Научная статья на тему 'Программа курса по методологии научного познания для магистратуры, 2022/23 учебный год'

Программа курса по методологии научного познания для магистратуры, 2022/23 учебный год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология научного познания / магистратура / история философии / программа философии / бакалавриат / базовые знания / универсальные компетенции / methodology of scientific knowledge / Master’s degree course / history of philosophy / philosophy programme / Bachelor’s degree course / basic knowledge / universal competences

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комаров Александр Иванович

Изложены особенности курса, одобренного рядом руководителей научных подразделений как альтернатива курсу философии в магистратуре. Выделена вводная часть программы, которая должна стать обобщением и углублением основного методологического аппарата, изученного студентами в курсе философии для бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комаров Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Course programme on the methodology of scientific knowledge for the Master’s degree, academic year 2022/23

The features of the course approved by several heads of scientific departments as an alternative to the philosophy course for Master’s degree are described. The introductory part of the program has been singled out that should be a generalization and deepening of the basic methodological apparatus studied by students in the philosophy course for Bachelor’s degree.

Текст научной работы на тему «Программа курса по методологии научного познания для магистратуры, 2022/23 учебный год»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 199—201.

Economic and Social Research. 2023. No. 1 (37). P. 199—201.

УДК 378.14

Программа курса по методологии научного познания для магистратуры, 2022/23 учебный год

А. И. Комаров

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия dph2003@yandex.ru

Аннотация. Изложены особенности курса, одобренного рядом руководителей научных подразделений как альтернатива курсу философии в магистратуре. Выделена вводная часть программы, которая должна стать обобщением и углублением основного методологического аппарата, изученного студентами в курсе философии для бакалавриата.

Ключевые слова: методология научного познания, магистратура, история философии, программа философии, бакалавриат, базовые знания, универсальные компетенции

Для цитирования: Комаров А. И. Программа курса по методологии научного познания для магистратуры, 2022/23 учебный год // Экономические и социально-гуманитарные исследования. [Круглый стол Института ВП СГН: Модернизация структуры образовательных программ по философии в НИУ МИЭТ]. 2023. № 1 (37). С. 199-201.

Course programme on the methodology of scientific knowledge for the Master's degree, academic year 2022/23

A. I. Komarov

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia dph2003@yandex.ru

Abstract. The features of the course approved by several heads of scientific departments as an alternative to the philosophy course for Master's degree are described. The introductory part of the program has been singled out that should be a generalization and deepening of the basic methodological apparatus studied by students in the philosophy course for Bachelor's degree.

Keywords: methodology of scientific knowledge, Master's degree course, history of philosophy, philosophy programme, Bachelor's degree course, basic knowledge, universal competences

Педагогическая система координат: образование, воспитание, развитие человека

For citation: Komarov A. I. "Course Programme on the Methodology of Scientific Knowledge for the Master's Degree, Academic Year 2022/23" Economic and Social Research [Round table of the HTL SSH Institute: Curricular Modernization in Philosophy Studies at MIET] 1 (37) (2023): 199-201. (In Russian).

Уважаемые коллеги! Будучи автором документации (РП, ФОС и др.) по двум дисциплинам магистратуры «Методология научного познания» и «Философия», считаю целесообразным высказать следующие соображения.

Особенности курса «Методология научного познания» для магистрантов

Дисциплина «Методология научного познания» была введена на смену дисциплине «Логика научного творчества» в ходе подготовки к аккредитации вуза. Дисциплина является обязательной для двух направлений подготовки:

1. Направление подготовки 27.04.02 «Управление качеством». 108 часов / 3 зачетные единицы, экзамен (1-й семестр 1-го курса, 16 часов лекций / 16 часов практических занятий).

2. Направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент». 108 часов / 3 зачетные единицы, зачет (1-й семестр 1-го курса, 16 часов лекций / 32 часа практических занятий).

В состав СРС магистрантов в обязательном порядке включена проработка первоисточников (классических философских текстов) с некоторой спецификой по направлениям.

Дисциплина входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений, — Блок 1 «Дисциплины (модули)» образовательной программы.

Материал дисциплины разделен на три модуля:

1. Философия как методология познания. Философия и наука.

• Философия как методология познания.

• Философия и наука.

2. Методология научного исследования.

• Понятие метода познания.

• Методы эмпирического уровня научного познания.

• Методы теоретического уровня научного познания.

• Методологические функции оснований науки.

3. Методики научного исследования.

• Логические основания методик исследовательской деятельности.

• Методики теоретического исследования в науке.

Дисциплина формирует подкомпетен-цию УК-1. МНП: «Способен критически анализировать познавательные проблемные ситуации, на основе методологии науки вырабатывать стратегию действий».

Основные проблемы, с которыми преподаватель столкнулся за двухлетний период работы, выражаются прежде всего в неспособности многих магистрантов выделять из прочитанного материала существенные моменты, а также в неспособности выступать с развернутыми логичными сообщениями — докладами. Как следствие, это влечет большие затраты учебного времени. С организационной стороны, очень усложняет работу объединение в одном лекционном потоке групп разных направлений подготовки с разным набором часов аудиторных занятий.

Предложения по совершенствованию курса

«Методология научного познания» для магистрантов

Желательно либо привести распределение учебных часов и форм отчетности по дисциплине к единообразию, либо (что в большей степени отвечает интересам Института ВП СГН) разделить часы аудиторных занятий по гуманитарным и техническим направлениям подготовки.

В целях формирования, совершенствования навыков выделения и фиксирования существенных моментов в содержании учебного материала, возможно, следует

ввести с 1-го курса по дисциплинам, читаемым в рамках института, обязательное конспектирование лекций.

Особенности курса «Философия» для магистрантов

Курс был введен в учебный процесс магистратуры во времена перехода со спе-циалитета на двухступенчатую систему высшего образования, чтобы облегчить (в последующем) поступление обучающихся в аспирантуру, т. е. экзамен по дисциплине засчитывался в качестве вступительного экзамена в аспирантуру. Поэтому по критерию проблематики дисциплина в целом структурно дублирует содержание курса «Философия» бакалавриата. Делалось это с целью обеспечить возможность преподавателям по-своему расставлять акценты в учебной программе, свободно распределяя учебные часы по модулям дисциплины.

Для большинства направлений подготовки учебная нагрузка выглядит следующим образом: 2 зачетных единицы, 108 часов (распределение учебных часов по лекциям, семинарам и СРС соответственно: 16/16/40).

В данной программе представлено три модуля:

1. Философия, ее предмет и основные этапы развития (распределение учебных часов: 4/4/10).

2. Бытие, познание, диалектика (8/8/20).

3. Социальная философия (4/4/10).

В современных условиях представляется логичным сосредоточиться на центральной проблеме философии (с которой она начиналась в античности и которая остается за ней в ходе развития теоретической деятельности) — теории познания, логики и диалектики. Задача изучения философии заключается в создании условий для сознательного освоения обучающимися, присвоения универсальной человеческой способности разумного мышления в качестве индивидуального достояния.

В длительном опыте преподавания выявляются все те же проблемы: все меньше магистрантов год от года демонстрируют навыки критически-аналитического мышления, способности выделения существенного в изучаемом материале и его опредмечивания.

Предложения по совершенствованию курса «Философия» для магистрантов

• Сохранить в обязательном порядке изучение первоисточников.

• Внести в соответствующие модули дисциплины явное упоминание современных вариантов западной философии, чтобы снять замечания выпускающих кафедр к учебной программе.

По поводу изучения философии в бакалавриате присоединяюсь к мнению коллег о перенесении чтения дисциплины с 1-го курса хотя бы на 2-й курс обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.