Научная статья на тему 'Актуализация содержания дисциплин «Философия» и «Методология научного познания» в образовательных программах бакалавриата и магистратуры'

Актуализация содержания дисциплин «Философия» и «Методология научного познания» в образовательных программах бакалавриата и магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология научного познания / программа философии / бакалавриат / магистратура / образовательный модуль / компетенции / methodology of scientific knowledge / philosophy programme / Bachelor degree course / Master degree course / educational module / skills set

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галахтин Михаил Геннадьевич

Предложена единая структура образовательной программы по философии для студентов магистратуры НИУ МИЭТ с возможностью варьировать объем модулей в зависимости от направления подготовки в магистратуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галахтин Михаил Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualization of content of “Philosophy” and “Methodology of scientifi c knowledge” disciplines in Bachelor’s and Master’s programmes

A unified structure of the educational programme in philosophy for Master’s degree students of MIET has been proposed, with the possibility to vary the scope of modules depending on the direction of training in Master’s degree programme.

Текст научной работы на тему «Актуализация содержания дисциплин «Философия» и «Методология научного познания» в образовательных программах бакалавриата и магистратуры»

Педагогическая система координат: образование, воспитание, развитие человека

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 192—193.

Economic and Social Research. 2023. No. 1 (37). P. 192—193.

УДК 378.14

Актуализация содержания дисциплин «Философия» и «Методология научного познания» в образовательных программах бакалавриата и магистратуры

М. Г. Галахтин

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия m.galakhtin@gmail.com

Аннотация. Предложена единая структура образовательной программы по философии для студентов магистратуры НИУ МИЭТ с возможностью варьировать объем модулей в зависимости от направления подготовки в магистратуре.

Ключевые слова: методология научного познания, программа философии, бакалавриат, магистратура, образовательный модуль, компетенции

Для цитирования: Галахтин М. Г. Актуализация содержания дисциплин «Философия» и «Методология научного познания» в образовательных программах бакалавриата и магистратуры // Экономические и социально-гуманитарные исследования. [Круглый стол Института ВП СГН: Модернизация структуры образовательных программ по философии в НИУ МИЭТ]. 2023. № 1 (37). С. 192-193.

Actualization of content of "Philosophy" and "Methodology of scientific knowledge" disciplines in Bachelor's and Master's programmes

M. G. Galakhtin

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia m.galakhtin@gmail.com

Abstract. A unified structure of the educational programme in philosophy for Master's degree students of MIET has been proposed, with the possibility to vary the scope of modules depending on the direction of training in Master's degree programme.

Keywords: methodology of scientific knowledge, philosophy programme, Bachelor degree course, Master degree course, educational module, skills set

Круглый стол «Модернизация структуры образовательных программ по философии в НИУМИЭТ»

For citation: Galakhtin M. G. "Actualization of Content of 'Philosophy' and 'Methodology of Scientific Knowledge' Disciplines in Bachelor's and Master's Programmes". Economic and Social Research [Round table of the HTL SSH Institute: Curricular Modernization in Philosophy Studies at MIET] 1 (37) (2023): 192-193. (In Russian).

Поскольку в обновленной образовательной программе бакалавриата (в качестве обязательной) и магистратуры (в качестве инициированной выпускающим подразделением) НИУ МИЭТ сохраняется дисциплина «Философия», встает вопрос, во-первых, о дифференциации содержания программ этой дисциплины в зависимости от предполагаемых результатов образовательной деятельности, во-вторых, о преемственности в изучении этой дисциплины на каждом уровне высшего образования.

Для решения указанной проблемы представляется целесообразным в рабочих программах бакалавриата сделать акцент на исторических вопросах развития философской мысли и выделении ключевых философских вопросов, относящихся к онтологии, гносеологии и социальной философии. Кроме того, если отталкиваться от формулировки универсальной компетенции (УК-5), формируемой главным образом в дисциплине «Философия», то в содержании дисциплины должны быть акцентированы проблемы этики (нравственной философии) либо в качестве отдельной темы, либо в рамках модуля «Социальная философия».

Историко-философский раздел (модуль) должен быть расширен, в том числе за счет включения в него тем, посвященных древнеиндийской и древнекитайской философии и, что особенно важно, русской философии. Исторический фундамент изучения философии представляется важным заложить в программу бакалавриата, чтобы студенты понимали более сложные теоретические вопросы, подлежащие освоению на уровне магистратуры и, впоследствии, в аспирантуре.

В рабочих программах дисциплины «Философия» для магистратуры, напротив, акцент должен быть сделан на основных теоретических и прикладных проблемах философии, рассматриваемых в определенном историческом контексте. В этом смысле философские проблемы целесообразно сгруппировать по модулям, отражающим основные направления современных философских исследований: философия науки и техники, философия истории и культуры, философия сознания и языка.

Дисциплина «Методология научного познания» в магистратуре призвана сформировать у обучающихся компетенции, связанные с системным подходом к исследованию теоретических проблем и использованием корректного методологического инструментария для решения научных и профессиональных задач. В структуре дисциплины представляется целесообразным выделение отдельных модулей, отражающих различные аспекты методологии научно-познавательной деятельности. К ним относятся модули: «Философские основания научного знания» (теоретические философские основы научного познания); «Методология научно-познавательной деятельности» (методологический арсенал научной и познавательной деятельности); «Современные методики научных исследований» (отдельные методики и практики, применяемые для решения конкретных научных и прикладных профессиональных задач). Компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплины, обучающиеся должны продемонстрировать в ходе подготовки и защиты магистерской диссертации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.