доброжелательное и заинтересованное отношения обучающихся к стране изучаемого языка, ее культуре и народу, развивает творческие способности обучающихся в процессе активной познавательной деятельности, но от учителя требует разработки методики, программ использования явлений региональной, местной культуры при обучении иностранному языку, современных творческих методов, техник, приемов обучения и развития личности школьников.
Список литературы
1. Государственная информационная система «Реестр примерных основных общеобразовательных программ». Примерная программа воспитания. [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaja-programma-vospitanija (дата обращения: 17.07.2023).
2. Государственная информационная система «Реестр примерных основных общеобразовательных программ». Примерная рабочая программа основного общего образования «Иностранный язык» (английский) [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-inostrannyi-iazyk-angШskii_(дата обращения: 17.07.2023).
3. Словарь социолингвистических терминов. М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко. 2006.
4. Фаткуллина З.Р. Использование национально-регионального компонента в обучении, для повышения интереса к иностранному языку // МНИЖ. 2013. №11-2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-natsionalno-regionalnogo-komponenta-v-obuchenii-dlya-povysheniya-interesa-k-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 25.08.2023).
5. Бейзеров В.А. Использование регионального компонента в обучении иностранному языку. Методические рекомендации: учебно-методическое пособие / В.А. Бейзеров; М-во образования РБ, Гомельская государственная лингвистическая гимназия. - Гомель: ГГЛГ, 2008. - 35 с.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И
ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗРР Меркучева В.В.
Меркучева Вероника Валерьевна - магистрант, кафедра педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь
Аннотация: в статье говориться о проблеме предупреждения и выявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, которая на сегодняшний день одна из важнейших направлений логопедической работы. Очень важно выявить и установить причины задержки речевого развития детей как можно раньше, это даст возможность предупредить дальнейшие речевые нарушения и вторичные отклонения у ребенка.
Речь ребенка в возрасте 2 лет активно формируется на фоне развития основных психических процессов. Мышление помогает ему сравнивать вещи друг с другом, устанавливая простые связи. По мере того как вы повышаете устойчивость внимания, вы можете рассказы или совместно смотреть развивающие видео. Память и восприятие все больше улучшаются и позволяют с большим успехом осваивать нормы родного языка. Прослушивание коротких рассказов уже имеет смысл, ребенок может повторять сложные слова, простые фразы и самостоятельно пересказывать небольшой фрагмент вслед за взрослым. На втором году жизни ребенок интересуется всем, что происходит
вокруг него. Он наблюдает за объектами окружающего мира и учится поступкам, которые можно совершать с их помощью [5].
Основные проводники в мир новой информации - являются взрослые из ближайшего окружения. Но получить от них помощь и новые знания малыш может, если он владеет речью. Общение с близкими людьми — главный стимул освоения родного языка в возрасте от двух до трёх лет. Данная статья посвящена классификации и терминологии задержек речи, а так же описанию симптомов и методов коррекции необходимых для того, чтобы родители своевременно обращались к специалистам для решения данной проблемы. Ключевые слова: задержка речевого развития, признаки ЗРР, как избежать ЗРР.
Целью данной статьи является систематизация накопленного педагогического опыта и структурирование методов коррекции и преодоления ЗРР для детей в возрасте 2-3 лет.
Особенности развития речи у детей 2-3 лет
Двухлетний ребенок уже настолько овладел речью, что может рассказать о своих впечатлениях, объяснить, что ему нужно, наладить общение со сверстниками и со взрослыми. Нормальное развитие речи ребенка в возрасте 2 лет приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает от 1 тысячи до 1200 слов. Этот объем в 3-4 раза превышает словарный запас, с которым он достиг двухлетнего возраста. Существительные, составляют около 60% от общего словарного запаса. Глаголы, в среднем 25%. Имеются прилагательные в районе 10%. Так же употребляются местоимения, предлоги и наречия.
На втором году жизни, детки реже используют причастия, наречия и числительные. Прилагательные, участвующие в речи ребенка
* размер объектов (большой, маленький);
* цвет (зеленый, красный, синий, желтый, белый, черный);
* свойства объектов (сладкий, кислый, холодный, горячий);
* качества (хорошие, плохие);
* форма (круглая, квадратная).
Обобщать ребенок начинает со слов: игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные.
Он также может путать предметы из одной и той же группы, называя словом обувь и ботиночки, и шлепанцы, и даже полусапожки или сами понятия овощей и фруктов. Более легкие слова (би-би вместо слова "машина") встречаются в речи ребенка все реже и реже, в скором времени уходят из лексикона ребенка.
Грамматические особенности языка
Основным содержанием детской речи в этом возрасте являются простые повествовательные или восклицательные фразы. Сложные высказывания встречаются редко, и их примеры должны быть приведены в речи родителей ребенка. Например, "мы сегодня не идем в сад, потому что выходной!" или "мы читаем книгу, а потом ложимся спать." У детей третьего года жизни слова в предложениях совпадают по роду и числу, но часто появляются ошибки в падежной форме.
Вопросительные предложения по-прежнему исполняются интонационно, хотя дети этого возраста знают, как использовать вопросительные слова: где, зачем, куда, почему, когда, как. Вы можете предложить ребенку: "Спроси свою бабушку, где газета?", "Спроси у папы, почему так, а не иначе?" Таким образом, он запоминает примеры вопросительного предложения.
Звукопроизношение
В возрасте трех лет, органы ребёнок окрепли, а мышцы языка, губ и нижней челюсти функционируют без сбоев. Однако у двухлетних детей часто возникают трудности с воспроизведением звука, даже когда они стараются максимально приблизиться к звукам окружающей среды.
Частое явление, когда произношение шипящих звуков, заменяются свистящими звуками, так как их легче описать (каша - [кася], [цапка]-шапка). Или твердые гласные заменяются мягкими (лапа- [ляпа], кожа- [козя]), согласные накладываются друг на друга,
28
не произносится, выпадает, особенно если есть такие согласные, как ш, ж, щ, ц, ч, л, р (стой - [той], травка — [тавка]).
Так же возможно, когда ребенок сокращает 3-4 слога, допускает замены слога, гласных, хотя в простых словах он или она, произносят одни и те же гласные без ошибок [1].
Норма речевого развития от 2 до 3 лет
Ребенок этого возраста, с которым родители с первых месяцев жизни активно общаются, вовлечены, свободно ориентируется в ближайшем окружении, знает названия многих предметов и выполняемых с ними действий. Слушает с интересом сказки и может пересказать, конечно он еще не в состоянии проговаривать их полностью, но способен повторять отдельные фразы или слова за взрослыми.
К концу третьего года жизни, ребенок может заучивать наизусть небольшие тексты, завершать стишки, которые неоднократно читали его родители, отгадывать простые загадки с подсказками по тексту: "длинный хвост, маленькие ножки, боится кошек, кричит "Пи-Пи-Пи":
Уровень речевого развития детей от 2 до 3 лет зависит от обстановки, в которой находится ребенок [4].
Признаки задержки речевого развития
После двух лет некоторые дети не могут использовать речь как средство общения из-за задержки речевого развития ребенка. Причиной беспокойства их родителей является отсутствие речи или ограниченное количество доступных слов. Но при этом ребенок может быть здоров, понимать устную речь взрослого и выполнять действия по просьбе взрослого. Помимо нарушения словарного запаса, задержка речевого развития выражается следующими симптомами:
* Ребенок не может перевести свои мысли в устную речь, ему трудно отвечать на вопросы взрослых;
* Активный и пассивный словарный запас накапливается очень медленно;
* Детям трудно строить короткие предложения: "У девочки улетел шар. или Девочка с шаром".
* Присутствие сложных предложений, которые дети не только, не могут строить самостоятельно, но и повторять за взрослым, например: в садике мы много играли, пели и танцевали с воспитателем.
* Ребенок не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию;
* У карапуза возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырёх частей.
* В произносимых словах часто наблюдается чередование слогов и звуков, замена одного звука другим.. .[3]
Как избежать ЗРР
Если ребенок в возрасте двух лет говорит мало и невнятно, необходимо показать его специалисту: логопеду, психоневрологу, дефектологу. Возможно, у него замедление ритма речи или общее недоразвитие речи. Для коррекции этих нарушений проводятся регулярные занятия, совместно с логопедом разрабатывается стратегия речевого поведения родителей малыша.
Для того чтобы развитие речи у детей 2 лет соответствовало возрастным нормам, необходимо постоянно стимулировать ее развитие. Основные задачи, стоящие перед родителями в этот период:
* Показывайте пример ясной и разборчивой речи, произносите слова и звуки, придерживайтесь ровного, спокойного ритма, не заимствуйте слова, которые неправильно произносятся ребенком.
* Помогите своему ребенку пополнить активный и пассивный словарный запас.
* Научите ребенка строить предложения, задавать вопросы.
* Улучшите звуковое произношение.
Что необходимо для развития речи, чтобы к 3 годам избежать ЗРР?
29
Полноценное развитие у 2-летних детей невозможно без сенсорной основы: усвоения ребенком понятий о цвете, форме, размере и количестве предметов. Накапливая эти знания, вам нужно использовать игры с предметами: разноцветными пирамидками, кубиками разных размеров и текстур, классификаторами, конструкторами, плоскими геометрическими фигурами и трехмерностью. Когда дети манипулируют под руководством взрослых, у них развиваются хорошие двигательные навыки, и они запоминают особенности предметов.
Пальчиковая гимнастика включается в развитие ребенка с раннего дошкольного возраста. Большое количество миниатюр, воспроизводимых с помощью пальцев, полезны, поскольку их активность стимулирует языковые области мозга. Вы можете воспроизводить детские стишки руками или наклеивать на пальцы картинки с замечательными персонажами, детские стишки и потешки-прибаутки. С помощью пальчикового театра, запоминается любое художественное произведение [2].
Список литературы
1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко / Ростов -на - Дону. -Феникс, 2018. - 141 с.
2. Бахарева К.С. Игры по развитию речи у детей дошкольного возраста / К. С. Бахарева / изд. Феникс 2019. - 220с.
3. Борисенко М.Г. Практическое руководство по тестированию / СПб.:Паритет,2016. -112с.:ил.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский / М.: Лабиринт, 2018. 352 с.
5. ГвоздевА.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев / Ленанд, 2015. - 322 с.
РОЛЬ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Евлоева Х.А.
Евлоева Хава Абдрахмановна - студент, ГБОУВО «Ингушский государственный университет», г. Магас
Аннотация: в статье рассматривается вопрос влияния ролевой игры на развитие социальных, нравственных качеств ребенка. Определяются правила грамотной организации игры в детском коллективе.
Ключевые слова: ролевая игра, нравственное воспитание, детский коллектив, сюжет, цель, правила игры.
Игра имеет очень важное значение в развитии детей. При организации игры в дошкольном учреждении воспитателю - педагогу необходимо учитывать специфику ее формирования и особенности развития детей. Для детей игра является основной увлекательной деятельностью и в игровой форме проходит основная занятость ребенка. Именно под воздействием игры формируется психическое развитие ребенка. В специально придуманной взрослыми ролевой игре дети с удовольствием играют роли взрослых, воспроизводят взрослых и отношения между ними. Причем, в процессе разработки игры, дети самостоятельно находят продолжение сюжета, заготовленного взрослыми. Их не пугает запутанность ситуаций. Они учатся играть в коллективе, соблюдая все правила игры, не обращая внимания на их сложность и трудность исполнения.
Но ребенок не только это получает в игре. Зачастую, игра воспринимается в виде однородной деятельности, имеющей единую форму выражения у детей в возрасте 3-6 лет. Ведь если посмотреть, например, «Учебно-воспитательную программу в детском саду», то