Научная статья на тему 'Особенности современной электронной образовательной среды при обучении профессионально ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе'

Особенности современной электронной образовательной среды при обучении профессионально ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FEATURES OF ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TEACHING / PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE / NON-LINGUISTIC INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баластов Алексей Владимирович, Соколова Эльвира Яковлевна

В статье рассматривается и уточняется понятие «электронной информационно-образовательной среды», изучаются особенности и принципы ее построения, анализируется целесообразность использования электронной информационно-образовательной среды для осуществления обучения профессионально ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баластов Алексей Владимирович, Соколова Эльвира Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF THE MODERN ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN TEACHING A PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The article discusses and clarifies the notion “electronic information and educational environment”, studies the features and principles of its construction, and analyzes the practicability of using the electronic information and educational environment for teaching a professionally oriented foreign language in a non-linguistic institution of higher education.

Текст научной работы на тему «Особенности современной электронной образовательной среды при обучении профессионально ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе»

Баластов Алексей Владимирович, Соколова Эльвира Яковлевна

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается и уточняется понятие "электронной информационно-образовательной среды", изучаются особенности и принципы ее построения, анализируется целесообразность использования электронной информационно-образовательной среды для осуществления обучения профессионально ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/6-3/53.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 6(72): в 3-х ч. Ч. 3. C. 185-188. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/6-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.111.1

В статье рассматривается и уточняется понятие «электронной информационно-образовательной среды», изучаются особенности и принципы ее построения, анализируется целесообразность использования электронной информационно-образовательной среды для осуществления обучения профессионально ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе.

Ключевые слова и фразы: электронная информационно-образовательная среда; особенности электронной образовательной среды; обучение; профессионально ориентированный иностранный язык; неязыковой вуз.

Баластов Алексей Владимирович Соколова Эльвира Яковлевна

Национальный исследовательский Томский политехнический университет lexiusb@gmail.com, sokolovaeya@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Эффективность и качество обучения профессионально ориентированному иностранному языку как одного из инструментов формирования компетентностной модели выпускника неязыкового вуза зависит от разнообразных факторов, определяющих результат образовательного процесса, одним из которых является образовательная среда. В теории педагогики понятие среда трактуется как всё, что так или иначе связано с окружением человека и что оказывает влияние на его обучение, воспитание и развитие [7, c. 97]. В зарубежных источниках существует понятие «средоориентированного обучения», т.е. процесс обучения осуществляется посредством «обучающей среды» [6, c. 13], представленной в совокупности предметной, информационной и социальной сред. Авторы трактуют понятие образовательная среда как качественную и системную характеристику неязыкового вуза, которая обусловлена поставленными задачами и целью - обучить профессионально ориентированному иностранному языку, что, в свою очередь, проявляется в выборе средств, с помощью которых осуществляется решение задач и достигается поставленная цель [9, c. 18]. Внимание к проблематике функционирования, совершенствования и обновления образовательной среды со стороны отечественных и зарубежных исследователей обусловлено, с одной стороны, утверждением средовой парадигмы в образовании, а с другой - необходимостью поиска дополнительных эффективных ресурсов для повышения качества профессионально ориентированной иноязычной подготовки будущих специалистов.

Анализ научных работ, посвященных образовательной среде, показал, что проблема рассматривалась с различных исследовательских ракурсов, что обусловило появление различных интерпретаций этого понятия. На основе проведенного анализа выделены следующие интерпретации образовательной среды: 1) сущностная - определение образовательной среды с точки зрения высшей школы [2, c. 14] и ее роли в воспитании и становлении будущего профессионала [5, c. 20]; 2) функциональная - создание условий для социализации личности [6, c. 200; 11, р. 536] и самореализации личности с необходимостью психологического сопровождения для успешного взаимодействия между личностью и средой; 3) структурная - многокомпо-нентность образовательной среды [1] и вариативность условий ее построения, а также совокупность педагогических, социальных и психологических условий [10, с. 120]. Вариативность условий обуславливает наличие отдельных разновидностей сред сообразно их конкретной реализации: информационная образовательная среда, электронная информационно-образовательная среда, информационная образовательная среда, вузовская образовательная среда, профессионально-коммуникативная среда, личностно ориентированная иноязычная профессиональная образовательная среда, коммуникативная обучающая среда.

Весь вышеозначенный анализ, посвященный различным интерпретациям понятия «образовательной среды», в данной работе служит цели конструирования содержания и организации учебного материала по профессионально ориентированному иностранному языку, определения педагогической деятельности преподавателя и учебной работы студентов и их взаимодействия в иноязычной профессионально ориентированной электронной информационно-образовательной среде неязыкового вуза.

Проведенный анализ современных работ, посвященных проблематике обучения профессионально ориентированному иностранному языку и электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС), позволил сделать вывод, что ЭИОС рассматривается как многоаспектный, системный психолого-педагогический

186

^БЫ 1997-2911. № 6 (72) 2017. Ч. 3

и социально-педагогический фактор, содержащий специально организованные условия и возможности для обучения профессионально ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе.

Основываясь на анализе работ, посвященных электронной информационно-образовательной среде неязыкового вуза, и работ по проблематике обучения профессионально ориентированному иностранному языку, мы считаем, что основными компонентами ЭИОС являются:

1) учебно-педагогический: информационные образовательные ресурсы, интернет-классы, фонды учебно-методических материалов в электронной и традиционной форме (учебно-методические разработки, учебно-методические комплексы, пособия, учебники, лабораторные работы и т.д.); библиотечные фонды вуза;

2) технический: ТСО (цифровая техника и программное обеспечение);

3) организационно-деятельностный: система управления процессом обучения профессионально ориентированному иностранному языку, реализующая несколько взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация субъектов образовательного процесса, отношение преподаватель - обучающийся и контроль.

Основными качественными характеристиками современной электронной информационно-образовательной среды неязыкового вуза для обучения профессионально ориентированному иностранному языку являются: 1) скоординированность - согласованность и возможность взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; 2) многоаспектность, получившая свое отражение в разнообразии ее структурных компонентов; 3) системность как целостность, взаимосвязь, упорядоченность и единая организация основных структурных компонентов; 4) динамичность - гибкость взаимодействия электронной информационно-образовательной среды с окружающей средой и возможность среды перестраиваться в соответствии с изменяющимися внешними условиями (изменение технического оснащения учебного процесса, варьирование учебных планов и т.д.); 5) открытость - доступность для всех пользователей, обогащение ресурса в сотрудничестве субъектов образовательного процесса, возможность постоянного дополнения и обновления учебных материалов; 6) вариативность форм и способов учебной деятельности; 7) адаптивность - способность «устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами общества, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала...» [4]; 8) активность позиции участников образовательного процесса - интенсивное вхождение обучающегося в многообразные средовые контакты реального профессионального общения, возможность установления прямых межличностных и творчески-деловых контактов и развитие сотрудничества и партнерских отношений на основе объединения ресурсов образовательных сред различных вузов; 9) многомерность -согласованность взаимодействия с образовательной и профессиональной средой мира, страны, региона и подразделений вуза, возможность творческого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; 10) надежность - способность среды выполнять присущие ей функции управления, образования, воспитания и контроля с сохранением функциональности на установленном уровне [3, с. 183-184]; 11) оперативность доставки учебной информации субъектам образовательного процесса; 12) оптимизация обучения и повышение качества подготовки специалистов посредством ее целенаправленного проектирования; 13) педагогическое взаимодействие между всеми участниками учебного процесса путем совершенствования коммуникационной функции и обратной связи; 14) возможность управления межличностными и творческо-деловыми контактами; 15) мониторинг текущих образовательных траекторий и достижений в реальном времени.

Отличительной чертой ЭИОС при обучении профессионально ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе является изменение характера взаимодействия между ее субъектами, который связан с тем, что, с одной стороны, электронная информационно-образовательная среда опирается на ряд прежних принципов в неизменном виде (принцип коммуникативной направленности, принцип интерактивности), некоторые принципы становятся неактуальными (принцип линейной подачи информации), а другие трансформируются, приобретая новые качества или акценты (принцип интегративности, принцип ориентированности на автономность, принцип повышения активности самостоятельной работы). С другой стороны, появляются новые принципы: принцип концентрированности; принцип взаимного партнерства и сотрудничества; принцип активности и включенности в обучение; принцип рефлексивности и ответственности за свое обучение.

Рациональное использование перечисленных вверху возможностей электронной информационно-образовательной среды при обучении профессионально ориентированному иностранному языку, предоставляемых при помощи информационно-коммуникационных технологий, приведет к комплексному достижению целей информатизации образования, основными из которых являются: доступность обучения для каждого участника образовательного процесса; социализация личности, ее индивидуально-личностное и профессиональное развитие и становление и формирование профессионально-значимых компетенций; сотрудничество и взаимодействие участников образовательного процесса и их готовность к инновационной и экспериментально-исследовательской деятельности; гуманизация образования и воспитания; интенсификация и повышение эффективности обучения, оптимизация и обновление содержания обучения, разработка и внедрение новых методов, педагогических технологий обучения и воспитания; ориентация на непрерывное профессионально-творческое саморазвитие личности на протяжении всей жизни.

Интеграция электронной информационно-образовательной среды в учебный процесс неязыкового вуза способствует созданию локальных образовательных сред по отдельным дисциплинам, которые в совокупности будут являться составляющими электронной информационно-образовательной среды неязыкового вуза. Согласно ФГОС ВО, удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме с использованием преимуществ, которые предоставляет электронная информационно-образовательная среда, и ее функциональных

возможностей при обучении профессионально ориентированному иностранному языку позволяет создать иноязычную коммуникативную профессионально ориентированную обучающую среду посредством имитации и моделирования ситуаций реального профессионально ориентированного иноязычного общения с использованием средств ТСО [8].

Под иноязычной коммуникативной обучающей средой мы понимаем специально созданное для учебных целей и организованное с помощью мультимедийных средств пространство, в котором реализуется восприятие иноязычной речи с возможностью моделирования реальных коммуникативных ситуаций.

В основе создания иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной обучающей среды лежат, с одной стороны, общедидактические принципы, характерные для электронной информационно-образовательной среды. С другой стороны, специальные принципы, ориентированные на создание информационной образовательной среды, направленной на формирование профессионально ориентированного иноязычного компонента как одного из значимых в компетентностной модели специалиста: информационное наполнение образовательных ресурсов современными электронными учебными материалами; обучение в контексте будущей профессиональной деятельности; ориентация на личность студента с учетом закономерностей психологии и лингводидактики; дифференциация различных уровней обучения.

Одна из основных задач преподавателя при создании профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной обучающей среды - обеспечить полноценную поддержку деятельности обучающихся в аудитории и изучение профессионально ориентированного иностранного языка с учетом удаленной самостоятельной работы, т.е. педагогическое сопровождение. По нашему мнению, создание иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной обучающей среды становится возможным благодаря применению современных информационных и коммуникационных технологий, к которым мы относим цифровую технику, программное обеспечение и сеть Интернет.

Таким образом, для создания иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной обучающей среды и обеспечения высокого качества ее функционирования становится актуальным вопрос проектирования, разработки, внедрения, активного использования электронных образовательных ресурсов, реализуемых в различных форматах (онлайн-курсы, видеолекции, онлайн-учебники, онлайн-комплексы), а также отбор и структурирование учебного материала и разработка методического сопровождения процесса обучения профессионально ориентированному иностранному языку.

В настоящее время в Томском политехническом университете получила широкое применение система электронного обучения профессионально ориентированному иностранному языку на основе Moodle. Инструментарии Moodle, при правильном их применении, позволяют организовать обучение профессионально ориентированному иностранному языку в сотрудничестве как взаимодействие равноценных субъектов на основе совместного решения задач, взаимообмена информацией и различных форм коммуникаций через сервисы «Опрос», «Анкета», «Обмен сообщениями», «Комментарии», «Форум», «Чат», «Wiki». Обучение профессионально ориентированному иностранному языку в сотрудничестве создает атмосферу коллективного общения как важного условия для управления речевого взаимодействия в функциональной системе «обучение - взаимообучение - самообучение - контроль - взаимоконтроль - самоконтроль». Организация обучения профессионально ориентированному иностранному языку в сотрудничестве способствует сознательному освоению материала и повышению социальной мобильности личности путем установления контактов между различными коммуникантами. Наряду с обеспечением сотрудничества, где преподаватель выступает в роли партнера, специально организованная иноязычная профессионально ориентированная коммуникативная обучающая среда предоставляет значительную долю самостоятельности студенту с возможностью самоорганизации собственной автономной учебно-познавательной деятельности, где роль преподавателя смещается в плоскость консультативной поддержки (консультант и помощник).

Педагогический, дидактический и функциональный потенциал иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной обучающей среды, созданной средствами сетевого учебно-методического комплекса, размещенного на платформе Moodle, при обучении профессионально ориентированному иностранному языку отражается в следующем:

1) способы презентации учебного материала: а) многовариативность, наглядность и информационная насыщенность подачи профессионально ориентированного иноязычного материала; б) структурированность: возможность систематизации учебного материала и организации модульности контента; в) открытость, позволяющая оперативно корректировать, обновлять, расширять и дополнять учебный материал, что особенно важно и актуально при обучении профессионально ориентированному иностранному языку;

2) изменение характера взаимодействия между субъектами на основе перераспределения ролей в иерархии их значимости с ориентированностью на автономность;

3) искусственное создание профессионально ориентированной иноязычной среды вследствие ее отсутствия в российском неязыковом вузе;

4) адаптивность к социально-экономическим условиям, запросам и интересам студентов с адаптацией режимов работы под психофизиологические особенности студентов (возможность выбора оптимального темпа обучения, времени, интенсивности и оптимизации нагрузок);

5) доступность по паролю и логину ТПУ;

6) высокое качество: библиотека профессионально ориентированного иноязычного контента оформляется по единым критериям;

188

ISSN 1997-2911. № 6 (72) 2017. Ч. 3

7) мониторинг процесса обучения профессионально ориентированному иностранному языку, позволяющий выявить проблемы использования образовательных ресурсов (курса, учебного пособия, комплекса и т.д.), определить степень активности и уровень успеваемости обучающихся, а также оценить отдельные фрагменты учебного профессионально ориентированного иноязычного ресурса по рейтингу его популярности (частоте использования);

8) открытость: возможность пользоваться многообразием информации, вносить коррективы в разработанные ресурсы на профессионально ориентированные темы на иностранном языке, обновлять и дополнять их.

Таким образом, использование педагогического, дидактического и функционального потенциала электронной информационно-образовательной среды для обучения профессионально ориентированному иностранному языку позволяет не только проектировать и внедрять электронные образовательные ресурсы (курсы, учебники, комплексы), но и создавать личностно-развивающую профессионально ориентированную иноязычную коммуникативную обучающую среду, которая сможет обеспечить более эффективное обучение профессионально ориентированному иностранному языку.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что обучение иностранному языку в целом и профессионально ориентированному иностранному языку в частности на современном этапе невозможно без использования электронной информационно-образовательной среды, потому что важная часть профессиональной коммуникации и взаимодействия осуществляется посредством информационно-коммуникационных технологий. Электронная информационно-образовательная среда создает условия для развития профессиональной и информационной культуры будущих специалистов, социализации и адаптации к новым условиям, гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, изменения характера взаимодействия между ее субъектами при перераспределении принципов в иерархии значимости.

Список источников

1. Арендачук И. В. Образовательная среда вуза как фактор психолого-педагогических рисков [Электронный ресурс]. URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/arendachuk.pdf (дата обращения: 10.05.2017).

2. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): автореф. дисс. ... д. пед. н. Волгоград, 2007. 40 с.

3. Асанов А. З., Гумерова Л. З. Основные свойства образовательной среды как системы // Проблемы управления и моделирования в сложных системах: труды XIII Международной конференции. Самара: Самарский научный центр РАН, 2011. С. 183-184.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. 176 с.

5. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 1997. 36 с.

6. Маслов К. И. Образовательная среда вуза как фактор развития гражданской позиции студента: дисс. ... к. пед. н. Краснодар, 2008. 253 с.

7. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 1.10.2015 № 1081. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/130301.pdf (дата обращения: 02.04.2017).

9. Петрова Е. О. Формирование готовности студентов к профессионально ориентированному иноязычному общению в образовательной среде вуза: автореф. дисс. ... к. пед. н. Красноярск, 2016. 40 с.

10. Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие. М.: Дрофа, 2008. 312 с.

11. Hoff T. J., Pohl H., Bartfield J. Creating a Learning Environment to Produce Competent Residents: The Roles of Culture and Context // Academic Medicine. 2004. Vol. 79. № 6. Р. 532-539.

THE PECULIARITIES OF THE MODERN ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN TEACHING A PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Balastov Aleksei Vladimirovich Sokolova El'vira Yakovlevna

National Research Tomsk Polytechnic University lexiusb@gmail.com, sokolovaeya@mail.ru

The article discusses and clarifies the notion "electronic information and educational environment", studies the features and principles of its construction, and analyzes the practicability of using the electronic information and educational environment for teaching a professionally oriented foreign language in a non-linguistic institution of higher education.

Key words and phrases: electronic information and educational environment; features of electronic educational environment; teaching; professionally oriented foreign language; non-linguistic institution of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.