УДК 378
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА: НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
© 2017 Н. И. Улендеева, И. А. Сафронова
Аннотация. В статье анализируется проблема проектирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) учреждения высшего образования. С позиции нормативно-правовых аспектов обосновывается необходимость внедрения электронной среды в вузе при реализации новых образовательных стандартов высшего образования. С учетом достижений технической и педагогической науки разработана технология создания электронной информационно-образовательной среды ведомственного вуза как совокупность средств и способов совместной деятельности всех участников образовательного процесса, которая позволяет последовательно сформировать структуру электронной информационно-образовательной среды высшего учебного заведения в организационном аспекте.
Ключевые слова: электронное обучение, информационно-образовательная среда, технология создания электронной информационно-образовательной среды, высшее образование.
DESIGNING OF THE ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITIES: NORMATIVE, LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS
© 2017 N. Ulendeeva, I. Safronova
Summary. In the article the problem of designing the electronic information and educational environment (EIOS) of the higher educational institution is analyzed. From the standpoint of regulatory and legal aspects, the need to introduce an electronic environment in a higher educational institution when implementing new educational standards for higher education is justified. Taking into account the achievements of technical and pedagogical science, a technology has been developed for creating an electronic information and educational environment for a departmental higher educational institution as a combination of means and methods of joint activity of all participants in the educational process that allows the formation of the electronic information and educational environment of a higher educational institution in the organizational aspect.
Keywords: E-learning, information and educational environment, technology of electronic information and educational environment creation, higher education.
Изменения парадигмы современного образования в сторону компетентностного подхода к формированию образовательных результатов в вузе, переход к федеральным образовательным стандартам третьего поколения (ФГОС3+), бурное развитие информационно-коммуникационных технологий обучения выдвигают новые требования к организации образовательного пространства современного высшего учебного заведения в целом. Вузы становятся центрами инновационных разработок, площадками для создания и реализации новейших достижений теоретических и прикладных исследований. Информатизация деятельности всех сфер общественных отношений способствует быстрому изменению информационных потоков, средств поиска, передачи, хранения, обработки информации. Приоритетными становятся научные исследования в сфере информационно-технических разработок создания различных продуктов жизнеобеспечения и безопасности организаций.
Ведомственные вузы пенитенциарной системы России в силу специфики организации образовательного процесса выступают научными центрами по разработке эффек-
тивных управленческих, организационных, нормативно-правовых, экспертно-консульта-ционных, оперативно-служебных, информационно-технических продуктов обеспечения правоохранительной деятельности.
Новые требования, предъявляемые к характеристикам специальностей выпускников ведомственных вузов ФСИН России и к результатам освоения программ высшего образования, определяют важность создания в вузе такой образовательной среды, которая способствует эффективному развитию всех видов профессиональной деятельности при всех формах организации образовательного процесса.
Ведомственные вузы самостоятельно определяют виды и формы обучения. Кроме очной, заочной и очно-заочной форм обучения в настоящее время в вузах реализуются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. В ст. ст. 16, 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»5 законодательно закреплено понятие «электронное обучение» и «дистанционные технологии» как образовательный процесс взаимодействия обучающихся и педагогических работников с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Для эффективной «реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность»6 рекомендовано создать электронную информационно-образовательную среду, которая включает каталоги электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационно-телекоммуникационных технологий, средств для обеспечения образовательного процесса. Средством обеспечения взаимодействия участников образовательного процесса должна выступать автоматизированная система управления.
Таким образом, электронная информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна быть создана и функционировать для обеспечения электронного обучения. Однако в п. 7.1.2 новых образовательных стандартов ФГОС3+ по направлению
7 8
подготовки «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» регламентировано требование обеспечения для каждого обучающегося доступа к электронной информационно-образовательной среде. Современная электронная информационно-образовательная среда учреждения высшего образования должна обеспечивать доступ не только к электронным образовательным ресурсам и каталогам электронных библиотечных систем, но и к «рабочим программам дисциплин (модулей), практик; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения образовательных программ; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет». Данное обстоятельство определяет важность создания в вузе электронной образовательной среды, которая бы обеспечивала эффективный образовательный процесс при всех формах обучения и способствовала формированию информационно-коммуникационной компетентности всех участников педагогического процесса.
5 Об образовании в Российской Федерации: закон РФ 29.12.2012№ 273 (ред. от 01.05.2017) [Электронный ресурс] // СПС
«Консультант Плюс» (дата обращения: 28.06.2017).
7 Там же. - Ст. 16. - П. 3.
7 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.06.2017).
8 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета): приказ Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.06.2017).
Рассмотрим проблему проектирования электронной информационно-образовательной среды образовательной организации с точки зрения понимания сущности и содержании понятия.
Так, О. В. Башарина под информационно-образовательной средой профессиональной образовательной организации понимает «педагогическую систему, включающую в себя информационные образовательные ресурсы, педагогические технологии, компьютерные средства управления и обучения, развитие уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов, мониторинг результатов обучения, обеспечивающую все виды учебно-познавательной деятельности и направления на формирование личности, обладающую необходимым уровнем профессиональных компетенций»9. В работе А. Г. Абросимова электронная информационно-образовательная среда представляется «как интегрированная среда информационно-образовательных ресурсов, программно-технических и телекоммуникационных средств администрирования и информационной поддержки организации и управления учебным процессом, научными исследованиями»10.
В работах Д. А. Гагариной исследуется высокоразвитая ИОС вуза, которая рассматривается как «определенная инфраструктура внутри вуза, основанная на использовании возможностей современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), предполагающая устойчивое функционирование и ориентированная на достижение новых образовательных результатов»11.
В диссертационном исследовании Е. В. Лобановой12 обосновывается употребление понятия «информационно-образовательной среды» для обозначения системы влияний, условий развития обучаемого, обогащенной новыми возможностями информационных технологий обучения. Автор также анализирует проблемы дидактического проектирования информационно-образовательной среды отдельного вуза как автоматизирование определенных видов деятельности, которое осложняет задачу построения единой образовательной информационной среды в России.
В исследовании С. Л. Лобачева представлены принципы технико-технологического проектирования информационно-образовательных сред в высших учебных заведениях через единые принципы построения распределенных горизонтальных порталов, которые «позволяют органам управления образованием всех уровней проводить каталогизацию ресурсов и образовательных услуг, осуществлять мониторинг проектов и формировать статистические показатели работы учебных заведений»13.
В учебнике С. Г. Григорьева информационно-образовательная среда учебного заведения определяется как среда, «основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение всех участников образовательного процесса»14.
Несмотря на повышенное внимание к проблеме формирования и развития информационно-образовательной среды вуза, нет единого подхода к проектированию содержания данного понятия и практической реализации в системе отраслевых вузов.
9 Башарина О. В. Проектирование информационно-образовательной среды профессиональной образовательной организации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2015. - С. 10.
10 Абросимов А. Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - С. 4.
11 Гагарина Д. А. Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как средство формирования гуманитарной составляющей высшего профессионального образования (на примере курса отечественной истории): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - С. 3.
12 Лобанова Е. В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - С. 17.
13 Лобачев С. Л. Теоретические основы и принципы построения информационно-образовательной среды открытого образования и ее практическая реализация: автореф. дис. ... д-ра тех. наук. - М., 2005. - С. 7.
14 Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник. - М., 2005.
Для системы ведомственных вузов ФСИН России, реализующих образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность», внедрена система дистанционного обучения «Прометей». Однако каждый вуз организует информационно-образовательную среду использования и разработки информационно-образовательных ресурсов и автоматизированную систему управления образовательным процессом самостоятельно. Также отсутствует единый подход к проектированию электронной информационно-образовательной среды ведомственного вуза. В силу специфики обучения предметам специализации, например, «Организация режима и надзора», «Организация конвоирования и перевозок» и др., должны быть выработаны единые подходы к формированию и использованию материалов «секретных библиотек», а также к принципам работы специальных средств и оборудования, используемого в правоохранительной деятельности. В условиях недостаточности терминологии, используемой к определению электронных информационно-образовательных ресурсов и электронной информационно-образовательной среды ведомственного вуза, сформулируем положения, которые будем использовать при формулировке педагогических основ к проектированию электронной информационно-образовательной среды в вузе.
Первое положение - это определение электронной информационно-образовательной среды ведомственного вуза как совокупности материальных, педагогических и организационных факторов субъектов образовательного процесса, стремящихся к профессиональному и информационно-коммуникационному развитию и саморазвитию.
Второе положение - это ориентирование на осуществление целенаправленной деятельности по проектированию элементов электронной информационно-образовательной среды, обладающей определенными качествами (свойствами).
Третье положение - это педагогический механизм процесса формирования информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов. Раскрывается оно через понятие «готовность» как интегра-тивное качество работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями для успешного участия в информационно-аналитической профессиональной деятельности15. Средствами формирования готовности являются свойства информационно-образовательных сервисов и ресурсов.
Четвертое положение - это концепция деятельностного подхода в обучении, которая предполагает реализацию в образовательном процессе педагогических ситуаций (лич-ностно ориентированных)16 и практико ориентированных17. Педагогические ситуации выступают также средством формирования информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности и средством профессионального информационно-коммуникационного развития и саморазвития ее участников.
С учетом научного знания, разработанного применительно к проблемам формирования и проектирования образовательной среды18, рассмотрим технологию создания электронной информационно-образовательной среды ведомственного вуза как совокупность средств и способов совместной деятельности субъектов образовательного процесса по разработке и внедрению элементов информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют внедрению элементов средств и сервисов ИКТ для развития и саморазвития профессиональных качеств.
15 Озерский С. В., Улендеева С. В. Характеристика информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России // АНИ: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 4(17). - С. 179-184.
16 Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография. - М., 1998. - С. 75.
17 Там же. - С. 5.
18 Новиков В. Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С. 4; Лобанова Е. В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005.
На первом (организационно-подготовительном) этапе необходимо решить следующие задачи:
- формирование рабочей группы по разработке положения о функционировании электронной информационно-образовательной среды вуза;
- определение целей деятельности (общих и частных) по созданию электронной информационно-образовательной среды в вузе и формулировка ожидаемых результатов;
- формирование требований, предъявляемых к электронной информационно-образовательной среде вуза;
- разработка необходимой документации (планы проведения работ и мероприятий, программы развития и т. п.);
- обучение участников рабочей группы по вопросам теории и практики проектирования электронной информационно-образовательной среды.
Второй этап (организационно-проектировочный) предполагает решение следующих задач:
- трансформация государственных целей образования («доступ каждого обучающегося к электронной информационно-образовательной среде вуза» (ФГОС 3+) в конкретные педагогические цели профессионального развития субъектов образовательного процесса;
- конструирование элементов электронной информационно-образовательной среды с необходимыми свойствами и характеристиками, удовлетворяющими необходимым требованиям;
- разработка проектной документации (педагогические технологии деятельност-ного типа, методические рекомендации по вопросам реализации педагогических ситуаций, ресурсное обеспечение, разработка положений об электронном портфолио обучающегося, положение о рабочей программе в части содержания списка электронных образовательных ресурсов);
- моделирование условий, возможностей, форм проведения учебных занятий, которые способствуют эффективному использованию средств и сервисов ИКТ для профессионального развития и саморазвитии;
- обеспечение информационной безопасности.
Третий этап (внедрение) - решаются задачи, которые связаны с использованием элементов электронной информационно-образовательной среды с организацией образовательного процесса вуза:
- непосредственная деятельность по наполнению элементов электронной информационно-образовательной среды вуза;
- организация проведения занятий, процедур оценки результатов обучения (методические разработки проведения зачетов и экзаменов в форме электронного тестирования);
- методическое сопровождение заполнения электронного портфолио обучающегося, организация сохранения работ обучающегося, рецензий на работы;
- организация взаимодействия между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет в выбранной автоматизированной управляющей системе;
- организация контроля качества и сроков выполнения запланированных работ и мероприятий.
На четвертом этапе (результативно-оценочный) предполагается оценка результатов создания и функционирования электронной информационно-образовательной среды и принятие решений о ее коррекции и направлениях дальнейшего развития.
Выполнение задач каждого этапа позволяет последовательно сформировать структуру электронной информационно-образовательной среды вуза. Однако рассмотренная структура среды является примерной. Конкретный перечень компонентов среды и содержание ее элементов определяются профилем и специализациями вуза, особенностями содержания рабочих программ. Однако независимо от содержательных и других отличий электронная информационно-образовательная среда вуза должна содержать следующие
компоненты: официальный сайт; электронная информационно-библиотечная среда; комплексная автоматизированная информационная система управления вузом; корпоративная сеть и электронная почта; системы проверки работ обучающихся на наличие заимствований; системы дистанционного тестирования.
Принципами построения электронной информационно-образовательной среды вуза являются принципы открытости, доступности, интегральности, полифункциональности представления информационно-образовательных ресурсов и сервисов.
Таким образом, создание электронной информационно-образовательной среды на современном развитии высшего образования является приоритетной задачей администрации и преподавательского состава вуза. Для ее реализации необходимо соблюдать условия, раскрывающие прикладные положения, технологию создания электронной образовательной среды с определенными свойствами. Содержание среды будет обусловлено требованиями, потенциалом и спецификой образовательного процесса каждого конкретного вуза. Современная электронная информационно-образовательная среда вуза интегрируется в высокопрофессиональную развивающую среду высшего образования.
Библиографический список
Абросимов, А. Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: дис. ... д-ра пед. наук / А. Г. Абросимов. - М., 2005. - 261 с.
Башарина, О. В. Проектирование информационно-образовательной среды профессиональной образовательной организации: автореф: дис. ... канд. пед. наук / О. В. Башарина. - Челябинск, 2015. - 24 с.
Гагарина, Д. А. Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как средство формирования гуманитарной составляющей высшего профессионального образования (на примере курса Отечественной истории): автореф: дис. ... канд. пед. наук / Д. А. Гагарина. - М., 2009. - 24 с.
Григорьев, С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. - М., 2005. - 231 с.
Лобанова, Е. В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения: автореф: дис. ... д-ра пед. наук / Е. В. Лобанова. - М., 2005. - 47 с.
Лобачев, С. Л. Теоретические основы и принципы построения информационно-образовательной среды открытого образования и ее практическая реализация: автореф. дис. ... д-ра тех. наук / С. Л. Лобачев. - М., 2005. - 33 с.
Новиков, В. Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор / В. Н. Новиков // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - С. 4.
Об образовании в Российской Федерации: закон РФ 29.12.2012№ 273 (ред. от 01.05.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.06.2017).
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.06.2017).
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета): приказ Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.06.2017).
Озерский, С. В. Характеристика информационно-коммуникационной готовности к профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России / С. В. Озерский, Н. И. Улендеева // АНИ: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 4(17). - С. 179-184.
Руднева, И. А. Практико-ориентированные ситуации как средство формирования социальной зрелости студентов: дис. ... канд. пед. наук / И. А. Руднева. - Волгоград, 2011. - 205 с.
Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография / В. В. Сериков. - М., 1998.