РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЭКСПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНАХ
Т.А. Кадыров, мл.науч. сотр.
Научно-исследовательский центр «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана» при Ташкентском государственном экономическом университете (Узбекистан, г. Ташкент)
DO1: 10.24411/2500-1000-2019-11798
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития экспорта сельскохозяйственных предприятий. В частности затронуты вопросы развития экспорта плодоовощного сектора экономики, возможности создания цепочек кластерного типа: производство фруктов и овощей - первичные сортировка и обработка - разные виды обработки и переработки - сортировка и упаковка - продвижение продукции на рынки. Кроме этого даны предложения по унификации стандартов качества, безопасности для сырья и продукции с ориентацией на технические регламенты Евразийского экономического союза, а по некоторым продуктам - на стандарты Европейского союза.
Ключевые слова: развитие экспорта, плодоовощной сектор, стандарты качества, производственная кооперация, логистические центры.
Сельское хозяйство является сырьевой базой предприятий практически всех отраслей пищевой промышленности и имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку не только удовлетворяет потребности населения в ряде важнейших продуктов питания, но и является вопросом продовольственной безопасности.
В Республике Узбекистан принято ряд нормативно-правовых документов способствующих развитию сельского хозяйства. Одним из главных документов определяющих стратегическое развитие данной отрасли является Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы», которым утверждены Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы и «Дорожная карта» по реализации данной Стратегии.
Основной целью данной Стратегии является коренное совершенствование государственной политики, направленной на углубление осуществляемых реформ, на-
целенных на повышение конкурентоспособности агропродовольственного сектора [1].
В частности большое значение развитию экспорта плодоовощной продукции уделено в Постановлении Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по повышению эффективности продвижения плодоовощной продукции на внешние рынки» 17 октября 2018 г. № ПП-3978, а так же Постановлении Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции и дальнейшему развитию пищевой промышленности» 29 июля 2019 г. № ПП-4406, которым были утверждены прогнозные показатели по производству, переработке и экспорту сельскохозяйственной продукции.
Узбекистан в системе стран Центральной Азии имеет большие потенциальные возможности для расширения объемов производства и реализации плодоовощной продукции как внутри региона, так и за его пределами.
1400 1200 1000 800 600 400 200 0
2, ,4
,6 0 n\
350,0 300,0 250,0 200,0 150,0 100,0 50,0 0,0
Всего
Овощи
2016г.(тыс.т.) 2017г.(тыс.т.)
Виноград Арбузы, дыни, папайя
Фрукты и ягоды
2018г.(тыс.т.)
Арахис
Отношение 2018г.к 2016г. (%)
Рис. 1. Экспорт плодоовощной продукции в 2016-2018 гг. [2]
Из вышеуказанного рисунка видно, что в 2018 г. объем экспорта плодоовощной продукции составил 1230,3 тыс. тонн продукции, что составило 154,5% по отношению к 2016 г.
Одним из направлений развития экспорта сельскохозяйственных предприятий является выход на глобальные рынки и встраивание в глобальные цепочки стоимости - процесс требующий гармонизации законодательных и нормативных актов, упрощения процедур и постепенного наращивания присутствия на рынках и умения на этих рынках работать. Вопрос требует разработки стратегии и механизмов выхода на глобальный рынок, создание стратегических альянсов с зарубежными партнерами как на местном уровне, так и в секторальном разрезе.
Глобализация открывает новые возможности и обостряет конкуренцию, вынуждая производителей искать более эффективные способы производства своей продукции [3].
Плодоовощная продукция производится одновременно во всех странах Центральной Азии имеет рынки сбыта в Казахстане, России и Украине и Узбекистан может стать лидером консолидированных поставок сушеной и переработанной плодоовощной продукции. В секторе могут возникать цепочки кластерного типа: производство фруктов и овощей - первичные сортировка и обработка - разные виды обработки и переработки - сортировка и упаковка - продвижение продукции на рынки. В производстве плодоовощной
продукции задействована значительная часть сельского населения.
В качестве основных рекомендаций для развития экспорта сельскохозяйственных предприятий, можно выделить:
- развитие производственной кооперации. Уже существуют формы региональной кооперации кластерного типа по производству сушеной и консервированной продукции;
- унификация стандартов качества, безопасности для сырья и продукции с ориентацией на технические регламенты ЕАЭС, а по некоторым продуктам - на стандарты ЕС. Стандарты должны обеспечить прослеживаемость всего движения продукта от поля до магазина. Особое внимание - стандартам обработки, фумигации, калибровки сухофруктов. В качестве первого шага к внедрению международных стандартов (GlobalGap) может быть создание регионального стандарта;
- создание региональных лабораторий и содействие в их аккредитации на международном уровне. Обеспечение доступности к лабораториям и органам сертификации соседних стран. Продвижение систем обеспечения безопасности продукции -НАССР, ISO 22000 + FSSC, BRC, Global GAP. Сертификация продукции фермеров-производителей;
- дальнейшее развитие транспорта и логистики, упрощение торговых процедур;
- решение вопросов транспортировки, хранения, прохождения таможенных процедур скоропортящейся, ранней и замороженной продукции;
- создание сетей транспортно-логистических центров в регионах и совместное использование логистических центров;
- разработка и внедрение стандартов складов и хранения, обучение этим стандартам;
- важным инструментом решения многих из указанных выше задач может стать региональный Интернет-портал, где размещались бы данные о ведущих предприятиях региона и потенциальных партнерах за пределами региона, их коммерческих предложениях;
- создание и продвижение регионального бренда плодоовощной продукции (на-
пример, «Фрукты и овощи Ферганской долины»). Процесс должен быть поэтапным: сначала пропаганда региональной продукции, как продукции натуральной, качественной, немассового производства. Затем разработка и внедрение стандартов с правом использования «знака качества» и единого товарный знак.
В заключении хотелось бы отметить, было бы целесообразным активно продвигать сельскохозяйственную продукцию на экспорт с учетом вышеуказанного, что укрепит позиции сельскохозяйственных предприятий на внешних рынках, сделав ее продукцию более конкурентоспособной.
Библиографический список
1. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы».
2. Социально-экономическое положение Республики Узбекистан (январь-декабрь 2018 г.). - Ташкент, 2019. - 333 с.
3. Руководство по измерению глобального производства ООН. - Нью-Йорк и Женева, 2016. - 194 с.
RECOMMENDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF EXPORT OF AGRICULTURAL ENTERPRISES IN THE REGIONS
T.A. Kadirov, Junior Researcher
Research Center «Scientific foundations and problems of development economy of Uzbekistan» at Tashkent State University of Economics (Uzbekistan, Tashkent)
Abstract. The article discusses the development of exports of agricultural enterprises. In particular, issues of export development of the fruit and vegetable sector of the economy, the possibility of creating cluster-type chains: production of fruits and vegetables - primary sorting and processing - various types ofprocessing and processing - sorting and packaging - marketing of products to the markets, were raised. In addition, proposals were made on the unification of quality and safety standards for raw materials and products with a focus on technical regulations of the Eurasian Economic Union, and on some products - on European Union standards.
Keywords: export development, fruit and vegetable sector, quality standards, industrial cooperation, logistics centers.