Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ»'

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заикание / игровые упражнения / домашние условия / коррекция / семья.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швыдкая Татьяна Ивановна

в статье анализируются проблемы нарушения темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников. Для родителей даются примеры игровых упражнений. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы в домашних условиях родители в игровой форме устраняли данное нарушение речи и готовили детей к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швыдкая Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ»»

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ

КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ» Швыдкая Т.И.

Швыдкая Татьяна Ивановна- учитель-логопед высшей квалификационной категории,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

станицы Крыловской муниципального образования Крыловский район, ст. Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: в статье анализируются проблемы нарушения темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников. Для родителей даются примеры игровых упражнений. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы в домашних условиях родители в игровой форме устраняли данное нарушение речи и готовили детей к школьному обучению. Ключевые слова: заикание, игровые упражнения, домашние условия, коррекция, семья.

Заикание - нарушение темпо-ритмической стороны речи у ребенка. Для устранения данного нарушения необходимо проводить с ребенком следующие игры и упражнения.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения направлены на развитие речевого вдоха и выдоха. Они дают опору для здоровой и плавной речи.

Важно учить ребенка дышать глубоко, «животом». Легче это выполнять в положении лежа. Предложите ребенку лечь, сделать вдох носом, затем-выдох через сомкнутые губы: пффффф. Выдох долгий и плавный. Потом небольшая пауза, и все начинается сначала. Когда ребенок освоит данный способ дыхания, выполняйте с ним такие дыхательные циклы 3-4 раза подряд. Кроме того, тренируйте глубокое дыхание и в положении сидя и стоя.

Помимо воспитания глубокого дыхания у детей при коррекции заикания, важно развивать длительный ротовой выдох. Здесь пригодятся различные игрушки: вертушки, мыльные пузыри, снежинки, листочки.

Голосовые упражнения

Голосовые упражнения помогают сделать голос сильным, интонированным.

1. «Мяч». Бить воображаемым мячом об пол, пропевая слог МО, об стену- МЭ, об потолок- МИ, и снова об стену, об пол, потолок.)

2. «Колокола». Большие колокола звонят БОМ- поем низким голосом, средние БЭМ- пропеваем обычным тоном голоса, маленькие- БИМ- высоким голосом. Снова средним и низким.

3.Усиление и ослабление голоса (петь поочередно гласные звуки [а], [э], [о], [у], [ы] на одном дыхании- тихо, громче, еще громче, а потом все тише, тише.

4. Пение на выдохе гласных [а] [о] [у] [и] с разной интонацией: сердито, ласково, радостно, грустно, удивленно.

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности мышц и органов артикуляционного аппарата. Общая артикуляционная гимнастика включает упражнения, необходимые для подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков всех групп.

Упражнения для губ.

Улыбка. Так, чтобы не было видно зубов, удерживать губы в улыбке.

Трубочка. Вытягивать губы трубочкой.

Щётка. Нужно покусывать и почесывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу.

Улыбка - Трубочка. Сначала растянуть губы в улыбку, затем вытянуть вперед губы трубочкой. Упражнения для подвижности языка

Вкусное варенье. Провести широким краем языка по верхней губе вниз.

Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

Лошадка. Пощелкать кончиком языка: присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот. Выполнять со сменой темпа: сначала быстро, затем медленно.

Орешек. Язык изнутри упирается в правую, а затем в левую щёку.

Пароход гудит. Длительно и с напряжением произносить звук [ы] при межзубном положении кончика языка (слышится звук [л]).

Упражнения для развития чувства темпа и ритма

Используется ходьба, хлопки, отстукивание под разные темпы и ритмы, в том числе и музыкальные, а затем пение слогов, слов, стихов на заданные ритмы. Вы можете предложить ребенку отхлопать вместе с вами (сопряжено), а потом вслед за вами (отраженно) следующие ритмы: /// //, // ///, // // ///. Число палочек соответствует числу хлопков, шагов, расстояние между палочками означает паузу.

Можно прохлопывать и стихи. При этом хлопок делается не на каждом слоге, а на сильной доле стиха. Например, Наша Таня ГРОмко ПЛАчет УроНИла в Речку МЯчик.

Список литературы

1. Г.А. Волкова. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. С.-П. 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.