Научная статья на тему 'ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ТЕЛЕЙСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ТЕЛЕЙСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / УЧИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / STUDENTS / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / VALUES / TEACHER / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова А.А.

На данной статье определено исследование по формированию ценностных ориентаций у старшеклассников проведено в Телейской средней общеобразовательной школе Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HIERARCHY OF VALUES OF SCHOOLCHILDREN ON THE EXAMPLE OF STUDENTS IN GRADE 8 TELEI SECONDARY SCHOOL

This article identifies a study on the formation of value orientations among high school students in the Telei secondary school of the Churapchinsky ulus of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ТЕЛЕЙСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

13. Умение демонстрировать методическое искусство учителя;

14. Создание обратной связи со стороны учащихся;

15. Урок должен быть добрым и нести в себе только положительные эмоции.

Использованные источники:

1. Богданова О.С., Нравственное воспитание старшеклассников, 2003

2. Данилюк А.Я., Концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, 2009.

УДК 381

Попова А. А. студент магистратуры 1 курса Северо-Восточный федеральный университет

имени М.К. Аммосова Исторический факультет группа: М-ГОвР-18 Россия, г. Якутск ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ТЕЛЕЙСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Аннотация: На данной статье определено исследование по формированию ценностных ориентаций у старшеклассников проведено в Телейской средней общеобразовательной школе Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: обучающиеся, Республика Саха (Якутия), ценностные установки, учитель, образование.

Popova A.A. master student 1 course, North-Western federal university of M.K.Ammosov History department group M-GOVR-18 "State education in Russia: traditions and modernity "

Yakutsk

THE HIERARCHY OF VALUES OF SCHOOLCHILDREN ON THE EXAMPLE OF STUDENTS IN GRADE 8 TELEI SECONDARY SCHOOL

Abstract: This article identifies a study on the formation of value orientations among high school students in the Telei secondary school of the Churapchinsky ulus of the Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords: students, Republic of Sakha (Yakutia), values, teacher,

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

867

education.

В исследовании приняло участие учащиеся 8 класса, 16 испытуемых: 6 парней и 10 девушек.

Для проведения исследования были использованы следующие методики: Тест Рокича «Ценностные ориентации».

Испытуемым были представлены 2 группы ценностей: терминальные и инструментальные.

Группы терминальных ценностей, иными словами цели существования человека на протяжении жизни, жизненные приоритеты индивида.

Таблица 3. Распределение терминальных ценностей учащихся 8 класса

ТСОШ

№ Терминальные ценности Место

1 Активная деятельная жизнь (эмоциональная насыщенность жизни) 5

2 Жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, опыт) 15

3 Здоровье 1

4 Интересная работа 6

5 Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 7

6 Патриотизм 13

7 Материально-обеспеченная жизнь 10

8 Наличие хороших и верных друзей 2

9 Общественное признание (уважение окружающих), коллектива, товарищей 14

10 Познание (расширение своего образования, кругозора) 8

11 Развитие (работа над собой, физическое и духовное самосовершенствование) 3

12 Развлечения (приятное времяпровождение, досуг) 9

13 Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 4

14 Счастливая семейная жизнь 11

15 Счастье других (благосостояние, развитие народа, всего человечества) 16

16 Творчество (любимое занятие, творческое развитие) 12

Среди группы инструментальных ценностей, то есть те качества, способы поведения, рассматриваемые человеком в качестве средства достижения целей жизни. В этой категории места распределились следующим образом см. Таблицу 4.

Таблица 4. Иерархия инструментальных ценностей у учащихся 8

класса ТСОШ

№ Инструментальные ценности Место

1 Аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах) 10

2 Воспитанность (хорошие манеры) 1

3 Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) 15

4 Жизнерадостность (чувство юмора) 2

5 Исполнительность (дисциплинированность) 13

6 Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) 4

7 Образованность (широта знаний, высокая общая культура) 3

8 Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) 8

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

868

9 Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 16

10 Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 14

11 Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов 7

12 Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 6

13 Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 11

14 Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 10

15 Честность (правдивость, искренность) 5

16 Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 12

17 Чуткость (заботливость) 9

Одним из важных показателей деятельности образовательного учреждения является результативность воспитательного процесса, а именно- воспитанность школьника.

Исследования по формированию ценностных ориентаций учащихся 8 класса МОБУ ТСОШ показали, что среди группы терминальных ценностей, лидирующие позиции в профессиональной самореализации и личной жизни занимают:

1 место- здоровье (физическое и психическое);

2 место- наличие хороших и верных друзей;

3 место- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

Среди группы инструментальных ценностей места распределились следующим образом:

1 место-воспитанность (хорошие манеры);

2 место- жизнерадостность (чувство юмора);

3 место- образованность (широта знаний, высокая общая культура);

Результаты опроса показывают нам картину ценностных отношений

ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни тому уровню культуры, который достигнут обществом на данный момент своего развития.

Мы были рады тому, что учащиеся на первом месте терминальных ценностей определили ценности здоровья. Это показывает, что учащиеся понимают и осознают важность заботы и сохранения своего здоровья.

На втором месте- наличие хороших и верных друзей. В подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, заметно развивается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности В отличие от учащихся младших классов у восьмиклассников наибольший авторитет, доверие вызывают сверстники. Они объединяются в группы (компании) и становятся друзьями. Временами подросткам хочется с кем-то поговорить, поделиться своими проблемами и

секретами, излить душу. Поэтому особенно для школьников 7,8,9 классов дружба является одним из важных ценностей в жизни. На третьем месте учащиеся определили ценность саморазвития. Дети 21 века хорошо понимают, что образование, всестороннее развитие личности, расширение кругозора являются важными факторами в будущем, в нахождении себя. Современных подростков также волнуют: независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), активная деятельная жизнь (эмоциональная насыщенность жизни) и др.

Также у опрашиваемых менее выражена направленность на ценности мудрости, счастья других и общественного признания.

Из инструментальных ценностей важное место для них играет такое качество как воспитанность. Мы живем в цивилизованном мире, где высоко ценятся личные качества человека, такие как воспитанность, доброжелательность, хорошая манера, культура, этика и др. Результат исследования очередной раз доказал, что современное общество ценит и поощряет личные качества человека. Кроме этого, у школьников велика потребность в самообразовании. Они стремятся учиться, развиваться, познавать и изучать все больше. Такое отношение сегодняшней молодежи характеризуется тем, что в современном мире образование имеет все более значимую роль. Притом это знания не только по курсам определенных предметов, а знания, которые пригодятся в реальной жизни. Кроме этого школьники определяют важность такого качества как жизнерадостность. На наш взгляд, это хорошо, потому что, несмотря на все изменения, сложности современной жизни, большинство подростков живут в семьях, где они получают заботу, ласку и радуются жизни. Далее идут: честность, независимость, воля. Менее важными оказались такие инструментальные ценности как: самоконтроль, рационализм, высокий запрос.

Современные школьники ориентированы на терминальные ценности межличностного общения, реализуемые в ближайшем окружении.

Результаты представленного в этой статье исследования являются основой для дальнейшего изучения ценностных ориентаций старшеклассников и написания программы по формированию ценностных ориентаций.

Использованные источники:

1. Долгова В.И., Ценностное содержание современного образования: эмпирическое иследование, 2002.

2. Зубенка Н.Ю., Формирование ценностных ориентаций личности обучающегося, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.