Научная статья на тему 'Региональная модель аттестации педагогических работников'

Региональная модель аттестации педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / АНДРАГОГИКА / ANDRAGOGY / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / REGIONAL MODEL / МОДЕЛЬ АТТЕСТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF TEACHER / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL STANDARD OF TEACHER / ATTESTATION OF PEDAGOGICAL WORKERS / ATTESTATION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замятина Оксана Михайловна, Казакова Ирина Ильинична, Мозгалева Полина Игоревна

Рассматриваются вопросы организации процесса аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Представлена региональная модель аттестации, которая состоит из трех блоков. Каждый блок раскрывает организационные и методические возможности для профессионального роста педагога и позволяет выстроить систему работы по подготовке педагогических работников к процедуре аттестации. Модель построена на основе: концепции непрерывного профессионального педагогического образования (В. Г. Воронцов, В. А. Сластенин, Д. Роджерс и др.), которая дает возможность стимулировать целенаправленно, повышая уровень квалификации педагогических работников; андрагогики как концептуальной основы обучения взрослых (А. А. Деркач, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Б. Г. Ананьев и др.); идеи профессионально-личностного развития педагога (Э. Ф. Зеер, В. А. Кан-Калик, М. П. Пальянов и др.); современной теории и технологии самообразования, саморазвития и самореализации (А. Я. Айзенберг, Б. Г. Ананьев и др.). Модель разработана с учетом региональных особенностей, позволяя увидеть все элементы системы в комплексе, и отвечает всем нормативным требованиям, предъявляемым на уровне федерации. Статья адресована специалистам, сопровождающим педагогических работников в процессе аттестации, которые на ее основе могут создать эффективную систему организационно-методического и организационно-технического сопровождения педагогов на уровне муниципалитета и образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замятина Оксана Михайловна, Казакова Ирина Ильинична, Мозгалева Полина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL MODEL OF TEACHERS’ ATTESTATION

The paper covers the questions of certification or attestation of teachers carrying out educational activities in their organizations. As attestation of teaching staff is one of the way to improve teaching professional competency, therefore, the preparation of a teacher for certification procedure is of great importance nowadays as the Ministry of Education and Science of the Russian Federation approved the new Attestation Procedure in 2014. The authors present Tomsk regional model of attestation, which consists of three structural units comprising organizational target, organizational methodology, and reflexive-evaluation. Each unit of the attestation model presents organizational and methodical possibilities for teachers to professionally enhance, and allows establishing the training system for teachers’ certification procedure. The attestation model is based on the ideas listed below: • concepts of continuous professional pedagogical education (V. G. Vorontsov, V. A. Slastenin, D. Rogers, etc.), which makes possible to stimulate purposefully and increase the level of teaching staff qualification; • andragogy as a conceptual basis for adult education (A. A. Derkach, A. A. Bodalev, N. V. Kuzmina, B. G. Ananiev, and etc.); • professional and personal development of the teacher (E. F. Zeher, V. A. Kan-Kalik, M. P. Palyanov, and others); • modern theory and selfeducation, self-development, self-fulfillment technologies (A. Y. Aizenberg, B. G. Ananiev, and etc.). The attestation model takes into account Tomsk regional specifications and features, the latter allow dealing with all the elements of the attestation procedure in a complex, thus meeting the regulatory requirements presented at the Russian Federation level. The paper is addressed to the specialists who accompany teaching staff within the attestation procedure, who can create an effective system of organizational, methodological, and technical support for teachers at the level of municipal educational organizations with the help of such a model.

Текст научной работы на тему «Региональная модель аттестации педагогических работников»

УДК 378. 046. 4

РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-3-67-74

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

О. М. Замятина1-3, И. И. Казакова2,3, П. И. Мозгалева3

1 Томский государственный университет, Томск

2 Томский политехнический университет, Томск

3 Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Томск

Рассматриваются вопросы организации процесса аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Представлена региональная модель аттестации, которая состоит из трех блоков. Каждый блок раскрывает организационные и методические возможности для профессионального роста педагога и позволяет выстроить систему работы по подготовке педагогических работников к процедуре аттестации. Модель построена на основе: концепции непрерывного профессионального педагогического образования (В. Г. Воронцов, В. А. Сла-стенин, Д. Роджерс и др.), которая дает возможность стимулировать целенаправленно, повышая уровень квалификации педагогических работников; андрагогики как концептуальной основы обучения взрослых (А. А. Деркач, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Б. Г. Ананьев и др.); идеи профессионально-личностного развития педагога (Э. Ф. Зеер, В. А. Кан-Калик, М. П. Пальянов и др.); современной теории и технологии самообразования, саморазвития и самореализации (А. Я. Айзенберг, Б. Г. Ананьев и др.). Модель разработана с учетом региональных особенностей, позволяя увидеть все элементы системы в комплексе, и отвечает всем нормативным требованиям, предъявляемым на уровне федерации. Статья адресована специалистам, сопровождающим педагогических работников в процессе аттестации, которые на ее основе могут создать эффективную систему организационно-методического и организационно-технического сопровождения педагогов на уровне муниципалитета и образовательных организаций.

Ключевые слова: аттестация педагогических работников, андрагогика, региональная модель, модель аттестации, профессиональное саморазвитие педагога, профессиональная компетентность, профессиональный стандарт педагога.

Современный динамично меняющийся мир требует от педагога высокого профессионализма, которого возможно достичь в условиях личностного самосовершенствования. Этот процесс требует от педагога определенной профессиональной трансформации. В концепции профессионального стандарта педагога указано: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться» [1]. Из этого следует, что педагог должен непрерывно повышать свою профессиональную компетенцию, а также быть мобильным, ответственным, готовым к решению профессиональных задач.

Аттестация педагогических работников является одним из способов совершенствования профессиональной компетенции, поэтому подготовка педагога к аттестации имеет огромное значение.

В соответствии с новым Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 276 от 7 апреля 2014 г. (далее - новый Порядок

аттестации) в Томской области разработана региональная модель аттестации [2, 3]. Данная модель определяет порядок и направления профессионального саморазвития педагога и включает в себя три блока: организационно-целевой, организационно-методический и рефлексивно-оценочный (рисунок).

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагога

1. Стимулировать целенаправленно, непрерывно повышая уровень квалификации педагогических работников, их методологическую культуру, профессиональный и личностный рост

2. Определить необходимость повышения квалификации педагогических работников

3. Повысить

эффективность и качество

педагогической

деятельности

перспективы потенциальных

педагогических работников

Центр аттестации педагогических работников

- целевые семинары «Совершенствование процедуры аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

- консультирование специалистов;

- семинары-совещания;

- сертификация специалистов

Процедурные мероприятия в целях установления квалификационной категории педагогическим работникам аттестационной комиссией Томской области

- курсы ПК «Аттестация как ресурс развития профессиональной компетентности педагога»;

- лекции инварианта на всех курсах ТОИПКРО;

- консультирование педагогов;

- самоанализ профессиональной деятельности педагогом;

- программа профессионального развития;

- портфолио педагога

- целевые семинары «Школа координаторов»;

- консультирование координаторов образовательных организаций и муниципалитетов;

- семинары-совещания;

- разработка и реализация плана работы координаторов

Определяет профессиональный уровень педагога

1-я категория

Высшая категория

Процедурные мероприятия проводятся в

целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям аттестационной комиссией образовательной организации

Реко-

менда-

ции

Задачи

Результат: повысился уровень профессиональной компетентности педагогов

J 1

Эффект: повышается качество образования

Рис . Региональная модель аттестации педагогических работников образовательных организаций

Организационно-целевой блок включает: цель, задачи и виды аттестации. Целью аттестации является повышение уровня профессиональной компетентности педагога. Задачи аттестации определяются нормативными документами федерального уровня и включают в себя:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников [4].

Согласно новому Порядку аттестации предусмотрено два вида аттестации: добровольная и обязательная. Обязательная форма аттестации проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями. По желанию аттестация педагогических работников проводится в целях установления квалификационной категории первой или высшей. Согласно Регламенту работы аттестационной комиссии Департамента общего образования Томской области по аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность для установления квалификационной категории (первой, высшей), приложение к распоряжению № 887-р от 16.12.2016 г., предусмотрено три формы аттестации: очная, дистанционная и упрощенная. Особое значение приобретает дистанционная форма аттестации, так как расширяет возможности педагога и позволяет более тщательно подготовиться к ней, минимизировать стресс.

Модель разработана таким образом, чтобы можно было увидеть все элементы системы, взаимосвязи между ними и в целом оценить степень эффективности созданной модели.

Система работы по аттестации педагогических работников выстраивается планомерно и состоит из следующих блоков:

Организационно-методический блок региональной модели направлен на работу:

- с координаторами по аттестации на уровне муниципалитетов и образовательных организаций (ОО);

- специалистами, проводящими всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогического работника;

- педагогическими работниками.

Работа с координаторами по аттестации на уровне ОО и муниципалитетов заключается в организации целевых семинаров - «Школа координаторов», на которых рассматриваются следующие вопросы:

- нормативно-правовые основания аттестации педагогических работников ОО, осуществляющих образовательную деятельность;

- технологические аспекты подготовки аттестации на первую и высшую квалификационные категории;

- подготовка и проведение аттестации на соответствие занимаемой должности.

Для координаторов проводятся консультации в очной и дистанционной форме. Семинары-совещания организованы в целях оперативного решения возникающих проблем, а также рассматриваются предложения по совершенствованию процедуры аттестации. Это помогает координаторам планировать свою работу не только в организационном плане, но и в методическом, а Центру аттестации педагогических работников, который координирует работу по аттестации на уровне региона, позволяет более эффективно организовать процедуру аттестации.

С 2016 года введено обязательное составление плана организации процедуры аттестации на учебный год муниципальными координаторами. Это позволяет увидеть, как организована процедура аттестации на уровне муниципалитетов, выявить проблемные места и вовремя оказать методическую помощь.

Координаторы на уровне ОО также составили планы на 2016-2017 учебный год по работе с педагогами в межаттестационный (доаттестационный) период. Данные мероприятия позволяют педагогам получать адресную методическую помощь, подготовиться к аттестации и пройти ее безболезненно, так как педагог должен понимать, что подготовка к аттестации не ежеминутная потребность, а непрерывная работа по совершенствованию своей профессиональной компетентности. Координаторы по аттестации на уровне ОО помогают педагогам проанализировать свою профессиональную деятельность, обобщить свой опыт, подготовить его к трансляции, определить направление дальнейшего роста и спланировать работу по саморазвитию.

Вторая часть организационно-методического блока - это работа со специалистами. Для данной категории разработаны целевые семинары по теме «Совершенствование процедуры аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность». Данные целевые семинары позволяют подготовить специалистов к более качественному проведению процедуры аттестации при оценке профессионального уровня педагогических работников. На семинарах рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования процедуры аттестации, требования к первой или высшей квалификационной категории и критерии оценивания профессиональной деятельности педагогических работников. Также для специалистов организованы консультации и семинары-совещания.

В целях отбора специалистов на 2016-2017 учебный год запланирована их сертификация по следующим направлениям:

- знание нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру аттестации;

- умение работать с критериальной системой оценивания профессиональной деятельности педагогических работников;

- умение правильно трактовать полученные результаты профессиональной деятельности педагогических работников.

Третья часть блока - это работа с педагогами, которая включает в себя организацию курсов повышения квалификации: «Аттестация как ресурс развития профессиональной компетентности педагога». Данные курсы позволяют педагогам качественно подготовиться к аттестации, поработать с критериальной системой оценивания, предусмотренной процедурой аттестации. В рамках инвариантной части курсов повышения квалификации ТОИП-КРО включен модуль лекций по вопросам аттестации педагогических работников. На данных лекциях рассматриваются вопросы по качественному представлению своего практического опыта, способы формирования портфолио и представления самоанализа педагога по результатам педагогической деятельности.

Для педагогов организованы консультации, которые они могут получить в своей образовательной организации у координатора по аттестации на уровне ОО, оказывается консультативная помощь педагогам на уровне муниципалитета, которые проводят муниципальные координаторы. Также с педагогами работают специалисты Центра аттестации по более сложным вопросам, которые не были решены на уровне ОО и муниципалитета.

В качестве оценки своей профессиональной деятельности педагоги проводят самоанализ, который способствует выявлению проблем, возникающих в практической деятельности, определению дальнейших путей своего развития и решению профессиональных задач. Самоанализ профессиональной деятельности помогает педагогу при разработке программы профессионального развития, а программа, в свою очередь, выйти на уровень непрерывного саморазвития [5, 6]. Наличие программы профессионального развития предусмотрено в итоговом заключении по аттестации, но оценочного характера данная программа не имеет, так как порядком аттестации не предусмотрено ее оценивание. Нали-

чие данной программы при аттестации позволит провести всесторонний анализ профессиональной деятельности педагога, так как отражает все направления его практической деятельности [7].

Средством представления своих результатов в рамках аттестации для педагогических работников стало портфолио педагога.

Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений [8, 9]. Подходы к построению портфолио зависят от целей, которые ставит перед собой педагог. При аттестации рекомендуется следующая структура портфолио, состоящая из 4 разделов:

1. Общие сведения.

2. Результаты педагогической деятельности.

3. Система педагогической деятельности.

4. Научно-методическая деятельность.

Данные структурные компоненты портфолио педагога позволяют провести анализ профессиональной деятельности, оценить свои достижения, обобщить и систематизировать свой опыт и представить его педагогической общественности. Составление портфолио дает стимул для непрерывного саморазвития педагога, так как осуществляется системная оценка уровня своей профессиональной компетентности.

Рефлексивно-оценочный блок состоит из двух частей:

1. Процедурные мероприятия в целях установления квалификационной категории педагогическим работникам аттестационной комиссией Департамента общего образования Томской области, в рамках которых специалисты, проводящие всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогического работника, определяют профессиональный уровень педагога и дают методические рекомендации педагогу по дальнейшему пути его профессионального развития. Аттестация педагога позволяет определить его квалификацию, формирует мировоззрение и стремление к созданию своей педагогической системы, становится проверкой их профессионального роста и потребностью в достижении высокого уровня профессионализма. Аттестация в целях установления квалификационной категории педагогическим работникам проводится в соответствии с требованиями п. 36 и п. 37 Порядка аттестации.

2. Процедурные мероприятия в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям аттестационной комиссией ОО. Проводя оценку профессиональной деятельности педагога, аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений: соответствует или не соответствует занимаемой должности и рекомендует направления дальнейшего профессионального развития.

Педагог, получивший рекомендации, сам выбирает уровень и пути своего дальнейшего профессионального развития. Профессиональное развитие педагога - длительный и требующий собственного осмысления процесс. Без осмысления своей педагогической деятельности и анализа ее результатов невозможно дальнейшее развитие педагога как профессионала [10].

Представленная модель отличается от региональных моделей города Москвы, Ленинградской области, Красноярска, Хабаровска. Каждый регион по-своему трактует понятие «модель аттестации», и общих подходов к ее моделированию пока четко не определено. Мы предлагаем региональную модель аттестации, способствующую профессиональному саморазвитию педагога, повышению его профессиональной компетенции и, как следствие, повышающую качество образования в регионе.

В результате реализации представленного комплекса мероприятий отмечено повышение уровня профессиональной компетентности педагога. Ежегодно 2 000-2 700 педагогов

Томской области повышают или подтверждают уровень своей квалификации, что составляет 12,5-16,9 % от общего количества педагогических работников Томской области.

Представленная региональная модель аттестации позволяет педагогам оценить свои возможности в профессии, увидеть пути дальнейшего развития, простроить пути своего самосовершенствования, специалистам по аттестации - качественно провести анализ профессиональной деятельности педагога и определить их уровень квалификации, координаторам по аттестации - более конструктивно подготовиться самим и подготовить всех участников аттестационных мероприятий к процедуре аттестации. Следствием реализации данной модели является повышение качества образования, которое можно увидеть через результаты освоения обучающимися образовательных программ, развитие у обучающихся способностей к различным видам деятельности, совершенствование методов обучения, транслируемый педагогами опыт практической деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогических работников. Из вышесказанного можно сделать вывод, что данная модель является не только результативной и эффективной, но и способной видоизменяться в зависимости от запросов ее участников и потребностей современного образования.

Список литературы

1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации . URL: |-|йр://минобрнауки . рф (дата обращения: 10 . 07 .2016) .

2 . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г № 276 г.

Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» . URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_163666/ (дата обращения: 10 . 12 .2016) .

3 . Ламанова Л . А . Педагогическая квалификация как нормативная категория профессионального образования: автореф .

дис .. . . канд . пед . наук. СПб. , 2013. 24 с . 4. Информационный бюллетень № 6 «Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» . Москва, июнь 2014 г. URL: www. eseur. ru/Files/Attestaciya_pedagogicheskih_rabo22243. doc (дата обращения: 10 . 02 .2017) .

5 . Мозгалева П . И . Формирование проектной компетенции технического специалиста на примере проекта «Полигон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инновационного мышления» // Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения: материалы IV Межрегиональной науч . -практ. конф . 2012 . С . 302-304.

6 . Zamyatina O . M . , Mozgaleva P I. Competence component of the project-oriented training of elite engineering specialists //

Global Engineering Education Conference (EDUCON), 2014 IEEE Proceedings of the 2014 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON) . Bogaziçi Üniversitesi; Institute of Electrical and Electronics Engineers . 2014 . Р. 114-118 .

7 . Казакова И . И . Процесс непрерывной профессионализации педагога общеобразовательной школы: сб . XIX Междунар .

конф . студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» . Томск, 2015 .

8 . Рекомендации по структуре и оформлению педагогического портфолио . URL: https://toipkro . ru/index .

php?act=departments&page=223 (дата обращения: 12 .12 . 2016) .

9 . Zamyatina O . M . , Mozgaleva P I. , Solovjev M . A. , Bokov L . A. , Pozdeeva A. F. Realization of project-based learning approach

in engineering education // World Applied Sciences Journal . 2013 . Vol . 27, № 13 A. Р. 433-438.

10 . Потемкина Т . В . Проектирование системы оценки профессиональной деятельности учителя в условиях развития

образовательной системы: дис .. . . д-ра пед. наук. М . , 2012 . 305 с .

Замятина Оксана Михайловна, кандидат технических наук, доцент, Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050); Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050); Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ул. Пирогова, 10, Томск, Россия, 634034). E-mail: zamyatina@tpu.ru

Мозгалева Полина Игоревна, ассистент, Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050); Томский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования (ул. Пирогова, 10, Томск, Россия, 634034). E-mail: m-polina-i@ya.ru

Казакова Ирина Ильинична, зав. Центром аттестации педагогических работников, Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ул. Пирогова, 10, Томск, Россия, 634034). E-mail: irin607@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 08.01.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-67-74

REGIONAL MODEL OF TEACHERS' ATTESTATION

0. M. Zamyatina1-3,1.1. Kazakova2'3, P. I. Mozgaleva3

1 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation

2 National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation

3 Tomsk Regional Teachers Professional Re-training Institute, Tomsk, Russian Federation

The paper covers the questions of certification or attestation of teachers carrying out educational activities in their organizations. As attestation of teaching staff is one of the way to improve teaching professional competency, therefore, the preparation of a teacher for certification procedure is of great importance nowadays as the Ministry of Education and Science of the Russian Federation approved the new Attestation Procedure in 2014. The authors present Tomsk regional model of attestation, which consists of three structural units comprising organizational target, organizational methodology, and reflexive-evaluation. Each unit of the attestation model presents organizational and methodical possibilities for teachers to professionally enhance, and allows establishing the training system for teachers' certification procedure. The attestation model is based on the ideas listed below: • concepts of continuous professional pedagogical education (V. G. Vorontsov, V. A. Slastenin, D. Rogers, etc.), which makes possible to stimulate purposefully and increase the level of teaching staff qualification; • andragogy as a conceptual basis for adult education (A. A. Derkach, A. A. Bodalev, N. V. Kuzmina, B. G. Ananiev, and etc.); • professional and personal development of the teacher (E. F. Zeher, V. A. Kan-Kalik, M. P. Palyanov, and others); • modern theory and self-education, self-development, self-fulfillment technologies (A. Y. Aizenberg, B. G. Ananiev, and etc.). The attestation model takes into account Tomsk regional specifications and features, the latter allow dealing with all the elements of the attestation procedure in a complex, thus meeting the regulatory requirements presented at the Russian Federation level. The paper is addressed to the specialists who accompany teaching staff within the attestation procedure, who can create an effective system of organizational, methodological, and technical support for teachers at the level of municipal educational organizations with the help of such a model.

Key words: attestation of pedagogical workers, andragogy, regional model, attestation model, professional self-development of teacher, professional competence, professional standard of teacher.

References

1. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii [Official website of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation] (in Russian) . URL: http://minobrnauki . rf (accessed 10 July 2016) .

2 . Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 7.04.2014 g. N 276 g. Moskva «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya attestatsii pedagogicheskikh rabotnikov organizatsiy, osushchestvlyayushchikh

obrazovatel'nuyu deyatel'nost'» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of April 7, 2014 No . 276 Moscow «On Approving the Procedure for Certification of Pedagogical Workers of Organizations that Implement Educational Activities»] . URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_163666/ (accessed 10 December 2016) . 3 . Lamanova L . A . Pedagogicheskaya kvalifikatsiya kak normativnaya kategoriya professional'nogo obrazovaniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical qualification as a standard category of vocational education . Abstract of thesis of cand . of ped . sci . ] . Saint Petersburg, 2013, 24 p . (in Russian) . 4. Informatsionnyy byulleten' № 6 «Attestatsiya pedagogicheskikh rabotnikov organizatsiy, osushchestvlyayushchikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost'» [Information Bulletin No . 6 «Attestation of pedagogical workers of organizations engaged in educational activities»] . Moscow, June, 2014 (in Russian) . URL: www. eseur. ru/Files/Attestaciya_pedagogicheskih_rabo22243. doc (accessed 10 February 2017) .

5 . Mozgaleva PI . Formirovaniye proektnoy kompetentsii tekhnicheskogo spetsialista na primere proekta «Poligon innovatsionnogo

myshleniya» [Formation of the project competence of the technical specialist on the example of the project «polygon of innovative thinking»] . Organizatsiya issledovatel'skoy deyatel'nosti detey i molodezhi: problemy, poisk, resheniya: materialy IV Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Organization of research activities of children and youth: problems, search, solutions: materials of the IV Interregional Scientific and Practical Conference, 2012, pp . 302-304 (in Russian) .

6 . Zamyatina O . M . , Mozgaleva P I . Competence component of the project-oriented training of elite engineering specialists. IEEE

Global Engineering Education Conference (EDUCON). Bogazigi Üniversitesi; Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2014, pp . 114-118 .

7 . Kazakova I . I. Protsess nepreryvnoy professionalizatsii pedagoga obshcheobrazovatel'noy shkoly [The process of continuous

professionalization of a teacher of general education school] . SbornikXIX Mezhdunarodnoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh «Nauka i obrazovaniye» [Collection of the XIX International Conference of students, graduate students and young scientists «Science and Education»] . Tomsk, TSPU Publ . , 2015 (in Russian) .

8 . Rekomendatsii po strukture i oformleniyu pedagogicheskogo portfolio [Recommendations on the structure and design of the

educational portfolio] (in Russian) . URL: https://toipkro. ru/index. php?act=departments&page=223 (accessed 12 December 2016) .

9 . Zamyatina O . M . , Mozgaleva P I . , Solov'yev M . A. , Bokov L . A. , Pozdeeva A. F. Realization of project-based learning approach

in engineering education . World Applied Sciences Journal, 2013, vol . 27, no . 13 A, pp . 433-438.

10 . Potemkina T V Proektirovaniye sistemy otsenki professional'noy deyatel'nosti uchitelya v usloviyakh razvitiya obrazovatel'noy

sistemy. Dis. dokt. ped. nauk [Designing of system of teacher's professional work estimation in conditions of development of educational system . Diss . of doct. of ped . sci . ] . Moscow, 2012, 305 p . (in Russian) .

Zamyatina O. M., National Research Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050); National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050); Tomsk Regional Teachers Professional Re-training Institute (ul. Pirogova, 10, Tomsk, Russian Federation, 634034). E-mail: zamyatina@tpu.ru

Mozgaleva P. I., National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050); Tomsk Regional Teachers Professional Re-training Institute (ul. Pirogova, 10, Tomsk, Russian Federation, 634034). E-mail: m-polina-i@ya.ru

Kazakova I. I., Tomsk Regional Teachers Professional Re-training Institute (ul. Pirogova, 10, Tomsk, Russian Federation, 634034). E-mail: irin607@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.