Г.Г. МАРКЕВИЧ, Н.А. БЛИЗНОВА
G.G. MARKEVICH, N.A. BLIZNOVA
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
CERTIFICATION OF TEACHERS
ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
THE FACTOR OF INCREASE OF EFFICIENCY OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL
SKILL OF THE TEACHER
^^^ Сведения об авторах: Маркевич Геннадий Геннадьевич - началь-
ник отдела (общего, дошкольного образования и довузовской военной подготовки) управления (военного образования) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, секретарь Аттестационной комиссии Министерства обороны Российской Федерации, полковник (г. Москва. E-mail: [email protected]);
Близнова Наталия Альбертовна - руководитель экспертной группы дошкольного, общего и дополнительного образования при Аттестационной комиссии МО РФ, член Аттестационной комиссии МО РФ, Заслуженный учитель Российской Федерации (г. Москва. E-mail: Natalia_bliznova@mail. ru).
Аннотация. Аттестация педагогических работников рассматривается как непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства, повышения его результативности, формирования педагогических компетенций, демонстрации высокого уровня деятельности, развития творческой инициативы и становления личности педагога. В статье отмечена положительная динамика по результатам экспертизы портфолио педагогов довузовских образовательных организаций МО РФ за 2018-2019 учебный год.
Ключевые слова: эффективность, мотивация, квалификационная категория, компетентность, нормативно-правовые документы, экспертиза, аттестационные материалы, портфолио, самоанализ, положительная динамика.
Information about the authors: Gennady Markevich - head of the Department (general, preschool education and pre-University military training) of the Department (military education) of the Main personnel Department of the Ministry of defense Of the Russian Federation, Secretary of the Attestation Commission of the Ministry of defense of the Russian Federation, colonel (Moscow. E-mail: uvo_npg@ mil.ru);
Natalia Bliznova - the head of expert group of preschool, General and additional education with Certification Commission MO of the Russian Federation, member of the Certification Commission MO of the Russian Federation, Honored teacher of the Russian Federation (Moscow. E-mail: Natalia_bliznova@mail. ru).
Summary. This article presents certification of teaching staff as a process of improving professional skills, formation of pedagogical competencies, demonstration of a high level of activity, development of creative initiative and formation of a teacher's personality. The positive dynamics of the results of the examination of teachers' portfolios of pre-university educational organizations of the Ministry of Defence of the Russian Federation for the 2018-2019 academic year was noted.
Keywords: efficiency, motivation, qualification category, competence, regulatory documents, expertise, certification materials, portfolio, self-analysis, positive dynamics.
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач, важнейшим условием которого является профессиональная компетентность педагога. Данный приоритет является ключевым, так как профессиональная компетентность педагогического работника - это, безусловно, решающий фактор обеспечения качества результата образования, что, в свою очередь, влияет на качественные изменения состояния общества. Следовательно, современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. Одним из средств реализации данного направления является аттестация педагогических работников, цель которой - стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) педагогического труда, развитие творческой инициативы как условий, способствующих повышению качества образования, распространению эффективного опыта работы.
В рамках проведения аттестации определяются уровень квалификации педагога, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации также лежат в основе дифференцированной оплаты труда педагога. Можно говорить об аттестации как о комплексном, непрерывном и индивидуальном процессе оценки деятельности пе-
дагога, подчеркивая, что предметом такой оценки должны стать достижения как педагога, так и образовательной организации в целом.
В процессе аттестации главная задача диагностики деятельности педагога состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы обеспечить стимулирование педагога к осмыслению и решению своих профессиональных задач. Более того, нельзя забывать, что успешный педагог всегда ориентирован на самоанализ и самодиагностику. Именно от желания самого педагога зависит процесс его самореализации, самосовершенствования и самоактуализации. В этой связи хочется подчеркнуть значение слов В. В. Путина: «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализо-вывать». Способность к самообразованию, повышению качества обучения определяется желанием педагога проявить себя, получить положительную оценку в глазах коллег. Каждому творческому педагогу необходимо признание его профессиональной деятельности, достигнутых результатов работы. Для этого и существует аттестация педагогических кадров с целью установления их соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям - первой или высшей.
В системе дошкольного, общего и довузовского военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации разработана и реализуется на практике поэтапная процедура аттестации педагогических работников довузовских образовательных организаций. Нормативно-правовой основой данной системы работы являются Федеральное законодательство, установочные документы и рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации, ведомственные нормативные документы. Четко регламентированы порядок подготовки аттестационных материалов, сроки проведения процедуры аттестации. Разработаны также методические рекомендации по содержанию и оформлению пакета аттестационных материалов (портфолио) педагога.
Основные принципы проведения аттестации:
- гласность;
- открытость;
- коллегиальность.
Они обеспечивают объективную оценку результатов профессиональной деятельности педагогических работников.
Так, за период 2018-2019 учебного года 630 педагогам довузовских образовательных организаций Министерства обороны РФ по результатам аттестации установлена квалификационная категория - первая или высшая. Особое внимание следует обратить на тот факт, что прослеживается положительная динамика повышения профессиональных достижений педагогов. В таблице представле-
Таблица
Присвоенная квалификационная категория Количество аттестованных педагогов, чел. Доля педагогов, повысивших квалификационную категорию, %
Высшая квалификационная категория (имели первую квалификационную категорию) 117 19
Первая квалификационная категория (не имели квалификационной категории или было установлено соответствие занимаемой должности) 203 32
Всего повысили квалификационную категорию (из 630 аттестованных): 51
«
Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать».
ны результаты, подтверждающие вышесказанное.
Данные показатели свидетельствуют о том, что процедура аттестации завершается не просто присвоением квалификационной категории, но и определением оснований для разработки программы личностного роста педагога.
Если говорить о результатах аттестации с позиции содержания портфолио педагога, то здесь также отмечена положительная динамика, о чем свидетельствуют следующие факты:
Первый. Активное использование педагогами инновационных образовательных технологий: в качестве подтверждающих документов в портфолио представлены конспекты уроков в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, материалы по результатам внеурочной деятельности, мастер-классы, методические разработки и т.п.
Второй. Активные и разнообразные формы очной трансляции педагогами опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной. Представлен опыт, начиная с образовательной организации и далее на более высоких уровнях (уровень Министерства обороны РФ, Всероссийский уровень): методические семинары, научно-практические конференции, практико-ориенти-рованные семинары.
Третий. Активное участие педагогов в профессиональных конкурсах, творческих проектах, также отмечена возросшая общественная активность педагогов: сотрудничество с высшими учебными заведениями МО РФ, общественными организациями, наставничество над молодыми специалистами и т.п.
Четвертый. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования прослеживается в методических материалах педагогов, демонстрирующих твор-
ческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания, различных видов мониторинга и диагностики образовательного процесса.
Пятый. При проведении экспертизы портфолио педагогов отмечены положительная динамика и высокие результаты по итогам участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, проектной деятельности.
Шестой. Большинство представленных в портфолио методических разработок педагогов имеют внешнюю рецензию и рекомендованы к реализации в практической деятельности.
Седьмой. Активно публикуют педагоги статьи из опыта работы в методических журналах, в сборниках материалов по итогам научно-практических конференций, практико-ориентированных семинаров, в дистанционных изданиях и т.п.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: педагоги в большинстве случаев демонстрируют высокий уровень профессиональной деятельности, умелое осуществление ее отдельных аспектов, осмысленное использование инновационных методов и приемов в обучении и воспитании, направленность на создание новых педагогических ценностей и технологий.
Имеют место, конечно, и недостатки, конструктивные замечания по оформлению и содержанию пакета аттестационных материалов (портфолио), но в этом направлении ведется целенаправленная системная работа по их устранению. В частности, по результатам экспер-
В.В. Путин
тизы каждого портфолио членами экспертной группы составляется справка с целью устранения замечаний и в дальнейшем - повышения качества содержания и оформления пакета аттестационных материалов. Необходимо учесть тот факт, что для проведения экспертизы пакета аттестационных материалов (портфолио) в состав экспертной группы Аттестационной комиссии МО РФ приглашены высокопрофессиональные специалисты с большим стажем работы. Эксперты осуществляют всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогического работника, также разрабатывают методические рекомендации по оформлению и содержанию портфолио.
Таким образом, с научно-педагогической точки зрения аттестация представляется как многофункциональный процесс, который, с одной стороны, является инструментом оценивания, а с другой - фактором профессионального становления педагогических работников. Такой подход является объективным основанием для стимулирования потребностей педагогов в повышении квалификации и определяет направления поиска ими индивидуальных траекторий профессионального становления в условиях принятия профессиональных стандартов. Аттестация, бесспорно, способствует усилению внутренней мотивации педагогических работников к профессиональному становлению, стимулирует повышение ими уровня своей профессиональной компетентности, активизирует творческий поиск, влияет на формирование творческой личности современного педагога. Чг