живая история» Военно-историческая реконструкция
«Живая история» - это формат исторической реконструкции, где главным условием является максимально полное и достоверное воссоздание образа жизни людей какой-либо местности в определенный исторический период. Обычно такого рода мероприятия проходят в форме фестивалей, приуроченных, например, к значимой исторической дате, или в виде «живых» музеев под открытым небом, функционирующих временно или на постоянной основе. Задача участников в данном случае - максимально погрузиться в заданное время, прожить его в соответствии с хронологическими характеристиками. Движение по возрождению культурно-исторических традиций прошлого как целостного явления, включающего реконструкцию оружия, доспехов, военных костюмов на основе археологических, исторических, оружиеведческих научных трудов, древних текстов и рисунков, в полном соответствии с образцами реконструируемой эпохи. Основным способом проявления данного направления являются турниры, а также так называемые бугурты (массовые полевые сражения). Среди наиболее популярных эпох военно-исторической реконструкции можно выделить период античности, Средние века, Новое время и мировые войны.
Как видно из данных таблицы 1., каждый вид исторической реконструкции несет в себе свои особенности. Так, например, создавая «живую историю», реконструкторы должны как можно ближе соответствовать эпохе того времени, включая костюмы (пошив, ткань, украшения), приготовление пищи и предметы быта. Это означает, что электроэнергия и современные средства связи в условном Средневековье абсолютно недопустимы.
Военно-историческая реконструкция несет в себе патриотическую ценность и представляет собой историко-культурный источник необычного характера, что также позволяет по-новому взглянуть на материальную культуру прошлого. Историко-реконструкторские движения «живая история» и военно-историческая реконструкция существуют благодаря созданию и развитию реконструкторских сообществ, организации различного рода исторических мероприятий по всему миру, которые, в свою очередь, влияют на развитие событийного и культурно-познавательного туризма[5, с. 33].
Возникновение и развитие историко-реконструкторского движения в России и за рубежом.
Для начала обратимся к истории возникновения историко-реконструкторское движения в России. Впервые данное движение в России появилось примерно 25 лет назад, когда в 1989 году был проведен первый фестиваль исторической реконструкции «День Бородино», посвященный памятному событию во время Отечественной войны 1812 года. В дальнейшем данный военно-исторический фестиваль, который объединил реконструкторов «наполеоновской эпохи», начал проводиться ежегодно.
Фестиваль исторической реконструкции «День Бородино»
В то же самое время в 1989 году АЛНЭ (советская Ассоциация Любителей Наполеоновской Эпохи) была приглашена в Париж на празднование юбилея Французской буржуазной революции. В тот же год советская команда заняла 3 место среди пеших команд в 13 международном рыцарском турнире, который проводился в Польше, в городе Голюб-Доржине.
146
Это повлекло за собой возникновение регулярных международных контактов советских реконструкторов с их западными коллегами. Очень скоро появились клубы исторической реконструкции различных эпох: Первая мировая война, Гражданская война, рыцарство средневековья и т.д.
Историко-реконструкторское движение России имеет более развитую направленность в военной тематике, чем в «живой истории». Это доказывает возникновение международной ассоциации общественных объединений -"Международная Военно-Историческая Ассоциация". Официально данная ассоциация была зарегистрирована в 1997 году в Министерстве юстиции Российской Федерации, и уже сегодня она объединяет более 2000 любителей и создателей военной старины. Около 100 клубов и объединений военно-исторической реконструкции из России, Украины, Белоруссии, Чехии, Словакии и стран Балтии входят в международную ассоциацию. Реконструкторы воссоздают обличие, жизнь и дух воинов прошедших эпох от средневековых викингов и римских легионеров до солдат Второй Мировой войны [6, с. 115].
Ассоциация имеет тесные связи с краеведческими и историческими музеями не только в России, но и за рубежом. Кроме того, ассоциация обеспечивает поддержку культурно-исторических мероприятий и военно-исторических фестивалей, которые проводятся как в России, так и на полях былых битв в Европе. Одним из примеров является ежегодный крупномасштабный военно-исторический фестиваль «День Бородино» в Европе, который привлекает несколько десятков тысяч зрителей.
Зрители фестиваля исторической реконструкции «День Бородино»
Следующей важной ассоциацией в области историко-реконструкторского движения является Международная ассоциация исторических средневековых боев (Historical Medieval Battle International Association, HMBIA). Данная ассоциация была создана в 2012 году и представляет собой некоммерческую организацию, которая является организатором ежегодного престижного спортивно-исторического фестиваля «Битва Наций»[7, с. 59].
Анализ развития историко-реконструкторского движения за рубежом на примере фестиваля исторической реконструкции «Битва Наций».
Международная ассоциация исторических средневековых боёв проводит средневековые турниры, объединяя в себе историю, культуру и спорт всего мира, тем самым, представляя наглядную историю жизни и навыков средневековых рыцарей. Это новое движение очень быстро стало популярным в мире и привлекло профессиональных спортсменов по средневековому бою из 30 стран мира. Ежегодное зрелище мирового чемпионата «Битва Наций» привлекает 10 000 зрителей на каждое мероприятие.
Чемпионат мира по историческому средневековому бою «Битва наций»
Далее рассмотрим более подробно в таблице 2 статистику проведения данного мероприятия.
Таблица 2.
Статистика проведения фестиваля исторической реконструкции «Битва Наций» за период с 2010 по 2015 годы
Год Место проведения Страны участники Описание, программа турнира
2010 Хотин, Украина Россия, Беларусь, Украина, Польша. 3 номинации: поединок (1 на 1), групповые бои (5 на 5) и массовые бои (21 на 21).
2011 Хотин, Украина Участники 2010 + Германия, Италия, Квебек. В программу были включены дополнительные номинации: профессиональный поединок, «Все против всех». Фестиваль посетило 30 000 зрителей.
2012 Варшава, Польша Участники 2011 + Австрия,Дания, Израиль,США,Страны Балтии. В программу было добавлено: конные сшибки (джостинг).
2013 Эг-Морте, Франция Участники 2012 + Франция,ЧехияиСловакия,Ав стралия,Бельгия, Новая Зеландия,Аргентина,Япония, Люксембург, Новая Зеландия,Англия,Испания. Около 25 000 человек посетило чемпионат.
2014 Трогире, Хорватия Участники 2013 + Чили,Нидерланды,Финлянди я. Нововведением чемпионата стала первая женская официальная номинация в фехтовальном «Триатлоне».
2015 Прага, Чехия Участники 2014 + Австралия, Аргентина, Люксембург, Мексика, Молдова, Швейцария. Новинкой этого чемпионата стала категория бугурт у женщин: все против всех.
Изучив информацию о проведении мирового чемпионата по средневековому бою «Битва Наций» с 2010 по 2015 год, представленную в таблице 2, можно проследить очень четкую картину того, что с каждым годом мероприятие привлекало всё больше участников из разных стран, и в 2015 году участие приняли представители из 29 стран мира. Также очень хорошо видна положительная динамика в программе турниров, появляются новые номинации. Таким образом, эта международная ассоциация исторических средневековых боёв вносит огромный вклад в развитие международного трансграничного сотрудничества [9, с. 409].
Роль Общества творческих анахронистов в исследовании и воссоздании ремесла и традиции жизни Европы до XVII века.
Еще одним значительным и масштабным мировым обществом исторической реконструкции является Общество творческих анахронистов SCA (Society of Creative Anachronisms). Это международная организация, которая исследует и воссоздает ремесло и традиции жизни Европы до XVII века. Общество анахронистов было образовано ещё в 1966 году, когда несколько друзей организовали средневековый турнир в одеянии того времени. Мероприятие прошло успешно, и было решено организовать новый турнир. С тех времен члены общества SCA принимают участие в самых разнообразных направлениях того времени: рыцарские бои, стрельба из лука, конные турниры, приготовление пищи, шитье костюмов, обработка металла, работа по дереву, музыка, танцы, каллиграфия, прядение шерсти и многое другое. Кроме того, общество старается возродить рыцарские идеалы, где
каждый старается выбрать себе персону тех времен и во время балов или турниров превратиться в благородных рыцарей и дам [8, с. 125].
Группы, входящие в общество SCA, существуют практически в каждом городе США, а также в Канаде, Европе, Австралии, Южной Африке и Новой Зеландии, Панаме и Таиланде. На сегодняшний момент общество включает в себя 19 королевств, которые раскиданы по всем вышеперечисленным странам, и общее количество членов достигает 60 000 человек. В каждом королевстве имеется свой график событий, о котором оповещается в центральном информационном центре общества (веб-сайт SCA), однако члены общества могут участвовать и в других фестивалях и ярмарках. Крупные события SCA, которые называют «войнами», привлекают участников со всех королевств. Самым крупным ежегодным событием общества анахронистов является «Война Репшю». Это событие изображает войну между двумя региональными королевствами SCA: Королевство Востока и Среднее Королевство. В данном событии принимают участие около 10 000 человек из разных стран: Швеции, Германии, Франции, Италии, Греции и Австралии[11, с. 23].
«Война Pennsic» ^пш^ War)
Кроме того, общество SCA имеет два собственных журнала, которые выпускаются раз в три месяца: «Умелый анахронист» и «Освещенные турниры». Помимо этого, каждое королевство издаёт свой собственный информационный бюллетень. В журнале «Умелый анахронист» освещаются разные темы, связанные с периодом 600-1600 годов в европейской истории, а журнал «Освещенные турниры» рассказывает о событиях самого общества SCA [10, с. 83].
Таким образом, на основе исследования деятельности международного общества творческих анахронистов можно сделать вывод о том, что они имеют чёткую организационную систему, которая регулирует историко-реконструкторское движение определенных групп не только в США, а также и в других странах. В свою очередь, это позитивно влияет на трансграничное сотрудничество, развивая культуру и событийность в странах, входящих в общество анахронистов.
Проблемы и перспективы развития историко-реконструкторского движения за рубежом.
Помимо рассмотренных выше мероприятий, есть еще множество международных и национальных событий, посвященных данному направлению. Так, движение творческой реконструкции и живой истории очень хорошо можно наблюдать на европейском средневековом фестивале в Хорсенсе и на средневековой ярмарке в Копенгагене, Фестивале Ренессанса в Тортосе. Хорошая организация и большое разнообразие программ являются основой для привлечения зарубежных гостей.
Европейский средневековый фестиваль в Хорсенсе
Средневековая ярмарка в Копенгагене
Фестиваль Ренессанса в Тортосе
Вместе с тем, как каждое отдельное мероприятие, так и все мировое историко-реконструкторского движения имеют свои проблемы. На основе анализа деятельности основных международных ассоциаций можно выделить основные проблемы и перспективы развития историко-реконструкторского движения (рис.1).
Обращаясь к рисунку 1, где представлены проблемы и перспективы зарубежного опыта использования историко-реконструкторского движения, можно увидеть, что одна из проблем заключается в низком качестве
аутентичности исторического антуража.
Рис. 1 Оценка зарубежного опыта использования историко-реконструкторского движения.
Данная проблема выражается в том, что при ошибках в показе реконструкторами доспехов, оружия или одежды представление об истории искажается. Эта проблема связана с отсутствием мировых стандартов к созданию антуража реконструкторов определенной эпохи (одежда, доспехи, снаряжение). Конечно, если говорить о международных мероприятиях, таких, как «Битва Наций» или «Война Репшю», то организаторами установлены определенные требования и стандарты к праву на участие. Но ведь существует множество других сообществ, которые устанавливают свои правила, и это мешает многим реконструкторам соответствовать сразу нескольким требованиям, что опять же уменьшает количество участников таких мероприятий.
Другая проблема, заключается в малой доле исторических фестивалей в период низкого туристического сезона. Конечно, это напрямую связано с погодными условиями, так как фестивали проводятся на открытом воздухе, тем самым отрицательно влияя на распределение потока туристов в течение календарного года [12, с. 279].
Но, несмотря на все существующие проблемы, есть и много перспектив. Так, например, развитие международных ассоциаций и сообществ исторической реконструкции не стоит на месте, с каждым годом привлекаются новые участники и совершенствуется программа проведения мероприятий. А существование и качественное функционирование международных ассоциаций и сообществ исторической реконструкции обеспечивают твёрдую платформу для международного сотрудничества, что влечет за собой развитие событийного и культурного туризма.
Помимо этого, интенсивное развитие историко-реконструкторского движения приводит к возникновению производственных компаний по изготовлению вещей и предметов давних эпох. Данное производство разнообразного ассортимента товара старинных вещей будет иметь большой спрос среди реконструкторов, позитивно отражаясь на экономической составляющей мирового сотрудничества. Но, несмотря на существующие
проблемы, зарубежный опыт организации фестивалей имеет много перспектив, которые выражаются в существовании большой узнаваемости, значительном потоке туристов, уникальности мероприятий и ежегодном совершенствовании программ проведения.
Российский опыт использования историко-реконструкторского движения для развития культурно-познавательного и событийного туризма
Как уже отмечалось выше, историко-реконструкторское движение России имеет военную направленность. Оно развивается и получает известность благодаря организации фестивалей, где имеют место различные мероприятия и турниры, привлекающие внимание зрителей к воинским искусствам, быту народа и древней эпохе в целом. Хорошим примером могут служить такие фестивали, как «Времена и эпохи», «Дикое поле», «Куликово поле», «Русборг».
Фестиваль «Куликово поле» (Тульская область)
Военно-исторический фестиваль «Русборг» (Липецкая область)
Чаще всего российские фестивали приурочены к какой-либо дате и исторически важному военному событию, которые имитируют действа определенного периода, демонстрируя навыки военных солдат того времени, а также снаряжение и технику. Что же касается российской «живой истории», то на данный момент она только образовывается. Сегодня примером существования «живой истории» в России могут выступать новые музейные комплексы, которые применяют лишь часть «живой истории»: археологический памятник и музей под открытым небом «Аркаим», расположенный в городе Челябинске, где содержатся реконструкции казачьей избы и древних мастерских; центр археологического моделирования «Томская писаница» в городе Кемерово.
Далее рассмотрим самые крупные и значимые исторически фестивали России в таблице 3.
Таблица 3.
Крупнейшие исторические фестивали России
№ п/п Название мероприятия Место проведения, описание
1 Исторический фестиваль «Времена и эпохи» Москва. Фестиваль «Времена и эпохи» является самым крупным и грандиозным мероприятием исторической реконструкции в России. Основная особенность данного фестиваля заключается в том, что каждый год он посвящён новой теме. В 2011 году темой фестиваля была Древняя Русь, в 2012 году - период Московского царства ХУ1-ХУН веков, в 2013 году - эпоха Средневековья, в 2014 году - Первая мировая война, в 2015 году - Древний Рим» и в
2016 году фестиваль будет посвящен эпохе Древней Руси IX - XI. С каждым годом фестиваль привлекает всё большее внимание участников, зрителей и СМИ._
Крымский военно-исторический фестиваль
Севастополь. На данное мероприятие приезжают около 150 представителей различных реконструкторских клубов из России и зарубежья, которые демонстрируют оружие, технику, одежду и воинский приёмы разных эпох - от Древнего мира до XX века. Фестиваль начинается с парада участников - в одном строю проходят спартанские гоплиты, дружинники Древней Руси, ландскнехты из Германии эпохи Возрождения, солдаты Белой гвардии. Первый день посвящен Античности, а предпоследний -Второй Мировой. В заключение Крымского военно-исторического фестиваля состоится красочная Битва эпох, где примут участие «воины» разных времен и народов._
Военно-исторический фестиваль «Русборг»
Липецкая область, п. Елецкий. В фестивале принимают участие военно-исторические клубы из России, которые изучают и воссоздают материальные объекты эпохи возникновения Русского государства. А также в фестивале принимают участие клубы из ближнего и дальнего зарубежья. Характерной чертой данного проекта является его строгая временная и территориальная локализация, что выгодно отличает его от мероприятий по сходной тематике на территории России, что помогает сфокусировать внимание участников и зрителей на данном периоде истории. В программу входят стрельба из лука, угощения напитками и блюдами того времени, мастер классы по древнему ремеслу, а также боевые турниры. Основная цель фестиваля заключается в привлечении внимания к истории Древней Руси.
Фестиваль «Куликово поле»
Тульская область. Данное событие реконструирует Русь и Золотую Орду XIII—XIV веков и амуницию времен Куликовской битвы, Ьй и П-й Отечественной войн.В нём принимают участие нескольких сот участников из военно-исторических клубов России и зарубежья. В дни фестиваля проходят представление клубов-участников, конкурсы исторической реконструкции доспехов, вооружения и костюмов, показательные выступления, менестрелей, турнир по историческому фехтованию, ночной турнир лучников и ночной бугурт (массовый средневековый бой) при свете факелов, работает историческая ярмарка. Проходят мастер-классы по обжигу керамики, выпечке хлеба, по изготовлению доспехов и костюма, по валянию войлока и крашению ткани, по плетению из лозы. В лагере ратников работает средневековая пивоварня, а на территории ярмарки разворачивается походная кузница. На сцене проходит представления исторических костюмов, доспехов, концертная программа (парад-концерт духовой музыки и военной песни) и награждение ценными призами лауреатов конкурсов._
Фестиваль «Дикое поле -Сурский рубеж»
Пенза. Фестиваль «Дикое поле - Сурский рубеж» - это массовое межрегиональное комплексное культурно-историческое мероприятие. Участники фестиваля создают быт служивых людей разных эпох - от Дружинной Руси до наших дней: разбивают военно-полевые лагеря, готовят блюда былых эпох, проводят показательные состязания и турниры, исполняют музыкальные
3
4
5
произведения, танцуют и читают стихи.
Помимо этого, на мероприятии проходят лекции и круглые столы, работает сценическая площадка с выступлением лучших областных фольклорных коллективов, действует ярмарка ___народных умельцев._
Ежегодно в России проводится порядка 100 фестивалей исторической реконструкции, которые представляют историю многих временных эпох: Средние века, включая XVII век и эпоху Петра I; наполеоновские войны; Первая и Вторая мировые войны.
Исторический фестиваль «Времена и эпохи»
Крымский военно-историческийфестиваль (Севастополь)
На основе проведенного исследования развития историко-реконструкторского движения в России можно сделать вывод о том, что для
его эффективного развития необходимо создание и развитие комплексных исторических музеев под открытым небом, а также проведение большего количества мероприятий исторической реконструкции в несезонное время. Еще одной проблемой является неприспособленность мест, где проводятся подобные мероприятия, для размещения туристов с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов [4, с. 115].
Вместе с тем историко-реконструкторское движение в России имеет хорошие перспективы, которые выражаются в увеличении потока туристов, благоприятном влиянии на развитие регионов и патриотическом воспитании подрастающего поколения.
В завершении данной статьи хотелось бы еще раз подчеркнуть важность историко-реконструкторского движения в России для развития событийного и культурно-познавательного туризма как важных направлений внутреннего туризма. Участие туристов в каком-либо реконструированном историческом событии позволяет почувствовать себя «героем прошлого», лучше понять историю конкретного региона, его особенности. Кроме того, в современных условиях изменения потребительских предпочтений в сторону интерактивности туров данное направление в полной мере отвечает требованиям туристов всех возрастных категорий, что в конечном итоге повышает конкурентоспособность таких мероприятий для туристов.
Литература
1. Быков А.В. Историческая реконструкция. Проблемы и решения. URL: http://www.goldenforests.ru/library/misc/bykov_rekonstrukciya.html (дата обращения: 14.04.2016)
2. Движение любителей исторической реконструкции. Краткая справка // Altruism.ru. URL: http://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/11 (дата обращения: 14.12.2015)
3. Демина А.В. Движение исторической реконструкции: пути и решения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. №5. С. 45-48.
4. Зайцева Н.А., Шуравина Д.Б. Безбарьерный туризм. Учебное пособие. М. Издательство Кнорус, 2016? 176 с/
5. Иваницкий Е. В., Борисенко И. В. Историческая реконструкция как способ развития коммерческого туризма в регионе // Малые и средние города России как проблемное поле геобрендинга: материалы нучн. практ.конф. Екатеринбург: Изд-во УФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2011. с. 31-36.
6. Морозов Д.В. Военно-историческое движение в туристической сфере // Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание. 2008. № 3 (1). С. 113-117.
7. Bowdin, G. Events management (2nd ed.) / G. Bowdin [et al.]. Oxford: Elsevier, 2006. P. 56—62
8. Getz, D. Event Management & Event Tourism, 2nd edn / D. Getz. New York; Cognizant Communication Corporation, 2005. P. 124—131.
9. Getz, D. Event tourism: Definition, evolution, and research / D. Getz // Tourism Management. 2008. P. 403—428.
10. Hall, C. M. Hallmark Tourist Events: Impacts, Management and Planning / C. M. Hall. Chichester, John Wiley & Sons, 1997. P. 81—84.
11. Jago, L. K. A conceptual and differential framework / L. K. Jago, R. N. Shaw // Festival Management and Event Tourism. 1998. № 5 (1/2). Р. 21—32.
12. Kropinova E.G., Zaitseva N.A., Moroz M. (2015). Approaches to the assessment of the contribution of tourism into the regional surplus product. MediterraneanJournal of SocialSciences, Vol. 6. No. 3, 2015. P. 275-282.