УДК 376.016-057.675:51
Чередниченко Любовь Анатольевна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры начального образования
Крымского инженерно-педагогического
университета
lubov_2907@mail.ru
Портфолио как средство
ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ»
Lubov A. Cherednichenko
candidate of the pedagogical sciences, assistant professor of the primary education department of the Crimea Crimean Engineering and Pedagogical University lubov_2907@mail.ru
Portfolio as a means of
EVALUATION THE LEVEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN THE STUDY OF «METHODS OF TEACHING MATHEMATICS» COURSE
Аннотация. В статье рассматривается проблема использования портфолио студента как средства оценивания его образовательных достижений при изучении курса методики преподавания математики. Акцентируется внимание на том, что портфолио является не только современным и эффективным инструментом решения ряда педагогических задач, но и компонентом образовательного рейтинга студентов, наряду с результатами итоговой аттестации по дисциплине. Раскрывается структура портфолио студента и содержание составляющих его разделов. Результаты исследования позволяют усовершенствовать систему профессиональной подготовки путем внедрения новых подходов к системе оценивания учебных достижений студентов.
Ключевые слова: портфолио, профессиональная подготовка, студент, методика преподавания математики.
Annotation. The article considers the problem of the use of student portfolios as a means of evaluating its educational achievements in the study of «Methods of teaching mathematics» course. Attention is drawn to the fact that the portfolio is not only a modern and effective tool for solving a number of educational tasks, but also the educational component of the ranking of students, alongside with the results of the final certification of the discipline. The structure of the student's portfolio and the content of its constituent parts is being revealed. The study results allow to improve the system of vocational training through the introduction of new approaches to the system of evaluation of educational achievements of students.
Keywords: portfolio, vocational training, student, methods of teaching mathematics.
Новые преобразования в обществе, возрастающий уровень требований к будущим специалистам требуют обновления системы профессиональной подготовки и повышения ее качества в условиях современного образовательного пространства. В последнее время наблюдается модернизация системы, содержания, методов и технологий обучения в высшей школе, особенно в подготовке будущих учителей. В настоящее время востребован тот педагог, у которого имеется не только функциональная готовность к профессиональной педагогической деятельности, но и способность к личностному росту, самопознанию и самосовершенствованию, развито рефлексивное педагогическое мышление, стремление достичь вершин педагогического мастерства. Поэтому система высшего педагогического образования требует совершенствования методологической, психолого-педагогической, методической составляющих профессиональной подготовки будущих специалистов, повышения уровня их практической подготовки. В числе инструментов, позволяющих выявлять
индивидуальные результаты теоретической и практической деятельности, уровень профессиональной готовности будущего специалиста может служить портфолио как средство, демонстрирующее индивидуальные образовательные достижения студента, его умения решать педагогические задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.
Подходы к определению понятия «портфолио» и основные его модели описаны в работах JI.B. Баранникова, Г. А. Голуб, Т. Г. Новиковой, М.А. Чоша-нова и др. Зарубежный опыт достаточно глубоко представлен в трудах К. Вольфа, М. Вонакотта,
К. Воуэрс, Д. Литтла, А. Лоуренсена. Методика разработки профессионального портфеля учителя освещена в исследовании JI.A. Романенко, использование портфолио при оценивании образовательных достижений учащихся рассматривается в работах М.А. Пинской, Ю.В. Харитоновой, а портфолио как способ оценивания уровня профессио-
209
нальной компетентности прослеживается в диссертациях Т.М. Барышовой, Э.В. Максимовой [1, с. 3-4].
Портфолио является технологией аутентичного оценивания образовательной и профессиональной деятельности. Это индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые, с одной стороны, представляют образовательные результаты в продуктивном виде, с другой стороны, содержат информацию, которая характеризует способы анализа и планирования своей образовательной деятельности [2].
Портфолио относится не только к современным эффективным средствам оценивания индивидуальных образовательных достижений студента, с помощью этого инструмента возможно решать такие педагогические задачи, как: повышать учебно-профессиональную мотивацию студентов; расширять возможности обучения и самообучения; развивать рефлексивные способности и формировать адекватную самооценку будущего педагога; содействовать индивидуализации образования; способствовать успешной профессиональной реализации выпускников и повышению уровня их конкурентоспособности на рынке труда.
Кроме того, работа над портфолио позволяет повысить учебно-познавательную активность будущих учителей, уровень осознания ими своих профессиональных целей и возможностей. Так, при изучении курса методики преподавания математики мы предлагаем использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга студентов, наряду с результатами итоговой аттестации по дисциплине.
Немаловажным является и то, что использование портфолио позволяет реализовать следующие принципы [3]:
- равенство всех участников обучения: преподаватель и студент становятся партнерами в организации учебного процесса с приоритетом самостоятельного обучения при направляющей функции преподавателя;
- ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации;
- отсутствие оценки, соревнования, соперничества; вместо этого в качестве стимулов - самооценка, самокоррекция, самовоспитание;
- сочетание индивидуальной и коллективной работы для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, что способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине;
- возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата;
- важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.
Анализ исследований показал, что в процессе р а б оты с портфолио у студента формируется ряд умений: общеучебных (систематизация,
обобщение, сравнение, анализ, синтез, классификация и др.); прогностических и проектировочных (выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, выбор способов деятельности и др.); организационных (умение вести записи, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с информацией и её источниками и т.п.) [4].
Также портфолио позволяет выявить динамику успешности студентов, служит формой самооценки результатов их работы. То есть портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута, где контроль со стороны преподавателя переходит в контроль со стороны обучающегося. Преподаватель озвучивает требования к уровню организации учебного процесса, а студенты самостоятельно в рамках этих правил самостоятельно контролируют и оценивают собственную учебную деятельность.
При изучении курса методики преподавания математики целесообразным считаем руководствоваться следующими положениями. Так, портфолио формируется в течение всего периода изучения данной дисциплины и должно состоять из двух частей: 1) перечень индивидуальных достижений студентов, включающий несколько разделов; 2) комплект материалов и документов, подтверждающих их индивидуальные достижения.
Индивидуальные достижения студента в период обучения условно разделяются на следующие виды деятельности: достижения в освоении основной образовательной программы по дисциплине «Методика преподавания математики» (образовательная активность студента); достижения в исследовательской деятельности по данному учебному курсу (исследовательская активность); достижения в практической деятельности (практическая активность). По достижениям, не включенным в данный перечень, студент самостоятельно принимает решения об их принадлежности тому или иному виду деятельности и размещает их в соответствующих разделах достижений.
Формирование портфолио студент осуществляет самостоятельно. Так в отдельную папку (электронный или бумажный вид) вкладываются документы, подтверждающие уровень или факт того или иного достижения. К подтверждающим документам относятся: итоговые документы учебных занятий
(например, рецензии на курсовую работу, методические разработки уроков, исследовательские проекты); документы, выдаваемые на семинарах, конференциях, мастер-классах (например, сертификаты, удостоверения, свидетельства, дипломы, отзывы, благодарности).
В разделе «Достижения в освоении основной образовательной программы» следует размещать все успехи в освоении образовательной программы по курсу «Методика преподавания математики». Например: рейтинг успеваемости по дисциплине (активность на практических и семинарских
210
занятиях); выполненные домашние и самостоятельные работы, контрольные тестовые задания; рецензия на курсовую работу, выполненную по самостоятельно выбранной теме, отвечающей профессиональным интересам студента и т.д.
В разделе «Достижения в исследовательской деятельности» студент отмечает все виды исследовательских работ, выполняемых в рамках изучения курса методики преподавания математики и показывающих его образовательный рост (конференции, семинары, конкурсы, олимпиады). В данную категорию включаются: тезисы докладов на конференциях, семинарах, ксерокопии статей и ссылки на печатные издания, где размещена публикация студента; рефераты, курсовые работы, творческие или исследовательские проекты; изучение отдельных вопросов (модулей) дисциплины, отдельных видов учебных продуктов, которые не входят в основную образовательную программу по данной дисциплине.
Раздел «Достижения в практической работе» может быть наиболее разнообразным. В него включаются различные виды работ: информационный материал (тексты статей, методические рекомендации по изучению той или иной темы), иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, таблицы, диаграммы), диагностический материал (тесты, анкеты, опросники), методический материал (разработки планов-конспектов уроков, внеурочных мероприятий, анализы и самоанализы уроков).
Литература:
1. Тазутдинова ЭХ. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2010. 21 с.
2. Бекузарова Н.В. Профессиональное портфолио студента педагогического вуза в рамках итоговой аттестации // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 6. С. 36-45.
3. Новикова Т.Г. Портфолио в профиль-ном обучении : методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков. М. : АПКи-ПРО, 2006. 40 с.
4. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки. Школьные технологии. 2004. № 3. С.179-187.
При оценивании портфолио студентов в процессе изучения выше указанной дисциплины рекомендуем учитывать следующие критерии: наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента; наличие аннотированного перечня работ; наличие заполненного оценочного листа; аккуратность и тщательность выполнения работ; структурированность и наглядность материалов, их творческое и эстетическое оформление; наличие фактов, отражающих развитие студента; разнообразие работ студента.
Таким образом, для достижения успеха в профессиональном становлении будущего учителя начальной школы на основе вышеизложенных положений возможно сформулировать следующие выводы: качественная профессиональная подготовка в системе высшего образования является основой для успешной реализации будущего учителя в педагогической деятельности; изучение способов повышения ее качества будет способствовать оптимизации процессов профессионализации и личностного развития с учетом реформирования системы образования и потребностей сегодняшнего дня; актуальной считаем работу над внедрением в учебновоспитательный процесс вузов технологии портфолио, которая обеспечит сбалансированность процесса профессионализации, эффективность личностно-профессионального роста будущих специалистов и успешность в самореализации по выбранной специальности.
Literature:
1. Tazutdinova E.H. Training portfolio in the preparation of students for future pedagogical activities : Abstract. dis. ... Cand. Ped. Sciences. Kazan, 2010.
21 p.
2. Bekuzarova N.V. Professional portfolio of students of the pedagogical higher educational institution as part of the final certification // Siberian Pedagogical Journal. 2008. № 6. P. 36-45.
3. Novikova T.G. Portfolio in specialized education : guidelines for work with pupils' portfolio / T.G. Novikova, M.A. Pinskaya, A.S. Prutchenkov. M. : AP-KandPRO, 2006. 40p.
4. Zagvozdkin V.K. Portfolio of individual academic achievements is something more than just an alternative way of assessment. School technologies. 2004. № 3. P. 179-187.
211