Научная статья на тему 'Рекомендации по созданию электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации высшего образования ФСИН России'

Рекомендации по созданию электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации высшего образования ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE FPS OF RUSSIA / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / INFORMATIONAL AND EDUCATION PORTAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Дина Владимировна, Шлыков Сергей Александрович, Соловьев Александр Сергеевич, Почеткова Елена Сергеевна

В статье рассматриваются особенности построения и функционирования электронной информационно-образовательной среды образовательной организации высшего образования ФСИН России. Авторами статьи и сотрудниками НИИ ФСИН России было проведено исследование соответствия функционала программных продуктов, используемых для внедрения ЭИОС в деятельность образовательных организаций высшего образования ФСИН России, требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации. В результате было сформировано техническое задание «Формирование единого образовательного интернет-портала образовательной организации высшего образования ФСИН России», в котором была описана модель ЭИОС образовательной организации ФСИН России, удовлетворяющая требованиям федерального законодательства, подзаконных нормативных актов и указаниям ФСИН России, ориентированная на повышение эффективности образовательного процесса как основную задачу рассматриваемой среды в образовательной организации. В статье проанализированы свойства электронной информационно-образовательной среды, влияющие на эффективность планирования и сопровождения образовательного процесса, сформулированы предложения по ее реализации в образовательной организации высшего образования ФСИН России. В завершение рассматривается возможность создания (на базе федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний») единого информационно-образовательного портала образовательных организаций ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Дина Владимировна, Шлыков Сергей Александрович, Соловьев Александр Сергеевич, Почеткова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES FOR CREATION OF ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION OF THE FPS OF RUSSIA

The article discusses the features of the construction and functioning of the electronic information and educational environment of the educational organization of higher education FSIN of Russia. The authors of the article and employees of the research Institute of FSIN of Russia conducted a study of the compliance of the functionality of software products used for the implementation of EIOS in the activities of educational institutions of FSIN of Russia, the requirements of regulatory legal acts of the Russian Federation. The technical task "Formation of the uniform educational Internet portal of the educational organization of higher education of FSIN of Russia" in which the eios model of the educational organization of FSIN of Russia satisfying requirements of the Federal legislation, subordinate regulations and instructions of FSIN of Russia focused on increase of efficiency of educational process as the main task of the considered environment in the educational organization was described was as a result formed. The article analyzes the properties of electronic information and educational environment affecting the efficiency of planning and support of the educational process, formulated proposals for its implementation in the educational organization of higher education FSIN of Russia. In conclusion, the possibility of creating (on the basis of the Federal state institution "Research Institute of information technologies of the Federal penitentiary service") a single information and educational portal of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia is considered.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по созданию электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации высшего образования ФСИН России»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 378 Сергеева Д. В.

преподаватель-методист отделения менеджмента качества образования и инновационных технологий, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 160002, Россия, г. Вологда, ул. Щетинина, 2, e-mail: [email protected]

Шлыков С. А.

старший инженер отделения менеджмента качества образования и инновационных технологий, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 160002, Россия, г. Вологда, ул. Щетинина, 2, e-mail: [email protected]

Соловьев А. С.

старший научный сотрудник отделения менеджмента качества образования и инновационных технологий, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 160002, Россия, г. Вологда, ул. Щетинина, 2, e-mail: [email protected]

Почеткова Е. С.

старший преподаватель-методист отделения менеджмента качества образования и инновационных технологий, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 160002, Россия, г. Вологда, ул. Щетинина, 2, e-mail: [email protected]

Dina V. Sergeeva

Teacher-methodologist of the Department of Quality Management of education and innovative technologies, Vologda Institute of law and Economics, Federal penitentiary service, Shchetinin str., 2, Vologda, Russia, 160002, e-mail: [email protected]

Sergei A. Shlykov

Senior Engineer of the Department of Quality Management

of Education and Innovative Technologies,

Vologda Institute of law and Economics,

Federal penitentiary service,

Shchetinin str., 2, Vologda, Russia, 160002,

e-mail: [email protected]

Alexandr S. Solov'ev

Senior Scientist of the Department of Quality Management

of Education and Innovative Technologies,

Vologda Institute of law and Economics,

Federal penitentiary service,

Shchetinin str., 2, Vologda, Russia, 160002,

e-mail: [email protected]

Elena S. Pochetkova

Senior Teacher-methodist, Department of Quality Management

of Education and Innovative Technologies,

Vologda Institute of law and Economics,

Federal penitentiary service,

Shchetinin str., 2, Vologda, Russia, 160002,

e-mail: [email protected]

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности построения и функционирования электронной информационно-образовательной среды образовательной организации высшего образования ФСИН России. Авторами статьи и сотрудниками НИИ ФСИН России было проведено исследование соответствия функционала программных продуктов, используемых для внедрения ЭИОС в деятельность образовательных организаций высшего образования ФСИН России, требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации. В результате было сформировано техническое задание «Формирование единого образовательного интернет-портала образовательной организации высшего образования ФСИН России», в котором была описана модель ЭИОС образовательной организации ФСИН России, удовлетворяющая требованиям федерального законодательства, подзаконных нормативных актов и указаниям ФСИН России, ориентированная на повышение эффективности образовательного процесса как основную задачу рассматриваемой среды в образовательной организации.

В статье проанализированы свойства электронной информационно-образовательной среды, влияющие на эффективность планирования и сопровождения образовательного процесса, сформулированы предложения по ее реализации в образовательной организации высшего образования ФСИН России.

В завершение рассматривается возможность создания (на базе федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний») единого информационно-образовательного портала образовательных организаций ФСИН России.

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, информатизация процесса образования, образовательные организации высшего образования ФСИН России, информационно-образовательный портал.

© 2018 Сергеева Д. В., Шлыков С. А., Соловьев А. С., Почеткова Е. С.

ВЕСТНИК СЮИ

GUIDELINES FOR CREATION OF ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION OF THE FPS OF RUSSIA

Summary. The article discusses the features of the construction and functioning of the electronic information and educational environment of the educational organization of higher education FSIN of Russia. The authors of the article and employees of the research Institute of FSIN of Russia conducted a study of the compliance of the functionality of software products used for the implementation of EIOS in the activities of educational institutions of FSIN of Russia, the requirements of regulatory legal acts of the Russian Federation. The technical task "Formation of the uniform educational Internet portal of the educational organization of higher education of FSIN of Russia" in which the eios model of the educational organization of FSIN of Russia satisfying requirements of the Federal legislation, subordinate regulations and instructions of FSIN of Russia focused on increase of efficiency of educational process as the main task of the considered environment in the educational organization was described was as a result formed.

The article analyzes the properties of electronic information and educational environment affecting the efficiency ofplanning and support of the educational process, formulated proposals for its implementation in the educational organization of higher education FSIN of Russia.

In conclusion, the possibility of creating (on the basis of the Federal state institution "Research Institute of information technologies of the Federal penitentiary service ") a single information and educational portal of educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia is considered.

Keywords: electronic information and educational environment, informatization of the educational process, educational organizations of higher education of the FPS of Russia, informational and education portal.

Информатизацию процесса образования можно рассматривать как одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества.

Под термином «электронная информационно-образовательная среда» в данной работе мы будем понимать интеграцию образовательной и информационной сред. В свете такой интеграции компьютерные технологии призваны стать не дополнительным компонентом в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность [1, с. 162].

Сегодня большое количество разработчиков предлагают образовательным организациям различные программные продукты, реализующие возможности сопровождения процесса обучения и управления образовательным процессом для создания электронной информационно-образовательной среды (далее - ЭИОС). Образовательные организации высшего образования ФСИН России выбирают и используют для этих целей самые разнообразные программные продукты, зачастую достаточно дорогостоящие.

Авторами данной работы и сотрудниками федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» было проведено исследование соответствия функционала программных продуктов, используемых для внедрения ЭИОС в деятельность образовательных организаций высшего образования ФСИН России, требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации. Исследование распространялось на все образовательные организации высшего образования ФСИН России.

В результате проведенного исследования было сформировано техническое задание «Формирование единого образовательного интернет-портала образовательной организации высшего образования ФСИН России», в котором была описана модель ЭИОС образовательной организации ФСИН России, удовлетворяющая требованиям федерального законодательства, подзаконных нормативных актов и указаниям ФСИН России, ориентированная на повышение эффективности образовательного процесса как основную задачу рассматриваемой среды в образовательной организации.

В настоящей работе, опираясь на результаты проведенного исследования, приведем рекомендации образовательным организациям ФСИН России по формированию ЭИОС:

1. В ЭИОС образовательной организации высшего образования ФСИН России должна быть реализована возможность создания различных операционных групп пользователей с возможностью гибкого управления их полномочиями и функциональностью. В частности, в ней должны быть предусмотрены возможности создания личных кабинетов пользователей, формирования учебных групп и ряд других функций, отражающих организацию учебного процесса.

2. В образовательных организациях ФСИН России традиционно ведутся классические журналы текущей успеваемости и посещаемости, поэтому целесообразно начать переход с бумаж-

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

ной версии данных журналов к электронной. Преподавателю следует предоставить доступ к просмотру и редактированию электронных журналов текущей успеваемости и посещаемости по дисциплинам, которые он преподает, обучающимся к просмотру результатов своей успеваемости. Немаловажно, чтобы в электронном журнале имелась возможность коррекции текущей успеваемости (отработка пропусков, неудовлетворительных оценок) и фиксации выполнения индивидуальных заданий по пропущенным по тем или иным причинам учебным занятиям. Журнал должен иметь возможность печати на бумажном носителе. В перспективе это позволит образовательным организациям ФСИН России легко интегрировать данный документ в электронный документооборот образовательного процесса.

3. ЭИОС образовательной организации ФСИН России должна быть реализована с учетом того, что в образовательной организации осуществляются различные формы обучения: очное, заочное, дистанционное, сетевое. Следует предусмотреть в системе возможности фиксации результатов завершения курса обучающимся, а также результатов тестирования и анкетирования, кроме того, предусмотреть возможность создания и формирования различных видов тестов и анкет с их автоматизированной обработкой.

4. ЭИОС образовательной организации ФСИН России должна предоставлять возможность размещения материалов в любых форматах, включая изображения, видео- и аудиофайлы. В данной среде должен быть организован доступ обучающегося к просмотру и редактированию своего порт-фолио и просмотру (при наличии доступа) портфолио других обучающихся. Преподаватели должны иметь доступ к просмотру портфолио обучающихся, иметь возможность оставить рецензию на любую работу. Учебно-вспомогательный персонал факультета должен иметь доступ к просмотру и редактированию (для контроля содержания и качества) материалов портфолио обучающихся.

5. ЭИОС образовательной организации ФСИН России должна предоставлять возможность синхронного (on-line) и асинхронного общения пользователей: форум, чат, электронная почта, блог, система оповещений о происходящих событиях (посредством sms, e-mail сообщений).

6. Рекомендуется образовательным организациям высшего образования ФСИН России закупка внутренней электронной библиотечной системы для размещения выпускных квалификационных работ обучающихся [2] и собственных разработок профессорско-преподавательского состава.

7. В свете требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО), достаточно актуальной является организация курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования ФСИН России для формирования компетенций по работе с ЭИОС образовательной организации. Во ФГОС ВО отмечается, что функционирование ЭИОС образовательной организации обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих [3]. Таким образом, администрирование, сопровождение и использование ЭИОС должны осуществлять сотрудники, имеющие соответствующее образование и документально подтвержденный уровень квалификации.

8. Отметим, что высокие требования ФГОС ВО к ЭИОС для всех образовательных программ (сходные с требованиями к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) косвенно указывают на возможность развития дистанционной формы обучения для реализуемых образовательных программ высшего образования и повышения квалификации в образовательных организациях ФСИН России. Некоторые руководители кадровых подразделений в территориальных органах ФСИН России отмечают, что сотрудники учреждений более охотно идут учиться платно в неведомственные образовательные организации, реализующие образовательные программы в дистанционной форме, чем бесплатно (в частности заочно) в образовательные организации ФСИН России, чтобы обучение проходило без отрыва от места службы.

В завершении работы обратим внимание на то, что существует потенциальная возможность создания (на базе федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний») единого информационно-образовательного портала образовательных организаций ФСИН России, который даст возможность сократить расходы на закупки, связанные с приобретением программного обеспечения для создания и поддержки функционирования ЭИОС, будет соответствовать требованиям федерального законодательства, подзаконных нормативных актов Российской Федерации и указаниям ФСИН России и позволит создать единообразную ЭИОС в образовательных организациях высшего образования ФСИН России.

ВЕСТНИК СЮИ

Библиографический список

1. Еремина И. И. Формирование информационно-коммуникационных компетенций субъектов образовательного процесса в условиях информационной образовательной среды вуза // Педагогика. Психология. № 1/2012. С. 162-163.

2. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специали-тета и программам магистратуры: приказ Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636, п. 38 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.11.2017).

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств: приказ Минобрнауки России от 26 июля 2017 г. № 698 п. 4.2.2 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.11.2017).

References

1. Eremina I. I. Formirovanie informatsionno-kommunikatsionnykh kompetentsii sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa v usloviyakh informatsionnoi obrazovatel'noi sredy vuza [Formation of information and communication competences of subjects of educational process in the conditions of information educational environment of higher education institution]. Pedagogika. Psikhologiya. [Pedagogy. Psychology], 2012, no. 1, pp. 162-163 [in Russian].

2. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya gosudarstvennoi itogovoi attestatsii po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta i program-mam magistratury: prikaz Minobrnauki Rossii ot 29 iyunya 2015 g. no. 636, p. 38 [About the statement of the order of carrying out the state final certification on educational programs of the higher education-programs of the bachelor degree, programs of the specialty and programs of the magistracy: the order of the Ministry of education of the Russian Federation of June 29, 2015 no. 636, item 38]. SPS «Kon-sul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 17.11.2017) [in Russian].

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 35.03.02 Tekhnologiya lesozagotovitel'nykh i derevopererabatyvayushchikh proizvodstv: prikaz Minobrnauki Rossii ot 26 iyulya 2017 g. no. 698 p. 4.2.2 [About the approval of the Federal state educational standard of the higher education - the bachelor's degree in the direction of preparation 35.03.02 Technology of logging and woodworking productions: the order of the Ministry of education of the Russian Federation of July 26, 2017 no. 698 item 4.2.2]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 17.11.2017) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.