Научная статья на тему 'Методическое сопровождение аттестации педагогических кадров общеобразовательной организации'

Методическое сопровождение аттестации педагогических кадров общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1310
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / СООТВЕТСТВИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ / CERTIFICATION / QUALIFICATION CATEGORY / PROFESSIONAL WORK OF TEACHERS / MATCHING THE POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерхов Алексей Алексеевич

Статья посвящена изучению методов сопровождения аттестации педагогических кадров как одного из важнейших аспектов профессиональной деятельности и карьерного роста педагога общеобразовательной организации. Рассматриваются вопросы аттестационной политики в Ханты-Мансийском автономном округе Югре, основные направления аттестационного процесса, а также главные проблемы, с которыми сталкивается педагог в процессе аттестации. Предлагается авторская модель преодоления данных проблем в методической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стерхов Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL SUPPORT CERTIFICATION OF TEACHING STAFF EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article is devoted to the study of methods of maintenance qualification of teaching staff as one of the most important aspects of professional activity and career of the teacher educational organization. The problems of certification policy in the Khanty Mansiysk Autonomous Okrug Yugra, the main directions of the appraisal process, as well as the main problems faced by the teacher in the process of certification. The author's model of overcoming these problems in a methodical practice.

Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение аттестации педагогических кадров общеобразовательной организации»

УДК 371.1.082© A.A. Стерхов

A.A. Стерхов

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена изучению методов сопровождения аттестации педагогических кадров как одного из важнейших аспектов профессиональной деятельности и карьерного роста педагога общеобразовательной организации. Рассматриваются вопросы аттестационной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, основные направления аттестационного процесса, а также главные проблемы, с которыми сталкивается педагог в процессе аттестации. Предлагается авторская модель преодоления данных проблем в методической практике.

Ключевые слова: аттестация, квалификационная категория, профессиональная деятельность педагога, соответствие занимаемой должности.

^^Чдним из ключевых аспектов I 1 профессиональной деятельности педагога общеобразовательной организации

является аттестация, которую педагогическому работнику необходимо проходить один раз в пять лет. Как отмечают все без исключения педагогические работники, процесс аттестации становится для них серьёзным стрессовым фактором, вносящим существенный сбой в привычный режим ведения уроков и внеурочной деятельности. Тем не менее, на наш взгляд, именно наличие аттестации способствует непрерывному профессиональному росту педагога, не позволяя снизить темпы собственного развития как компетентного специалиста.

В настоящее время исследованием аттестации педагогических кадров занимаются такие учёные, как Н.М. Александрова, A.B. Антонова, В.А. Далингер, Н.К. Зубкова, В.В. Костромцова, Н.В. Лободина, Л.М. Оганезова, Н.И. Пекарских, Т.В. Перегонцева, O.E. Фефелова и др. Ряд исследователей (A.B. Антонова, В.А. Далингер, Л.М. Оганезова) рассматривают проблему аттестации в контексте разработки нового профессионального стандарта педагога. Другие детерминируют аттестацию как фактор социализации педагога (Т.В. Перегонцева), механизм его саморазвития (Н.И. Пекарских), либо акцентируют внимание на отдельных аспектах, способствующих успешной аттестации, например, на результатах ГИА и ЕГЭ (В.В. Костромцова). Известный исследователь Н.В. Уварина среди важнейших проблем в системе общего образования выделяет проблему квалификации преподавателей и их профессиональной адекватности

представлениям о профессиональной

деятельности [5]. Л.Л. Лашкова указывает на необходимость развития у педагога таких качеств, как усиление мотивации к поиску творческих решений возникающих проблем, способностей изменять уже сформированные способы деятельности на более эффективные [4].

В соответствии с современным российским законодательством, аттестация педагогов делится на два вида. Аттестация на соответствие занимаемой должности проводится аттестационными комиссиями, которые формируются образовательными организациями самостоятельно [2]. При этом данная аттестация проводится в обязательном порядке для всех

общеобразовательной организации два года, и не аттестовавшихся за данный период на первую квалификационную категорию. Для аттестации педагога на квалификационную категорию, которая проводится на добровольной основе, создаются аттестационные комиссии, сформированные органами государственной власти субъектов Российской Федерации [1].

Поскольку педагог, не сумевший пройти первый, обязательный вид аттестации, подлежит увольнению с должности, мы можем детерминировать аттестацию на соответствие как проверку элементарной профессиональной компетентности, которой обязан обладать каждый практикующий учитель. Второй, добровольный вид аттестации рассматривается нами как необходимый элемент социальной стратификации педагога, позволяющий фиксировать профессиональные достижения формально закреплённым статусом.

В Ханты-Мансийском автономном округе -Югре в ноябре 2014 года началась реализация принципиально новой формы аттестации педагогических кадров, закреплённая региональным нормативным документом [3]. Согласно его положениям, аттестация на присвоение квалификационной категории состоит из трёх этапов: подготовительного, оценочного и заключительного. При этом уже на первом этапе сам педагог определяет, насколько благоприятно он преодолеет остальные, поскольку именно на подготовительной стадии аттестующийся составляет два

основополагающих документа: отчёт о самообследовании и аттестационное задание.

Первый документ разбит на пять тематических разделов, состоящих от трёх до восьми пунктов и отражающих максимально возможные стороны самореализации педагога: «Профессиональное образование», «Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии», «Профессиональная деятельность», «Результаты профессиональной деятельности»,

«Перспективы развития профессиональной деятельности». Второй является результатом творческой деятельности аттестующегося, которому предлагается создать образовательный продукт на основе одного из восьмидесяти вариантов заданий, выбранного самим педагогом.

Одно из главных удобств данной модели - её дистанционный характер. Например, в одном из субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, модель аттестации двухступенчатая, причём первая часть, портфолио педагога, не отражает по своим критериям всех возможностей педагогического творчества, а вторая часть -электронное тестирование, требует приезда педагога в областной центр, чтобы проходить тестирование на базе уполномоченного органа. Это требует лишних материальных и энергетических затрат со стороны педагога (проживание, проезд, питание, высокий уровень волнения в непривычной обстановке, который может субъективно повлиять на итоги тестирования). В Ханты-Мансийском округе -Югре аттестация полностью базируется на использовании современных информационных технологий. Аттестующийся педагог заполняет заявление в электронной форме, после чего получает 15 дней на отправку в Институт развития образования ХМАО также электронной папки с тремя документами: отчёт о самообследовании, аттестационное задание, список ссылок на сайт общеобразовательной организации, в которой он работает. Последнее необходимо, поскольку на данном сайте в разделе "Аттестация педагогов" размещаются сканированные копии документов,

подтверждающих заслуги педагога (дипломы, сертификаты, почётные грамоты и т.п.).

Отправленные документы передаются эксперту, находящемуся в другом городе, что позволяет исключить субъективный подход к аттестуемому (желание помочь или напротив, стремление дать отрицательную оценку деятельности коллеги из-за личной неприязни к нему). Если эксперт не видит несоответствия ни по одному из изложенных в отчёте о самообследовании пунктов, он присваивает определённое количество баллов по каждой позиции (максимально - 75 по самообследованию и 20 по аттестационному заданию). Для защиты первой категории достаточно соответственно 50

и 12 баллов, для защиты высшей категории - 60 и 16 баллов. Подготовленное заключение эксперт передаёт в Аттестационную комиссию Ханты-Мансийского автономного округа, которая на основании этого документа принимает положительное решение. Таким образом, педагог, добросовестно выполнявший свои функциональные обязанности на протяжении всего межаттестационного периода, проходит весь процесс дистанционно, получая в финале с официального сайта Департамента образования и молодёжной политики ХМАО - Югры приказ, подтверждающий присвоенную ему категорию.

Данное исследование посвящено не только анализу предварительных итогов новой формы аттестации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, но и впервые даёт научную оценку эффективности как отдельных её компонентов, так и системы в целом. Кроме того, автором статьи предлагается апробированная на практике модель методического сопровождения аттестационного процесса педагога общеобразовательной организации, показавшая успешный результат в 100% случаев.

В современной педагогической науке активно исследуются проблемы сопровождения и поддержки обучающихся. Глубоко изучая вопросы, связанные с педагогическим сопровождением, один из наиболее серьёзных российских исследователей в области педагогики Н.О. Яковлева понимает вышеуказанный термин как педагогически целесообразную систему мер воздействия на процессы образовательной сферы,

обеспечивающую снижение отклонений от оптимальной траектории [6]. Данное определение идеально подходит и для понимания методического сопровождения педагогов, так как речь в последнем случае идёт также о системных мерах воздействия с целью добиться оптимального результата, и учитель является столь же неотъемлемым и равнозначным субъектом образовательной сферы, как и его учащиеся. Важнейшую роль в построении эффективной модели аттестации педагогических работников приобретает компетентное сопровождение со стороны методиста общеобразовательной организации. Служебные полномочия методиста позволяют ему своевременно донести до педагогов информацию об актуальных конкурсах, конференциях, курсах повышения

квалификации, подготовить к награждению отличившихся педагогов.

В процессе проведения эксперимента по созданию вышеуказанной модели, автор исследования проанализировал и свёл воедино статистические данные по количеству аттестовавшихся на квалификационные

категории. Итоги за год действия новой формы таблице аттестации в ХМАО - Югре отражены нами в

1,

представленной

ниже.

Таблица 1

Месяц и год

прохождения

аттестации

Дата приказа об аттестации

Количество учителей, получивших 1 категорию

Количество учителеи, получивших высшую категорию

ноябрь 2014

09.12.2014

200

210

декабрь 2015

30.12.2015 Итого:

344

332

Анализ таблицы позволил выявить ряд интересных закономерностей, которые следует учитывать при подготовке сотрудников к подаче заявления на аттестацию. Во-первых, наименьшее количество аттестующихся приходится на конец сентября, что объясняется сложностью мгновенно перестроиться на интенсивную работу после выхода с летних отпусков. Это позволило нам рекомендовать наиболее активным и творческим учителям начать подготовку к аттестации в мае, с тем чтобы в период летнего отпуска завершить составление пакета документов, и в последнюю неделю августа, после индивидуальных консультаций с методистом, отправить в аттестационную комиссию. С учётом незначительного количества аттестующихся в сентябре, такой учитель получает гарантию рассмотрения его документации и принятия решения в кратчайшие сроки, что и подтвердилось нами в ходе эксперимента.

Во-вторых, резкое превышение среднестатистической нормы аттестующихся (в 3-4 раза) наблюдалось в конце ноября 2015 года, что объясняется субъективным желанием педагогов успеть аттестоваться до наступления новогодних каникул. Приказ о присвоении квалификационных категорий по итогам заседания аттестационной комиссии от 25 ноября размещается на официальном сайте в первую декаду декабря, что позволяет учителям уйти на новогодние каникулы в состоянии психологического комфорта, не испытывая перманентного стрессового состояния по поводу судьбы своего заявления. Большое количество аттестующихся в данный период создаёт объективные трудности в плане быстроты принятия решения и вызывает высокую вероятность переноса решения по конкретному

педагогу на следующий месяц. Данные риски были учтены нами при подготовке экспериментальной группы аттестующихся, и лишь один педагог, не проявлявший интереса к творческой совместной работе в рамках методического сопровождения (10% от общего числа), попал в наиболее интенсивный период аттестации и вынужден был ждать решения по своему делу на один месяц дольше.

В-третьих, отметим факт: на высшую категорию почти каждый месяц аттестовалось учителей больше, чем на первую, несмотря на то, что требования к высшей категории объективно сложнее по сравнению с первой. Объяснение мы видим в самом контингенте аттестующихся: на первую категорию подают заявление в значительной доле те учителя, у которых категория до этого отсутствовала, и нет достаточно опыта и заслуг. Тогда как на высшую категорию аттестуются опытные учителя, владеющие навыками работы с документацией, умеющие систематизировать и обобщать свой педагогический опыт, имеющие много достижений, которые легко структурируются в отчёте о самообследовании. Такие учителя в силу высокого уровня компетентности легко адаптировались к инновационным требованиям эффективности и качества педагогического труда.

Следовательно, аттестация, построенная на принципах развития компетентности педагога в области своей профессиональной деятельности, действительно позволяет каждому работнику системы общего образования объективно оценить свои способности, и при отсутствии на данный момент времени потенциала для защиты квалификационной категории сдать экзамен на соответствие

занимаемой должности (на базе собственного учреждения).

Приступая к работе с экспериментальной группой аттестующихся на базе

негосударственного общеобразовательного

учреждения в г. Сургуте, мы разделили методическое сопровождение на две фазы: подготовительную и аттестационную. На подготовительной стадии, за полгода до начала

Наиболее проблемными моментами были отсутствие трансляции педагогического опыта, участия в стажировочных и экспериментальных площадках, участия в экспертной деятельности и отсутствия курсов в объёме 108 часов, так как по старым требованиям необходимы были курсы лишь в объёме 72 часов. Хотя уровень образования стал одним из наименее проблемных пунктов, но и здесь возникли сложности: у одного учителя высшее педагогическое образование не соответствовало должности, у другого было только среднее профессиональное образование, у третьего -начальное профессиональное, при этом непедагогическое.

После проведения системного анализа проблемных ситуаций у каждого конкретного педагога, нами были разработаны и реализованы пути преодоления проблем: восьми работникам обеспечено участие в международных научно-практических конференциях, из них четырём - за рубежом (1 в Австрии и 3 в Чехии), двум - в региональной конференции, для всех аттестующихся, объединённых нами в группу, проведены за полгода до подачи документов очные курсы на базе общеобразовательной организации. Четыре педагога в результате методического сопровождения поступили в

создания и отправки аттестационной документации, нами были изучены все 30 пунктов отчёта о самообследовании и выделены 10 наиболее значимых, на которые следует обратить особое внимание. Затем путём индивидуальной работы с педагогами были обозначены проблемные моменты, отражённые в таблице 2.

Таблица 2.

магистратуру, один в бакалавриат, одному сотруднику, имевшему начальное

профессиональное (непедагогическое)

образование, оказана методическая помощь при поступлении в педагогический колледж. Проведен ряд мастер-классов для молодого специалиста. Еженедельно велись

индивидуальные консультации по составлению отчётов о самообследовании и научное редактирование аттестационных заданий.

Научно-практические выводы и предложения:

Выводы по проведённому исследованию сформулируем в виде конкретных предложений, которые целесообразно разделить на две группы. Первая непосредственно связана с действиями в рамках усовершенствования разработанной нами модели методического сопровождения. Подготовительный период аттестации, для получения максимально эффективного результата и одновременно рационального распределения нагрузки на аттестующегося, необходимо начинать за год до дня подачи заявления. Разбить его следует на отдельные стадии:

1) составление контрольного списка педагогов, чья квалификационная категория заканчивается через год;

Количество сотрудников, испытывающих проблемы

Процент от общего числа аттестующихся

30%

90%

70%

60%

40%

90%

Критерий аттестации

Уровень образования

Наличие курсов повышения квалификации в объёме 108 часов

Трансляция педагогического опыта

Результаты учащихся (победы в олимпиадах, конкурсах)

Награды различного уровня

Участие в стажировочных и экспериментальных площадках

Результаты ОГЭ и ЕГЭ

Развитие социального партнёрства

Инициативы в различных направлениях деятельности

Экспертная деятельность

2) создать подготовительную группу, количество участников которой может быть не менее десяти, в 2017 году планируется увеличение полезного коэффициента модели до сопровождения 20 человек в течение аналогичного периода (4 месяца);

3) проведение общего для группы методического семинара, где подробно разъясняются не только все компоненты отчёта о самообследовании, но и все доступные данным конкретным педагогам способы их заполнения (отражающие работу учителя над собой и над компетентностным ростом учащихся) предметные олимпиады, конкурсы, турниры, способы роста профессионального мастерства, научные конференции и т.д.;

4) индивидуальный маршрут сопровождения каждого из членов группы: на основе материалов личного портфолио достижений учителя подсчитать с помощью экспертного листа первичное количество баллов, которые педагог мог бы набрать, если бы эксперт оценивал его в данный момент времени;

5) разработка индивидуального пакета мероприятий, конкурсов, конференций, выходов на социальных партнёров, реализация которого позволит набрать необходимое количество баллов;

6) выбор аттестационного задания соответственно склонностям и интересам педагога, специфике его работы, сильным сторонам профессионального мастерства

исследовательская и другие виды деятельности);

7) подготовка и оформление в соответствии с требованиями электронного пакета аттестационных документов, выставление на сайт общеобразовательной организации всех, соответствующих нумерации в отчёте, подтверждающих достижения дипломов, удостоверений, сертификатов, грамот и т.д.

Только при наличии пакета документов, готового в любой момент к отправке, осуществляется переход ко второму, аттестационному периоду. В присутствии методиста аттестующийся педагог заполняет на сайте Института развития образования ХМАО заявление в электронной форме, получает его распечатку, и после подтверждающего сообщения на адрес личной электронной почты о принятии заявления, немедленно отправляет готовый пакет документов. Заявление необходимо подавать с таким расчётом, чтобы до ближайшего заседания аттестационной комиссии оставалось не менее одного месяца. За данный срок документы успеют пройти три стадии: «Переданы эксперту», «Результаты экспертной оценки», «Комиссия приняла

решение». О каждом из трёх оповещений аттестующемуся следует сообщать методисту, который на протяжении всего месяца координирует процесс работы с документами: например, предотвращает возможные случаи излишней задержки документов педагога на одной из стадий аттестации. Завершается методическое сопровождение группы получением приказа окружной аттестационной комиссии о присвоении каждому члену группы той квалификационной категории, на которую он претендовал в силу своих профессиональных заслуг.

Вторая группа касается не зависящего от методиста на данном этапе исследования внешнего фактора: самой структуры аттестационной модели в Ханты-Мансийском автономном округе, которая требует небольшой по объёму, но значимой с точки зрения расширения возможностей педагога

модернизации. По разделу 1 в пункте «Наличие образования по профилю профессиональной деятельности» необходимо провести чёткую дифференциацию с присвоением количества баллов в зависимости от уровня педагогического образования. В целях стимулирования повышения квалификации педагога, за среднее профессиональное образование целесообразно присваивать 0 баллов; за высшее «бакалавриат» - 1 балл; высшее «специалитет» - 2 балла плюс 2 балла, если педагог на момент аттестации обучается в магистратуре, высшее «магистратура» - 3 балла плюс 2 балла, если педагог на момент аттестации обучается в аспирантуре; учёная степень кандидат наук - 5 баллов, учёная степень доктор наук - 10 баллов.

По разделу 3 радикально пересмотреть критерии оценки в пункте «Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности». Более корректным названием пункта, на наш взгляд, будет «Диссеминация в научно-педагогическом сообществе опыта своей профессиональной деятельности». Сама система оценивания по этому пункту в настоящее время выглядит следующим образом: 3 балла - наставничество (наличие закрепленных за преподавателем молодых специалистов), 2 балла - проведение мастер-классов и иных методических мероприятий, 1 балл - участие в конференциях, педагогических чтениях, сетевых сообществах. По нашему мнению, в современных условиях развития научно-педагогической мысли и многообразия возможностей трансляции опыта в зависимости от уровня компетентности педагога, подобная система оценивания некорректна, так как не позволяет по достоинству оценить наиболее талантливых учёных-педагогов, работающих в школе.

Во-первых, здесь следует развести по двум подпунктам научно-педагогическую и методическую деятельность. Оценивать наставничество гораздо выше участия в научно-практических конференциях - значит, заведомо ставить учителей в неравные условия, так как молодых специалистов в школы приходит мало, и большинство учителей с огромным опытом работы остаются без наставничества. В то же время, при наличии опыта и компетентности в сфере научно-исследовательской деятельности, ничто не мешает этим учителям активно транслировать накопленный опыт путём участия в конференциях различного уровня и публиковать свои наработки. Мы предлагаем, создав подпункт «Методическая деятельность», сохранить систему оценивания: 3- наставничество (наличие закрепленных за преподавателем молодых специалистов), 2- проведение мастер-классов и иных методических мероприятий, но сюда же отнести участие в сетевых педагогических сообществах.

Во-вторых, подпункт «Научно-

педагогическая деятельность» следует оценивать по двум параллельным линиям: 1) участие в конференциях, где градация проводится в зависимости от статуса научного мероприятия: международная - 4 балла (если международная конференция проводилась за рубежом, следует добавить ещё 2 балла), всероссийская - 3, региональная -2, муниципальная -1; 2) наличие авторских печатных публикаций: монография, учебник, созданные в межаттестационный период -10 баллов; учебное пособие, статья в журналах Перечня ВАК либо входящих в БД Scopus и Web of Science - 7 баллов; учебно-методическое пособие - 5 баллов; статья в журналах РИНЦ - 3 балла, статья в сборниках материалов конференций - 1 балл. При этом все печатные издания должны учитываться только при условии их официального статуса (наличие ISSN, ISBN).

Остальные 28 пунктов отчёта о самообследовании на данном этапе развития общего образования максимально полно отражают возможности реализации способностей педагога в практической деятельности на базе общеобразовательной организации, что свидетельствует о

высоком качестве проделанной научно-методической работы по созданию новой формы аттестации педагогов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение:

Таким образом, отражённая в настоящем исследовании модель обеспечивает полное методическое сопровождения педагога и включает в себя две фазы: подготовительную и аттестационную. Эффективность её

подтверждается результатами: за четыре месяца с сентября по декабрь 2015 г., с начала реализации модели на практике, аттестовано 10 педагогов во взятом в качестве экспериментальной площадки, в целях усложнения задачи, негосударственном общеобразовательном учреждении. Из них один педагог успешно аттестован на соответствие занимаемой должности (молодой специалист с педагогическим стажем 2 года), восемь на первую категорию (из них 4 ранее не имевших категории, 1 имевший аттестацию на соответствие занимаемой должности, 2 имевшие вторую категорию, и лишь 1 более опытный педагог, подтвердивший ранее присвоенную первую категорию) и один на высшую. Ведётся подготовка к аттестации ещё 20 педагогов, положительные результаты по которым планируется получить с января по май 2017 года. Для сравнения, до начала реализации авторской модели методического сопровождения аттестующихся, в 2013-2014 и 2014-2015 учебных годах, количество успешно аттестовавшихся на первую и высшую категории составляло по 3 человека за весь учебный год при педагогическом коллективе, состоящем из 44 сотрудников. Полученные результаты указывают на инновационный и эффективный характер разработанной модели, и позволяют нам сделать вывод о возможности её дальнейшего практического применения не только в муниципальных и частных общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, но и, с учётом адаптации к специфике местного порядка аттестации педагогических кадров, в других субъектах

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

3. Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО - Югры от 25.08.2014 № 1110 «Об аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

4. Лашкова, Л.Л. Педагогические условия развития коммуникативного потенциала у будущего учителя в вузе [Текст] / Л.Л. Лашкова // Наука и школа. - 2010. - №4. - С. 40-43.

5. Уварина, Н.В. Тенденции развития профессиональной деятельности управленческих кадров учреждений общего образования [Текст] / Н.В. Уварина // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. -№1. - С. 43-48.

6. Яковлева, Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность [Текст] / Н.О. Яковлева // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - №4. - С. 46-49.

References

1. Federalnyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Fed-eracii» II Pravovaya spravochno-informacionnaya sistema Garant.

2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 7 aprelya 2014 № 276 «Ob ut-verzhdenii poryadka provedeniya attestacii pedagogicheskih rabotnikov organizacij osushchestvlya-yushchih obrazovatelnuyu deyatelnost».

3. Prikaz Departamenta obrazovaniya i molodyozhnoj politiki HMAO - Yugry ot 25. 08. 2014 g. 1110 «Ob attestacii pedagogicheskih rabotnikov organizacij osushchestvlyayushchih obrazovatelnuyu deyatelnost na territorii Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Yugry».

4. Lashkova L. L. Pedagogicheskie usloviya razvitiya kommunikativnogo potenciala и budushchego uchitelya v vuze [Pedagogical conditions of development of communicative potential in the future teacher in high school] / L. L. Lashkova // Science and School, 2010, №4, pp. 40-43.

5. Uvarina N. V. Tendencii razvitiya professionalnoj deyatelnosti upravlencheskih kadrov uchrezhdenij obshchego obrazovaniya [Tendencies of development of the professional activity of administrative staff of the general education institutions] / N.V.Uvarina //Vestnik of SUSU, 2013, №1, pp. 43-48.

6. Yakovleva N. O. Soprovozhdenie как pedagogicheskaya deyatelnost [Maintenance as a pedagogical activity] / N. O. Yakovleva // Vestnik of SUSU, 2012, №4, pp. 46-49.

METHODICAL SUPPORT CERTIFICATION OF TEACHING STAFF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Alexei A. Sterkhov,

post graduate, Shadrinsk State Pedagogikal Institute

Abstract. The article is devoted to the study of methods of maintenance qualification of teaching staff as one of the most important aspects of professional activity and career of the teacher educational organization. The problems of certification policy in the Khanty - Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, the main directions of the appraisal process, as well as the main problems faced by the teacher in the process of certification. The author's model of overcoming these problems in a methodical practice.

Keywords: certification, qualification category, professional work of teachers, matching the position.

Сведения об авторе:

Стерхов Алексей Алексеевич - аспирант кафедры педагогики, теории и методики образования Шадринского государственного педагогического института, методист, председатель Научно-методического совета гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца (г. Сургут, Российская Федерация), e-mail: sterkhov1979@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 12.02.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.