Научная статья на тему 'Рекомендации по разработке программы дисциплины «Философия и методология научного познания» для магистратуры по направлению подготовки «Электроника и наноэлектроника»'

Рекомендации по разработке программы дисциплины «Философия и методология научного познания» для магистратуры по направлению подготовки «Электроника и наноэлектроника» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология научного познания / программа по философии / магистратура / научная рациональность / methodology of scientific knowledge / philosophy programme / Master degree course / scientific rationality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кнэхт Наталья Петровна

Предложена структура программы дисциплины, состоящая из восьми разделов. Содержание разделов, темы индивидуальных заданий и вопросы для обсуждения на семинарах учитывают специфику профилей подготовки направления «Электроника и наноэлектроника». Обозначены формы контроля и оценивания результатов освоения дисциплины в соответствии с основной целью программы: сформировать навыки исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guidelines for the development of “Philosophy and Methodology of Scientific Knowledge” discipline for the Master’s degree programme in Electronics and Microelectronics

The discipline’s syllabus structure, containing eight components, has been proposed. The components’ contents, individual training subjects and discussion topics for training workshops consider the specifi city of learning profi les of Electronics and Nanoelectronics direction. The training results control forms and learning outcomes assessment are designated in conformity with principal aim of the programme: research work skills development.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по разработке программы дисциплины «Философия и методология научного познания» для магистратуры по направлению подготовки «Электроника и наноэлектроника»»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 194—196. Economic and Social Research. 2023. No. 1 (37). P. 194—196.

УДК 378.14

Рекомендации по разработке программы дисциплины «Философия и методология научного познания» для магистратуры по направлению подготовки «Электроника и наноэлектроника»

Н. П. Кнэхт

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия nataknekht@gmail.com

Аннотация. Предложена структура программы дисциплины, состоящая из восьми разделов. Содержание разделов, темы индивидуальных заданий и вопросы для обсуждения на семинарах учитывают специфику профилей подготовки направления «Электроника и наноэлектроника». Обозначены формы контроля и оценивания результатов освоения дисциплины в соответствии с основной целью программы: сформировать навыки исследовательской работы.

Ключевые слова: методология научного познания, программа по философии, магистратура, научная рациональность

Для цитирования: Кнэхт Н. П. Рекомендации по разработке программы дисциплины «Философия и методология научного познания» для магистратуры по направлению подготовки «Электроника и наноэлектроника» // Экономические и социально-гуманитарные исследования. [Круглый стол Института ВП СГН: Модернизация структуры образовательных программ по философии в НИУ МИЭТ]. 2023. № 1 (37). С. 194—196.

Guidelines for the development of "Philosophy and Methodology of Scientific Knowledge" discipline for the Master's degree programme in Electronics and Microelectronics

N. P. Knekht

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia nataknekht@gmail.com

Abstract. The discipline's syllabus structure, containing eight components, has been proposed. The components' contents, individual training subjects and discussion topics for training workshops consider the specificity of learning profiles of Electronics and Nanoelectronics direction. The training results control forms and learning outcomes assessment are designated in conformity with principal aim of the programme: research work skills development.

Круглый стол «Модернизация структуры образовательных программ по философии в НИУМИЭТ»

Keywords: methodology of scientific knowledge, philosophy programme, Master degree course, scientific rationality

For citation: Knekht N. P. "Guidelines for the Development of 'Philosophy and Methodology of Scientific Knowledge' Discipline for the Master's Degree Programme in Electronics and Microelectronics". Economic and Social Research [Round table of the HTL SSH Institute: Curricular Modernization in Philosophy Studies at MIET] 1 (37) (2023): 194-196. (In Russian).

Заявленная программа предназначена для студентов второго года магистратуры, начинающих проводить собственные исследования и ориентир ованных на дальнейшее обучение в аспирантуре. Основная цель дисциплины — помочь магистрантам:

• выработать умение думать «философски» и «методологически»;

• овладеть языком научной рациональности и научиться свободно говорить и писать о теоретических проблемах в своей предметной области;

• на основе анализа смыслов в философских и научных текстах приобрести навыки выявления наиболее характерных способов выдвижения гипотез, перехода от одного тезиса к другому, от данных к теории. Это поможет создать карту методологии научного исследования и обосновать на ней собственный маршрут.

Программа рассчитана на магистрантов, освоивших курс философии в рамках бакалавриата и обладающих базовыми знаниями по философии. Структура и содержание программы не повторяют программу по философии для бакалавриата.

Учебная дисциплина «Философия и методология научного познания» должна коррелировать с магистерскими программами по направлению «Электроника и наноэлек-троника», включающими семь профилей. Поэтому ее содержание должно учитывать специфику предметной области данного направления магистратуры.

Структура программы состоит из восьми разделов.

В первом разделе (во введении) обозначаются специфика и цели дисциплины «Философия и методология научного

познания». Обосновывается тематика лекций и логика их последовательности. Автор структуры программы дает характеристики своей гносеологической позиции и свою методику изложения содержания разделов программы.

Второй раздел посвящен становлению философии и науки, основным исследовательским программам античной философии и их значению для современной науки. Здесь дается систематика философских учений по критерию субстанции и сравнительный анализ категорий философии и понятий науки.

В третьем разделе рассматриваются основные линии развития западноевропейской гносеологии в XVII в. и формирование модели методического (научного) знания. Дается представление о формальных критериях качества знания, понятие методологической дистанции. Анализируются импликации декартовского представления о познании.

Четвертый раздел посвящен классической теории познания и методологии науки. Обосновывается зависимость выбора метода от гносеологических предпосылок, предмета и целей исследования, значение категорий в научном познании. Рассматриваются методологические следствия теории познания Канта, достоинства и недостатки его концепции.

В пятом разделе рассматривается логическая гипотеза Гегеля и характеристики его теории как модели «умозрительной стратегии» исследования. Ставится проблема взаимосвязи конструкций «ценность» и «культура». Дается технология неокантианского исследования: различение наук о культуре и наук о природе, идеографического и но-мотетического методов.

В шестом разделе анализируется позитивизм как стратегия научного познания. Рассматриваются этапы его развития и рекомендации по технологии позитивистского исследования. Дается критика презумпций позитивизма и анализируется логика трансформаций позитивизма в ХХ в.

Седьмой и восьмой разделы посвящены проблемам современной эпистемологии. Рассматриваются позиции аналитической философии, критического реализма, прагматизма, инструментализма и его импликации, а также биоэпистемологический подход в методологии науки, гипотетический реализм, эволюционная эпистемология и радикальный конструктивизм.

Программа включает планы семинарских занятий, вопросы к которым не дублируют содержание лекций, а являются проблемными и нацелены на творческое осмысление материала и глубину понимания. Предлагаются следующие формы контроля и оценивания результатов освоения учебной дисциплины:

1) индивидуальное задание (темы докладов по выбору, выполнение в течение семестра с итоговым выступлением на коллоквиуме);

2) реферат научной статьи или реферат главы монографии;

3) эссе по прочитанной книге по тематике курса (по выбору);

4) терминологический диктант на знание основных понятий (на итоговом занятии).

Работа магистрантов в течение семестра предполагает знакомство с оригинальными текстами известных ученых в области философии и методологии науки, с научными публикациями в современных журналах: «Эпистемология и философия науки», «Философия науки и техники», «Философские науки». В качестве базового учебного материала рекомендуется учебник для магистратуры «Философия науки» (под ред. А. И. Липкина. М.: Юрайт, 2015), а также книга Гаспарян Д. Э. «Введение в неклассическую философию» (М.: РОССПЭН, 2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.