Научная статья на тему 'Рекомендации по обеспечению устойчивого развития мясоперерабатывающих организаций АПК'

Рекомендации по обеспечению устойчивого развития мясоперерабатывающих организаций АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пакуш Л.В., Ефименко А.В.

В статье дан авторский подход к определению понятия «механизм устойчивого развития перерабатывающих организаций АПК» и разработаны рекомендации по обеспечению устойчивого развития мясоперерабатывающих организаций в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations for ensuring sustainable development of meat-processing organization in AIC

The article presents the author’s approach to the definition of the "mechanism of sustainable development of agro-processing organizations of the agroindustrial complex" and recommendations for ensuring sustainable development of meat processing organizations in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по обеспечению устойчивого развития мясоперерабатывающих организаций АПК»

УДК 330.341:658:664

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК

Л. В. ПАКУШ, доктор экономических наук, профессор УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» А. В. ЕФИМЕНКО, кандидат экономических наук УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

RECOMMENDATIONS FOR ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF MEAT-PROCESSING ORGANIZATION IN AIC

L. V. PAKUSH, Doctor of economic sciences, Professor at Belarusian State Agricultural Academy, A. V. EFIMENKO, Candidate of economic sciences at Mogilev State University of Food Technologies

В статье дан авторский подход к определению понятия «механизм устойчивого развития перерабатывающих организаций АПК» и разработаны рекомендации по обеспечению устойчивого развития мясоперерабатывающих организаций в современных условиях.

The article presents the author's approach to the definition of the "mechanism of sustainable development of agro-processing organizations of the agroindustrial complex" and recommendations for ensuring sustainable development of meat processing organizations in modern conditions.

Введение. Глобальный характер конкуренции приводит к тому, что ведущую роль в развитии экономической системы начинают играть процессы кооперации, которые требуют непрерывной координации поведения субъектов хозяйствования, обеспечивая синергетический эффект от совместных действий. Совместное сотрудничество является фактором, способствующим организациям осваивать инновации. В качестве основы для

разработки механизма устойчивого развития перерабатывающих организаций АПК предлагается комплексный подход как инструмент объединения и систематизации факторов внутренней и внешней среды на процесс управления и достижения стратегических целей. Схема разработки комплексного подхода к формированию эффективного механизма устойчивого развития дает общее представление об основных аспектах его построения: обоснование структурных составляющих и их видов, процесс управления деятельностью с реализацией всех его функций, оценка эффективности производственной деятельности и управления устойчивым развитием перерабатывающих организаций АПК. Структура механизма устойчивого развития перерабатывающих организаций АПК, разработанная на основе комплексного подхода, представляет собой взаимосвязь и взаимозависимость структурных элементов и их видов, имеющих цели, согласованные с основной стратегической целью. Главный принцип данной концепции заключается в объединении структурных элементов (экономической (производственной и финансовой), социальной и экологической устойчивости), составляющих механизм устойчивого развития перерабатывающих организаций АПК и объединенных основной целью - рост прибыли и повышение конкурентоспособности продукции на основе внедрения инноваций.

Анализ источников. Кластерная форма развития является одной из наиболее эффективных форм достижения высокого уровня конкурентоспособности экономики страны, региона, отрасли и отдельных участников кластера, так как дает возможность получения и развития синергетического эффекта. Основой синергетического эффекта является оптимальное сочетание элементов, входящих в систему, эффективность их взаимодействия, качество элементов системы [1-8].

Механизм устойчивого развития перерабатывающих организаций АПК представляет собой совокупность принципов, целей, задач, функций, методов как единого целого при принятии и реализации управленческих решений, способных улучшить результаты производственно-финансовой деятельности и повы-

сить конкурентоспособность организаций с учетом выполнения социальных обязательств при минимальном воздействии на природную среду.

Предложенный подход создает предпосылки для научного обоснования формирования эффективного механизма устойчивого развития перерабатывающих организаций АПК в современных условиях.

Методы исследования. Методология исследования основана на системном подходе, применяемом к исследованию механизма устойчивого развития организаций с использованием общенаучных методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, группировки и классификации.

Основная часть. Основными направлениями обеспечения устойчивого развития мясоперерабатывающих организаций АПК являются:

1. Формирование сырьевых зон поставок сельскохозяйственного сырья с развитием специализированных организаций по выращиванию скота мясных пород. Во всем мире существует разделение мясного и молочного скотоводства. Наиболее крупные мясные стада сосредоточены во Франции, Великобритании, Испании, Ирландии, Германии. Молочное скотоводство даже при самом интенсивном использовании поголовья не решит проблему производства говядины для удовлетворения потребностей населения. По мере повышения удоев возможности скота как поставщика говядины снижаются. Ресурсы, которые не используются сейчас в молочной отрасли, могут стать основой создания мясного скотоводства. В Республике Беларусь мясное скотоводство развито слабо (удельный вес чистопородного скота составляет менее одного процента, а производство говядины является убыточным). Говядина, полученная от скота мясных пород, отличается высокими вкусовыми, питательными и кулинарными свойствами и ее относят к наиболее ценным диетическим видам мяса. В тушах животных мясных пород значительная часть жира откладывается в толще мышечной ткани, образуя «мраморное» мясо. В мраморной говядине содержится значительно меньше холестерина, чем в обычной. Технология мяс-

ного скотоводства в отличие от молочного имеет специфику и требует огромных финансовых средств для закупки племенного поголовья за рубежом (в таком направлении активно развивается мясное скотоводство в России). В Беларуси племенное мясное скотоводство развито только в 19 сельскохозяйственных организациях, которые обеспечивают поставку по четырем основным породам мясного скота: 39 % маточного поголовья составляет абердин-ангусская порода, 34 % - лимузины, 23 % - гере-форды и около 4 % - шаролезы. На данном этапе в мясном скотоводстве насчитывается 109 тыс. голов, в том числе 52 тыс. коров. При этом постоянно осуществляется государственная поддержка развития племенных баз. Товарное мясное скотоводство не требует сложного технического оборудования, высокой квалификации обслуживающего персонала и его целесообразно размещать в отдаленных районах, что позволит эффективно использовать земельные угодья. В летний период по возможности весь мясной скот (за исключением откормочного поголовья) должен выпасаться на естественных улучшенных и культурных пастбищах. В структуре земельных угодий в Могилевской области 14,6 % занимают естественные сенокосы и пастбища и 27,3 % - улучшенные сенокосы и пастбища. При развитии мясного скотоводства следует учитывать возможности кормовой базы и определить оптимальное соотношение жвачных и моно-гастричных животных, основу рациона которых составляет зерно. Планируемые объемы производства продукции должны основываться на реализации созданного генетического потенциала продуктивности и исходя из возможностей обеспечения животных питательными веществами, особенно белком. В каждой области один мясокомбинат перерабатывает скот специализированных мясных пород, при котором выполняется специальная его разделка. Сейчас спрос на мраморную говядину невысок из-за ценового фактора. В конечном итоге одно из направлений роста экспортного потенциала Республики Беларусь - это организация производства и переработки высококачественной говядины, в том числе мраморного мяса.

С учетом мировых тенденций развития и передового опыта ведущих производителей свинины, перспективы белорусского свиноводства связаны с совершенствованием племенного дела по мясным породам. В Беларуси генофонд чистопородных свиней представлен крупной белой (92 %), белорусской мясной (4 %), белорусской черно-пестрой породой (3 %), эстонской беконной, ландрас и дюрок (1 %). Дифференциация вкусов потребителей, повышенный спрос населения на продукцию готовую к употреблению, в частности на колбасные изделия, и полуфабрикаты, а также стремление производителей улучшить свои позиции на рынке стимулирует производство новых видов продукции и освоение прогрессивных ресурсосберегающих технологий.

2. Совершенствование механизма стимулирования производителей сельскохозяйственного сырья. После подведения финансовых результатов деятельности мясного кластера производится расчет распределения дополнительной прибыли в зависимости от качества поставляемого сырья. Норматив отчислений устанавливается на основании договоренности с производителями мясного сырья, интересы которых на переговорах будут представлять региональные координационные организации. В ОАО «Могилевский мясокомбинат» планируемая прибыль от реализации продукции с учетом формирования кластера составит 38987,4 тыс. рублей. Исходя из прироста рентабельности реализованной продукции предложен подход к распределению дополнительного дохода между поставщиками сырья (в размере 4 % от прибыли от реализации продукции перерабатывающей организации).

В табл. 1 приведено распределение дополнительной прибыли за поставки сырья между сельскохозяйственными организациями Могилевской области.

Таблица 1. Распределение дополнительной прибыли за поставки сырья между сельскохозяйственными организациями Могилевской области

Наименование Удельный вес распределения дохода между участниками кластера, % Объем дополнительной прибыли, тыс. рублей

Сельскохозяйственные организации с приростом уровня рентабельности реализованной продукции до 1 % 16,2 252,6

Сельскохозяйственные организации с приростом уровня рентабельности реализованной продукции от 1,1 до 3 % 32,9 513,1

Сельскохозяйственные организации с приростом уровня рентабельности реализованной продукции свыше 3,1 % 50,9 793,8

Итого 100 1559,5

Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о том, что дополнительно наибольшую прибыль получают сельскохозяйственные организации с приростом уровня рентабельности реализованной продукции свыше 2,3 % - 793, 8 тыс. рублей.

Дополнительная прибыль является важным фактором стимулирования производителей сельскохозяйственного сырья. Для перерабатывающих организаций АПК целесообразно было рекомендовать прибыль, направленную на стимулирование сырьевых зон, не облагать налогом на прибыль и доходы.

Предложенные рекомендации по совершенствованию экономических взаимоотношений перерабатывающих организаций АПК с сельскохозяйственными производственными кооперативами направлены на улучшение системы расчетов за поставляемое сырье, а также стимулирование производства более качественной продукции.

3. Расширение внешних рынков сбыта (с учетом национальных особенностей стран) и увеличение экспорта продукции. Мясоперерабатывающие организации, продукция которых конкурентоспособна, должны оперативно и квалифицировано составлять коммерческие предложения. Организациям необходи-

мо активнее работать с посольствами по предоставлению информации о выпускаемой продукции и экспортных возможностях, развивать за рубежом собственные товаропроводящие, дилерские и агентские сети, создавать совместные организации. Одна из важных составляющих - наличие интернет-сайтов организаций с версиями на иностранных языках, участие представителей бизнеса в деловых поездках за рубеж, выставках, ярмарках, международных специализированных ассоциациях.

ОАО «Могилевский мясокомбинат» имеет фирменную торговую сеть, на которую приходится примерно 20 % продаж. При этом более 50 % продаж приходится на Могилевскую область. Организация испытывает конкуренцию на областном рынке, так как в области функционируют мясоперерабатывающие организации ОАО «Бобруйский мясокомбинат» и СЗАО «Белатмит» (г. Быхов). В Могилевской области реализуется мясная продукция из других областей (Минского, Гродненского, Волковыс-ского и других мясокомбинатов), а также импортная продукция. Существенную конкуренцию составляют крупные торговые сети «Евроопт», «Перекресток», «Белмаркет», имеющие собственные участки по переработке мяса и производству полуфабрикатов. В 2017 г. для увеличения объемов продаж планируется дальнейшее расширение рынков. ОАО «Могилевский мясокомбинат» имеет представителей в Гомельской, Брестской, Витебской, Минской и Гродненской областях, оказывающих дилерские услуги. В России такие услуги осуществляют дилеры в Московской области, Смоленской области, г. Брянске, г. Санкт-Петербурге и в г. Петрозаводске (Республика Карелия).

Прогноз реализации произведенной продукции приведен в табл. 2.

Таблица 2. Прогноз реализации мяса и мясной продукции

Наименование Факт Расчет Расчет в % к факту

тыс. рублей % тыс. рублей %

Фирменная торговля 3104,2 15,4 7563,5 19,4 243,6

Торговые и прочие организации 6329,3 31,4 8616,2 22,1 136,1

Реализация продукции на экспорт 10723,5 53,2 22807,7 58,5 212,7

Итого 20157 100 38987,4 100 193,4

Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что темп роста реализации мяса и мясной продукции в фирменной торговле составит 143,6 %, на внешней рынок - 112,7 %, в торговых и прочих организациях - 36,1 %.

С целью повышения конкурентоспособности продукции и расширения ассортимента экспортной продукции необходимо: продолжать реализацию инвестиционных проектов по модернизации и созданию новых экспортоориентированных производств на перерабатывающих организациях АПК; осваивать новые внешние рынки - страны Азии, Африки и Ближнего Востока, Китай, Канада, США и др.; установить контроль качества при производстве и переработке продукции путем привлечения третьей стороны; развивать рекламно-информационное обеспечение продукции, электронную торговлю, применять современные информационные технологии; создавать эффективную товаропроводящую сеть за рубежом.

4. Одним из направлений совершенствования механизма устойчивого развития перерабатывающих организаций АПК является создание производственно-сбытовых объединений с обязательным обменом акциями между участниками в виде кластерных структур, включающих в себя сельскохозяйственные производственные кооперативы, производящие сырье, перерабатывающие организации АПК и разветвленную сеть сбыта продукции. Такая схема позволит обеспечить взаимную заинтересованность в конечных результатах деятельности, так как акции организаций -переработчиков сырья, торговли будут находиться в собственности сельскохозяйственных производственных кооперативов, производящих это сырье, и наоборот, часть акций сельскохозяйственных производственных кооперативов будет в собственности перерабатывающих организаций АПК и торговли. Положительных факторов в результате такого организационно-экономического слияния множество. Это позволяет в значительной степени упорядочить и регулировать рост цен на всех этапах цепочки - от цен на сельскохозяйственную продукцию (сырье) до розничных цен в

торговле. Такому мощному объединению значительно легче пробиться на внешние рынки, сертифицировать продукцию по международным стандартам, создать свои торговые дома. При этом появляется реальная возможность за счет продажи или покупки части акций включаться в международные продуктовые цепочки с известными брендами, организованной маркетинговой и сбытовой сетью и через это получить доступ к новейшим техническим и технологическим разработкам, оборудованию, что даст возможность своевременного технического перевооружения, в том числе по льготным кредитам банков, включая и иностранные банки.

В условиях жесткой конкуренции необходимо переосмыслить общие подходы к продвижению отечественной мясной продукции на внешний рынок. В целом экспортом сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Республике Беларусь занимаются около 320 организаций, их них 40 - крупные экспортеры. Для реализации мяса и мясной продукции на экспорт мясоперерабатывающие организации развивают собственную товаропроводящую сеть. В настоящее время таких структур свыше 30 и через них на внешние рынки поставляется более 20 % экспортной продукции. Примерно 4 % пищевых продуктов в Республике Беларусь реализуется через биржу. С целью координации выхода на внешние рынки на данном этапе целесообразно на республиканском уровне создание ассоциации «Национальная мясная компания», которая является некоммерческой организацией, созданной сельскохозяйственными производственными кооперативами и мясоперерабатывающими организациями. Ассоциация создается в целях координации субъектов предпринимательства, занятых в сфере мясного бизнеса, развития, предоставления и защиты их общих интересов для достижения социально-экономических и других целей. Консолидация производителей мясного сырья и мясоперерабатывающих организаций, выпускающих продукцию под известным брендом с единой системой сбыта, дистрибуции - слагаемые эффективности процесса интеграции. Это позволит координировать на государственном уровне размещение, развитие сырьевых зон с уче-

том специализированных предприятий по выращиванию скота мясных пород и мясоперерабатывающих организаций для производства конкурентоспособной продукции, оптимизировать структуру производства (то есть ассортимент производимой продукции с учетом спроса на внутреннем и внешнем рынках, цены), что позволит проводить эффективную инновационную политику и привлекать иностранных инвесторов. Создание национальной ассоциации позволит производителям и переработчикам консолидировать ресурсы путем разработки механизма взаимодействия между собой, а также разрабатывать единую сбытовую политику для выхода на экспортные рынки.

5. Расширение внешних рынков сбыта (с учетом национальных особенностей стран) и увеличение экспорта продукции. Мясоперерабатывающие организации, продукция которых конкурентоспособна, должны оперативно и квалифицировано составлять коммерческие предложения. Организациям необходимо активнее работать с посольствами по предоставлению информации о выпускаемой продукции и экспортных возможностях, развивать за рубежом собственные товаропроводящие, дилерские и агентские сети, создавать совместные организации. Одна из важных составляющих -наличие интернет-сайтов организаций с версиями на иностранных языках, участие представителей бизнеса в деловых поездках за рубеж, выставках, ярмарках, международных специализированных ассоциациях. В условиях жесткой конкуренции необходимо переосмыслить общие идеи продвижения белорусской мясной продукции на внешний рынок. На макроуровне - это формирование ассоциации «Национальная мясная компания», которая является некоммерческой организацией, созданной

сельскохозяйственными производственными кооперативами и мясоперерабатывающими организациями. Ассоциация создается в целях координации субъектов предпринимательства, занятых в сфере мясного бизнеса, развития, предоставления и защиты их общих интересов для достижения социально-экономических и других целей. Консолидация производителей мясного сырья и

мясоперерабатывающих организаций, выпускающих продукцию под известным брендом с единой системой сбыта, дистрибуции - слагаемые эффективности процесса интеграции. Это позволит координировать на государственном уровне размещение, развитие сырьевых зон с учетом специализированных предприятий по выращиванию скота мясных пород и мясоперерабатывающих организаций для производства конкурентоспособной продукции, оптимизировать структуру производства (то есть ассортимент производимой продукции с учетом спроса на внутреннем и внешнем рынках, цены), что позволит проводить эффективную инновационную политику и привлекать иностранных инвесторов. Наряду с созданием кластерных структур следует обеспечить совершенствование взаимоотношений с производителями сырья. С этой целью необходимо создать региональные координационные центры, представляющие интересы сельскохозяйственных производственных кооперативов. Таким образом, создание национальной ассоциации позволит производителям и переработчикам консолидировать ресурсы путем разработки действенного механизма взаимодействия между собой, а также разрабатывать единую сбытовую политику для выхода на экспортные рынки третьих стран.

Заключение. Разработаны рекомендации по обеспечению устойчивого развития перерабатывающих организаций АПК на основе активизации инновационной деятельности, расширения географии внешних рынков сбыта с учетом национальных особенностей и роста экспорта продукции с высоким уровнем ее переработки. С целью координации экспортных поставок предложено создание ассоциации «Национальная мясная компания» на республиканском уровне. Научно обоснованы подходы к формированию эффективного механизма устойчивого развития перерабатывающих организаций АПК, как комплекса мероприятий по увеличению объемов производства, реализации инновационной, экспортной и экологически чистой продукции, соответствующей международным стандартам.

Список литературы

1. Герасенко, В. П. Формирование механизма устойчивого развития региона: моногр. / В. П. Герасенко. - Минск: БГЭУ, 2005. - 224 с.

2. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, № 196 от 11.03. 2016г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msh.gov.by/ru/. - Дата доступа:15.11.2017.

3. Гофман, Л. А. Формирование кластеров в решении проблем молочно-продуктового подкомплекса / Л. А. Гофман // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - №10 (29). - С.5 - 6.

4. Гусаков, В. Г. Как обеспечить устойчивость и конкурентность национального АПК / В. Г. Гусаков // Вес. Нац. акад. навук Беларуси Сер. аграр. навук. - 2013. - № 1. - С. 9 - 22.

5. Догиль, Л. Ф. Интеграция субъектов малого, среднего и крупного бизнеса в АПК как фактор повышения производительности и эффективности труда / Л. В. Догиль // АПК Беларуси: новейшие вызовы региональной и международной интеграции: матер. Х Междунар. науч.-практ. конф. / Ин-т системных исследований АПК НАН Беларуси; ред. В. Г. Гусаков. - Минск, 2015. - С.105 - 108.

6. Конкурентный потенциал перерабатывающих предприятий АПК / А. В. Пилипук [и др.]; под ред. В. Г. Гусакова. - Минск: Беларусская навука. -2012. - 217 с.

7. Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь [Электронный ресурс] (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16. 01. 2014 г.). - Режим доступа: economy.gov.by >nfiles/001708_821444_proj .pdf. - Дата доступа: 13.11.2017.

8. Кучерова, Е. Н. Формирование механизма устойчивого развития машиностроительных предприятий в современных условиях: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. Н. Кучерова; ГОУ ВПО «Московский гос. индустриал. ун-т». - Москва, 2011. - 31 с.

Информация об авторах

Пакуш Лариса Владимировна - доктор экономических наук, профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол, профессор кафедры экономической теории Учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. служ. (02233) 48-24-00, E-mail: pakush1943@mail.ru

Ефименко Александр Васильевич - кандидат экономических наук, ассистент кафедры экономики и организации производства Учреждения образования «Могилевский государственный университет продовольствия». Информация для контактов: тел. служ. (0222) 48-24-00, E-mail: efimenko_ag@mail.ru

Материал поступил в редакцию 27.11.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.