РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ» Швыдкая Т.И.
Швыдкая Татьяна Ивановна- учитель-логопед высшей квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
станицы Крыловской муниципального образования Крыловский район, ст. Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: в статье анализируются проблемы нарушения темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников. Для родителей даются примеры игровых упражнений. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы в домашних условиях родители в игровой форме устраняли данное нарушение речи и готовили детей к школьному обучению. Ключевые слова: заикание, игровые упражнения, домашние условия, коррекция, семья.
Заикание - нарушение темпо-ритмической стороны речи у ребенка. Для устранения данного нарушения необходимо проводить с ребенком следующие игры и упражнения.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения направлены на развитие речевого вдоха и выдоха. Они дают опору для здоровой и плавной речи.
Важно учить ребенка дышать глубоко, «животом». Легче это выполнять в положении лежа. Предложите ребенку лечь, сделать вдох носом, затем-выдох через сомкнутые губы: пффффф. Выдох долгий и плавный. Потом небольшая пауза, и все начинается сначала. Когда ребенок освоит данный способ дыхания, выполняйте с ним такие дыхательные циклы 3-4 раза подряд. Кроме того, тренируйте глубокое дыхание и в положении сидя и стоя.
Помимо воспитания глубокого дыхания у детей при коррекции заикания, важно развивать длительный ротовой выдох. Здесь пригодятся различные игрушки: вертушки, мыльные пузыри, снежинки, листочки.
Голосовые упражнения
Голосовые упражнения помогают сделать голос сильным, интонированным.
1. «Мяч». Бить воображаемым мячом об пол, пропевая слог МО, об стену- МЭ, об потолок- МИ, и снова об стену, об пол, потолок.)
2. «Колокола». Большие колокола звонят БОМ- поем низким голосом, средние БЭМ- пропеваем обычным тоном голоса, маленькие- БИМ- высоким голосом. Снова средним и низким.
3.Усиление и ослабление голоса (петь поочередно гласные звуки [а], [э], [о], [у], [ы] на одном дыхании- тихо, громче, еще громче, а потом все тише, тише.
4. Пение на выдохе гласных [а] [о] [у] [и] с разной интонацией: сердито, ласково, радостно, грустно, удивленно.
Артикуляционные упражнения
Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности мышц и органов артикуляционного аппарата. Общая артикуляционная гимнастика включает упражнения, необходимые для подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков всех групп.
Упражнения для губ.
Улыбка. Так, чтобы не было видно зубов, удерживать губы в улыбке.
Трубочка. Вытягивать губы трубочкой.
Щётка. Нужно покусывать и почесывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу.
Улыбка - Трубочка. Сначала растянуть губы в улыбку, затем вытянуть вперед губы трубочкой. Упражнения для подвижности языка
Вкусное варенье. Провести широким краем языка по верхней губе вниз.
Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.
Лошадка. Пощелкать кончиком языка: присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот. Выполнять со сменой темпа: сначала быстро, затем медленно.
Орешек. Язык изнутри упирается в правую, а затем в левую щёку.
Пароход гудит. Длительно и с напряжением произносить звук [ы] при межзубном положении кончика языка (слышится звук [л]).
Упражнения для развития чувства темпа и ритма
Используется ходьба, хлопки, отстукивание под разные темпы и ритмы, в том числе и музыкальные, а затем пение слогов, слов, стихов на заданные ритмы. Вы можете предложить ребенку отхлопать вместе с вами (сопряжено), а потом вслед за вами (отраженно) следующие ритмы: /// //, // ///, // // ///. Число палочек соответствует числу хлопков, шагов, расстояние между палочками означает паузу.
Можно прохлопывать и стихи. При этом хлопок делается не на каждом слоге, а на сильной доле стиха. Например, Наша Таня ГРОмко ПЛАчет УроНИла в Речку МЯчик.
Список литературы
1. Г.А. Волкова. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. С.-П. 2003 г.