Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрющенко Сергей Валентинович

Данная статья посвящена профессиональной ориентации старшеклассников на экономические специальности в период обучения в общеобразовательной школе. Автор указывает, что получение экономических знаний, в том числе его прикладных аспектов, финансовой грамотности в системе профильного обучения весьма способствует успешной профориентационной работе. Также успешной профориентационной работе на экономические специальности способствует вовлечение учеников в активную деятельность: дискуссии, исследовательские проекты, ролевые и деловые игры, учебные экскурсии в системе «школа-ВУЗ-производство» .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EDUCATION AND FINANCICAL LITERACY IN A SECONDARY SCHOOL AS PART OF VOCATIONAL GUIDANCE WORK WITH HIGH SCHOOL STUDENTS

This article is devoted to the vocational guidance of high school students in economic specialties during the period of study in a comprehensive school.The author points out that the acquisition of economic knowledge, including its applied aspects of financial literacy in the system of specialized training,is very conducive to successful career guidance work. Also successful career guidance in economic specialties is facilitated by the involvement of students in active activities: discussions, research projects, role-playing and business games, educational excursions «school-higher education institution-production» .

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ»

УДК 372.8

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

DOI: 10.54158/27132838_2021_1_2

ECONOMIC EDUCATION AND FINANCICAL LITERACY IN A SECONDARY SCHOOL AS PART OF VOCATIONAL GUIDANCE WORK WITH HIGH SCHOOL STUDENTS

Андрющенко С.В., магистрант 2 курса ОП «Педагогическая инноватика» Центра магистерской подготовки, ФГБОУВО ОмГПУ, г. Омск, Россия

Andriushchenko S.V., master student 2ndcourse OP «Pedagogical innovation», Master's Training Center, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

Аннотация:

Данная статья посвящена

профессиональной ориентации

старшеклассников на экономические специальности в период обучения в общеобразовательной школе. Автор указывает, что получение экономических знаний, в том числе его прикладных аспектов, финансовой грамотности в системе профильного обучения весьма способствует успешной

профориентационной работе. Также успешной профориентационной работе на экономические специальности

способствует вовлечение учеников в активную деятельность: дискуссии, исследовательские проекты, ролевые и деловые игры, учебные экскурсии в системе «школа-ВУЗ-производство».

Summary:

This article is devoted to the vocational guidance of high school students in economic specialties during the period of study in a comprehensive school.The author points out that the acquisition of economic knowledge, including its applied aspects of financial literacy in the system of specialized training,is very conducive to successful career guidance work. Also successful career guidance in economic specialties is facilitated by the involvement of students in active activities: discussions, research projects, role-playing and business games, educational excursions «school-higher education institution-production».

Ключевые слова: финансовая

грамотность, профориентация,

индивидуальный учебный план, экономическая подготовка школьников

Keywords: financial literacy, career guidance, individual curriculum, economic training of schoolchildren

Вопросы повышения финансовой грамотности российских граждан и

особенно учащихся школ и высших и средних учебных заведений, пр иобрели

особую важность, направлены на формирование ответственного отношения к

личным финансам, оптимизацию соотношение между сбережениями и

2

потреблением, повышение инвестиционной активности в сочетании с обеспечением финансовой безопасности во взаимоотношениях с представителями бизнеса.

Повышению уровня финансовой грамотности уделяется большое и это направление причислено к числу ведущих направлений инвестиционного развития, конкурентоспособности российской экономики, стабильности развития финансовой системы, что отражено в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года [1]. В содержании Национальной программы в разделе о повышении уровня финансовой грамотности населения РФ указано, что финансовое образование молодежи необходимо начинать еще со школы, а «основы финансовой грамотности наряду с общеобразовательными предметами (в т.ч. русским языком, родной литературой, математикой и т.д.) являются знаниями, которые каждый учащийся будет использовать в своей повседневной жизни вне зависимости от своей дальнейшей профессиональной ориентации» [2].

В связи с тем, что школьные программы перегружены, включение вопросов финансовой грамотности в учебные планы образовательных учреждений рассматриваются в виде элементов экономических знаний в смежные предметы и использование факультативных курсов.

Современный рынок труда предъявляет повышенный спрос на качество подготовки трудовых кадров, что предполагает более раннее и точное профессиональное самоопределение молодежи.

Этому во многом призвана способствовать эффективно организованная профориентационная работа. Е.А. Климов полагает, что профессиональная ориентация является сложным и многоплановым явлением, в котором экономические процессы сочетаются с социальными, образовательные с психологическими» [3]. Результат профессиональной ориентации выражается

Выпуск № 1 (3) 2021 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

удовлетворенностью личности в профессии, реализации внутреннего потенциала в трудовой деятельности. Таким образом, на исход профориентационной работы способны повлиять объективные причины -уровень стабильности экономических систем, общая конкурентоспособность экономики страны, конъюнктура рынка, структура и развитость финансовых институтов в обществе и прочие, также субъективные факторы, зависящие от качеств личности в подростковом возрасте.

Цель профориентации в системе школьного образования состоит в организации правильного выбора выпускником школы своего жизненного пути, т.е. учебного заведения в соответствии с выявленными профессиональными склонностями. Исключить риск поступить в среднее учебное заведение или вуз по настоянию родителей (в т.ч. по финансовому состоянию семьи), «за компанию с друзьями», как частое явление по кр итер ию достаточности баллов, но на другую специальность.

Одной из важнейших задач школы на ступени основного общего образование, предоставить учащемуся полноценное разностороннее общее образование, подвести его к осознанному жизненному самоопределению в социальном плане и в профессиональном выборе на этапе выхода из стен общеобразовательной школы. Задача усложняется необходимостью выбора учащимся дальнейшего индивидуального профессионального маршрута в случае решения перейти на следующую ступень образования.

На ступени среднего общего образования профориентационная работа строиться согласно выбранного профильного обучения, в процессе обучения уточняется индивидуальный маршрут, в интересующих направлениях организуются профессиональные пробы, получение начальных пр о фессиональных навыков.

Выпуск № 1 (3) 2021 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

Главное для старшеклассника - стремление к более точному выбора профильных предметов для дальнейшего обучения специальности, для социального педагога, проводящего консультирование по определению профессии, является сопровождение к предопределению осознанного профессионального самоопределения подростка.

Профессиональная ориентация школьников предусматривает и необходимые условия, которые содержатся в программе воспитания и социализации среднеобразовательного учебного заведения. Так, в рамках воспитательной работы со школьниками поставлены следующие задачи:

- развитие у обучающихся представлений о будущем профессиональном образовании и перспективах профессиональной деятельности;

- приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям детей;

- создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество образовательного учреждения с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; также посредством совместной деятельности обучающихся с их родителями (законными представителями);

- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих профессий, особенностях местного, регионального, рынка труда;

- использование приемов педагогического (тьютерского) сопровождения учащихся школьников, что предусматривает диагностику профессиональных склонностей, способностей, необходимых для продолжения образования и дальнейшей профессионализации.

Выпуск № 1 (3) 2021 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

Проблему профессионального выбора стоящую перед старшими школьниками отчасти решает технология профильного обучения. Так, Концепция профильного обучения предусматривает в старших классах общеобразовательной школы индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработку гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Это значит, что среднеобразовательная школа предоставляет учащимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные пр едметы и кур сы по выбору обучающихся (элективные) [4].

Экономика - образовательный предмет, который законодательно утвержден в учебном плане старшей ступени школы, а обучающемуся предоставляется возможность подобрать удобную форму получения экономических знаний, именно:

- в рамках интегрированного предмета «Обществознание»;

- самостоятельного предмета «Экономика» в старшей школе;

- углубленного кур са «Экономика» в р амках социально -экономического пр о филя и экономико -математического пр о филей;

- интеграции экономических знаний из различных предметов и образовательных областей: география, история, обществознание, математика, информатика, технология, экология;

- элективных и модульных курсов на выбор экономического содержания по основам предпринимательской деятельности, маркетинга, менеджмента, финансов.

В построении профориентационной работы в школе необходимо придерживаться правил, заключающих в себе связь личных профессиональных интересов и запросов общества, они следующие:

1. Сочетание в обучении экономического, политического и гражданского аспектов деятельности общества, научение социальным компетентностям. Социальная компетентность находит проявление во всем, что делают ученики в школе, также во внеурочной деятельности, как общаются со сверстниками и учителями, родителями, как относятся к пожилым и другим взрослым людям, как учатся с учетом признания всеобщей ценности и достоинства человека. А также как выполняют обязанности и реализуют те надежды, которые возлагают на них взрослые.

2. Сочетание фундаментальных экономических знаний, ключевых компетенций (коммуникативная, информационная, учебная, методическая и др.), важных личностных качеств и общезначимых ценностей (личная и социальная ответственность, патриотизм, гражданская активность и др.).

Реализация данных принципов позволяет сформулировать основные социально-значимые цели экономической подготовки школьников:

- сформировать у школьников научное понимание экономических явлений и процессов;

- р азвивать аналитическое мышление, фундаментальные качества современного человека;

- воспитать такой образ поведения в принятии решений, который базируется на умении достигать взаимопонимания и преодолевать конфликты, отличается мобильностью, личной ответственностью и социальной ответственностью.

Практический опыт профориентационной работы в среднеобразовательных учреждениях по экономической направленности

позволил создать современную методическую систему, вовлекающую учеников в активную совместную работу по профобучению. Данная система реализуется через ряд форм, в. т.ч., дебаты, проекты, моделирование, ролевые и деловые игры, анализ статистической информации, беседы на актуальные темы, дискуссии, процессы принятия обоснованных решений, эссе, обсуждения на встречах с представителями вузов, использование интерактивных учебников, знакомство с биографиями знаменитых граждан, изучение монографий и художественных произведений с примерами ответственной гражданской позиции.

Кроме того, важный ее элемент - формы взаимодействия ученика и учителя, учеников между собой. Необходимо повышать активность школьников, используя групповую форму организации обучения экономике. При этом новую роль выполняет учитель, проявляя открытость, доверие, уважение, веру в каждого ученика, умение видеть ситуацию глазами школьника, сопереживать, готовность участвовать в процессе поиска нового знания.

В заключении отметим:

- во-первых, внедрение основ экономики в школьную программу обучения помогает создать условия для успешной профориентационной работы, для формирования социального и профессионального самоопределения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе;

- во-вторых, профориентационная работа базируется на личностно-деятельностном подходе при освоении основ экономических и финансовых знаний старшеклассниками, который обеспечивает активную учебно -познавательную позицию учащихся. У обучающихся формируются не только

Выпуск № 1 (3) 2021 г. «Наука и практика в образовании: электронный научный журнал»

izdanie-nauka.ru

базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Список литературы

1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года: утв. Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 144190/ (дата обращения: 09.12.2020).

2. Концепция Национальной пр ограммы повышения ур овня финансово й грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс] // МИСБФМ: сайт. URL: http://www.misbfm.ru/node/11143 (дата обращения: 09.12.2020).

3. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 2014. 183 с.

4. Михеева С.А., Журкина О.А. Экономическое образование школьников: причины кризиса // Вопросы образования. 2019. №2 4. С. 231-253.

Сведения об авторах:

Андрющенко Сергей Валентинович, магистрант 2 курса ОП «Педагогическая инноватика» Центра магистерской подготовки, ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск, Россия, еmail: andreev.ser2hick@yandex.ru

Andriushchenko S.V., master student 2ndcourse OP«Pedagogical innovation»,

Master's Training Center,Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia, еmail:

andreev.ser2hick@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.