Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК ОДНОГО ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК ОДНОГО ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПОРТФОЛИО / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПОРТФОЛИО / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Склюева Т.Н.

В статье анализируется инструментальная функция портфолио педагогического работника, даны сущностные характеристики портфолио как инструмента оценки и самооценки профессиональной деятельности аттестуемого педагога, предложен вариант структуры портфолио в соответствии с основаниями для установления первой/высшей квалификационных категорий (пп.36-37 Порядка проведения аттестации педагогических работников).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Склюева Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК ОДНОГО ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

УДК 378

Т.Н. Склюева

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК ОДНОГО ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье анализируется инструментальная функция портфолио педагогического работника, даны сущностные характеристики портфолио как инструмента оценки и самооценки профессиональной деятельности аттестуемого педагога, предложен вариант структуры портфолио в соответствии с основаниями для установления первой/высшей квалификационных категорий (пп.36-37 Порядка проведения аттестации педагогических работников).

Ключевые слова: аттестация, педагогические работники, портфолио, инструментальная функция портфолио, рекомендации по заполнению портфолио.

Речь о внедрении портфолио педагога в массовую практику идет несколько последних лет. Несмотря на это, отношение к нему неоднозначно. Именно о нем одни учителя говорят как об очередной «бумаге», лишней нагрузке, другие - как о «палочке-выручалочке» при подготовке к конкурсам профессионального мастерства или к аттестации на первую и высшую квалификационные категории. Есть и такие, кто видит в нем «наглядное пособие», помогающее отслеживать динамику изменений по разным аспектам педагогической деятельности. И лишь незначительная часть педагогического сообщества осознает инструментальную функцию портфолио как средства рефлексии и проектирования стратегий профессионального саморазвития.

Между тем сегодня проблема педагогического портфолио становится особенно актуальной. Объясняется это, по крайней мере, тремя факторами. Первый из них - поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (далее - ФГОС). Второй - введение нового регламента аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений [14]. Третий - предстоящее введение в действие профессионального стандарта [16].

При этом предполагается использование новых инструментов оценки /самооценки уровня квалификации педагога, результативности его профессиональной деятельности. Одним из таких инструментов является портфолио.

Опыт показывает, что портфолио становится необходимым для педагогов, ориентированных на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности. Примером этого служит использование портфолио в процессе подготовки к конкурсам профессионального мастерства разных уровней. Именно участники конкурсных мероприятий осознают, что сама структура портфолио нацеливает на рефлексию по поводу процесса и результатов собственной деятельности.

Структура портфолио традиционно включает четыре блока - портрет, коллектор, рабочие материалы и достижения [15].

В зависимости от целей создания выделяют такие типы портфолио [15]:

- папка достижений, содержащая материалы, отражающие достижения учителя, его успехи в сфере профессионально деятельности (грамоты, дипломы, сертификаты и т.п., полученные как самим педагогом, так и его учениками);

- рефлексивный портфолио, материалы которого отражают динамику профессионального и личностного развития учителя, результативность его профессиональной деятельности (статьи, авторские программы и дидактические материалы, эссе, тексты докладов и выступлений, проблемный самоанализ педагогической деятельности и т.п.);

- методический портфолио, который содержит методические материалы, разработанные самим педагогом или собранные им, а также оценка результатов их применения в практической деятельности;

- комплексный портфолио как собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих достижения и возможности его владельца, которое создается в процессе целенаправленной рефлексии и самооценки, мониторинга и коррекции результатов профессиональной деятельности;

- электронный формат портфолио, который предстает в виде веб-ресурса, сайта учителя [12].

Возрастает прикладное значение портфолио как одного из источников информации о деятельности педагога. В соответствие с действующим Порядком аттестации педагогических работников преду-

© Склюева Т.Н., 2016.

смотрена процедура оценки их профессиональной деятельности (пп.3,5) [14], а также ее всестороннего анализа (пп.26,38) [14], в ходе которых устанавливается уровень квалификации аттестуемого педагога.

Согласно методике оценки уровня квалификации педагогических работников, разработанной коллективом авторов под руководством академика РАО, доктора психологических наук В.Д. Шадрикова и И.В. Кузнецовой с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, используется инструмент экспертной оценки [6]. Проведение экспертной оценки и самооценки педагога по одним и тем же показателям возведено авторами методики в ранг нормы. Такой подход способствует проявлению субъектности аттестуемого педагога как личностного качества, влияющего на его профессиональные позиции, ценности и установки.

Авторами методики портфолио включен в перечень источников информации о результатах профессиональной деятельности аттестуемого педагога [6]. Портфолио, созданный на основе подхода к нему как к инструменту самооценки и проектирования педагогом собственного профессионального развития, обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок результатов его деятельности.

При предлагаемом авторами методики подходе уже на первом (предварительном) этапе экспертных процедур такая работа дает положительные результаты [6]. В процессе подготовки педагогическим работником заявления при аттестации на первую и высшую квалификационные категории он оценивает результативность собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми Порядком аттестации педагогических работников. Так, в пп.36,37 [14] прописаны основания для установления первой и высшей квалификационных категорий. Самооценка педагогической деятельности на их основе позволяет педагогу более обоснованно сделать выбор уровня квалификации, на который он может претендовать, а также осознать его правомерность и аргументировать принятое решение. Важную роль играет и то, что такого рода рефлексия дает учителю возможность лучше понять аттестационные требования и нормы, осмысленно выбрать ориентиры дальнейшего профессионального саморазвития, спроектировать стратегию собственного профессионального роста.

На втором этапе экспертных процедур проводится внешняя экспертиза профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника [6] по показателям, отражающим ее функциональный цикл: от постановки цели и задач - к выбору средств их достижения, далее - к планированию деятельности и конкретным действиям по реализации плана - к рефлексии деятельности, оценке ее результатов и проектированию перспектив профессионального роста.

Комплексная оценка профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период проводится на основе анализа:

- уроков и внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым педагогом;

- представленных документов и материалов (рабочих программ; журналов; информации о результатах анализа мониторинга результатов освоения обучающимися образовательных программ (пп.36,37 Порядка проведения аттестации педагогических работников [14]); организации работы по выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей, а также уровнем их достижений в конкурсных мероприятиях; об эффективности используемых в практической деятельности образовательных технологий, методических и дидактических материалов, в том числе усовершенствованных и самостоятельно разработанных, и др.);

- информации о поощрениях, благодарностях, наградах; о результатах опроса о степени удовлетворенности обучающихся и их родителей деятельностью педагога; об обобщении и распространении им собственного педагогического опыта в профессиональном сообществе; о результатах его участия в конкурсах профессионального мастерства и др.

Собранные в портфолио документы, материалы и другая информация придают ему функции инструмента альтернативной оценки и самооценки профессиональной компетентности педагога. На сегодняшний день не существует эталона портфолио или исчерпывающего перечня входящих в него материалов, так как назначение портфолио педагога состоит в отражении субъектной позиции его автора [17]. Тем не менее, определить ряд сущностных характеристик портфолио как инструмента оценки и самооценки профессиональной деятельности аттестуемого педагога, вполне возможно:

- нацеленность автора на профессиональное саморазвитие и личностную самореализацию;

- структурированность информации;

- целостность, тематическая завершенность представляемых материалов;

- достоверность фиксируемой информации, ее объективность;

- логичность и лаконичность письменных комментариев и заметок;

- системность и регулярность фиксации изменений (по показателям и параметрам оценки);

- наглядность представленной информации, аккуратность и эстетичность ее оформления;

- технологичность.

Предлагаем вариант структуры портфолио, который можно использовать при разработке вариантов портфолио педагогических работников разных должностей. Он позволяет фиксировать информацию, отражающую разные стороны профессиональной деятельности педагогов, помогает им при самооценке ее результатов.

Целесообразно, чтобы содержание разделов портфолио соответствовало основаниям для установления первой/высшей квалификационных категорий (пп.36-37 Порядка проведения аттестации педагогических работников [14]) аттестуемого педагогического работника:

Таблица 1

Наименования разделов Содержание

1. Общие сведения о педагоге и уровне его квалификации 1.1. Фамилия, имя, отчество 1.2. Дата рождения 1.3. Образование (полное наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому, уровень/степень квалификации) 1.4. Общий стаж работы 1.5. Педагогический стаж 1.6. Стаж работы в занимаемой должности/в данном учреждении 1.7. Награды, звания 1.8. Ученая степень 1.9. Квалификационная категория по занимаемой должности и дата ее присвоения 1.10. Сведения о повышении квалификации (курсы повышения квалификации с указанием названий учреждений, осуществляющих повышение квалификации, темы или проблематики курсов, года прохождения и количества часов) * К пп. 1.3.,1.7.,1.8.,1.9.,1.10. прилагаются копии документов, подтверждающих представленную информацию

2. Результаты педагогической деятельности 2.1. Материалы, подтверждающие результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией, и мониторинга системы образования, проводимого на федеральном уровне 2.1.1. Общая и качественная успеваемость, результаты государственной (итоговой) аттестации школьников 2.1.2. Сформированность социально значимых компетентностей обучающихся 2.2. Материалы о результатах педагогической деятельности, в основу которых положен сравнительный анализ достижений обучающихся в ходе: - контрольных срезов знаний; - промежуточной и итоговой аттестации; - участия в конкурсных мероприятиях разного уровня: олимпиадах, выставках, фестивалях, соревнованиях и т.п. (с указанием ФИО обучающихся, занявших призовые места (1-3) 4.4. Список победителей и призеров конкурсных мероприятий разного уровня с указанием тем и видов работ, а также названия и периода проведения мероприятий, в рамках которых они были представлены (в динамике за 5 лет) * Прилагаются копии материалов и документов, свидетельствующие о результатах освоения обучающимися образовательных программ, а также о результатах их участия в конкурсных мероприятиях разной направленности (в динамике за предыдущие 5 лет)

3. Научно-методическая деятельность 3.1. Материалы, содержащие обоснование выбора учителем и оценку эффективности применяемых на практике: - образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы; - общепедагогических подходов, образовательных технологий и частных методик; - дидактических материалов; - средств педагогической диагностики и инструментов оценки образовательных результатов школьников 3.2. Материалы о работе в методических объединениях, творческих, проблемных и проектных группах по актуальным вопросам совершенствования образования (с указанием названий групп, тематики мероприятий, проводимых по ее плану работы и дат проведения) 3.3. Усовершенствованные/скорректированные под конкретные задачи и/или собственные методические разработки (в том числе модифицированные, адаптированные и т. п. программы, методические пособия, дидактические материалы, диагностические средства, оценочные инструменты и т.п.), для авторских разработок (с указанием названий/тем, ФИО рецензентов, дат и уровней утверждения)

Наименования разделов Содержание

3.4. Материалы об участии в инновационной (экспериментальной) деятельности и полученных в ходе ее результатах со ссылкой на соответствующие заключения/решения городского/областного Экспертных советов (указываются № протокола, дата проведения Совета, на котором было принято решение) или приказы муниципального/регионального органов управления образованием (указываются тема, дата и номер приказа) 3.4.1. Тема инновационного/исследовательского проекта (с указанием уровня утверждения) 3.4.2. Созданные в результате работы над темой продукты (разработки стендовых уроков, мастер-классов, алгоритмы деятельности, модели и механизмы ее реализации, методические рекомендации, авторские или модифицированные программы, дидактические материалы, электронные презентации, проекты и т.п.) 3.5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в профессиональном сообществе (с указанием уровней представления) 3.5.1. Материалы из опыта работы, представленные на семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации, в сети Интернет и т.п. (с указанием формы представления опыта, даты проведения, тематики, ссылки на адрес сайта, портала и др.) 3.5.2. Материалы, опубликованные в изданиях различного уровня (с указанием темы, места расположения издательства и его названия, года издания, страниц, на которых напечатана статья или тезисы доклада) 3.6. Материалы, представленные в рамках конкурсов профессионального мастерства разного уровня (с указанием полного названия конкурса и номинации, в которой участвовал педагог, года его проведения и достигнутого результата) 3.7. Материалы из опыта руководства методическим объединением, творческой или проблемной группой, проектной командой, Школой педагогического опыта, педагогической мастерской и т.п. (методические продукты, созданные в ходе руководства педагогическими сообществами - планы, программы, схемы, алгоритмы, проекты и т.п.). * Прилагаются копии документов и материалов, подтверждающие достоверность представленной информации

4. Внеурочная деятельность 4.1. Рабочие программы по внеурочной деятельности 4.2. Материалы, содержащие оценку эффективности общепедагогических подходов и образовательных технологий, используемых в работе по выявлению и развитию способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности 4.3. Перечень творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов и т.п., представленных обучающимися на конкурсных мероприятиях разного уровня (с указанием ФИО авторов, а также названия и периода проведения мероприятий, в рамках которых они были представлены (в динамике за 5 лет) 4.4. Материалы из опыта организации внеурочной деятельности (например, сценарии мероприятий, фото-, видеоматериалы и электронные носители с записями проведенных мероприятий и т.п.) * Прилагаются копии документов и материалов, подтверждающие достоверность представленной информации

Работа с педагогическим портфолио предусматривает не только систематическое пополнение и обновление данных, но и проблемный самоанализ педагогом динамики показателей за межаттестационный период, а это значит, что педагог может развивать рефлексивные способности. При этом особое значение приобретает систематическое создание педагогом заметок к материалам портфолио. Например: результаты опросов и исследований по актуальным вопросам, возникающим в практической деятельности, наблюдений за обучающимися, оценку собственных уроков и внеурочных занятий, мероприятий, проведенных коллегами. Важным является написание введения к портфолио, в котором необходимо не только пояснить, какие материалы включены в него, но и обосновать их место среди прочих, подтверждающих, в частности, и соответствие профессиональной компетентности педагога основаниям для установления квалификационных категорий (пп.36,37 Порядка проведения аттестации педагогических работников [14]). Адекватно целям и задачам развития системы образования обновляются требования к профессиональной компетентности педагогического работника. Они предполагают перенос акцента с профессиональных знаний на уровень его профессиональных компетентностей, субъектную позицию как факторы повышения эффективности и продуктивности педагогической деятельности. Это влечет за собой изменение содержания и форм квалификационных испытаний педагогических работников, инструментов оценки уровня их квалификации, одним из которых является портфолио. Это в свою очередь актуализирует проблему методического сопровождения систематической работы педагога с портфолио как

средством оценки/самооценки, публичной презентации им опыта и результатов собственной деятельности, а также эффективным средством проектирования/самопроектирования индивидуальной стратегии его профессионального роста.

Библиографический список:

1.Банк Интернет-портфолио учителей: bankportfolio.ru (дата обращения: 03.01.2016).

2.www.gtn.logos.net/metodkabinet/portfolio.doc (дата обращения: 12.01.2016).

3.Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога. - М.:Сентябрь, 2008. - С.95-106.

4.Конструктор сайтов: Tiu.ru (дата обращения: 17.01.2016).

5.Копылова С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога // Практика административной работы. - 2006. - № 8. - С. 31-33.

6.Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В.Кузнецовой. - М., 2010.

7.Михайловский О.С. Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений/Образование в современной школе. - 2006. - №9. - С.19-23.

8.Павлищев А.А. Модель электронного портфеля достижений учителя как инструмент для развития профессиональной квалификации. - http://racio26.ru (дата обращения: 18.02.2016).

9.Portfolio-edu.ru (дата обращения: 17.01.2016).

10.45 минут-проект Надежды Воробьевой - Портфолио учителя. - http://45 minut.info/index/0-23 (дата обращения: 17.01.2016).

11.Планета || Создание авторского сайта планета. - planeta.tspu.ru (дата обращения: 21.01.2016).

12.Портфолио учителя - создаем сайт учителя. - http://prokina.narod.ru(дата обращения: 21.01.2016).

13.Портфолио учителя | Школа успешного учителя. - edu-lider.ru/category/ translyaciya...opyta/portfolio-uchitelya (дата обращения: 12.01.2016).

14.Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность») //www.garant.ru(дата обращения: 12.01.2016).

15.Правила оформления и виды портфолио. - http://pedsovet.su/load/250-1-0-6963 (дата обращения: 12.01.2016).

16.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» )//www.garant.ru (дата обращения: 12.01.2016).

17.Склюев В.В. Портфолио учителя, как способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя в контексте информатизации системы образования. - http://www.racio26.ru.ru (дата обращения: 25.01.2016).

18.Фоменко И.А. Разработки электронных портфолио для учителя, учащегося и школы. -http://mmc26313novoalex.edusite.ru (дата обращения: 25.01.2016).

СКЛЮЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - магистрант, Тюменский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.