УДК 381
Попова А. А. студент магистратуры 1 курса Северо-Восточный федеральный университет имени М.К Аммосова Исторический факультет группа М-ГОвР-18 Россия, г. Якутск
АНАЛИЗ РАБОТЫ КАССИРЕРА Э. «ОПЫТ О ЧЕЛОВЕКЕ. ЧАСТЬ 1
(ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?)
Аннотация: Данная работа представля анализ работы известного немецкого философа Эрнста Кассирера. В основу анализа взята работа Кассирера «Опыт о человеке».
Ключевые слова: Эрнст Кассирер, философия, исследование, опыт о человеке, культурология, диалог, язык, мысль.
Popova A.A. master student 1 course, North-Western federal university of M.K.Ammosov History department group M-GOVR-18 "State education in Russia: traditions and modernity "
Yakutsk
ANALYSIS OF THE WORK OF CASSIRER E. "THE EXPERIENCE OF MAN. PART 1 (WHAT IS A PERSON?)
Annotation: This paper presents an analysis of the work of the famous German philosopher Ernst Kassirer. The analysis is based on the work of Cassirer "The Experience of a Man."
Keywords: Ernst Cassirer, philosophy, research, experience about a person, cultural studies, dialogue, language, thought.
Жизнь. Эрнст Кассирер (1874-1945) — немецкий философ и культуролог. Родился в семье купца Эдуарда Кассирера (1843—1916).
Идеи. В основе идеи Кассирера лежит анализ функции языка, мифа и религии, и искусства, и истории как «символических форм», через которые человек обретает понимание самого себя и окружающего мира, так что сам человек определяется как «животное, создающее символы». В том же ключе им была разработана философская дисциплина, которую, следуя Канту, Кассирер назвал философской антропологией.
Труды.
11. Познание и действительность, 1912
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018
htto://forum-nauka.ru
871
12. Рассуждение о человеке: Попытка создания философии человеческой культуры, 1932
13. Философия символических форм, 1923
Краткие сведения о работе. Условия написания
«Опыт о человеке" самым читаемым пособием для знакомства с европейской философией и культурологией — по существу первым философским бестселлером: эта книга несколько десятилетий была одним из самых популярных учебников по философии для американских, а позднее (с переводом на немецкий язык) и для европейских читателей-интеллектуалов.
«Опыт о человеке» можно считать и памятником педагогической мысли. Кассирер писал этот текст на основе семинаров, которые вел для американских студентов, в нем он подводит итоги своим исследованиям и раздумьям.
Аннотация. В первой части работы Кассирер показывает, как человек, по мере осмысления себя, все больше понимает, насколько фундаментальна проблема самопознания. Вопрос о человеке - центральный в философии и истории культуры. Обозрев основные направления мысли о человеке от античности до начала ХХ столетия, Кассирер говорит, что личный фактор выходит на передний план. Есть много концепций. Но нет метода. Необходимо заново поставить вопрос о человеке.
Фрагмент из работы, где содержится законченная мысль. Текст самого автора.
Человек живет в лабиринте многочисленных знаний, которые накопил с древнейших времен. Только долго не осознавал, что он в лабиринте. Мысль приобретает размах в каждой из наук, но именно это ставит человека в ситуацию потерянности, он ощущает себя заблудившимся в лабиринте знаний. Всякая наука - отдельный фрагмент опыта мира. Чтобы мысль вернулась к себе, нужно специальное усилие.
Функциональный круг размыкается путем открытия символического пространства. Помимо системы рецепторов и эффекторов, между ними располагается нечто третье - символическая система. Это целый мир, совершенно особенный. Человек живет в новом измерении реальности. Природный функциональный круг размыкается так, что образуется специфический человеческий мир. Человек не имеет непосредственного контакта с самим собой. Отчужден от собственного тела и от эффекторов (биологических механизмов тела). Все это для него может предстоять в виде символов. Это как минимум в языке уже опосредовано. Без языка человек не может мыслить. Не может представить себе самого себя. Язык на первом месте. Потом миф, искусство, религия. Не хватает только науки в этом перечислении, но она появится далее в тексте книги.
Человек от самого себя отчужден и самого себя воспринимает через символическую оболочку языка. Самого себя даже в непосредственном биологическом смысле. Все в человеке и вне его облечено в оболочки символических форм.
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018
ЬШэ:/ЛЬгит-паика.ги
872
Символические формы пронизывают друг друга, но каждая из них -самодостаточный Umwelt (мир, объемлющий человека в данный момент). Человек всегда живет в мифе, языке, в мире языка, искусства, образов, религиозном мире и той системе информации, которую дает наука
Ключевая идея выбранного текста. На данном фрагменте Кассирер утверждает, что каждый из нас живет и существует в определенном кругу. Этот круг Касирер определет как «символический универсум». «Символический универсум» создает сам человек, составными частями которого являются язык, миф, искусство и религия.
Испольлзованные источники: 1. Эрнст Кассирер. Человек в сетях культуры. Научная статья. Электронный ресурс: https://monocler.ru/opyit-o-cheloveke-ernst-kassirer/
УДК 381
Попова А. А. студент магистратуры 1 курса Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова Исторический факультет группа: М-ГОВР-18 Россия, г. Якутск РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ Аннотация: Овладение учащимися содержанием стандарта по дисциплине «обществознание» как учебной дисциплины в идеале должно способствовать личностному развитию учащихся, формированию у них мировоззренческих позиций, основанных на универсальном миропонимании, духовно-нравственных ценностях.
Ключевые слова: ценностные установки, обществознание, история, социальные науки, образование, школа, учащиеся.
Popova A.A. master student 1 course, North-Western federal university of M.K.Ammosov History department group M-GOVR-18 "State éducation in Russia: traditions and modernity "
Yakutsk
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018
htto://forum-nauka.ru
873