Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАБОТА НАД ЗВУКАМИ»'

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАБОТА НАД ЗВУКАМИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарушение речи / звукопроизношение / дети дошкольного возраста / родители / этапы введения звука в речь детей.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швыдкая Татьяна Ивановна

в статье анализируются проблемы развития звукопроизношения у детей. Родителям предлагаются этапы работы над введением звука в речь ребенка с нарушением речи. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы родители знали, как появляются фонемы, как заниматься с ребенком в домашних условиях, чтобы работа учителя-логопеда не оказалась бессмысленной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАБОТА НАД ЗВУКАМИ»»

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАБОТА НАД ЗВУКАМИ»

Швыдкая Т.И.

Швыдкая Татьяна Ивановна - учитель-логопед высшей квалификационной категории,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида станицы Крыловской муниципального образования Крыловский район, ст. Крыловская

Аннотация: в статье анализируются проблемы развития звукопроизношения у детей. Родителям предлагаются этапы работы над введением звука в речь ребенка с нарушением речи. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы родители знали, как появляются фонемы, как заниматься с ребенком в домашних условиях, чтобы работа учителя-логопеда не оказалась бессмысленной.

Ключевые слова: нарушение речи, звукопроизношение, дети дошкольного возраста, родители, этапы введения звука в речь детей.

Вот, наконец, ребенок начал произносить звук, который вы так долго ждали! Теперь необходимо закрепить произношение фонемы в речевой деятельности ребенка. Работа над введением звука в речь делиться на несколько этапов.

1. Этап постановки звука.

Логопед вырабатывает у ребенка правильное положение органов артикуляции для произнесения нарушенного звука. Родители помогают ребенку в домашних условиях, выполняя с ним артикуляционные упражнения, рекомендуемые специалистом.

2. Этап автоматизации изолированного звука.

На данном этапе учитель-логопед отрабатывает произнесение ребенком только одного звука, который был поставлен. Для положительного результата используются игровые моменты. Родители предлагают ребенку следующие упражнения «изобрази, как жужжит жук [ж-ж-ж]», как шумит вода - [с-с-с], как гудит пароход [л-л-л], как едет поезд [ч-ч-ч], как звенит комар- [з-з-з].

3. Этап автоматизации звука в слогах.

Изолированный звук соединяется с гласным в слог, а слог, как известно, является составляющим слова. Затем автоматизация звуков осуществляется следующим образом:

- в прямых слогах: са, сы, су, со, за, зы, зо, зу.

- в обратных слогах: ас, ыс, ос, ус, ал, ил, ул, ол.

-в слоге между гласными: аса, ысы, осо, усу.

-в слоге со стечением согласных: мса, вса, тса.

Речевой материал по закреплению звука в слогах прямых, обратных подбирает учитель-логопед и рекомендует родителям использовать его при выполнении заданий с ребенком в домашних условиях.

4. Этап автоматизации звука в словах.

На данном этапе звук вводится в речь ребенка на уровне слов. Воспитанник учится слышать звук в структуре слова, контролировать смены поз языка перед произнесением автоматизированного звука.

5. Этап автоматизации звука в тексте.

После того, как ребенок уверенно употребляет слова с автоматизируемым звуком, специалист подбирает предложения, стихи и тексты, в которых почти каждое слово содержит этот звук, чтобы закрепить правильное произношение.

На данном этапе родители должны следить, чтобы ребенок произносил звук правильно и в самостоятельной речи постоянно, иначе звук не будет введен в речь и деятельность учителя-логопеда будет бессмысленной.

Список литературы

1. Л.П. Воронина «Логопед советует», 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.