Научная статья на тему 'Профессиональное портфолио как альтернативный метод оценивания готовности выпускников к профессионально-педагогической деятельности'

Профессиональное портфолио как альтернативный метод оценивания готовности выпускников к профессионально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекузарова Наталья Владимировна

В статье рассматривается возможность использования профессионального портфолио выпускника педагогического вуза в рамках итоговой аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекузарова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное портфолио как альтернативный метод оценивания готовности выпускников к профессионально-педагогической деятельности»

УДК 378 ББК 74.58 Б 42

Н.В. Бекузарова

Профессиональное портфолио как альтернативный метод оценивания готовности выпускников к профессионально-педагогической деятельности

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматривается возможность использования профессионального портфолио выпускника педагогического вуза в рамках итоговой аттестации.

Ключевые слова:

Итоговая аттестация, профессиональное портфолио.

Традиционными видами итоговых аттестационных испытаний выпускников педагогического университета являются государственный экзамен (междисциплинарный и (или) по отдельной дисциплине) и защита выпускной квалификационной работы.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).

Итоговая аттестация предполагает проверку профессиональных знаний и когнитивных умений студентов в различных видах профессиональной деятельности (преподавательской, научно-методической, социально-

педагогической, воспитательной, культурнопросветительской). При этом оцениваются готовность выпускника: осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;

обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы;

осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими);

- обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Вместе с тем, в вузовском обучении возрос спрос на все то, что рождает и обогащает профессионализм учителя, а также на формирование готовности эти знания отыскивать, выстраивать в систему, «ценностно окрашенное знание-убеждение» (Л.Н. Куликова).

Однако уровень подготовки учителя нельзя измерить отдельными тестами или экзаменами. Возникла необходимость в расширении и обогащении видов итоговых аттестационных испытаний выпускников педагогического университета, дополняющих традиционные. В настоящее время российскими вузами (в том числе педагогическими) рассматривается вероятность использования в рамках итоговой аттестации выпускников презентации (защиты) их профессионального портфолио.

В отличие от традиционного подхода, при котором разрозненно оцениваются предметные, методические и педагогические знания студентов, профессиональные портфолио дают возможность осуществить всестороннюю интегративную оценку уровня подготовки выпускника

- его эффективность как будущего педагога.

Использование портфолио в рамках итоговой аттестации выпускников педагогического вуза позволит перенести акцент с того, что начинающий учитель не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет, интеграцию количественной и качественной оценок, перенос педагогического ударения с оценки комиссии на самооценку выпускника. При этом профессиональное портфолио выпускника педагогического вуза сможет выполнять несколько функций:

- фиксировать уровень начинающего учителя и раскрывать профессиональный портрет выпускника;

- поддерживать жизненные, профессиональные цели выпускника;

- определить количественные и качественные индивидуальные достижения выпускника.

Предложенное к рассмотрению профессорско-преподавательским составом Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева профессиональное портфолио студента в рамках итоговой аттестации включает в себя [1]:

1. Титульный лист.

2. Оглавление (с наименованием материалов и указанием номеров страниц).

3. Введение, в котором выпускник поясняет, какие материалы включены в портфолио, и обосновывает включение именно этих материалов как свидетельств своего профессионализма (объем введения - 3 - 5 страниц).

4. Наименования разделов, подразделов, в которых описываются представленные в портфолио документы (каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться) (объем - 10 - 15 страниц);

4.1. Раздел 1. «Результаты учебной деятельности»

материалы с результатами освоения образовательных программ и сформиро-ванности ключевых компетентностей

(например, рейтинговая книжка), контрольных срезов знаний.

4.2. Раздел 2. «Учебно-методическая деятельность»

учебно-методические работы (копии учебных тестов, разработка уроков различного вида, учебных слайд-фильмов, междисциплинарные работы, материалы педагогической практики, документы, подтверждающие участие в разработке методических материалов и т. д.); документы, подтверждающие участие в методических и предметных неделях, профессиональных и творческих педагогических конкурсах, организации и проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.

4.3. Раздел 3. «Научная деятельность» обязательные работы (титульный лист с оценкой, оглавление курсовых работ и проектов, ВКР);

дополнительные (работы, участвующие в конкурсах научных работ, выступления/презентации на научных/практических конференциях, публикации научных работ, работы в составе научного коллектива).

4.4. Раздел 4. «Внеучебная деятельность»

список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных студентом; воспитательные/социальны проекты

(сценарии, фотографии и видеоматериалы с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.)); программы кружков и факультативов; другие документы.

5. Резюме (объем - до 2 страниц). Профессиональное резюме направлено на разъяснение профессиональных способностей, знаний и других качеств автора.

6. Документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации выпускника.

Портфолио выпускника предлагается оформлять в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Профессиональное портфолио студента обязательно должно содержать оглавление с перечнем материалов, включенных в соответствующие разделы портфолио, с указа-

нием страниц. Рекомендуемый объем материалов портфолио (исключая разделы документов)

- 20-25 страниц печатного текста. Помещение в портфолио не обоснованных выпускником материалов снизит ценность свидетельств профессионализма.

Требования к оформлению текста стандартные - текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с соблюдением следующих размеров полей: левое -30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее -20 мм. При компьютерном наборе печать производится шрифтом Times New Roman 14 пунктов. Междустрочный интервал - полуторный. Художественное оформление портфолио не оценивается.

Допускается коррекция состава профессионального портфолио заведующими кафедрами педагогики, психологии вместе с ответственными за методическую работу факультетов. Утвержденный состав профессионального портфолио должен доводится до сведения студентов не позднее, чем за 2-3 месяца до срока проведения защиты профессионального портфолио.

Предполагается, что защита портфолио будет проводиться в сроки, установленные графиком учебного процесса факультетов. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и других. Для презентации профессионального портфолио планируется отводить 7-10 минут. В ходе презентации выпускник должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Качество презентации при защите портфолио предполагается оценивать по следующим показателям:

- соответствие содержания презентации содержанию портфолио;

- выделение основных результатов деятельности выпускника;

- качество изложения материала.

Презентация (представление) профессионального портфолио позволит выпускнику:

- полно и точно сформулировать взгляды на свою профессию, учителей, детей, родителей, процессы обучения и воспитания;

- проявить ценностные ориентации и направленность как специалиста, мотивацию и основные содержательные цели в работе;

- обосновать выбор образовательной программы или педагогической технологии (методики, метода, приема) или применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов и др.;

- описать саму программу, педагогическую технологию (методы, приемы) педагогическую диагностику и др.;

- проиллюстрировать работу, основанную на описанной технологии (методики, метода и др.) (конспекты или фрагменты уроков и др., для показа умений по планированию можно включить планы работы, снабженные необходимыми комментариями);

- сопроводить свою презентацию (представление) небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы работы, умения выпускника по анализу работы;

- указать документы, отражающие официальную оценку работы выпускника (характеристики, результата аттестации, заключения по результатам работы за год, рекомендации и др., документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рекомендателей).

Наряду с этим существует ряд проблем общей неготовности участников образовательного процесса к работе с новым методом оценивания образовательно-профессиональной

деятельности:

- слабая разработанность методической базы по обеспечению соответствующей работы;

- неподготовленность (в том числе и моральная) преподавателей вузов по организации ведения, оформления и презентации профессионального портфолио студентов;

- недостаточно развитая мотивация достижений студентов (у студентов имеются трудности в вопросах целеполагания, систематизации и анализа собственного опыта) и т.д.

Поэтому возникает необходимость ответить на следующие вопросы:

- оптимальный срок для накапливания портфолио;

- формы и методы взаимодействия участников образовательного процесса;

- влияние вариантов формирования портфолио на учебную мотивацию и социальную активность студентов и т. д.

Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в итоговую аттестацию выпускников педагогического вуза. Однако профессиональное портфолио поможет сформировать новое понимание образовательного процесса.

Примечания:

1. Бекузарова Н.В., Бордуков МЛ., Галкина Е.А., Ивкина Л.М., Ларионова ЛЮ., Сафонова МБ., . . -венной аттестации выпускников Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева / Бекузарова Н.В., Бордуков МЛ., Галкина ЕА., Ивкина Л М., Ларионова ЛЮ., Сафонова М.В., Тееленко В.И. - http://ww.kspu.ru/foldeis/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.