Научная статья на тему 'Теоретическое изучение проблемы задержки речевого развития у детей раннего возраста'

Теоретическое изучение проблемы задержки речевого развития у детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
задержка речевого развития / ранний возраст

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Городилова Светлана Александровна, Ульянова Алина Юрьевна

В статье представлены теоретические подходы изучения понятия «задержка речевого развития», причины появления и проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста. Представлены рекомендации для родителей по развитию речи у детей раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическое изучение проблемы задержки речевого развития у детей раннего возраста»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

СЕКЦИЯ 5. СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ)

ОБРАЗОВАНИЕ

Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-406-410

Теоретическое изучение проблемы задержки речевого развития

у детей раннего возраста

Городилова Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Ульянова Алина Юрьевна, студент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: в статье представлены теоретические подходы изучения понятия «задержка речевого развития», причины появления и проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста. Представлены рекомендации для родителей по развитию речи у детей раннего возраста. Ключевые слова: задержка речевого развития, ранний возраст.

Период раннего детства, является сензитивным периодом становления и формирования собственной речи ребенка. В этом периоде речь является основным средством общения. Неотъемлемым условием для развития психоречевых функций в раннем возрасте является правильно организованное воздействие на ребенка.

Понятие «задержка речевого развития» имеет несколько различных интерпретаций. В отечественной логопедии задержка речевого развития характеризуется как замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка [1]. Ряд авторов Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова,

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Т. Б. Филичева определяют задержку речевого развития как нарушение формирования всех компонентов речи. Мнение научных авторов таково, что задержка речевого развития выявляется в позднем овладении речи в соответствии с закономерностями развития. Это выражается в серьезных и устойчивых нарушениях, касающихся как фонетико-фонематического компонента речи, так и грамматической стороны речи и словарного запаса.

Например, Ю. А. Покровская рассматривает задержку речевого развития как системное нарушение, где по ее мнению страдают не только компоненты речи, но и психические процессы. Ю. А. Покровская считает, коррекционная работа с такими детьми, базируется на этиопатогенетическом подходе, а не только на учёте симптомов проявлений данного нарушения [5].

У многих детей в возрасте от года до трех лет уже имеется задержка речевого развития. По данным Е. В. Шереметьевой, в 21 веке у 100% детей раннего возраста отмечаются неврологические заболевания [7]. В связи с этим, у детей раннего возраста речь появляется позднее в соответствии с нормами онтогенеза или речь отсутствует на ранних этапах развития. Т. А. Датешидзе также указывает на то, что дети раннего возраста с задержкой речевого развития, имеют неврологические заболевания. Такие дети гипервозбудимы, расторможены или же пассивны, нарушена как мелкая моторика, так и артикуляционная. Вместе с тем, речь таких детей отстает в развитии, дети надолго остаются на уровне полисемантических слов. У детей раннего возраста с задержкой речевого развития отмечают такую особенность, как употребление открытых слогов. Еще одной особенностью считают неправильное звукопроизношение. Ошибки при звуко-произношении стойкие и сложно поддаются коррекции [2].

Е. В. Мазанова отмечает, что у детей с задержкой речевого развития раннего возраста словарный запас беден, произносят лишь ударные слоги, широко используют жесты и мимику, а фразовая речь доступна небольшой части детей, используют звукоподражания сочетание звуков, которые заменяют существительные и глаголы. У таких детей нарушено овладение грамматическими средствами языка [4].

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Таким образом, задержка речевого развития представляет собой замедление темпа развития речи, при котором достигнутый речевой уровень не соответствует возрасту ребенка.

Существует мнение, что к логопеду нужно обращаться только после 5 лет, но если у ребенка уже есть задержка речевого развития, то в 5 лет время уже упущено. До 5 лет есть большая вероятность доразвить нервные процессы, которые отвечают за полное формирование речевой деятельности. Как отмечает Н. С. Жукова, если ребенок в возрасте 3 лет отстает на 1-1,5 года в развитии, то в возрасте 6 лет он будет находится в трехлетнем возрасте [3].

Остановимся на причинах возникновения задержки речевого развития. Авторы О. Е. Громова и Г. В. Чиркина пришли к выводу о том, что причины задержки речевого развития могут возникать на разных этапах развития: в период эмбрионального развития плода, в натальном и в постнатальном периоде [6].

В период эмбрионального развития плода могут возникать такие нарушения, как расщелины нёба и губы. Но при этом задержка речевого развития проявляется как вторичный дефект. Задержка речевого развития связана с повреждениями центральной нервной системы различного генеза, которые возникают в третьем триместре беременности.

В натальном периоде чаще всего возникают гипоксии головного мозга, снижение массы тела при рождении. И если своевременно не оказать медицинскую помощь при рождении ребенка, то это негативно скажется на дальнейшем речевом развитии ребенка.

В постнатальном периоде распространенная причина- это нарушение моторного развития. Отмечаются трудности как общего характера, так и локального. К нарушениям моторного развития общего характера относят сложности в формировании двигательных навыков после года. К трудностям локального характера отмечают нарушение процесса сосания у детей до года и процессы жевания и глотания после года. Как следствие, у таких детей в будущем будут страдать артикуляционные мышцы речевого аппарата. Из этого вытекает, что дети будут владеть артикуляцией простых звуков, заменяющих все остальные. Также

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

повреждены риску задержки речевого развития часто болеющие дети и дети, получившую травму головы на первом году жизни.

Анализ приводит к следующим выводам, задержка речевого развития представляет собой замедление темпа развития речи, при котором достигнутый речевой уровень не соответствует возрасту ребенка. Существует несколько причин, которые могут привести к задержке речевого развития: повреждения центральной нервной системы, гипоксии и снижение массы тела ребенка, травмы головы и соматические заболевания.

У детей с задержкой речевого развития раннего возраста отмечаются нарушения в моторном развитии, в частности в артикуляционном. Они используют артикуляцию самых простых звуков, которым заменяют все остальные. Как правило, отмечаются речевые ошибки. Такие дети используют лепетные слова, фразовая речь доступна только малому количеству детей, слова аморфны, обращают внимание лишь на лексическое значение слова. Для таких детей словообразование чаще всего недоступно, а слоговая структура грубо нарушена. Такие дети сопровождают речь жестами и мимикой.

Таким образом, мы разработали некоторые рекомендации для родителей по речевому развитию у детей раннего возраста. Родителям необходимо расширять кругозор ребёнка об окружающем мире, беседовать с ребенком на доступные ему темы. Это способствует правильному овладением речи. Родители должны формировать полноценные образы о предметах и явлениях, подключая рецепторную систему ребенка.

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметно-ма-нипулятивная. Родители вместе с ребенком должны манипулировать различными бытовыми предметами, при этом родители оречевляют деятельность.

Одним из важным условием правильного развития речи является правильное произношение взрослого. Родители должны четко артикулировать все звуки и слова. Если ребенок неверно произносит какие-либо звуки и слова, то взрослый правильно и утрировано произносит, так чтобы было четко слышны все звуки.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Библиографический список

1. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед. вузов: учебное пособие / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская - М.: Владос, 1998. - 680 с.

2. Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития / Т.А. Датешидзе. - СПб.: Речь, 2004. - 128 с.

3. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей : учебное методическое пособие / Н.С. Жукова. - М.: Владос, 1994. - 96 с.

4. Мазанова, Е.В. Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР : методические указания / Е.В. Мазанова. - М.: ГНОМ, 2014 - 64 с.

5. Покровская, Ю.А. Дефинция «Задержка речевого развития» в современной логопедии / Ю.А. Покровская // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. - М., 2013. -Т.1. - С. 211-218.

6. Чиркина, Г.В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждение отклонений в речевом развитии детей / Г.В. Чиркина, О.Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - М., 2013. -№8. - С. 4-16.

7. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Шереметьева Елена Викторовна. - М., 2007. - 161 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.