УДК 616.22-008.5 ББК Р733.614.54
ГСНТИ 14.07.03 О. Г. Приходько O. G. Prikhod'ko
Москва, Россия Moscow, Russia
Код ВАК 13.00.03
СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ РАЗЛИЧНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП
Аннотация. В статье описаны современные подходы к оценке раннего речевого развития детей первых лет жизни. Он основан на системном комплексном анализе основных «линий развития». Подчеркнуто, что логопедическое обследование ребенка раннего возраста должно осуществляться только комплексно, с учетом других «линий развития»: познавательной, социальной, двигательной. Приводится точка зрения различных исследователей, согласно которой все психические процессы у ребенка развиваются исключительно через речь; при этом овладение речью перестраивает процессы восприятия, мышления, совершенствует все виды деятельности и подталкивает социализацию ребенка. Подробно описаны клинические проявления нарушений доречевого развития (затруднения, а иногда и невозможность осуществления даже примитивных голосовых реакций). Особое внимание уделено характеристике речевой патологии детей раннего возраста, которая проявляется в виде отсутствия или задержки формирования вербальных средств общения. В статье трактуются понятия «задержка речевого развития» и «задержка психоречевого развития». На основе проведенного мно-
SPECIFIC FEATURES OF SPEECH DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN OF DIFFERENT NOSOLOGICAL GROUPS
Abstract. The article describes modern approaches to the assessment of early speech development of children of the first years of life. It is based on systemic complex analysis of the basic "lines of development". It is stressed that logopedic examination of children at an early age should be carried out as a complex of diagnostic measures taking into account other "lines of development": cognitive, social, motor, etc. The article makes reference to the points of view of various researchers according to which all psychological processes of the child develop exclusively through speech; and speech acquisition reorganizes the processes of perception and thinking, develops all kinds of activity and forwards the child's socialization. Clinical manifestations of pre-speech development disorders (impairment, and sometimes inability to produce even primitive voice responses) are described in detail. Special attention is paid to the characteristic of speech pathology of young children which is manifested in the form of absence or delay of formation of verbal means of communication. The article interprets the notions of "speech underdevelopment" and "delay in psycho-linguistic development". Based on a complex longitudinal observation of children of the first years of
голетнего комплексного лонгитюдного изучения детей первых лет жизни автором выделены пять групп детей с различными вариантами задержки речевого развития в зависимости от вариативности соотношения речевого, познавательного, двигательного и социального развития. Материалы статьи имеют теоретическую и практическую значимость для логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, реализующих коррекционно-развивающую работу с детьми первых лет жизни.
Ключевые слова: ранний возраст; младшие дошкольники; развитие речи; детская речь; логопедическое обследование; системный подход; комплексный подход; дошкольная логопедия; нарушения речи; дети с нарушениями речи; задержка речевого развития; задержка психоречевого развития; эпикризный срок.
Сведения об авторе: Приходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор.
Место работы: заведующий кафедрой логопедии, директор Института специального образования и комплексной реабилитации, государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет».
Контактная информация: 119261, корп. 2.
E-mail: [email protected].
Речевые проявления ребенка раннего возраста привлекают все больше внимания отечественных специалистов в области детской речи. Большой вклад в изучение процесса формирования речи у детей
© Приходько О. Г., 2018
life carried out over several years, the author singles out five groups of children with different variants of speech underdevelopment depending on variability of correlation between speech, cognitive, motor and social development. The article materials have theoretical and practical significance for logopedists, defectologists, and pedagogues-psychologists realizing rehabilitation-educational work with children of the first years of life.
Keywords: early age; junior preschoolers; speech development; children's speech; logopedics examination; systemic approach; complex approach; preschool logopedics; speech disorders; children with speech disorders; speech underdevelopment; delay in psycho-linguistic development; epicrisis period.
About the author: Prikhod'ko Oksa-na Georgiyevna, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Head of Department of Logopedics, Director of the Institute of Special Education and Complex Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.
Россия, г. Москва, ул.Панферова, д. 8,
раннего возраста внесли Н. М. Ак-сарина, А. Н. Гвоздев, В. В. Гербова, Н. С. Жукова, Е. К Каверина, М Ю. Кис-тяковская, М. М. Кольцова, И. М. Кононова, А. И. Лаврентьева, Н. И. Леп-ская, М И Лисина, Г. Ф. Лоза, Р. М Ля-
мина, А. И. Максаков, Л. Н. Павлова, В. А. Петрова, А. Д. Сала-хова, Л. С. Славина, Е. И. Тихеева, Н. Х. Швачкин, С. Н. Цейтлин и мн. др. Изучение речи детей раннего возраста базируется на исследованиях речевых проявлений детей младенческого возраста (до 1 года). Значительный вклад в эти исследования были внесены В. И. Бельтю-ковым, Е. Н. Винаркой, Е. И. Исени-ной, Т. Н. Ушаковой и многими другими.
В раннем возрасте из всех линий развития наиболее интенсивно развивается речь — важнейший компонент успешной социализации ребенка. С появлением речи перестраивается вся психика малыша: его познавательная и аффективная сферы; речь оказывает серьезное влияние на регуляцию поведения, психомоторное развитие и др. Под воздействием речи происходит созревание различных структур мозга, их функциональная организация. Речь наряду с интеллектом является важным показателем развития ребенка, а ее нарушения — свидетельством возможного неблагополучия в психической сфере. Речь отражает успешность (или неуспешность) овладения родным языком — главным социальным приобретением ребенка в этот период [9].
Речевые проявления ребенка раннего возраста отражают его коммуникативно-познавательную
активность, в процессе которой закладываются основы будущих высших психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти. Важным для превентивной логопедии является положение о том, что речь как высшая психическая функция зарождается, развивается и реализуется в процессе коммуникации на базе определенных предпосылок, которые подготавливают ее возникновение. Для нормального развития речи необходимы определенные биологические условия — это прежде всего нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы и мозговых механизмов речи. Помимо этого, для развития речи необходимы и социальные условия — общение ребенка со взрослыми. Определяющее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым — матерью [9].
Формирование речи в раннем детстве связано с развитием новых видов деятельности и новых форм общения со взрослыми. Д. Б. Эльконин подчеркивает, что возникновение новых видов деятельности ребенка и новых отношений его со взрослыми и со сверстниками приводит к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. Ведущей в этот период является предметно-орудийная деятельность [13]. Исследованиями Л. С. Выготского
[2], А. М. Аркина [1], А. Н. Гвоздева [3] и др. установлено, что новые потребности деятельности и общения интенсифицируют овладение языком, его словарным составом и грамматическим строем. В результате этого речь ребенка становится все более совершенной и в итоге превращается в важнейшее средство передачи ему общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых.
Формирование психических функций очень тесно связано с развитием речевой деятельности и языковой способности. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. Выдающиеся отечественные психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и другие убедительно доказали, что все психические процессы у ребенка развиваются исключительно через речь. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, мышления, памяти, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию ребенка, в частности, его отношения с другими детьми и окружающими взрослыми. И наоборот, процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от развития различных видов деятельности ребенка, его восприятия и мышления. Хорошо развитая речь ребенка — это показатель его общего психического
развития и залог нормального общения со взрослыми и сверстниками [9].
Речь детей раннего возраста постоянно и интенсивно развивается, что представляет собой незавершенный процесс. Ребенок на ранних возрастных этапах овладевает определенным арсеналом языковых единиц и усваивает правила их употребления в речи в процессе общения со взрослым. «Усвоение языка может быть представлено как овладение правилами перехода от ядра системы к речи, усвоение сферы применения правил с учетом разного рода фильтров и ограничений» [12]. При нарушенном ходе речевого развития мы встречаемся «не столько с задержкой темпа усвоения лингвистических единиц... и правил их функционирования, сколько с патологическим типом становления языкового механизма» [6].
Ранние формы общения ребенка со взрослым характеризуются преимущественным использованием невербальных способов выражения коммуникативных интенций. Только в процессе совершенствования коммуникативного поведения, усложнения и расширения ситуаций общения возникает потребность в увеличении речевых актов [4]. В исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Е. И. Исениной, Н. И. Лепской, М. И. Лисиной,
А. М. Шахнаровича, С. Н. Цейтлин и других показана значимость не только имитативного (подражательного), но и творческого характера овладения языком.
Успешность овладения речевой деятельностью во многом зависит от объема пассивного и активного словаря ребенка, от правильного выбора слов, необходимых для общения. Адекватные раннему возрасту вербальные средства являются основой для развития номинативной функции речи и служат для удовлетворения различных коммуникативных потребностей ребенка [5].
По мнению большинства исследователей, речь представляет собой «живой» процесс порождения высказывания, а в языке заключен относительно фиксированный результат познавательной деятельности ребенка (И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, N. Lass и др.). Д. Слобин указывает, что познавательное развитие протекает независимо от усвоения языка. По мнению автора, при этом основная задача ребенка заключается в том, чтобы научиться выражать в речевой форме то, что он уже знает из своего невербального опыта [15]. Л. Блум полагает, что особенности усвоения языка (в частности, синтаксиса) связаны с уровнем когнитивного развития. Автор указывает, что ребенок должен понять в нелингвистическом плане,
что существует субъект и объект действия, прежде чем он сможет понять различие между существительным и глаголом [14].
Довербальные значения представляют собой ядро функционального базиса речи, являются основными «предшественниками» речи, усвоение которых «размыкает» психику ребенка навстречу социальной действительности уже в конце первого года жизни, обеспечивая соответствие индивидуального и общественного опыта, а также возможность последующего усвоения ребенком языка [11]. Многие когнитивные способности появляются на ранних этапах развития ребенка; при этом темпы развития мышления в раннем возрасте опережают речевое развитие. Когнитивное развитие оказывает определяющее влияние на характер и порядок усвоения ребенком речевых форм.
Речевое развитие — это не изолированно протекающий процесс, а один из аспектов общего развития ребенка, который тесно связан с когнитивным, социальным и моторным развитием.
В современной логопедии много внимания уделяется проблеме нарушений речевого развития детей первых лет жизни (Ю. Ф. Гаркуша, Ю. В. Герасименко, О. Е. Громова, Ю. А. Лисичкина, О. Г. Приходько, Е. В. Шереметьева и др.). Современные исследовате-
ли в своем научно-практическом поиске опираются на фундаментальные труды Р. Е. Левиной, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, С. А. Мироновой, Т. Н. Ушаковой, Т. Б. Фи-личевой, М. Е. Хватцева, С. Н. Цейтлин, Г. В. Чиркиной и других ученых, которые внесли значительный вклад в изучение нарушений речеязыкового развития детей.
Современный подход к оценке раннего речевого развития ребенка базируется на системном комплексном анализе его основных «линий развития». При диагностике речевых нарушений у детей раннего возраста оценке подлежит большой комплекс патологических изменений, зачастую представляющий собой весьма сложную многокомпонентную и многоуровневую систему. Обследование речи ребенка раннего возраста обязательно должно осуществляться в контексте с другими линиями развития: познавательным, социальным и двигательным развитием [10].
В логопедической и медицинской практике применительно к детям раннего возраста наибольшее распространение получили термины задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития — более позднее начало формирования речи и/или замедление темпов и качества ее формирования. При задержке психоречевого
развития отмечаются отклонения как в познавательном, так и в речевом развитии. По своей сути эти заключения (ЗРР, ЗПРР) являются диагностическими признаками, отражающими уровень речевого или познавательного и речевого развития, поэтому наряду с другими заставляют обратить более пристальное внимание специалистов на речевое или общепсихическое развитие ребенка. Нарушения коммуникативно-речевого развития могут проявляться в изолированном виде, но чаще всего они комбинируются с другими отклонениями в раннем развитии, что очень затрудняет раннюю диагностику [7; 8].
Отставание в развитии речи является одной из наиболее распространенных проблем, связанных с развитием ребенка. У большинства детей с ОВЗ отмечаются отклонения в речевом развитии. Не более 15 % детей в популяции имеют нормальный ход речевого развития как по времени, так и по качеству формирования возрастных речевых навыков.
Нарушение доречевого развития у детей первого года жизни проявляется в том, что различные патологические состояния (обычно при перинатальном поражении ЦНС) могут приводить к затруднению или невозможности осуществления даже примитивных голосовых реакций. Нарушения тонуса артикуляционной и дыха-
тельной мускулатуры делают крик ребенка слабым, коротким, однообразным, высокого тона. Крик может быть пронзительным, резким или очень тихим, сдавленным, в виде отдельных вскрикиваний. У многих детей может быть задержано развитие произвольных голосовых реакций, гуление и особенно лепет появляются в более поздние сроки. Качественная неполноценность голосовых реакций проявляется в слабой интонационной выразительности гуления, бедности звуковых комплексов. В тяжелых случаях спонтанный лепет может практически полностью отсутствовать. Чаще всего лепет малоактивный, однообразный, фрагментарный, интонационно невыразительный, возникает редко (только при многократной стимуляции). При этом подражательная звуко-слоговая активность крайне низкая.
Речевая патология детей раннего возраста проявляется в основном в виде отсутствия или задержки формирования вербальных средств общения. Оценить степень выраженности речевой патологии, определить ее структуру и выявить генезис в этот возрастной период бывает достаточно сложно. Об отставании в речевом развитии специалисты говорят уже в начале второго года жизни ребенка, начиная с одного года, если он не перешел
от доречевого этапа развития к речевому, т. е. не стал осознанно (соотнесенно с лицами, предметами и действиями) произносить отдельные слова и звукоподражания.
У детей с задержкой речевого развития отмечается диспропорция в развитии понимания обращенной и собственной речи. Экспрессивная речь находится на более низком уровне по сравнению с развитием импрессивной речи. При этом отмечается медленное расширение активного словаря, более позднее появление фразовой речи, трудности усвоения грамматических категорий, аграмматизмы. При ЗРР ребенок отстает по уровню речевого развития, при этом нарушено формирование прежде всего возрастных лексико-грамматических навыков экспрессивной речи.
Отклонения от нормального речевого онтогенеза у детей первых лет жизни могут быть выражены в различной степени — от легкой до крайне тяжелой. При легкой задержке речевого развития наблюдается отставание на один эпикризный срок (не более чем на 3—4 месяца), при умеренно выраженной задержке речевого развития — на два эпикризных срока (не более чем на 6—8 месяцев), при выраженной задержке речевого развития — на три и более эпикризных срока (свыше 6—8 месяцев).
В результате проведенного многолетнего комплексного лон-гитюдного изучения детей первых лет жизни выявлено, что симптомокомплекс отклонений в развитии детей представлен неоднородными разноуровневыми проявлениями дизонтогенеза речевой, познавательной деятельности, а также социальной и двигательной сферы. Их можно условно разделить на пять групп. Критерием для выделения групп служит вариативность соотношения речевого, познавательного, социального и двигательного развития.
I группа — дети с отклонениями только в речевом развитии («чистая» задержка речевого развития). Отмечается диспропорция в развитии импрессивной и экспрессивной речи. Понимание обращенной речи формируется по возрасту (вовремя), а собственная (воспроизводимая) речь отстает в своем развитии (находится на более низком уровне развития). У детей с задержкой речевого развития отмечается обычно I или II уровень речевого развития. Уровень познавательного развития детей соответствует возрастной норме. У детей данной группы отсутствуют отклонения от нормального хода социального и моторного развития (общая и артикуляционная моторика, а также функциональные возможности кистей и пальцев рук без патологических особенностей).
II группа — дети с отклонениями в речевом и двигательном развитии. Задержка речевого развития у них сочетается с речедви-гательными (дизартрическими) расстройствами. У детей наблюдаются нарушения тонуса артикуляционных мышц языка, губ, лица в виде спастичности, гипотонии, дистонии, а также ограничение их подвижности. Также отмечается гиперсаливация, нарушение акта приема пищи (жевания твердой пищи, глотания, откусывания от куска, питья из чашки), оральные синкинезии, повышение глоточного рефлекса, нарушения дыхания и голосовых модуляций. Ранние проявления речедвигательных расстройств у детей имеют различную степень выраженности. Уровень познавательного развития детей II группы находится в пределах возрастной нормы. Для них характерен высокий уровень развития импрессив-ной речи и более низкий уровень развития экспрессивной речи. Помимо речедвигательных нарушений (проявлений неврологической симптоматики в мышцах и моторике артикуляционного аппарата), у детей раннего возраста может отмечаться задержка формирования основных двигательных навыков и функций рук.
III группа — дети с отклонениями в познавательном и речевом развитии (дети с задержкой психоречевого развития). Уров-
невые показатели интеллектуального развития и импрессивной речи детей III группы не соответствуют возрасту. Часть детей находится на доречевом этапе развития речи, в то время как другие дети данной группы способны произносить отдельные слова и звукоподражания, у большинства детей фразовая речь обычно не сформирована.
IV группа — дети с отклонениями в социальном и речевом развитии. На первый план у таких детей выступают нарушения коммуникативной функции речи (затруднение усвоения навыков общения).
V группа — дети с вариативными разноуровневыми сочетаниями отклонений в развитии познавательных, речевых, социальных и двигательных функций. Развитие различных функциональных систем может носить как неравномерный, так и равномерный характер.
Ранняя коррекционно-разви-вающая логопедическая помощь может минимизировать или полностью корригировать нарушения речевого развития, смягчать их негативное влияние на усвоение ребенком коммуникативных навыков и его социализацию. Недостаток стимулирующего воздействия логопедов и родителей на ребенка в младенческом и раннем возрасте неизбежно приводит к необратимым последст-
виям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность, в том числе и речь.
Только в некоторых случаях у детей с неосложненной задержкой речевого развития (ЗРР) есть тенденция к спонтанной компенсации и даже нормализации нарушенных речевых функций. У всех других детей с ЗРР вне коррекционно-развивающего воздействия не только в раннем возрасте, но часто позднее наблюдается стойкое отставание в развитии речи, которое проявляется в различных видах речевой патологии. Однако важно учитывать тот факт, что в связи с большими потенциальными компенсаторными возможностями высшей нервной деятельности у детей с любой степенью выраженности ЗРР к трем годам может быть полностью преодолено отставание в речевом развитии.
В широкую логопедическую практику целенаправленная работа по развитию речи детей раннего возраста не вошла. Логопедическая работа с детьми первых лет жизни является новым, инновационным, достаточно сложным для специалистов направлением специального образования. Работа с детьми первых лет жизни предъявляет к специалистам (логопедам, дефектологам, психологам, воспитателям) высокие требования. Междисциплинарные
знания закономерностей речевого, познавательного, социального и физического развития ребенка, методов ранней диагностики, технологий и методов работы являются необходимым условием профессиональной компетентности данных специалистов.
Литература
1. Аркин, Е. Д. Дошкольный возраст / Е. Д. Аркин. — М., 1948.
2. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
3. Гвоздев, А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка /
A. Н. Гвоздев. — Куйбышев, 1990.
4. Герасименко, Ю. В. К вопросу о диагностике нарушений речевого развития детей третьего года жизни / Ю. В. Герасименко // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям : материалы конференции (Москва, 18—19 февр. 2003 г.). — М. : Полиграф Сервис, 2003. — С. 219—221.
5. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. — М. : ТЦ «Сфера», 2003. — 176 с.
6. Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия /
B. А. Ковшиков. — СПб., 1994. — 42 с.
7. Приходько, О. Г. Система ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. Г. Приходько // Особые дети в обществе : сб. науч. докл. и тезисов выступлений участников 1-го Всерос. съезда дефектологов (26—28 окт. 2015 г.) / под ред. О. Г. Приходько, И. Л. Соловьёвой. — М. : АНО «НМЦ „СУВАГ"», 2015. — С. 179—184.
8. Приходько, О. Г. Система ранней комплексной дифференцированной кор-рекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом : дис. ... д-ра пед. наук / Приходько О. Г. — М., 2009. — 350 с.
9. Приходько, О. Г. Как научить малыша говорить / О. Г. Приходько, О. В. Югова. — М. : Каисса, 2010. — 74 с.
10. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям : моногр. / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко [и др.]. — М. : Парадигма, 2018. — 378 с. — (Сер. «Раннее развитие и коррекция»).
11. Стеценко, А. П. Рождение сознания: становление значений на ранних этапах жизни / А. П. Стеценко. — М. : ЧеРо, 2005. — 256 с.
12. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. — М., 2000. — 14 с.
13. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. — М., 1958.
14. Bloom, L. One word at a time. The use of single-word utterances before syntax / L. Bloom. — The Hague-Paris : Muoton Publishers, 1973. — 262 p.
15. Slobin, D. Cognitive prerequisits for the development of grammar / D. Slobin // Studies of child language development / ed. by C. Ferguson, D. Slobin. — New York : Holt, 1973. — P. 175—208.
References
1. Arkin, E. D. Doshkol'nyy vozrast / E. D. Ar-kin. — M., 1948.
2. Vygotskiy, L. S. Psikhologiya / L. S. Vy-gotskiy. — M. : EKSMO-Press, 2000. — 1008 s.
3. Gvozdev, A. N. Razvitie slovarnogo zapasa v pervye gody zhizni rebenka / A. N. Gvozdev. — Kuybyshev, 1990.
4. Gerasimenko, Yu. V. K voprosu o diag-nostike narusheniy rechevogo razvitiya detey tret'ego goda zhizni / Yu. V. Gerasimenko // Rannyaya psikhologo-mediko-pedagogiche-skaya pomoshch' detyam s osobymi potreb-nostyami i ikh sem'yam : materialy kon-ferentsii (Moskva, 18—19 fevr. 2003 g.). — M. : Poligraf Servis, 2003. — S. 219—221.
5. Gromova, O. E. Metodika formirovaniya nachal'nogo detskogo leksikona / O. E. Gro-mova. — M. : TTs «Sfera», 2003. — 176 s.
6. Kovshikov, V. A. Ekspressivnaya ala-liya / V. A. Kovshikov. — SPb., 1994. — 42 s.
7. Prikhod'ko, O. G. Sistema ranney kom-pleksnoy pomoshchi detyam s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya i ikh roditelyam / O. G. Prikhod'ko // Osobye deti v obshchestve : sb. nauch. dokl. i tezisov vystupleniy uchastnikov 1-go Vseros. s"ezda defektologov (26—28 okt. 2015 g.) / pod red. O. G. Prikhod'ko, I. L. Solov'evoy. — M. : ANO «NMTs „SUVAG"», 2015. — S. 179—184.
8. Prikhod'ko, O. G. Sistema ranney kompleksnoy differentsirovannoy korrektsi-onno-razvivayushchey pomoshchi detyam s tserebral'nym paralichom : dis. ... d-ra ped. nauk / Prikhod'ko O. G. — M., 2009. — 350 s.
9. Prikhod'ko, O. G. Kak nauchit' malysha govorit' / O. G. Prikhod'ko, O. V. Yugova. — M. : Kaissa, 2010. — 74 s.
10. Sistema ranney kompleksnoy pomoshchi detyam s OVZ i ikh roditelyam : monogr. / O. G. Prikhod'ko, I. Yu. Levchenko [i dr.]. —
M. : Paradigma, 2018. — 378 s. — (Ser. «Rannee razvitie i korrektsiya»).
11. Stetsenko, A. P. Rozhdenie soznaniya: stanovlenie znacheniy na rannikh etapakh zhizni / A. P. Stetsenko. — M. : CheRo, 2005. — 256 s.
12. Tseytlin, S. N. Yazyk i rebenok: lingvistika detskoy rechi / S. N. Tseytlin. — M., 2000. — 14 s.
13. El'konin, D. B. Razvitie rechi v doshkol'nom vozraste / D. B. El'konin. — M., 1958.
14. Bloom, L. One word at a time. The use of single-word utterances before syntax / L. Bloom. — The Hague-Paris : Muoton Publishers, 1973. — 262 p.
15. Slobin, D. Cognitive prerequisits for the development of grammar / D. Slobin // Studies of child language development / ed. by C. Ferguson, D. Slobin. — New York : Holt, 1973. — P. 175—208.