MEASURES TO INCREASE EXPORTS OF FRUITS
AND VEGETABLES 1 2 Durmanov A.Sh. , Hidirova M.H. (Republic of Uzbekistan)
Email: [email protected]
1Durmanov Akmal Shaimardanovich - Senior Lecturer; 2Hidirova ЫоЫт Khushvaktova - Senior Lecturer, DEPARTMENT MANAGEMENT WATER MANAGEMENT, TASHKENT INSTITUTE OF ENGINEERS OF IRRIGATION AND MECHANIZATION AGRICULTURE,. TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article analyzes the current state of development of the produce sector of the Republic of Uzbekistan, found out their tendencies and features, as well as on the basis of the priorities of the state programs developed to increase production and exports of fruits and vegetables.
The country's export potential to the full and effective use of article marketing on the basis of deep research on the world market demand in foreign markets and competitive supply of fresh and processed fruit and vegetable products for export as well as increasing the volume and range of modern export production in accordance with the requirements provided for the development of trade and logistics infrastructure.
Keywords: processing of fruits and vegetables, expansion of production and export capacity.
МЕРЫ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ОБЪЕМОВ ЭКСПОРТА
ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ 12 Дурманов А.Ш. , Хидирова М.Х. (Республика Узбекистан)
1 Дурманов Акмал Шаймарданович - старший преподаватель; 2Хидирова Мохира Хушвактовна - старший преподаватель, кафедра менеджмента водного хозяйства, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье проанализировано сегодняшнее состояние развития плодоовощной сферы Республики Узбекистан, выявлены его тенденции и особенности, а также на основе приоритетных направлений государственных программ разработаны предложения по увеличению объемов производства и экспорта плодоовощной продукции.
Экспортный потенциал страны к полному и эффективному использованию маркетинга статьи на основе глубоких исследований на спрос на мировом рынке, на внешних рынках и конкурентоспособной поставки свежих и переработанных фруктов и овощей, продукции на экспорт, а также увеличение объемов и ассортимента современной экспортной продукции в соответствии с требованиями, предусмотренными для развития торгово-логистической инфраструктуры. Ключевые слова: переработка фруктов и овощей, расширение производства и экспортного потенциала.
За последние 20 лет мировое потребление овощей и фруктов растет в среднем по 5-7% в год. Узбекистан не только обеспечивает потребности своего населения, но и экспортирует сельскохозяйственную продукцию и обладает большим потенциалом в этой сфере.
В Узбекистане ежегодно производится более 19 миллионов тонн плодоовощной продукции, из них около 700 тыс. тонн экспортируются. В настоящее время в республике работают свыше 160 тысяч фермерских хозяйств, которые обеспечивают внутренний и внешний рынки качественными плодами и овощами. Совокупный объём хранилищ по республике составляет 975 тыс. тонн продукции, в том числе современных холодильных камер на 502 тыс. тонн. Это способствует бесперебойной поставке населению основных видов сельскохозяйственной продукции, расширению ее экспорта. Динамично развивается транспортная инфраструктура, одновременно ведется работа по обеспечению сопряженных сетей логистики, расширяются внешнеторговые связи, обеспечивающие рост экспортного потенциала сектора.
Развитие плодоовощного сектора - это не только обеспечение продовольственной безопасности, но и формирование вокруг него новых секторов, создание новых рабочих мест, обеспечивающих повышение уровня жизни народа.
Принятая правительством Программа развития сельского хозяйства на 2016 -2020 гг. определила основные направления продолжения структурных преобразований в сельскохозяйственном производстве, внедрения передовых агротехнологий, комплексной механизации сельского хозяйства и углубления переработки сырьевых ресурсов. Она предусматривает поэтапную оптимизацию площадей под хлопчатник за счет вывода низкоурожайных земель с последующим размещением на высвобождаемой площади посевов плодоовощных, картофеля и других культур, а также организацию интенсивных садов, дальнейшее развитие селекции и семеноводства [1, с. 2].
Реализация указанных и других мер в аграрной сфере позволит обеспечить дальнейшее укрепление продовольственной безопасности и самообеспеченности республики основными видами продуктов питания, а также значительный рост экспорта данной, востребованной на внешних рынках, продукции.
Ключевой проблемой экспорта плодоовощной продукции в настоящее время является её недиверсифицированность (ограниченность узким списком стран-импортеров и укоренившаяся структура). Эта ситуация несет ряд вызовов. Во-первых, ухудшение экономической ситуации и снижение спроса на плодоовощную продукцию в основных странах - импортерах может вызвать серьезные проблемы для всей отрасли. Во-вторых, монопсонная власть стран-импортеров может привести к созданию ситуации, когда покупатели-импортеры имеют возможность диктовать цены на узбекскую продукцию.
В свою очередь, рынки развитых стран (ЕС, Япония, Корея, Китай), в случае диверсификации поставок качественной, соответствующей их стандартам продукции, интересны с точки зрения большей покупательской способности. Узбекские производители могут и должны расширить географию экспорта плодоовощной продукции, в частности, через увеличение объемов поставок в ЕС, Восточную Азию (Китай, Япония, Корея) и другие регионы мира, обеспечивая одновременно диверсификацию товарной структуры плодоовощной продукции.
Однако для реализации данных установок необходима целенаправленная работа по совершенствованию институциональных и нормативно-правовых основ в системе производства, закупки, хранения и экспорта плодоовощной продукции.
В докладе проведен анализ существующих проблем и правовых пробелов, снижающих эффективность реализации правительственных решений в данной сфере. Выработаны рекомендации, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы и деятельности институтов, ответственных за реализацию политики в данной сфере [2, с. 4].
На новом этапе реализации последовательной стратегии развития аграрного сектора в стране ключевыми целями являются дальнейшее укрепление продовольственной безопасности на базе собственного производства
31
продовольственных ресурсов, повышение производственного потенциала сельского хозяйства при эффективном использовании земельных и водных ресурсов. Социальным эффектом реализации такой программы является рост занятости, доходов сельского населения и качество потребляемых продуктов питания всем населением страны.
В структуре производства продукции сельского хозяйства доля плодоовощеводства составляет более 40%. Однако доля посевных площадей, отводимых под плодоовощные культуры, не превышает 20% от общей посевной площади.
Учитывая объективную ограниченность земельных и водных ресурсов, оптимизация размещения и совершенствование структуры посевных площадей с учетом балл-бонитета почв, выбор для посевов наиболее урожайных и востребованных на внутреннем и внешнем рынках сельскохозяйственных культур позволят добиться существенного повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов и увеличения на этой основе объёмов производства других сельскохозяйственных культур.
Об этом свидетельствуют результаты, достигнутые за предыдущие годы. Так, доля зерновых культур в общей посевной площади сельского хозяйства возросла с 25,7% в 1991г. до 45,2% (1,67 млн га) в 2017 г., картофеля и овощебахчевых - с 7,0% до 9,5% (350,6 тыс. га), а удельный вес технических культур сократился с 41,9% до 34,2% (1,27 млн га).
В настоящее время более 21% из всех орошаемых сельскохозяйственных земель используются для выращивания плодоовощной продукции. Доля отрасли в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции составляет более 45%, а в экспорте сельскохозяйственной продукции - 43,4%.
Наряду с оптимизацией посевных площадей необходима работа по ускоренному внедрению современных технологий и инноваций возделывания в области плодоовощеводства и виноградарства, созданию новых интенсивных садов и виноградников, выведению водосберегающих, солеустойчивых и устойчивых к биологическим вредителям сортов овощных культур.
Начиная с 2009 г., также идет процесс увеличения площадей садов, прежде всего за счет создания новых высокоэффективных интенсивных карликовых насаждений. За 2009-2017 гг. более 60 процентов садов и 50 процентов виноградников обновлены путем создания 36,8 тыс. га новых садов и 40,5 тыс. га новых виноградников, реконструкции 63,7 тыс. га садов и 40,8 тыс. га виноградников.
Также на основе передового зарубежного опыта созданы и функционируют более 31,4 тыс. га (12% от общей площади садов) высокоурожайных карликовых и полукарликовых интенсивных садов с применением современных технологий капельного орошения и других инноваций.
Для увеличения производства плодоовощной продукции, создания новых рабочих мест, повышения доходов и уровня благосостояния населения за 2009-2017 годы созданы свыше 55,6 тыс. теплиц на площади 3,2 тыс. гектаров, из них 1044 га теплиц приходятся на 51,6 тыс. приусадебных хозяйств населения.
Начиная с урожая 2017 года, объемы производства хлопка-сырца по договорам контрактации будут снижены на 386 тыс. тонн и, соответственно, намечено сокращение посевных площадей под хлопчатник на 185,5 тыс. га. Начиная с урожая 2017 года намечено сокращение посевных площадей под зерновые культуры на 50 тыс. га.
На высвобождаемых малоплодородных и низкоурожайных землях поэтапно будут размещаться картофель (36,0 тыс. га), овощные (101 тыс. га), кормовые (50,9 тыс. га) и масличные культуры (15,2 тыс. га), новые интенсивные сады (20,8 тыс. га) и другие культуры (12 тыс. га).
Расчеты показывают, что поэтапное сокращение посевов хлопчатника на землях, где его урожайность не превышает 10 ц/га, зерноколосовых с урожайностью ниже 20 ц/га на общей площади 220,5 тыс. га и размещение на них других продовольственных
32
культур, позволит увеличить производство плодоовощной продукции на 4856 тыс. тонн, кормовых культур на 1670 тыс. тонн и масличных культур на 62 тыс. тонн. Это даст возможность получить на этих площадях ежегодно вместо убытков в размере более 270 млрд сум. дополнительный доход в размере более 490 млрд сум., а также увеличить занятость населения на 175 тыс. человек.
Также поэтапная замена существующих старых садов и виноградников на интенсивные, а также создание на высвобождаемых землях новых интенсивных садов и посадок плодоовощных культур с использованием высокотехнологичных агротехнических мероприятий позволят за счет роста количества посадок и доли высокоурожайных интенсивных садов с 12%, или 28 тыс. га, в 2015 году до 28,3%, или 78 тыс. га, в 2020 году увеличить урожайность садов минимум в 3-4 раза.
Заключение. Развитие плодоовощной сферы, увеличение производства овощей и фруктов и обеспечение резкого роста экспорта данной продукции, диверсифицированного по географии и ассортименту, являются важными составными частями политики экспортоориентированного развития Узбекистана.
В условиях замедления роста мировой экономики, обострения экологических проблем, а также ограниченности земельных и водных ресурсов структурная политика в аграрной сфере республики в дальнейшем должна быть направлена на ускорение процессов модернизации и технологического обновления, внедрения современных методов агрокультуры, углубления переработки сельскохозяйственного сырья, а также коренного улучшения качества жизни сельского населения.
Важнейшими направлениями работы в этом направлении являются следующие.
1. Обеспечение изменений структуры посевных площадей, направленных на увеличение площадей под плодоовощные культуры. При этом представляется необходимым обеспечить специализацию/районирование посевов плодоовощных культур, исходя из климатических, почвенных, демографических особенностей.
2. Представляется целесообразным переход к более рыночным подходам в системе закупки/заготовки плодоовощной продукции, обеспечивающей стимулирование сельхозпроизводителей и снижение монополизма перерабатывающих предприятий.
3. Совершенствование институциональной среды в сфере производства и заготовки плодоовощной продукции с упором на формирование крупных многопрофильных фермерских хозяйств, при одновременном обеспечении условий для развития специализированных малых фермерских хозяйств, в зависимости от специфики каждого региона/территории (обеспеченность землей, поливной водой, климатические условия для произрастания тех или иных видов плодоовощной продукции). Еще одним направлением совершенствования институциональной среды является стимулирование процессов добровольного вхождения фермеров в производственно-сбытовые кооперативы, которые, объединяя ресурсы отдельных производителей, способны обеспечить условия для производства востребованной и качественной продукции, её хранения, переработки и сбыта.
4. Диверсификация экспорта плодоовощной продукции как необходимое условие обеспечения роста объемов экспорта требует целенаправленных усилий по формированию современной системы логистики через создание мультимодальных торгово-логистических центров и новой системы сертификации и стандартизации плодоовощной продукции, расширение номенклатуры поставляемой на экспорт продукции, активную маркетинговую политику по продвижению отечественной плодоовощной продукции на новые перспективные рынки и др.
Список литературы /References
1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 23 декабря 2015 года
№ III1-2460 «О мерах по дальнейшему реформированию и развитию сельского
хозяйства на период 2016 - 2020 гг.».
2. Программа мер по развитию сырьевой базы и углублению переработки сельскохозяйственного сырья, увеличению объёмов и расширению номенклатуры и ассортимента выпуска и экспорта потребительских товаров на 2016-2020 годы утверждена Постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 марта 2016 года № ПП-2505.
3. Порядок осуществления хозсубъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте утвержден ПКМ № 245 от 29.06.2000.
BREXIT: IMPLICATIONS FOR THE UK, EU AND RUSSIA Gulyaev M.M. (Russian Federation) Email: [email protected]
Gulyaev Maxim Mikhailovich - Graduate Student, DEPARTMENT OF THE WORLD ECONOMY AND MANAGEMENT OF EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITIES, SARATOV SOCIO-ECONOMIC INSTITUTE PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, SARATOV
Abstract: this article examines the issue of Britain's withdrawal from the European Union. An attempt was made to predict the possible consequences of this decision on future relations between Britain and the European Union and Russia. Attention is focused on the need to maintain the maximum number of economic ties. A list of states within the European Union is included, which will suffer the most from the withdrawal of the UK from the EU. The article also substantiates the importance of the dialogue between the EU and the United Kingdom on the details of disengagement, as a guarantor of the minimization of economic shocks.
Keywords: European Union, Great Britain, Brexit, exit from the European Union, the consequences of withdrawal.
BREXIT: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ,
ЕС И РОССИИ Гуляев М.М. (Российская Федерация)
Гуляев Максим Михайлович - магистрант, кафедра мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Саратов
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос выхода Великобритании из состава Европейского союза. Осуществлена попытка предсказать возможные последствия данного решения для будущих отношений Британии с Евросоюзом и Россией. Акцентируется внимание на необходимости сохранения максимального количества экономических связей. Приводится перечень государств в составе Евросоюза, которые больше остальных пострадают от выхода Великобритании из ЕС. Также в статье обосновывается важность диалога ЕС и Соединенного Королевства о деталях размежевания, как гаранта минимализации экономических потрясений.
Ключевые слова: Евросоюз, Великобритания, Brexit, выход из Евросоюза, последствия выхода.
УДК 339.984