РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАБОТА НАД ЗВУКАМИ»
Швыдкая Т.И.
Швыдкая Татьяна Ивановна - учитель-логопед высшей квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида станицы Крыловской муниципального образования Крыловский район, ст. Крыловская
Аннотация: в статье анализируются проблемы развития звукопроизношения у детей. Родителям предлагаются этапы работы над введением звука в речь ребенка с нарушением речи. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы родители знали, как появляются фонемы, как заниматься с ребенком в домашних условиях, чтобы работа учителя-логопеда не оказалась бессмысленной.
Ключевые слова: нарушение речи, звукопроизношение, дети дошкольного возраста, родители, этапы введения звука в речь детей.
Вот, наконец, ребенок начал произносить звук, который вы так долго ждали! Теперь необходимо закрепить произношение фонемы в речевой деятельности ребенка. Работа над введением звука в речь делиться на несколько этапов.
1. Этап постановки звука.
Логопед вырабатывает у ребенка правильное положение органов артикуляции для произнесения нарушенного звука. Родители помогают ребенку в домашних условиях, выполняя с ним артикуляционные упражнения, рекомендуемые специалистом.
2. Этап автоматизации изолированного звука.
На данном этапе учитель-логопед отрабатывает произнесение ребенком только одного звука, который был поставлен. Для положительного результата используются игровые моменты. Родители предлагают ребенку следующие упражнения «изобрази, как жужжит жук [ж-ж-ж]», как шумит вода - [с-с-с], как гудит пароход [л-л-л], как едет поезд [ч-ч-ч], как звенит комар- [з-з-з].
3. Этап автоматизации звука в слогах.
Изолированный звук соединяется с гласным в слог, а слог, как известно, является составляющим слова. Затем автоматизация звуков осуществляется следующим образом:
- в прямых слогах: са, сы, су, со, за, зы, зо, зу.
- в обратных слогах: ас, ыс, ос, ус, ал, ил, ул, ол.
-в слоге между гласными: аса, ысы, осо, усу.
-в слоге со стечением согласных: мса, вса, тса.
Речевой материал по закреплению звука в слогах прямых, обратных подбирает учитель-логопед и рекомендует родителям использовать его при выполнении заданий с ребенком в домашних условиях.
4. Этап автоматизации звука в словах.
На данном этапе звук вводится в речь ребенка на уровне слов. Воспитанник учится слышать звук в структуре слова, контролировать смены поз языка перед произнесением автоматизированного звука.
5. Этап автоматизации звука в тексте.
После того, как ребенок уверенно употребляет слова с автоматизируемым звуком, специалист подбирает предложения, стихи и тексты, в которых почти каждое слово содержит этот звук, чтобы закрепить правильное произношение.
На данном этапе родители должны следить, чтобы ребенок произносил звук правильно и в самостоятельной речи постоянно, иначе звук не будет введен в речь и деятельность учителя-логопеда будет бессмысленной.
Список литературы
1. Л.П. Воронина «Логопед советует», 2021 г.