И.Г. ЕКИМОВ,
Н.А. Б71ИЗНОВА
МЕТОД КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
CONTENT ANALYSIS METHOD
ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (О МЕТОДАХ ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА)
METHODOLOGICAL WORK SYSTEM MAINTENANCE IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF COMPULSORY EDUCATION IMPLEMENTATION (ABOUT THE METHODS OF EDUCATIONAL EXPERIENCE OBSERVATION
AND GENERALIZATION)
Сведения об авторах: Екимов Игорь Геннадьевич - заместитель начальника ФГКОУ «Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» по учебной работе, полковник, кандидат военных наук, доцент (г.Москва. E-mail: i-ekimov@ mail, ru);
Близнова Наталия Альбертовна - заведующая методическим кабинетом ФГКОУ «Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Москва. E-mail: Natalia_ bliznova@mail. ru).
Аннотация. В статье рассматривается обновленная система методической работы в условиях реализации ФГОС ООО: метод контент-анализа в процессе обобщения передового педагогического опыта, доминирующие группы технологий обучения и воспитания, роль дистанционных семинаров и методических разработок в повышении профессионального мастерства педагогов.
Ключевые слова: метод контент-анализа, инновационная культура педагога, вебинар, дистанционная форма образования, исследовательский метод, интерактивно-наглядный способ.
Information about the authors: Igor Ekimov - Deputy head of FSEI «Moscow Suvorov military school of the Ministry of Defence of the Russian Federation» on educational work, colonel, candidate of military science, assistant professor (Moscow. E-mail: i-ekimov@mail. ru);
Natalia Bliznova - Head of methodical cabinet of FSEI «Moscow Suvorov military school of the Ministry of Defence of the Russian Federation» (Moscow. E-mail: Natalia_bliznova@mail. ru).
Summary. This article presents the renovated methodological work system in the context of the Federal State Educational Standard of compulsory education implementation: content analysis method in the process of progressive educational experience generalization, dominate blocks of learning and upbringing, the role of remote seminars and guidance papers in teachers9 professional skills development.
Keywords: content analysis method, innovation-oriented culture of a teacher, webinar, long distance education, research method, interactive and visual way.
I.G. EKIMOV, N.A. BLIZNOVA
Инновационная сущность зовательного стандарта основного ческого мышления, проектного процесса реализации Феде- общего образования (далее - Стан- и проблемного обучения, техно-рального государственного обра- дарт) очевидна: развитие крити- логии достижения образователь-
НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 2019 №6(21)
.ж
ных результатов с использованием современных средств обучения, формирования и оценки универсальных учебных действий и многое другое.
Освоения и реализации Стандарта, как и обретения любой другой инновационной культуры педагога, невозможно достичь быстро и каким-то одним средством - необходимо общение педагогов, их профессиональное взаимодействие, системный подход в работе педагогического коллектива.
Проведенная в Московском суворовском военном училище организаторская и научно-методическая работа позволили поэтапно, начиная с 2012 года, реализовать Стандарт в полном объеме. Изучение и обобщение передового педагогического опыта коллектива училища направлены на то, чтобы определить ведущие целевые задачи, идеи, раскрыть методы и приемы, при помощи которых возможно достигнуть положительной динамики в процессе обучения и воспитания суворовцев.
Ценные сведения об опыте работы содержатся в документации педагога: тематических и поурочных планах, технологических картах урока, рабочих программах, конспектах открытых занятий, докладах, статьях, тезисах выступлений на заседаниях педагогического совета, методического объединения, педагогических чтениях, научно-практических конференциях, семинарах, методических разработках педагога, образцах дидактического и раздаточного материала к урокам, результатах анализа проектных и исследовательских работ учащихся, результатах самоанализа деятельности и др. В связи с этим в училище для обобщения опыта работы педагогов из совокупности методов был выбран контент-анализ - метод качественно-количественного анализа содержания материалов для выявления и измерения различных фактов и тенденций, отраженных
в них. Данный метод используется параллельно с другими теоретическими методами (анализ, беседа, тестирование и др.).
М Ш Без примеров
С С невозможно
^ ^ ни правильно учить, ни успешно учиться».
Яуций Колумелла,
древнеримский философ
Метод контент-анализа в рамках реализации Стандарта позволяет обобщить инновационный опыт педагогов по следующим категориям:
• типы уроков;
• технологии обучения;
• методы и приемы развития универсальных учебных действий;
• формы методической работы.
Каждая из вышеперечисленных категорий включает в себя элементы содержания, служащие в тексте индикаторами интересующих явлений. Анализ представленного педагогами практического опыта указывает на то, что в процессе реализации Стандарта изменения произошли в проектировании урока, целе-полагании, обновлена типология уроков, технологии и методы их применения, а также виды работы по формированию внутренних мотивов деятельности учащихся, обеспечению личностной значимости содержания изучаемого материала, рефлексии результатов учебной деятельности. Так, в качестве представления передового опыта в марте этого года в МсСВУ состоялся практико-ориентированный семинар. В нем приняли участие: заместители начальников довузовских образовательных организаций по учебной, воспитательной работе и инновационной деятельности, руководители отделов воспитательной работы и учебного, методистов лаборатории технических средств обучения и инновационных образовательных технологий по теме «Эффективность реализации Фе-
дерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 5-7 классах: учебная, инновационная деятельность, воспитательная работа».
Контент-анализ является важнейшим источником информации, основная задача которого - качественный анализ текстовых материалов (статей, публикаций, иных форм методического опыта) с последующим представлением наиболее эффективных и прак-тико-ориентированных методов и приемов работы педагога.
Контент-анализ является довольно точным исследовательским методом. Его преимущества:
1. Выявляются тенденции совершенствования практической реализации инновационных технологий каждым педагогом.
2. При большом объеме предоставляемого педагогом учебного и методического материала из опыта работы (статьи, методические разработки, конспекты уроков и внеурочных занятий, сценарии мероприятий и т.п.) контент-анализ позволяет выявить наиболее эффективные методики.
3. Данный метод как количественно-качественный анализ содержания педагогического опыта выявляет перспективы профессионального роста преподавателей отдельных дисциплин, воспитателей учебных курсов и других педагогических работников.
4. Анализ работ учащихся (сочинения, изложения, другие творческие работы, проектные, исследовательские продукты, компьютерные презентации и т.д.) может быть использован педагогом при решении широкого спектра психолого-педагогических и социально-педагогических проблем.
С учетом системно-деятель-ностного подхода (по результатам контент-анализ) педагоги училища ориентируются на такие типы уроков, которые способствуют усилению мотивации учащихся к познанию окружающего мира, формируют исследовательские на-
№
НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 2019 № 6 (21)
выки, дают возможность ребенку овладеть умениями и навыками применения знаний в реальной жизни:
- исследование;
- практикум;
- открытия нового знания;
- защита исследовательских проектов;
- «Деловая и ролевая игра» и др.
В процессе обобщения инновационного опыта работы педагогов училища с помощью контент-анализа были выявлены доминирующие группы технологий обучения и воспитания:
• проектного обучения;
• развивающего обучения;
• мастерских;
• основанная на создании проблемной ситуации;
• индивидуально-ориентированная система обучения (технология ИОСО);
• модульное обучение;
• здоровьесберегающие, игровые, коммуникативные и др.
В целом, в образовательной практике МсСВУ наблюдается преобладание современных образовательных технологий деятель-ностного типа, что соответствует требованиям Стандарта к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Следует отметить, что в работе педагогов училища используются новые и разнообразные виды методической продукции, обеспечивающие эффективное и качественное преподавание учебных предметов.
Среди них: технологическая карта урока, карта наблюдения за групповой работой обучающихся, карта сформированности универсальных учебных действий (далее - УУД) и ДР.
Контент-анализ полученных материалов дает основание для вывода об активном использовании педагогами новых видов методической продукции, позволяющей им более эффективно проектировать уроки, прогнозировать и минимизировать методические недочеты.
Особое место в представленных педагогами материалах из опыта работы занимают методические разработки по внеурочной деятельности. Наиболее эффективно организована работа по формированию УУД в рамках творческих мастерских, элективных курсов и др. Каждая из предложенных форм имеет свои достоинства и при творческом подходе к достижению конечного результата, а именно развитию личности ребенка, имеет право на существование.
Опытные педагоги училища активно транслируют результаты внеурочной деятельности, участвуя в семинарах, конференциях, конкурсах. Так, в соответствии с Планом основных мероприятий ГУК МО РФ на прошлый учебный год, проводимых в довузовских образовательных организациях, состоялся конкурс методических разработок по внеурочной деятельности, в котором преподаватели отдельных дисциплин приняли самое активное участие: из 8 представленных на
конкурс работ 3 методические разработки завоевали призовые места по различным направлениям. Высокие результаты и активность педагогов в трансляции опыта позволяют с уверенностью говорить, что позиция Стандарта, объединяющая урочную и внеурочную деятельность в единый образовательный процесс, в полной мере и с высокими показателями реализуется педагогами училища.
Наиболее эффективной формой трансляции педагогического опыта в МсСВУ являются участие педагогов в практико-ориентированных, методических, научно-практических семинарах, конференциях, вебинарах и публикация опыта работы (статьи, методические разработки) в сборниках материалов по итогам проведения вышеперечисленных мероприятий. Так, за 2017/2018 учебный год и первое полугодие прошлого учебного года преподаватели училища опубликовали более 55 статей в печатных изданиях различных уровней.
Методическая служба училища в условиях реализации Стандарта оказывает педагогам помощь в развитии их творческого потенциала и профессионального личностного роста, удовлетворении информационных, учебно-методических и образовательных потребностей, создает условия для организации и осуществления повышения квалификации, в том числе, для самообразования. Осуществляется эта работа в тесном сотрудничестве с внешними по отношению к образовательной организации ресурсами: высшими учебными заведениями, центрами повышения квалификации, методическими муниципальными службами и т.д.
В ходе проведения в училище методических семинаров и педагогических советов обсуждаются актуальные вопросы и проблемы использования современных образовательных технологий как эффективного средства реали-
НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 2019 №6(21)
чСШВЖИ
зации Стандарта. С целью взаимодействия и обмена опытом на заседания отдельных дисциплин, семинары, круглые столы приглашаются коллеги из других довузовских образовательных организаций, преподаватели высшей школы, научные сотрудники образовательных центров РАО, АСОУ, ФИРО. Преподаватели отдельных дисциплин также в рамках реализации Стандарта представляют свой опыт в виде открытых уроков, анализируют проведенные уроки на заседаниях методического объединения, малых методических советах.
Результаты контент-анализа при трансляции инновационного опыта, использование тех или иных форм методической работы позволяют констатировать, что в функционирующей системе образования училища преобладают не потерявшие своей значимости традиционные структуры методической работы. В то же время педагоги все чаще обращаются к таким формам деятельности, как дистанционные семинары, вебинары, методические советы по вопросам реализации Стандарта, позволяющие оперативно и эффективно решать проблемные вопросы, обмениваться передовым педагогическим опытом. Особо следует отметить такую достаточно популярную среди педагогов форму взаимосотрудничества, как вебинары, позволяющие решить одновременно несколько задач:
1. Высокая степень интерактивности: слушатели вовлечены в процесс обучения, задают вопросы, на которые сразу же получают ответы.
2. Значительная экономия времени.
3. Эффективная форма дистанционного обучения и обсуждения актуальных вопросов повышения качества образования.
В связи с вышесказанным особо актуальной стала проблема выбора инновационных средств, применяемых при дистанционной
форме трансляции педагогического опыта, что привело к выделению и научно-методическому изучению вебинаров как инновационно-эффективного, интерактивно-наглядного способа взаимодействия всех участников образовательного процесса. Следует отметить, что в Московском суворовском военном училище для педагогов довузовских образовательных организаций Министерства обороны РФ были успешно проведены вебинары по темам «Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной общеобразовательной организации» и «Особенности формирования универсальных учебных действий и организации проектно-исследо-вательской работы обучающихся как средства реализации ФГОС ООО в научных классах. Новые подходы к оцениванию качества образования в них». По итогам проведенных мероприятий были изданы сборники статей участников дистанционных семинаров, где опубликовали свой опыт работы более восьмидесяти педагогов.
Изучение педагогами инновационных технологий, постоянное совершенствование навыков применения различных методов и приемов обучения и воспитания не только повысят результативность методической работы и поднимут ее на новый уровень, но и поспособствуют развитию профессионального мастерства каждого, поскольку любые из этих инструментов могут быть использованы в педагогической практике.
У каждого преподавателя есть большой потенциал, которому нужно помочь реализоваться. Для этого педагогу необходимо предоставлять больше свободы и поощрять его творчество. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, без сомнения, обновляет содержание образования, возвращает педагогам душевное здоровье, молодость, защищает от беды профессионального выгорания, создает условия для плодотворного сотрудничества. 4-
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриев, И. И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. - М., 2005.
2. Мазелис,А.П. Выбор платформы вебинаров для организации дистанционного обучения. - М., 2012.
3. Нагаева, И.А. Организация вебинара. Науковедение.-М., 2012.
4. Огородова, М.В., Быстро-ва, Н.В., Уханов, А.Ф., Параде-ева9 Н.В. Вебинар как форма сетевого взаимодействия. - М., 2015.
5. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. - М., 2010.
6. Саганенко, Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Часть 1.-СП6., 2004.
7. Ярмоленко, Г.Г. Методическая работа образовательного учреждения как условие повышения профессионализма педагогов. - М., 2013.
ш
НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ 2019 № 6 (21)