Бакиев А.Р.,
профессор Ташкентского Государственного технического университета, кандидат экономических наук; Исмаилов О.Ш.
заведующий кафедрой Ташкентского государственного педагогического университета, кандидат экономических наук; Бакиева И.А.
доцент Ташкентского финансового института, кандидат экономических наук; Абдурахманова З.А.
младший научный сотрудник Ташкентского Государственного Технического университета
ПРОИЗВОДСТВО И ЭКСПОРТ ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
БАКИЕВ А.Р., ИСМАИЛОВ О.Ш., БАКИЕВА И.А., АБДУРАХМАНОВА З.А. УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИДА ОЗИК.-ОВК.АТ МАЦСУЛОТЛАРИНИ ИШЛАБ ЧИЦАРИШ ВА ЭКСПОРТ К,ИЛИШ
Мак,олада бозор ик,тисодиёти шароитида Узбекистан к,ишлок, хужалигининг ривож-ланиши ва бу сох,ада ислох,отларни утказиш куриб чик,илган. Мамлакат аграр сох,асида нафакат хом ашё ишлаб чик,ариш х,исобига, балки рак,обатбардош мах,сулотлар ишлаб чик,аришга ихтисослашган, шунингдек фермер хужаликларида мех,нат унумдорлиги-ни ошириш учун ярим тайёр мах,сулотларни ишлаб чик,арувчи кичик корхоналарни ри-вожлантириш йули билан кишлок, хужалик фаолиятини яхшилаш буйича республикада утказилаётган сиёсатнинг ах,амияти курсатилган.
Таянч иборалар: аграр сох,а, фермер хужаликлари, кичик бизнес ва хусусий тадбир-корлик, кооперация, ишлаб чик,ариш, инфратузилма.
А.Р. БАКИЕВ, О.Ш.ИСМАИЛОВ, И.А.БАКИЕВА, З.А. АБДУРАХМАНОВА. ПРОИЗВОДСТВО И ЭКСПОРТ ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
В статье рассматривается проведение реформ и развитие сельского хозяйства Узбекистана в условиях рыночной экономики. Показано значение проводимой в республике политики по улучшению деятельности сельского хозяйства не только за счет производства сырья в аграрном секторе страны, но и путем развития малых преприятий, специализирующихся на производстве конкурентоспособной продукции, а также выпуска полуфабрикатов для повышения прозводительности труда в фермерских хозяйствах.
Ключевые слова: аграрный сектор, фермерские хозяйства, малый бизнес и частное предпринимательство, кооперация, производство, инфраструктура.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 11
BAKIEV A.R., ISMAILOV O.SH., BAKIEVA I.A., ABDURAHMANOVA Z.A.. MANUFACTURE AND EXPORT A FRUIT AND VEGETABLE PRODUCTION IN THE REPUBLIK OF UZBEKISTAN
There is considered in the article providing market reforms and the development of agriculture in Uzbekistan in practice. There is shown significance of the policy directed toward improvement of agricultural operations not only due to increase of the production of raw materials in the agricultural sector, but also due to the development of small enterprises specializing in the production of competitive finished, as well as the production of semifinished products.
Keywords: agricultural sector, farms, small business and private entrepreneurship, cooperation, production, infrastructure.
Узбекистан издревле славится высокой культурой земледелия и сельского хозяйства. С первых лет независимости в стране принимаются необходимые меры по увеличению производства сельскохозяйственной продукции, привлечению иностранных инвестиций в аграрный сектор, внедрению высокотехнологичного оборудования, увеличению экспортного потенциала. В этой связи сектор плодоовощной продукции - один из самых быстроразвивающихся и перспективных в Узбекистане.
В основе стратегии экономического развития Узбекистана лежит создание и развитие конкурентоспособных производств и видов деятельности, адаптированных к структуре спроса на внешнем и внутреннем рынках, расширение экспорта, создание новых рабочих мест, увеличение доходов населения, приоритет инвестиций в человека, ускорение прогрессивных технологических и отраслевых структурных сдвигов в экономике, повышение эффективности производства, укрепление национальной валюты и достижение устойчивого экономического роста.
Климатические условия Узбекистана позволяют выращивать свежие фрукты, овощи и ягоды в большом количестве и широком ассортименте. На этой основе в стране развивается отрасль переработки сельскохозяйственной продукции, включающая в себя предприятия по производству плодоовощных консервов, овощных и фруктовых соков, вино-водочных изделий, безалкогольных напитков, фруктовых и овощных пюре, паст и сиропов, сушеных
и замороженных фруктов и овощей. По некоторым их этих позиций (томатная паста, сухофрукты и сушеные овощи) Узбекистан входит в число крупнейших мировых производителей.
В условиях модернизации национальной экономики производство плодоовощной продукции является одним из основных направлений сельского хозяйства. Развитие плодоовощной промышленности оказывает прямое влияние на уровень обеспеченности продовольствием населения, увеличение дохода сельских семей, повышение занятости на селе, развитию перерабатывающей промышленности и повышению экспортного потенциала.
Промышленность по переработке плодоовощной сельскохозяйственной продукции входит в число отраслей, имеющих все базовые условия для быстрого роста. В стране ежегодно увеличивается объем производства сельскохозяйственного сырья, имеется значительный трудовой потенциал, многие перерабатывающие предприятия переоснащены современным
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 11
оборудованием зарубежного производства.
В настоящее время республика является экспортером сельскохозяйственной продукции на общую сумму около 5 миллиардов1 долларов. Причем за последние три года объем экспортируемой плодоовощной продукции вырос более чем в 3 раза. По объемам экспорта абрикосов, сливы, винограда, орехов, капусты и ряда других фруктов и овощей Узбекистан уверенно входит в десятку ведущих мировых поставщиков данных видов продукции.
Президент И.Каримов, выступая на Международной конференции «О важнейших резервах реализации Продовольственной программы в Узбекистане»2, состоявшейся в Ташкенте 6 июня 2014 года, подчеркнул, что в 2020 году производство плодоовощной продукции, винограда и бахчевых в Узбекистане по сравнению с 2014 годом предусматривается увеличить не менее чем в 2,3 раза. Рассчитывая на такие перспективы производства плодоовощных культур и винограда, особое внимание следует уделять привлечению иностранных инвестиций, востребованности производимой продукции на мировом рынке, формированию современной системы хранения, логистики и доставки продуктов до потребителей, модернизации производственных мощностей, развитию финансовой, страховой, транспортно-логистической инфраструктуры.
Плодоовощная отрасль нашей страны имеет высокий экспортный потенциал, имеет возможность экспортировать в год более 2 млн. тонн сельскохозяйственной продукции. С каждым годом также возрастает и объем, и стоимость экспорта сельскохозяйственной продукции, расширяется его география. Рост показателей экспортной стоимости относительно его объема
1 Брошюра Итоги международного бизнес-семинара «Упаковка и экспорт сельскохозяйственной продукции». Ташкент, 2014. -С. 11.
2 Там же, с. 4.
свидетельствует о натуральном вкусе и высоком качестве сельскохозяйственной продукции страны.
За счет развития отечественного производства достигнуто резкое снижение на внутренних рынках доли зарубежной переработанной плодоовощной продукции. Следует отметить, что в настоящее время субъекты малого бизнеса играют чрезвычайно важную роль в удовлетворении спроса на товары и услуги на мировом потребительском рынке, решении вопроса занятости, а также в повышении экономического потенциала страны.
Сегодня в результате широкомасштабных мер, осуществляемых в вопросах формирования институциональной и рыночной инфраструктуры по поддержке развития малого бизнеса и частного предпринимательства в стране, предоставления дополнительных стимулов и льгот для предприятий-экспортеров и иностранных инвесторов, создана еще более благоприятная деловая среда.
Ярким тому подтверждением также служит то, что в последние годы в Узбекистане проводится немало таких крупных международных бизнес-форумов.
В частности, за последние десять лет принято более 50 законодательных актов, определяющих общую стратегию и основные направления сферы, направленных на формирование и укрепление рыночных механизмов хозяйствования. Осуществляемая в этом направлении работа по повышению конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке вышла на новый качественный уровень. В ввиду того, что широкие возможности и высокий потенциал отраслей аграрного сектора Узбекистана всегда вызывают большой интерес у иностранных партнеров, проводимые конференции имеют огромное значение для ознакомления их с экономическим потенциалом страны, осуществлением экспорта на внешний рынок отечественной конку-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 11
рентоспособной продукции, а также налаживании надежного партнерства в данной сфере.
Эти и связанные с ним инновационные технологии в производственной сфере, научные разработки и практические рекомендации, несомненно, послужат улучшению условий хранения, переработки и упаковки аграрной готовой продукции.
Усилия Правительства Узбекистана направлены на создание и поддержку полного цикла инновационного производства качественной сельхозпродукции с высокой добавленной стоимостью, которое полностью отвечало бы национальным интересам Продовольственной безопасности по увеличению экспортных поставок на зарубежные рынки.
Эпоха глобализации и конкуренции вынуждает заниматься улучшением продукции, производительность которой до этого не была высокой. Она также требует значительного совершенствования вопросов переработки, хранения, маркетинга, экспорта, усиления государственно-частного партнерства.
Упаковка сельхозпродукции является деликатным процессом и требует создания новых брендов, сортов, улучшения транспортной логистики от фермы к прилавкам магазинов. Это новая сфера для Узбекистана, которая только выиграет от консультаций и советов с использованием лучшего мирового опыта.
Экспорт - это очень важная сфера работы по обеспечению поставок высококачественной продукции на внешние рынки, в особенности, такие традиционные, как Россия и Казахстан. Развитие плодоовощной промышленности оказывает прямое влияние на уровень обеспеченности продовольствием населения, увеличение дохода сельских семей, повышение занятости на селе, развитию перерабатывающей про-
мышленности и повышению экспортного потенциала.
Основными статьями экспорта из Узбекистана являются свежие овощи и фрукты, томатные консервы, прежде всего томатная паста, концентрированные фруктовые соки и виноматериалы. Эта продукция либо вообще не проходила переработку (даже в самом примитивном виде доработки, очистки и т.д.) либо является продуктом низших ступеней цепочки добавленной стоимости и не предназначена для потребления, а должна служить сырьем для дальнейшего производства. Основным рынком для плодоовощной продукции Узбекистана является Российская Федерация.
В настоящее время в республике функционируют более 16 тысяч фермерских хозяйств, специализированных на производстве садоводческой и виноградарской продукции и около 5 тысяч - на выращивании овощной продукции. И 20% всех орошаемых земель используется для выращивания плодоовощной и виноградарской продукции. Валовая продукция отрасли составляет около 37% от всей сельскохозяйственной продукции. В этом заняты более 900 тысяч человек или 30% населения, занимающегося производством сельскохозяйственной продукции.
За последние 10 лет созданы 130 предприятий по переработке плодоовощной продукции и винограда с общей мощностью более 475 тысяч тонн сырья в год. Объем инвестиций составил 150,0 млрд. сум, освоен выпуск более 145 новых видов продукции. За этот период объем перерабатываемого плодоовощного сырья и винограда возрос более чем в 2,5 раза. В 2013 году доля переработки плодоовощной продукции и винограда составила 16,3%, а в 2004 году этот показатель составлял всего 11,5%.
Если в 2012 году было освоено 44,1 млн. долл. инвестиции, организованы 130 но-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 11
вых предприятий и созданы 1262 новых рабочих мест, то в 2013 году по 1545 проектам было освоено 307,9 млн. долларов инвестиции, создано 17463 новых рабочих мест. Из них более 61 млн. долларов прямые иностранные инвестиции. Успешно функционирует ряд совместных предприятий всемирно известных компаний как «Нестле», «Кока-кола», БАТ, «Карлсберг», «Пепси Ко», а также узбекско-британское совместное предприятие «Агромир Групп», узбекско-американско-корейское совместное предприятие «Греен Ворлд», узбекско-российское совместное предприятие «Сиёб-Саховат» и многие другие.
Согласно Инвестиционной программе на 2014-2015 годы реализуются более 2250 инвестиционных проектов пищевой промышленности на общую сумму более чем на 670 млн. долларов, в том числе 300 проектов по переработке плодоовощного сырья и винограда на общую сумму более 110,0 млрд. сум. В результате реализации будет создано более 24 тыс. новых рабочих мест и введено более 1,6 млн. тонн дополнительных мощностей.
В результате объемы производимой продукции по видам увеличатся на 130140 процентов. Доля переработки плодоовощной продукции и винограда в 2015 году увеличится до 18,0%. уникальные почвенно-климатические условия Узбекистана, где в среднем 320 солнечных дней в году, создают исключительно благоприятные возможности для выращивания высококачественных свежих фруктов и овощей. Сегодня узбекская плодоовощная продукция отличается растущей конкурентоспособностью, превратившись в бренд с высокой репутацией. В Узбекистане насчитывается более 73 тысяч фермерских хозяйств, 7 тысяч предприятий пищевой промышленности. Инвестиции, вложенные в эту сферу, не требуют высоких затрат, в
то же время обеспечивают высокую и быструю окупаемость - в пределах 1,5-4 лет.
При этом для экономики страны в целом развитие плодоовощной промышленности как сферы переработки сельскохозяйственного сырья более выгодно, чем отправка свежих фруктов и овощей на экспорт.
Плодоовощная промышленность способна производить продукцию, отвечающую более разнообразным потребностям (плодоовощные консервы, джемы и варенья, напитки). Стоимость этой продукции должна быть выше, чем свежих овощей и фруктов, поскольку в перерабатывающей промышленности осуществляются действия по подготовке их к потреблению и приспособлению к специфическим потребностям и вкусам потребителя. Но это происходит только в том случае, когда усилия в сфере производства и маркетинга достигают своих целей и продукт переработки сельскохозяйственного плодоовощного сырья находит сбыт на внутреннем или внешнем рынке. В этом смысле переработка как таковая, как и развитие плодоовощной промышленности само по себе не может быть самоцелью, а только средством для увеличения конкурентоспособности экономики и доходов населения.
Основные проблемы рынка плодоовощной продукции являются:
1. Устаревшие технологии выращивания.
2. Отсутствие общего планирования производства.
3. Проблемы со сбытом произведенной продукции.
4. Отсутствие регулятора цен.
5. Отсутствие гарантий качества.
6. Конкуренция с импортной продукцией.
7. Непрозрачность рынка.
Цель стратегии развития перерабатывающей плодоовощной промышленности -увеличение доходов производителей и государства от реализации на внутреннем и
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 11
внешних рынках продукции плодоовощной переработки. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Увеличить количество и повысить качество плодоовощного сельскохозяйственного сырья.
2. Улучшить качество выпускаемой переработанной продукции, расширить ее ассортимент, добиться восприятия ее на целевых рынках как качественной, экологически чистой и безопасной.
3. Эффективное управление всеми видами ресурсов, направленное на рост конкурентоспособности плодоовощной продукции из Узбекистана по критерию цена/ качество.
4. Продвижение экспортной продукции на наиболее перспективные рынки и увеличение дохода с единицы экспорта.
Целый ряд мер может быть предпринят для того, чтобы сельскохозяйственный производитель предпочел продать урожай фруктов и овощей переработчикам внутри Узбекистана, а не оптовым покупателям из-за границы или посредникам, вывозящим свежие фрукты и овощи на экспорт.
Во-первых, необходимо дать возможность перерабатывающим предприятиям платить сельхозпроизводителям в те сроки и в тех формах, которые в наибольшей мере представляют интерес для фермеров. Поскольку у самих перерабатывающих предприятий весной также нет оборотных средств (а именно весной фермерам деньги нужнее всего), имеет смыл инициировать открытие крупными банками кредитной линии для авансирования сельскохозяйственных производителей. Кредиты по этой линии могут выделяться переработчикам для авансирования закупки сельскохозяйственного плодоовощного сырья на срок до года с льготным периодом шесть месяцев. При этом никаких льгот по процентной ставке предусматривать не следует, она должна быть рыночной. Сред-
ства на эти кредиты должны направляться из ресурсов банков, работающих с сельскохозяйственным сектором и находящихся под влиянием государства.
Во-вторых, в качестве стимула для сельскохозяйственных производителей должен быть разработан правовой механизм инвестиций перерабатывающих предприятий в фермерские хозяйства путем приобретения для них оборудования, предоставления транспорта, условий для хранения урожая и т.д. Естественно, взамен сельские производители должны брать на себя обязательство по поставке части урожая на переработку.
В-третьих, должна быть предусмотрена ответственность как сельскохозяйственных, так и перерабатывающих предприятий за невыполнение обязательств.
С учётом осуществлённых широкомасштабных мер ожидается экономические и социальные результаты: большой импульс для развития малого бизнеса и предпринимательства, внедрение новейших технологий выращивания и торговли, формирование реальных цен на продукцию на всех уровнях распределения, обеспечение доступа к рынку и гарантии сбыта продукции для мелких и средних предприятий, фермеров и крестьянских хозяйств, продвижение отечественной продукции на рынок, повышение ее конкурентоспособности перед импортными аналогами, привлечение дополнительных средств на рынок сельскохозяйственного производства, снижение цен на овощи и фрукты, повышение качества и безопасности продукции для населения, создание новых рабочих мест.
В заключение следует заметить, что плодоовощная отрасль могла бы стать одной из первых, где в полной мере осуществлен переход от импортозамещения к экспор-торасширению. Первым шагом в этом направлении могла бы стать либерализация импорта упаковочных материалов, пище-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 11
вых красителей и других компонентов для использования в переработке плодоовощной продукции.
Главным вопросом концепции развития продовольственного рынка Республики Узбекистан выступает экономический механизм функционирования составляющих
его сегментов, в числе которых важную роль играет рынок плодоовощной продукции. Уровень развития рынка плодоовощной продукции в стране определяется в первую очередь объемами производства соответствующих продуктов питания в сфере сельскохозяйственного производства.
Литература:
1. Агаркова Л.В. Перспективы развития плодоовощного подкомплекса. // «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», 2014, № 7.
2. Брошюра Итоги международного бизнес-семинара «Упаковка и экспорт сельскохозяйственной продукции», Ташкент, 2014. С. 4.
3. Агаркова Л.В. Экономический механизм повышения конкурентоспособности продукции плодоовощеконсервного производства АПК. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2014. -С. 50-54.
4. Абдиев М.Ж. Проблемы производства и переработки плодоовощной продукции. / Монография. - Т., 2013. -С. 46-49.
5. www.stat.uz
6. www.lex.uz
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 11