Аттестация как фактор повышения профессионального мастерства педагогов Савенко Е.В.
Савенко Елена Владимировна / Savenko Elena Vladimirovna - заместитель директора по учебной работе МСКОШИ
VIII вида, Сахалинская область, г. Поронайск
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена изменениями управления профессиональным развитием педагогических работников, внесением изменений в существующую практику организационно -методической работы в школе. В школе должна быть создана адекватная современным условиям система управления профессиональным развитием педагогов, должны быть созданы условия для развития коллектива, где каждый педагог осознает необходимость постоянного роста и развития своего мастерства.
Ключевые слова: аттестация, квалификация, портфолио, профессиональные достижения, компетентность.
Аттестация педагогических кадров стимулирует рост квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, способствует развитию творческой инициативы. Цель аттестации - установление соответствия уровня профессиональной компетентности педагога требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности. За последние десять лет накоплен богатый опыт по проведению аттестации педагогических работников.
С января 2011 г. Приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 №209, введен новый порядок аттестации работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Вопросы аттестации педагогических кадров рассматривались рядом отечественных исследователей (Н.В. Кузьмина, С.Г. Молчанов, Т.П. Афанасьева, А.Е. Елисеева, Н.В. Немова и др.). Отмечается, что в настоящее время функции аттестации сводятся в основном к оценке профессиональной компетентности педагога. Как указывают такие ученые, как М. Альберт, Т.Е. Ковина, К.М. Ушаков, в ходе процесса аттестации не выявляется зона ближайшего развития педагога, не выясняются причины возможных затруднений профессионального роста. Следует отметить и то обстоятельство, что совершенно не принимается во внимание необходимость повышать развивающий потенциал аттестации с помощью психологических средств. Содержание и организация аттестационного процесса разрабатываются без учета закономерностей и особенностей профессионального развития.
Управление процессом профессионального развития педагогов, как и любой другой управленческий процесс, включает в себя все основные стадии управленческого цикла: анализ существующего положения дел, целеполагание, планирование, стимулирование, организацию, регулирование, контроль и оценку.
Анализ существующего положения дел в сфере кадровой политики учреждения может включать в себя традиционный статистический анализ, наблюдения администрации в ходе внутришкольного контроля, а также специально организованную работу на основе диагностики (самодиагностики) профессиональных проблем и затруднений учителей, обобщения сведений из индивидуальных программ учителей, анкетных опросов, тестирования педагогов, портфолио.
Одним из необходимых инструментов в оценке результатов деятельности учителя, претендующего на высокую оценку его достижений, является его портфолио. Предназначение его в том, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый педагогом, его знания, четче определить направления развития, облегчить консультирование его со стороны администрации, более квалифицированных коллег, а также сделать более объективной оценку его личностно-профессионального роста. Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Портфолио профессиональных достижений включает основные разделы:
- высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние пять лет;
- высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету;
- создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;
- обеспечение современного качества организации образовательного процесса на основе достижений педагогической науки и практики, в том числе современного уровня развития информационно -коммуникационных технологий;
- наличие собственной тиражируемой методической системы учителя;
- представление педагогическому сообществу системы и результатов педагогической деятельности учителя;
- обеспечение непрерывности собственного профессионального развития.
В ходе аттестации, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, учителя проходят письменные испытания по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью или компьютерное
тестирование, позволяющее определить уровень владения современными методиками преподавания и воспитания.[2]
Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника.[1,13]
При организации аттестации педагогических работников особое внимание должно быть сосредоточено на подготовительном этапе проведения аттестации, который включает ознакомление персонала с целями и задачами, предназначением аттестации, формами ее проведения, планом проведения аттестации, программой подготовки персонала к аттестации.
Научно-методическая работа в школе - это составная часть работы по профессиональному развитию педагогов. Она реализует интеграционную функцию, т.е. создает «пространство возможностей» для всех участников образовательного процесса, объединяет усилия педагогов и администрации для решения задач, поставленных перед школой; и дифференцирующую функцию, т.е. создает микросреды («ниши»), которые позволяют каждому учителю строить собственную траекторию совершенствования педагогического мастерства, творческого саморазвития. Научно-методическая работа реализуется через психолого-педагогические и проблемные семинары, методические «оперативки», экспресс-курсы, тематические учебы, научно-практическое консультирование, методический аудит, научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства, образовательные выставки-ярмарки, смотры школьных методических подразделений, фестивали педагогических идей, мастер-классы, педагогические «мастерские», проблемно-ситуационные игры, творческие отчеты, рекламные акции, микроисследования и т.д.
На уровне образовательного учреждения составной частью плана профессионального развития может стать сетевой график, в котором могут быть отражены персоналии, формы профессионального развития, а также сроки мероприятий по профессиональному развитию (аттестация, повышение квалификации, участие в конкурсах, в научно-методической работе и т.п.). Пятилетний план - график отражается в годовом, квартальном, месячном плане работы учреждения, учитывается педагогом в своей текущей профессиональной деятельности.
Система аттестации педагогических кадров в современных условиях может рассматриваться как один из мощных факторов, стимулирующих дальнейшее развитие всей системы российского образования и каждого педагога в частности. Аттестуемые педагоги формируют новый опыт решения актуальных педагогических проблем, имеющих перспективное значение, активно распространяют его в своих коллективах. В результате аттестации собран богатый опыт педагогов.
Литература:
1. Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов.-Вып.1/Сост. Долгоаршинных Н.В.-М.:УЦ «Перспектива», 2012.136с.
2. Анташева Ю. Аттестация педагогических работников: новые правила. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.molnet.ru/mos/ru/n_84/o_20029. (Дата обращения 13.09.2014 г.)