Научная статья на тему 'Аттестация как фактор повышения профессионального мастерства педагогов'

Аттестация как фактор повышения профессионального мастерства педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПОРТФОЛИО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савенко Елена Владимировна

актуальность выбранной темы обусловлена изменениями управления профессиональным развитием педагогических работников, внесением изменений в существующую практику организационно-методической работы в школе. В школе должна быть создана адекватная современным условиям система управления профессиональным развитием педагогов, должны быть созданы условия для развития коллектива, где каждый педагог осознает необходимость постоянного роста и развития своего мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савенко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аттестация как фактор повышения профессионального мастерства педагогов»

Аттестация как фактор повышения профессионального мастерства педагогов Савенко Е.В.

Савенко Елена Владимировна / Savenko Elena Vladimirovna - заместитель директора по учебной работе МСКОШИ

VIII вида, Сахалинская область, г. Поронайск

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена изменениями управления профессиональным развитием педагогических работников, внесением изменений в существующую практику организационно -методической работы в школе. В школе должна быть создана адекватная современным условиям система управления профессиональным развитием педагогов, должны быть созданы условия для развития коллектива, где каждый педагог осознает необходимость постоянного роста и развития своего мастерства.

Ключевые слова: аттестация, квалификация, портфолио, профессиональные достижения, компетентность.

Аттестация педагогических кадров стимулирует рост квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, способствует развитию творческой инициативы. Цель аттестации - установление соответствия уровня профессиональной компетентности педагога требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности. За последние десять лет накоплен богатый опыт по проведению аттестации педагогических работников.

С января 2011 г. Приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 №209, введен новый порядок аттестации работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Вопросы аттестации педагогических кадров рассматривались рядом отечественных исследователей (Н.В. Кузьмина, С.Г. Молчанов, Т.П. Афанасьева, А.Е. Елисеева, Н.В. Немова и др.). Отмечается, что в настоящее время функции аттестации сводятся в основном к оценке профессиональной компетентности педагога. Как указывают такие ученые, как М. Альберт, Т.Е. Ковина, К.М. Ушаков, в ходе процесса аттестации не выявляется зона ближайшего развития педагога, не выясняются причины возможных затруднений профессионального роста. Следует отметить и то обстоятельство, что совершенно не принимается во внимание необходимость повышать развивающий потенциал аттестации с помощью психологических средств. Содержание и организация аттестационного процесса разрабатываются без учета закономерностей и особенностей профессионального развития.

Управление процессом профессионального развития педагогов, как и любой другой управленческий процесс, включает в себя все основные стадии управленческого цикла: анализ существующего положения дел, целеполагание, планирование, стимулирование, организацию, регулирование, контроль и оценку.

Анализ существующего положения дел в сфере кадровой политики учреждения может включать в себя традиционный статистический анализ, наблюдения администрации в ходе внутришкольного контроля, а также специально организованную работу на основе диагностики (самодиагностики) профессиональных проблем и затруднений учителей, обобщения сведений из индивидуальных программ учителей, анкетных опросов, тестирования педагогов, портфолио.

Одним из необходимых инструментов в оценке результатов деятельности учителя, претендующего на высокую оценку его достижений, является его портфолио. Предназначение его в том, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый педагогом, его знания, четче определить направления развития, облегчить консультирование его со стороны администрации, более квалифицированных коллег, а также сделать более объективной оценку его личностно-профессионального роста. Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Портфолио профессиональных достижений включает основные разделы:

- высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние пять лет;

- высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету;

- создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта;

- обеспечение современного качества организации образовательного процесса на основе достижений педагогической науки и практики, в том числе современного уровня развития информационно -коммуникационных технологий;

- наличие собственной тиражируемой методической системы учителя;

- представление педагогическому сообществу системы и результатов педагогической деятельности учителя;

- обеспечение непрерывности собственного профессионального развития.

В ходе аттестации, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, учителя проходят письменные испытания по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью или компьютерное

тестирование, позволяющее определить уровень владения современными методиками преподавания и воспитания.[2]

Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника.[1,13]

При организации аттестации педагогических работников особое внимание должно быть сосредоточено на подготовительном этапе проведения аттестации, который включает ознакомление персонала с целями и задачами, предназначением аттестации, формами ее проведения, планом проведения аттестации, программой подготовки персонала к аттестации.

Научно-методическая работа в школе - это составная часть работы по профессиональному развитию педагогов. Она реализует интеграционную функцию, т.е. создает «пространство возможностей» для всех участников образовательного процесса, объединяет усилия педагогов и администрации для решения задач, поставленных перед школой; и дифференцирующую функцию, т.е. создает микросреды («ниши»), которые позволяют каждому учителю строить собственную траекторию совершенствования педагогического мастерства, творческого саморазвития. Научно-методическая работа реализуется через психолого-педагогические и проблемные семинары, методические «оперативки», экспресс-курсы, тематические учебы, научно-практическое консультирование, методический аудит, научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства, образовательные выставки-ярмарки, смотры школьных методических подразделений, фестивали педагогических идей, мастер-классы, педагогические «мастерские», проблемно-ситуационные игры, творческие отчеты, рекламные акции, микроисследования и т.д.

На уровне образовательного учреждения составной частью плана профессионального развития может стать сетевой график, в котором могут быть отражены персоналии, формы профессионального развития, а также сроки мероприятий по профессиональному развитию (аттестация, повышение квалификации, участие в конкурсах, в научно-методической работе и т.п.). Пятилетний план - график отражается в годовом, квартальном, месячном плане работы учреждения, учитывается педагогом в своей текущей профессиональной деятельности.

Система аттестации педагогических кадров в современных условиях может рассматриваться как один из мощных факторов, стимулирующих дальнейшее развитие всей системы российского образования и каждого педагога в частности. Аттестуемые педагоги формируют новый опыт решения актуальных педагогических проблем, имеющих перспективное значение, активно распространяют его в своих коллективах. В результате аттестации собран богатый опыт педагогов.

Литература:

1. Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов.-Вып.1/Сост. Долгоаршинных Н.В.-М.:УЦ «Перспектива», 2012.136с.

2. Анташева Ю. Аттестация педагогических работников: новые правила. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.molnet.ru/mos/ru/n_84/o_20029. (Дата обращения 13.09.2014 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.