Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ'

РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ИСТОРИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ / VALUES / SOCIAL STUDIES / HISTORY / SOCIAL SCIENCES / EDUCATION / SCHOOL / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова А.А.

Овладение учащимися содержанием стандарта по дисциплине «обществознание» как учебной дисциплины в идеале должно способствовать личностному развитию учащихся, формированию у них мировоззренческих позиций, основанных на универсальном миропонимании, духовно-нравственных ценностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS AND PROPOSALS FOR THE FORMATION VALUE ATTITUDES OF STUDENTS IN THE CLASSROOM

Students' mastery of the content of the standard for the discipline "social studies" as an academic discipline should ideally contribute to the personal development of students, the formation of their ideological positions based on universal world outlook, spiritual and moral values.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ»

Символические формы пронизывают друг друга, но каждая из них -самодостаточный Umwelt (мир, объемлющий человека в данный момент). Человек всегда живет в мифе, языке, в мире языка, искусства, образов, религиозном мире и той системе информации, которую дает наука

Ключевая идея выбранного текста. На данном фрагменте Кассирер утверждает, что каждый из нас живет и существует в определенном кругу. Этот круг Касирер определет как «символический универсум». «Символический универсум» создает сам человек, составными частями которого являются язык, миф, искусство и религия.

Испольлзованные источники: 1. Эрнст Кассирер. Человек в сетях культуры. Научная статья. Электронный ресурс: https://monocler.ru/opyit-o-cheloveke-ernst-kassirer/

УДК 381

Попова А. А. студент магистратуры 1 курса Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова Исторический факультет группа: М-ГОВР-18 Россия, г. Якутск РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ Аннотация: Овладение учащимися содержанием стандарта по дисциплине «обществознание» как учебной дисциплины в идеале должно способствовать личностному развитию учащихся, формированию у них мировоззренческих позиций, основанных на универсальном миропонимании, духовно-нравственных ценностях.

Ключевые слова: ценностные установки, обществознание, история, социальные науки, образование, школа, учащиеся.

Popova A.A. master student 1 course, North-Western federal university of M.K.Ammosov History department group M-GOVR-18 "State éducation in Russia: traditions and modernity "

Yakutsk

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

873

RECOMMENDATIONS AND PROPOSALS FOR THE FORMATION VALUE ATTITUDES OF STUDENTS IN THE

CLASSROOM

Annotation: Students' mastery of the content of the standard for the discipline "social studies" as an academic discipline should ideally contribute to the personal development of students, the formation of their ideological positions based on universal world outlook, spiritual and moral values.

Key words: values, social studies, history, social sciences, education, school, students.

Общественные науки (обществознание), гуманитарные науки (история) науки как никто другой играют важную роль в формировании ценностных установок учащихся. Программа образования этих двух школьных предметов включают темы, предполагающие развитие у учащихся таких важных социально-значимых качеств и черт как: честь, патриотизм, любовь и забота к ближнему, сострадание, гражданский долг, забота о родителях, осознанное отношение к браку, толерантное и уважительное отношение к другим народам, их культурам, ценностям и много другое.

Формирование ценностных ориентаций школьников, система их взглядов и убеждений не может происходить через авторитарное навязывание мнения учителя, оно должно основываться на взаимном сотрудничестве и интересе к общему делу.

Важной социально-психологической особенностью школьников можно считать динамизм моральных идей. Поэтому необходимо создать единое пространство системной деятельности для духовного и нравственного развития ребенка, важно систематическая организация различных типов нравственно-ориентированной деятельности в учебном заведении, иными словами создание среды, ориентированной на моральное и ценностное образование.

Работа по воспитанию у школьников ценностного отношения к жизни требует особой осознанности и ответственности, владения формами деятельности, и является одним из основополагающих направлений в работе современного педагога, которому предоставляется возможность моделировать и осуществлять воспитательную деятельность, адекватного, квалифицированного гражданина, уважающего национальные и культурные традиции своего народа и других народов.

Школьный возраст в жизни человека-это начало важного и ответственного периода. Период активного развития нравственных качеств, можно сказать время создания основ ценностных ориентаций личности.

Постепенно в сознании ребенка начинает формироваться система ценностей, которой он следует. Именно в 6-7 классах процесс формирования ценностных ориентаций протекает наиболее динамично. Следует отметить, что на установку ценностей у школьников в первую очередь влияют пример взрослых, их собственный социальный и моральный опыт, примеры из

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

874

художественной литературы, фильмов, сериалов, мнения его окружения: сверстников и друзей.

Необходимо отметить, что современный процесс воспитания и социализации полисубъектен, семья и школа утратили монополию на воспитание и социализацию ребенка. На школьника оказывают мощное воспитывающее и социализирующее влияние (не всегда позитивное) СМИ, интернет, телевидение, иные источники информации, религиозные и общественные организации, молодежные сообщества, субкультура и т.д. Уже в младшем школьном возрасте человек тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

По мнению Н.Ю.Зубенко, ценности - это осознанные, отрефлексированные общие смысловые образования человека, которые влияют на его жизнедеятельность, детерминируя поведение и отношение к окружающим. Для становления положительного отношения к ценностям необходим опыт их эмоционального переживания и рефлексии, потому что знание общественных норм и ценностей не является гарантией того, что человек готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни. В школе такой опыт переживания может возникнуть у учащегося в процессе взаимодействия:

1. С учителем - приобретение учащимся социальных знаний о социальных нормах, о структуре общества, о социально одобренных и неодобрительных формах поведения в обществе и другое)

2. С друзьями (в компании) - отношение к базовым ценностям общества;

3. С социальными субъектами - получение школьного опыта самостоятельного социального действия.

По результатам проведенной работы мы составили методы формирования отношений студентов.

При формировании ценностных установок нужно учитывать:

14. Необходимо проведение бесед классными руководителями, проведение родительских собраний с освещением проблем существующих в коллективах старшеклассников, проведение общешкольных мероприятий с привлечение специалистов из вне для раскрытия проблемных сторон освещаемой тематики.

По нашему мнению важную роль играет классный руководитель, поэтому деятельность классного руководителя должна быть направлена на:

16. Тесное взаимодействие с учащимися, понимание из запросов, проблем;

17. Установление взаимного доверия;

18. Направлять усилие познавательную деятельность по саморазвитию, самоопределению учащихся не только на уроках, но и во внеучебной деятельности;

19. помогать вхождению в систему социальных ролей; • создавать условия для реализации творческого потенциала личности. В старшем школьном возрасте процессы духовно-нравственной автономии личности, физического и нравственного самосовершенствования и жизненного самоопределения приобретают смысловое значение. В этот период индивидуальная и групповая работа педагога должна быть направлена на выработку навыков рефлексии, саморегуляции и умения принимать решения в ситуациях выбора. В подростковом возрасте при наличии благоприятных условий возникает готовность ставить перед собой цели. Часто юноши и девушки испытывают трудности в формулировке цели, в отборе средств, необходимых для ее достижения, в анализе достигнутого. Групповая работа со старшеклассниками позволяет повысить их организаторские способности, углубить опыт общения, но главное-научиться планировать и организовывать свою жизнедеятельность, оценивать себя и свои действия, строить планы на будущее. В решении этих проблем могут помочь классные часы общения, посвященные вопросам самопознания, самоопределения, индивидуальные консультации психолога и педагога.

Использованные источники:

1. Куликова Л.Н. Воспитать себя, 2001

2. Овчинников О.М. Ценностные ориентации подростков с дезаптивным поведением, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.