Научная статья на тему 'Инновационный опыт педагога как инструмент прохождения аттестации'

Инновационный опыт педагога как инструмент прохождения аттестации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ АТТЕСТАЦИЯ / ПОРТФОЛИО / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фефелова О.Е.

В статье раскрываются особенности нового порядка прохождения аттестации педагогическими работниками, касающиеся части представления портфолио, приводятся критерии оценки портфолио; раскрывается аспект, касающийся использования инновационного опыта педагогов в период прохождения ими аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фефелова О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный опыт педагога как инструмент прохождения аттестации»

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОХОЖДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

© Фефелова О.Е.*

Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород

В статье раскрываются особенности нового порядка прохождения аттестации педагогическими работниками, касающиеся части представления портфолио, приводятся критерии оценки портфолио; раскрывается аспект, касающийся использования инновационного опыта педагогов в период прохождения ими аттестации.

Ключевые слова инновационный педагогический опыт, порядок прохождения аттестация, портфолио, критерии оценки портфолио.

Современная социокультурная и образовательная ситуация, требует от педагогов высокой профессиональной компетентности. В связи с этим возрастает актуальность и значимость эффективного распространения и освоения в российском образовании современных образовательных ресурсов, соответствующих лучшим международным образцам и особенностям отечественной системы образования. Особое место среди таких ресурсов занимает инновационный опыт педагогов, участвующих в различных сетевых инновационных проектах. Но педагоги и образовательные учреждения, за редким исключением, совершенно не приспособлены к решению задач использования опыта инновационной деятельности в своих интересах. Даже становясь в результате успешно завершенных проектов обладателями уникального инновационного опыта, и успешно осуществляя изменения у себя, педагоги не могут надлежащим образом «упаковать» этот опыт, умно выстроить процедуру «отчуждения» этого опыта от себя, чтобы облегчить его адаптацию в ином организационном контексте и извлекать из этого определенные эффекты. Именно наличие у педагогов инновационного педагогического опыта становится показателем их профессионального развития и инструментом успешного прохождения ими собственной аттестации.

Известно, что аттестация педагогических работников представляет собой публичную форму установления и документального подтверждения уровня их квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности.

Прохождение аттестации позволяет педагогам осознать перспективы своего развития и материальные стимулы профессиональной деятельности. Кроме того, участие в аттестации дает возможность правильно оценить свою педагогическую компетентность, уровень инновационного потенциала и результативность своей педагогической деятельности, к повышению которой должен стремиться каждый педагог.

* Старший преподаватель кафедры Педагогики и андрагогики.

По нашему мнению, педагогический опыт - это профессионально-личностное новообразование, которое появляется у педагога в результате рефлексии затруднений в профессиональной деятельности и выражается в определенном уровне профессионализма, проявляющегося в качестве результатов образовательной деятельности, и в определенной степени развития личности самого педагога.

Под инновационным педагогическим опытом мы понимаем образовательные прецеденты (антропопрактики инновационного образования), в основе которых лежат авторские замыслы организации целенаправленных изменений образовательной реальности (практическое знание), конструируемой субъектами развития образования с помощью рациональных практик, предполагающих рефлексивное оформление - нормирование инновационных изменений наличной образовательной ситуации (практические действия) [3].

Стремление педагогов к освоению практического знания о создании педагогического новшества, практических действий его освоения, внедрения и диссеминации инновационного опыта, заключающему в написании статей, участии в экспертной деятельности, проведении мастер-классов, безусловно, будет способствовать более успешному прохождению аттестации и послужит богатым материалом в процессе оформления портфолио.

Согласно новому проекту Приказа «Об установлении Порядка проведения аттестации педагогических работников» от 1 сентября 2013 года [2] (далее - проект), вышедший на замену прежнего от 26 марта 2010 года № 209, аттестация педагогов проводится с целью подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию работника - на установление квалификационной категории (первой или высшей). При этом основными задачами аттестации по-прежнему являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; повышение эффективности и качества педагогической деятельности; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций; обеспечение дифференциации фиксированных размеров оплаты труда педагогических работников (ставок заработной платы, должностных окладов), устанавливаемых с учетом квалификационных категорий, за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц либо за норму часов преподавательской (педагогической) работы без учета компенсационных, стимулирующих выплат.

В новом проекте [2] представлены изменения требований к установлению первой и высшей квалификационных категорий. А именно для первой категории представлены три больших критерия, которые практически совпадают по содержанию с прежними из Приказа от 2010 года, только с двумя существенными поправками: педагог не только должен иметь определенный опыт работы вообще, но представлять и транслировать его на уровне не ниже муниципального. Таким образом, успехи педагога, претендующего на первую квалификационную категорию на уровне школы, для аттестации педагога не будут представлять интерес. Таким образом, участие в инновационных проектах на уровне региона значительно помогут педагогам успешно пройти аттестацию.

В новом Порядке прохождения аттестации от 1 сентября 2013 года существенно изменилось количество требований, предъявляемых для получения высшей квалификационной категории:

- появился критерий «показывают положительную динамику результативности деятельности по итогам внутреннего мониторинга профессиональной деятельности»;

- несколько критериев предыдущего порядка аттестации находят свое «воплощение» в критерии «вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий и транслируют опыт положительных результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной, на уровне субъекта Российской Федерации», где речь идет о продуктивном использовании в своей деятельности новых образовательных технологий;

- появилось требование, касающееся диссеминации положительного опыта, использования современных технологий на уровне не ниже субъекта РФ; требование необходимости участия в профессиональных конкурсах и разработке собственного профессионального порт-фолио, в котором должен быть отражен весь пласт педагогической деятельности, осуществлявшейся в межаттестационный период.

Под портфолио учителя, как правило, имеется ввиду способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности. Главное назначение портфолио - демонстрация наиболее значимых результатов практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, таких как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования, разработанные о осуществленные про-

екты. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории [1]. Электронный портфолио педагога -это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

В портфолио педагога должны быть включены:

1. Общие сведения об учителе (ФИО, образование, трудовой и педагогический стаж работы, повышение квалификации, награды, грамоты, благодарственные письма, достижения).

2. Результаты педагогической деятельности (материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; сведения о наличии медалистов; сведения о поступлении в вузы по специальности).

3. Научно-методическая деятельность (методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога):

- обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;

- обоснование выбора используемых образовательных технологий;

- обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;

- использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

- разработка авторских программ; учебных, методических и иных авторских разработок, отражающих инновационный опыт работы).

4. Внеурочная деятельность по предмету (список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету); список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеофайлы с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т.п.);

- программы работы кружков и факультативов другие документы.

В качестве критериев оценивания портфолио выделяются следующие:

1. Соответствие формы и содержания:

- соответствие типа ресурса (программного обеспечения) его содержанию и поставленным задачам, целостность и взаимосвязанность составных частей, логичность изложения материала;

- позиционность и адресность (возможность активного восприятия материала для формирования системных фундаментально научных знаний, профессиональных и социально-значимых компетенций);

- доступность и простота использования, реализация принципа познания нового через переход от известного к неизвестному, от простого к сложному при постоянном учете наивысшей границе возможностей учащихся;

- обеспечение обратной связи для обеспечения креативной рефлексии новых сведений, выделения главного, систематизации материала.

2. Содержательность:

- актуальность содержания; его информативность, воспринимаемость, инновационность и оригинальность;

- авторский характер опубликованных материалов;

- отражение опыта использования информационно-коммуникативных технологий в преподавании учебной дисциплины.

3. Практическая значимость:

- эффективность использования ожидаемая и реальная в образовательном учреждении, муниципальном образовании, регионе;

- уровень использования и перспективы распространения в среде педагогов и учащихся;

- пригодность для использования в различных учебных ситуациях.

В заключение хотелось бы отметить, что обучение педагога инновационной деятельности и его участие в инновационной деятельности коллектива, на наш взгляд, способствует формированию у него отношения к собственной педагогической деятельности как к ценности, и осознание этого порождает желание и творческую готовность овладеть полноценно своим делом в условиях непрерывного образования. Инновационная деятельность педагога, ориентированная на создание, освоение и использование педагогических новшеств в практике обучения и воспитания обучающихся, способствует профессиональному развитию педагогов и значительно облегчает им процесс прохождения аттестации.

Список литературы:

1. http://prokinana.narod.ru (дата обращения: 01.05.2014).

2. www.edu87.ru (дата обращения: 01.05.2014).

3. Фефелова О.Е. Проектирование и диссеминация инновационного педагогического опыта в условиях непрерывного образования / О.Е. Фефелова // Гуманитарные и социально-педагогические науки. - Ростов н/Д, 2013. - № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.