Научная статья на тему 'Итоги круглого стола Института ВП СГН «Модернизация структуры образовательных программ по философии в НИУ МИЭТ»'

Итоги круглого стола Института ВП СГН «Модернизация структуры образовательных программ по философии в НИУ МИЭТ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Даниелян Наира Владимировна

В ходе интенсивной дискуссии по вопросам преподавания как академических дисциплин гуманитарных наук в рамках высшей школы в целом, так и дисциплин философии в частности, участники круглого стола подчеркнули, что данный блок образовательных программ, безусловно, направлен на выработку критического мышления, развитие коммуникативных и речевых способностей студентов. Однако в силу социально-гуманитарного характера он в значительной степени влияет на формирование личности. Поэтому решено сделать акцент на этических аспектах профессиональной деятельности в курсах философии для студентов бакалавриата и магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Даниелян Наира Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги круглого стола Института ВП СГН «Модернизация структуры образовательных программ по философии в НИУ МИЭТ»»

Итоги круглого стола Института ВП СГН «Модернизация структуры образовательных программ по философии

в НИУ МИЭТ»

Summation of the Round table of the HTL SSH Institute "Curricular Modernization in Philosophy Studies at MIET"

В ходе интенсивной дискуссии по вопросам преподавания как академических дисциплин гуманитарных наук в рамках высшей школы в целом, так и дисциплин философии в частности, участники круглого стола подчеркнули, что данный блок образовательных программ, безусловно, направлен на выработку критического мышления, развитие коммуникативных и речевых способностей студентов. Однако в силу социально-гуманитарного характера он в значительной степени влияет на формирование личности. Поэтому решено сделать акцент на этических аспектах профессиональной деятельности в курсах философии для студентов бакалавриата и магистратуры.

По итогам доклада «Структура и содержание учебной программы "Философия" для бакалавриата» С. А. Михайлиной сделан вывод о необходимости сохранить в основном структуру и содержание программы по философии для бакалавриата НИУ МИЭТ, уделяя особое внимание развитию философского знания, с выделением русской философской традиции в отдельный модуль. Предложено увеличить количество часов, отведенных на историю философии и изучение отечественного философского наследия, а также рекомендовать изучение дисциплины на старших курсах бакалавриата.

В ходе дискуссии участниками круглого стола одобрено предложение посвятить третью часть курса изучению общефилософских проблем. Вместе с тем принято решение о необходимости обратиться к руководителям подразделений НИУ МИЭТ с просьбой перенести курс философии в бакалавриате с первого семестра обучения на второй или третий семестр, так как в первом семестре студенты не имеют достаточной базовой подготовки для освоения программы философии.

Все участники круглого стола сошлись во мнении, что 48 часов аудиторных занятий и 60 часов самостоятельной работы недостаточно не только для освоения истории философии, но и для ознакомления студентов с проблемами онтологии, гносеологии, аксиологии, этики. Поэтому принято решение составить просьбу к руководству НИУ МИЭТ, чтобы расширить курс философии в бакалавриате путем увеличения числа академических часов.

В рамках доклада «Актуализация содержания дисциплин "Философия" и "Методология научного познания" в образовательных программах бакалавриата и магистратуры» М. Г. Галахтиным предложена следующая единая структура образовательной программы по философии для студентов магистратуры НИУ МИЭТ:

• Модуль 1. Философия науки и техники.

• Модуль 2. Философия истории и культуры.

• Модуль 3. Философия сознания и языка.

В данную программу заложена возможность варьировать объем модулей в зависимости от направления подготовки в магистратуре. Так, в структуре программы для студентов магистратуры технических направлений основное внимание следует уделить модулю 1 «Философия науки и техники», а при подготовке студентов социально-гуманитарных направлений — модулю 3 «Философия сознания и языка».

В ходе обсуждения программы философии для магистратуры обоснована необходимость перейти в ближайшее время от рассмотрения проблем истории философии к изучению философских проблем, имеющих практическое применение в конкретной научно-исследовательской деятельности студентов.

Доклад «Рекомендации по разработке программы дисциплины "Философия и методология научного познания" для магистратуры по направлению подготовки "Электроника и наноэлектроника"» Н. П. Кнэхт продуктивен в плане составления структуры программы дисциплины, состоящей из восьми разделов, поскольку содержание разделов, темы индивидуальных заданий и вопросы для обсуждения на семинарах учитывают специфику профилей подготовки направления «Электроника и наноэлектроника». Обозначены формы контроля и оценивания результатов освоения дисциплины в соответствии с основной целью программы: сформировать навыки исследовательской работы. Однако поскольку философская проблематика в проекте предлагается к изучению с позиции истории философии, было вынесено решение о необходимости изменить структуру и содержание программы по философии для магистратуры по направлению «Электроника и наноэлектро-ника» в соответствии с общей модульной структурой, предложенной М. Г. Галахти-ным и одобренной участниками круглого стола.

В докладе «Содержание программы по философии науки и техники для магистратуры технических направлений подготовки» Н. В. Даниелян основное внимание уделено содержанию курса: предложены два раздела — «Философия науки» и «Философия техники», — поскольку программа по философии для магистратуры предоставляет студентам методологический аппарат научного исследования, необходимый не только в подготовке к написанию теоретической части магистерской диссертации, но и в подготовке к поступлению в аспирантуру. В разделе 1 «Философия науки» планируется обсудить основные периоды в развитии науки, рассмотреть структуру научного знания и его основные элементы, методологию научного исследования, далее проследить рост и развитие научного знания и обсудить современные концепции развития науки. В разделе 2

«Философия техники» планируется рассмотреть предмет философии техники, основные этапы ее формирования, выделить методологические подходы к пониманию сущности техники, выявить и проанализировать проблемы современной философии техники, а также изучить методологию проектирования и инженерной деятельности. В данном разделе также уделяется внимание основным этапам развития взаимоотношений науки и техники и становлению современной парадигмы научно-технического знания, связанная с ней научная и инженерная проблематика рассматривается с позиции философского знания.

По итогам обсуждения доклада Н. В. Даниелян решено принять содержание заявленной программы в качестве основы модуля 1 «Философия науки и техники» единой программы философии для студентов магистратуры.

В докладе «Программа курса по методологии научного познания для магистратуры, 2022/23 учебный год» А. И. Комаров показал особенности курса, одобренного рядом руководителей научных подразделений как альтернатива курсу философии в магистратуре. Выделена вводная часть программы, которая должна стать обобщением и углублением основного методологического аппарата, изученного студентами в курсе философии для бакалавриата.

Коллективом кафедры философии и социологии НИУ МИЭТ под грифом УМО в 2007 г. и 2009 г. был издан учебник «Философия» для студентов бакалавриата под редакцией доктора философских наук профессора А. И. Пирогова. Сегодня экземпляров учебника в библиотеке НИУ МИЭТ недостаточно, более того, учебному материалу требуется обновление. Поэтому участники круглого стола приняли решение актуализировать содержание данного учебника и переиздать его в электронном и печатном виде в издательстве «Форум» в целях повышения качества изучения курса философии в техническом вузе.

Участники отметили, что НИУ МИЭТ, будучи техническим университетом по своей сути, остается верен традициям социально-гуманитарной сферы, заложенным при его основании, и сохраняет дух лидерства: не только предлагает студентам бакалавриата и магистратуры прикоснуться к философскому наследию предыдущих поколений

и понять существенность этого знания для современного специалиста, но и дает возможность изучить, проанализировать, осмыслить и дополнить новейшие концепции, которые активно обсуждаются философским, научным сообществом как на международном, так и на всероссийском уровне.

Н. В. Даниелян

Информация об авторах докладов

Галахтин Михаил Геннадьевич — кандидат философских наук, доцент, заместитель директора Института высокотехнологичного права, социальных и гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, пл. Шоки-на, д. 1).

Даниелян Наира Владимировна — доктор философских наук, доцент, профессор Института высокотехнологичного права, социальных и гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, пл. Шокина, д. 1).

Кнэхт Наталья Петровна — кандидат философских наук, доцент, доцент Института высокотехнологичного права, социальных и гуманитарных

наук, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, пл. Шокина, д. 1).

Комаров Александр Иванович — кандидат философских наук, доцент, доцент Института высокотехнологичного права, социальных и гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, пл. Шокина, д. 1).

Михайлина Светлана Анатольевна — кандидат философских наук, доцент, доцент Института высокотехнологичного права, социальных и гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, пл. Шокина, д. 1).

Материалы поступили в редакцию 09.03.2023.

Information about the speakers

Mikhail G. Galakhtin — Cand. Sci. (Philos.), Associate Professor, Deputy Director of the Institute of High-Tech Law, Social Sciences and Humanities, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokin sq., 1).

Naira V. Danielyan — Dr. Sci. (Philos.), Assoc. Prof., Professor at the Institute of High-Tech Law, Social Sciences and Humanities, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokin sq., 1).

Natalia P. Knekht — Cand. Sci. (Philos.), Assoc. Prof., Associate Professor at the Institute of High-Tech Law, Social Sciences and Humanities,

National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokin sq., 1).

Aleksandr I. Komarov — Cand. Sci. (Philos.), Assoc. Prof., Associate Professor at the Institute of HighTech Law, Social Sciences and Humanities, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokin sq., 1).

Svetlana A. Mikhaylina — Cand. Sci. (Philos.), Assoc. Prof., Associate Professor at the Institute of High-Tech Law, Social Sciences and Humanities, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokin sq., 1).

The materials were submitted 09.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.