Научная статья на тему 'УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ'

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народная педагогика / устное народное творчество / потешки / развитие речи / звуковая культура речи / folk pedagogy / oral folklore / potestas / speech development / speech sound culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова-Тверская Ольга Николаевна, Пеккер Екатерина Анатольевна

В настоящее время все большее значение и актуальность приобретает обращение к традиционным ценностям, их популяризация и сохранение. Решение проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей должно осуществляться по одному из основных направлений – совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей [Указ Президента РФ от 9.11.2022 № 809]. Перед педагогами ставится задача воспитать у подрастающего поколения чувство любви, патриотизма и уважения к традиционным ценностям. К. Д. Ушинский подчеркивал, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие патриотизма. Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Народного наставника, удивительного педагога видел К. Д. Ушинский в родном языке, который выступает средством развития умственных и нравственных сил ребенка. Родной язык учит многому, учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Данная статья посвящена изучению влияния устного народного творчества на формирование звуковой культуры речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Основываясь на изученную и проанализированную психолого-педагогическую литературы, в том числе на научные труды за последние 10 лет, выявлено положительное влияние малых жанров фольклора на развитие речи дошкольников. Раскрыт потенциал устного народного творчества в коррекционно-логопедической работе. На материале потешек описаны приемы логопедической работы по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова-Тверская Ольга Николаевна, Пеккер Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORAL FOLK ART AS A MEANS OF FORMING THE SOUND CULTURE OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN

At present, the appeal, popularisation and preservation of traditional values is becoming increasingly important and relevant. "The solution of problems in the field of preservation and strengthening of traditional values should be carried out in one of the main directions – improvement of forms and methods of upbringing and education of children and youth in accordance with the goals of state policy for the preservation and strengthening of traditional values [Presidential Decree No. 809 of 9.11.2022]. Teachers are tasked with fostering in the younger generation a sense of love, patriotism and respect for traditional values. K. D. Ushinsky emphasised that one of the characteristic features of education of the Russian people is the development of patriotism. This education is designed to develop in children a sense of national pride, alien, however, chauvinism and combined with respect for other peoples. Ushinsky saw Ushinsky as a national mentor, an amazing teacher in his native language, which acts as a means of developing the mental and moral forces of the child. Native language teaches a lot, teaches surprisingly easy, by some unattainably facilitating method. Mastering the native language, the child learns not only words, their additions and modifications, but an infinite number of concepts, views on objects, a variety of thoughts, feelings, artistic images, logic and philosophy of language. This article is devoted to the study of the influence of oral folk art on the formation of sound culture of speech in preschool children with speech disorders. Based on the studied and analysed psychological and pedagogical literature, including scientific works for the last 10 years, the positive influence of small genres of folklore on the development of speech of preschool children is revealed. The potential of oral folk art in correctional and speech therapy work is revealed. The methods of speech therapy work on the formation of speech sound culture in preschool children with speech disorders are described on the material of tales.

Текст научной работы на тему «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 16. С. 48-59. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 16. P. 48-59.

Научная статья УДК 373.2

doi: 10.24412/2712-827Х-2023 -16-48-59

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У

ДОШКОЛЬНИКОВ

1 2 Ольга Николаевна Гончарова-Тверская , Екатерина Анатольевна Пеккер

1,2 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия

1 tveron@rambler.ru, lingvateka@gmail.com

2 e.pekker@yandex.ru

Аннотация. В настоящее время все большее значение и актуальность приобретает обращение к традиционным ценностям, их популяризация и сохранение. Решение проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей должно осуществляться по одному из основных направлений - совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей [Указ Президента РФ от 9.11.2022 № 809]. Перед педагогами ставится задача воспитать у подрастающего поколения чувство любви, патриотизма и уважения к традиционным ценностям. К. Д. Ушинский подчеркивал, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие патриотизма. Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Народного наставника, удивительного педагога видел К. Д. Ушинский в родном языке, который выступает средством развития умственных и нравственных сил ребенка. Родной язык учит многому, учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Данная статья посвящена изучению влияния устного народного творчества на формирование звуковой культуры речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Основываясь на изученную и проанализированную психолого-педагогическую литературы, в том числе на научные труды за последние 10 лет, выявлено положительное влияние малых жанров фольклора на развитие речи дошкольников. Раскрыт потенциал устного народного творчества в коррекционно-логопедической работе. На материале потешек описаны приемы логопедической работы по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: народная педагогика, устное народное творчество, потешки, развитие речи, звуковая культура речи.

Для цитирования: Гончарова-Тверская О. Н., Пеккер Е. А. Устное народное творчество как средство формирования звуковой культуры речи у дошкольников // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 16. С. 48-59. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-16-48-59

Original article

ORAL FOLK ART AS A MEANS OF FORMING THE SOUND CULTURE OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN

12 Olga N. Goncharova-Tverskaya , Ekaterina A. Pekker

1,2 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

1 tveron@rambler.ru, lingvateka@gmail.com

2 e.pekker@yandex.ru

© Гончарова-Тверская О. Н., Пеккер Е. А., 2023

Abstract. At present, the appeal, popularisation and preservation of traditional values is becoming increasingly important and relevant. "The solution of problems in the field of preservation and strengthening of traditional values should be carried out in one of the main directions - improvement of forms and methods of upbringing and education of children and youth in accordance with the goals of state policy for the preservation and strengthening of traditional values [Presidential Decree No. 809 of 9.11.2022]. Teachers are tasked with fostering in the younger generation a sense of love, patriotism and respect for traditional values. K. D. Ushinsky emphasised that one of the characteristic features of education of the Russian people is the development of patriotism. This education is designed to develop in children a sense of national pride, alien, however, chauvinism and combined with respect for other peoples. Ushinsky saw Ushinsky as a national mentor, an amazing teacher in his native language, which acts as a means of developing the mental and moral forces of the child. Native language teaches a lot, teaches surprisingly easy, by some unattainably facilitating method. Mastering the native language, the child learns not only words, their additions and modifications, but an infinite number of concepts, views on objects, a variety of thoughts, feelings, artistic images, logic and philosophy of language. This article is devoted to the study of the influence of oral folk art on the formation of sound culture of speech in preschool children with speech disorders. Based on the studied and analysed psychological and pedagogical literature, including scientific works for the last 10 years, the positive influence of small genres of folklore on the development of speech of preschool children is revealed. The potential of oral folk art in correctional and speech therapy work is revealed. The methods of speech therapy work on the formation of speech sound culture in preschool children with speech disorders are described on the material of tales.

Keywords: folk pedagogy, oral folklore, potestas, speech development, speech sound culture.

For citation: Goncharova-Tverskaya O. N., Pekker E. A. Oral folk art as a means of forming the sound culture of speech in preschool children. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;16:48-59. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-15-48-59

Введение

Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. К. Д. Ушинский считал народную педагогику одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась педагогическая наука. Вопросы народной педагогики были предметом исследования ряда ученых: Г. С. Виноградова, В. А. Сухомлинского, Г. Н. Волкова и др. Каждый из них внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики [Гончарова-Тверская, Пеккер 2023: 26]. В сфере логопедии неустанно идет процесс поиска новых и совершенствования традиционных методов коррекционного воздействия, направленного на предупреждение, выявления, устранения нарушения речи у детей.

Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства [Волков 1999: 103]. К средствам воспитания в народной педагогике относят: потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т. д. [Волков 1999: 8]. Потенциал народной педагогики велик, актуальность использования средств народной педагогики в коррекционно-развивающей работе педагога обоснована такими учеными, как Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. И. Радиной, и др. [Пеккер, Гончарова-Тверская 2022: 633].

Как и Ушинский К. Д. Тихеева Е. И. придавала развитию родной речи особое внимание, и отмечала, что следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений. «На первом месте стоит материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких» [Тихеева 1981: 105].

В настоящее время остается актуальной проблема коррекции звукопроизношения, вследствие непрекращаемого роста числа дошкольников с речевыми расстройствами. Нами предложено применить в логопедической работе устное народное творчество, как материал по формированию звуковой культуры речи, а в частности, как материал по преодолению нарушений звукопроизношения и усвоению ритмики речевого высказывания.

Народная педагогика дает блестящие образцы своеобразного обучения ребенка речи. Потешки, песенки, прибаутки являются прекрасным материалом для восприятия и усвоения музыки родной речи [Городилова, Радина 1952: 16]. Дошкольный возраст сензитивен для воспитания звуковой культуры. В этот период происходит активное созревание речевых центров в коре головного мозга, отвечающих за речь, а так же происходит анатомо-физиологическое созревание артикуляционного аппарата [Алексеева 2000: 212].

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о наличии интереса педагогов и психологов к проблеме овладения детьми звуковой системой речи. Кроме того, несмотря на достаточное количество исследований, касающихся развития речи детей с ОНР, с ФФНР - до сих пор не выстроилась целостная научно обоснованная методика, описывающая особенности овладения звуковой культурой речи на материале устного народного творчества у детей, имеющих речевые нарушения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи. Для детей с различными формами речевых нарушений данный вопрос перерастает в актуальную проблему, для которых характерно отставание в развитии основных характеристик устной речи. Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. [Максаков 2005: 2].

Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживания его чувств, души, мыслей, переживаний являются красота и величие, сила и выразительность родного слова» [Сухомлинский 1974: 56].

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022 г., содержание образовательной программы должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие, которое направлено на формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма;

- познавательное развитие, направлено на формирование представлений о культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества;

- речевое развитие включает: формирование правильного звукопроизношения;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи;

- развитие фонематического слуха;

- ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература) [Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155].

В каждой образовательной области Федеральной образовательной программы дошкольного образования сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от двух месяцев до семи-восьми лет. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру [Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028].

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей [Алексеева 2000: 18].

Основная часть

Нами были рассмотрены многочисленные научные труды ученых за последние 10 лет, в которых описывается применение устного народного творчества в воспитательной, коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи. Приведем краткий обзор

научных и диссертационных исследований, который подтверждает большой интерес к народной педагогике. А. Б. Теплова описала реализацию педагогического потенциала материнского фольклора и традиционной игрушки в онтогенезе ребёнка [Теплова 20131. З. А. Сироткина рассматривала использование русского фольклора в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими задержку психического развития [Сироткина 20141. Е. А. Климкина охарактеризовала коррекционно-педагогическую работу по формированию вербальных и невербальных средств общения у детей третьего года жизни с использованием малых фольклорных форм [Климкина 2019].

Е. В. Усольцева предложила расширить теоретические, практические и методические знания студентов дефектологического профиля за счет включения тем по этнопедагогике в структуру специальных дисциплин, сформировать компетентного специалиста, что повлияет на эффективность их работы в преодолении нарушений речи на разных возрастных этапах. Изучение и использование студентами этнопедагогических средств и малых фольклорных форм в коррекции речи способствуют совершенствованию приемов логопедической работы [Усольцева 2017].

В работе Т. Н. Семеновой народная потешка рассматривается, как эффективное этнопедагогическое средство логопедической работы по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описывается прием, стимулирующий функционирование речевых центров головного мозга ребенка, побуждает его к имитации сначала действий педагога, а потом и звукосочетаний, лепетных и простых слов. Инсценировка сюжета потешки сочетается с синхронным чтением, что помогает объединить слуховые и зрительные стимулы [Семенова 2017: 153-154].

Рассматривая проблему недоразвития речи дошкольников с задержкой психического развития специалисты Е. П. Фуреева, Т. П. Малкова, В. П. Зубкова пришли к выводу, что использование произведений фольклора помогает обогатить их словарь и сформировать готовность к восприятию произведений русской народной литературы [Фуреева, Малкова, Зубкова 2017: 99].

Результаты проведённого исследования М. Л. Скуратовской, Е. А. Климкиной показали положительную динамику в развитии речи, в освоении вербальных и невербальных средств общения у детей 3-го года жизни, что свидетельствует об эффективности проведённой целенаправленной коррекционной работы по предупреждению и преодолению задержки речевого развития с использованием малых фольклора форм. Стимулируя речевое подражание слогу, слову, фразе, они использовали приёмы допевания, вокализации. Одна и та же потешка использовалась исследователями в начале для формирования эмоционального отклика, затем двигательного подражания и затем договаривания окончания слова [Скуратовская, Климкина 2018: 227, 230].

И. К. Шабакаева и Е. В. Усольцева, подчеркивая огромные возможности фольклорных форм как средства коррекции речи детей, говорят об их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Логопедические занятия с использованием методов и средств народной педагогики проводятся преимущественно в игровой форме. Идентифицируя себя с положительным героем игрового сюжета по мотивам народной сказки, заикающийся ребенок занимает активную позицию, позволяющую ему самовыражаться, снимается эмоциональное напряжение, снижается его фиксация на дефекте, обогащаются и становятся свободнее речевые возможности [Шабакаева, Усольцевой 2020: 53, 56].

В коррекционной логопедической работе Г. В. Литвиновой и Е. Б. Минеевой фольклор используется по развитию коммуникативных речевых навыков детей с тяжелыми нарушениями речи (расстройство аутистического спектра и синдром Дауна) [Литвинова, Минеева 2017: 45].

В статье Т. Д. Сеговой большое значение придается словарной работе с помощью устного народного творчества. Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие воспитания звуковой стороны речи, освоения его грамматического строя, развития связной монологической и диалогической речи. Использование на занятиях для развития речевых жанров устной народной литературы:

детских стишков, потешек, прибауток, песен - будет способствовать расширению активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, обогащению бытового, естественнонаучного и общественнонаучного словаря, повышению умения использовать различные части речи в соответствии с их ценностно целевыми установками [Сегова 2020:173, 175].

Нами были выявлено, что в данных работах недостаточно представлены методики поэтапного формированию звуковой культуры речи на материале малых фольклорных жанров, таких как потешки.

Характерные особенности потешек определяют их важные функции в коррекционной-логопедической работе. Потешка рассматривается как средство коррекции звуков речи на всех этапах коррекционной работы (подготовительном, автоматизации, дифференциации).

В нашу работу потешки подбирались в соответствие с критериями, представленными в методическом пособие «Я, ты, движение, звучи», авторов Е. Г. Кряжевских и Е. А. Пеккер [Кряжевских, Пеккер 2022: 24-25]. Рассмотрим учитываемые критерии: русский фольклор (сюжет потешки прост и понятен); стихотворный размер (от простого к сложному, от двудольного к трехсложному); высокая частотность отдельных слов внутри произведения; небольшой объем потешки; динамичность (стихотворная ритмичность, развитие сюжета); тема потешки диктует содержание работы в пространстве конкретного стиха; формирование представлений, а также автоматизация и дифференциация звуков.

Варианты работы с малыми жанрами фольклора разнообразны и нами видятся в реализации приемов, таких как проговаривание автоматизируемого звука в различном его положении (в начале, середине, конце) в слогах, словах, а так же во фразовой речи. Рассмотрим на примере.

Часто повторяющие короткие звукокоплексы, стимулируют к их повторению. Например, потешку «Море волнуется - раз! Море волнуется - два! Море волнуется - три! Морская фигура замри!» можно применять для автоматизации звука [М], где звук находится в начале слова, в сильной позиции (под ударением).

Рифмованный текст дает возможность использовать при автоматизации звуков прием договаривания звуковых сочетаний в конце слова: «Ам! Ам! Ам! Ам! Я тебе конфету ... дам». Также на данной потешке можно автоматизировать звук [М] в обратных слогах [Гончарова-Тверская, Пеккер 2023: 26].

Автоматизация звука в словах - это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. М. Ф. Фомичева предлагает давать за одно занятие 10-16 слов, при этом каждое проговаривается 4-5 раз с выделением автоматизируемого звука [Фомичева 1989: 38].

«Важно, чтобы повторение, упражнение - словом, всякое возвращение к уже знакомому - не наскучивали ребенку, не приедались своим однообразием. Поэтому всякие повторения должны строго обдумываться с точки зрения их воспитательного влияния и роли. Для этого они должны быть достаточно разнообразными, интересными для детей» [Усова 1981: 129].

По словам Т. Б. Филичивой лексический материал, подбираемый логопедом для автоматизации звуков (равно как и для дифференциации), должен отвечать специальным фонетическим требованиям. Прежде всего, в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, то есть тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение. Кроме того, необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала [Филичева 1989: 69-70].

Следует отвести специальное время на развитие фонематического восприятия, то есть на упражнения в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также на развитие слуховой памяти [Каше 1971: 18].

Потешка, подобранная с частым повторением отрабатываемого звука, позволяет в непринужденной ритмичной форме повторить необходимый звук. Так, например, отработка звука [К] проходит с помощью приема договаривания слова в потешке «Скачет зайка, Где завалинка. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-ка».

Не только возможна, но и необходима параллельная работа над двумя звуками, при условии, что звуки относятся к разным фонетическим группам, и отличаются по акустическим и артикуляторным признакам. Так, например, при нарушенном речевом слухе можно автоматизировать одновременно звуки из группы свистящих и звуки из группы заднеязычных. На примере потешка «Киска, киска, киска брысь! На дорожку не садись», мы автоматизируем сразу два звука, и каждый из них в мягком и твердом звучании: [К], [К'] [С] [С'1. Можно интерпретировать потешку, поменяв слово «киска» на «киса», применяя для автоматизации данное слово уже без стечения согласных звуков.

Также необходимо учесть следующий момент. Нельзя брать для одновременной работы те звуки, артикуляция которых характеризуется прямо противоположным укладом речевых органов. Так, например, нецелесообразно одновременно работать над исправлением бокового произнесения звука [С] и постановкой звука [Л]. В данном случае для правильной артикуляции фонемы [С] нужно добиваться широкого уклада языка с желобком посередине, а для [Л] - совершенно противоположного (язык узкий - «жалом», желобок отсутствует, а воздух проходит по боковым щелям между языком и коренными зубами). Параллельная работа над этими звуками может привести к взаимному торможению движений, необходимых для их произнесения [Филичева 1989: 69-70].

Ознакомление с системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы создают базу для появления в речи ребенка других, более сложных по артикуляции звуков. Знания о взаимосвязи и взаимозависимости звуков русского языка играют большую роль в практической работе логопеда [Фомичева 1989: 15].

Зная, как связаны группы звуков между собой, например, что общего в артикуляции свистящих и шипящих или свистящих и звука [Р], логопед решает, с какой группы звуков лучше начать коррекционную работу, если нарушено несколько групп звуков.

При звуках [Т], [Д], [Н] язык поднимается за верхние зубы, как и при звуках [Ш], [Ж]. Дети же часто произносят звуки [Т], [Д], [Н] при межзубном положении кончика языка. Добиваясь правильного положения языка за верхними зубы при звуках [Т], [Д], [Н], а также ясного их изолированного произношения мы подготавливаем органы артикуляционного аппарата для правильного произношения других, более сложных переднеязычных звуков: [Ш], [Ж]. Уточняя же их произношение в словах и фразах, мы не только формируем произносительные навыки, но и вырабатываем у ребенка ориентировку в звуковой стороне языка [Фомичева 1989: 15].

Рифмованные малые жанры фольклора дают возможность дополнительно логически сократить текст произведения, до такого речевого материала, в котором достаточно часто повторяется отрабатываемый звук. Как мы видим на примере сокращенной потешки, «Ай, ду-ду, Ай, ду-ду, Сидит ворон на дубу! Ай, ду-ду, Ай, ду-ду, Он играет во ду-ду!», где идет автоматизация звука [Д]. Помимо звука [Д], также можно автоматизировать гласные звуки [А], [У] и согласный звук [Й].

Разнообразие звукокомплексом дает возможность признать потешку ценным речевым материалом для отработки звуков в процессе формирования навыка правильного звукопроизношения. Например, народное произведение «Аты-баты» подойдет для автоматизации таких, часто встречающихся звуков, как [А], находящейся в сильной позиции (под ударением в начале слова и в середине), [Б], [Т] - в начале слова и в начале второго слога: «Аты-баты! Шли солдаты, Аты-баты! На базар. Аты-баты! Что купили? Аты-баты! Самовар!». Мы провели подсчет, какое количество раз один звук встречается в потешке. Оказалось, повторение звук [А], в ударной позиции, встречается 12 раз. Звук [Б] повторяется 5 раз в прямых слогах в начале слова. Звук [Т] в прямых слогах, стоящий в начале второго слога, повторяется 10 раз [Гончарова-Тверская, Пеккер 2023: 26].

А традиционная потешка «Каравай» подойдет для автоматизации и дифференциации звуков [Ш], [Ж] «Вот такой вышины, Вот такой нижины, Вот такой ширины, Вот такой ужины».

Помимо преодоления недостатков звукопроизношения, необходимо развивать и просодические компоненты речи, такие как развитие чувства ритма, который применяется для отработки слоговой структуры слов [Агранович 2001: 8].

Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений. Одно из них - отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно) [Голубева 2000: 5].

Сначала работа проходит над простым ритмом, затем над сложным ритмом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритмического рисунка: отхлопывания в ладоши, отстукивания кулаками или мячиками, деревянными ложками или палочками [Агранович 2001: 9].

В процессе логопедической работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей. [Голубева 2000: 5].

Г. С. Виноградов о детском фольклоре писал: «Трудно найти более совершенный и более доступный пониманию материал для выяснения понятия ритма, чем некоторые виды словесного творчества детей» [Виноградов 1925: 42-43].

Рассмотрим один из приемов формирования ритмической организации высказывания на материале уже рассмотренной ранее нами потешки «Ай, ду-ду» (табл. 1). Данный пример указывает на то, что одна и та же потешка может применяться для отработки разных коррекционных задач.

Таблица 1. Формирования ритмической организации высказывания _ на материале потешки «Ай, ду-ду» ^_

Ритмический рисунок Действия Ритмический рисунок по тексту потешки

I - II 1 хлопок ладонями по столу - 2 хлопка над столом по центру I (Ай) - II (ду-ду)

I - II 1хлопок ладонями по столу -2 хлопка над столом по центру I (Ай) - II (ду-ду)

II - II - I - II 2 хлопка слева - 2 хлопка справа - 1 хлопок ладонями по столу - 2 хлопка над столом по центру II (Си-дит) - II (во-рон) -I (на) - II (ду-бу)

I - II 1 хлопок ладонями по столу - 2 хлопка над столом по центру I (Ай) - II (ду-ду)

I - II 1 хлопок ладонями по столу - 2 хлопка над столом по центру I (Ай) - II (ду-ду)

II - II - I - II 2 хлопка слева - 2 хлопка справа - 1 хлопок ладонями по столу - 2 хлопка над столом по центру II (Он - иг) - II (ра-ет) - Цво) - II (ду-ду)

Примечание: I - один хлопок; II - два хлопка; «-» - короткая пауза между хлопками. Хлопки по столу можно заменить хлопками по коленям. Вместо хлопков в ладоши можно отстукивать кулаками по поверхности (по столу или коленям) или между собой (правый кулак стучит сверху по левому кулаку и наоборот).

Заключение

Научно доказанные описанные приемы логопедического воздействия на материале устного народного творчества и проанализованный опыт ученых дает основу для эффективного построения коррекционной работы и получения положительных результатов, направленных на формирование звуковой культуры речи у дошкольников с речевыми нарушениями. А это, в свою очередь, дает уверенность и стимул специалистам к усовершенствованию традиционных приемов, основанных на материале народного творчества, внося в них авторскую уникальность, инновационный и современный подход.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс] : учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 400 с. URL: https://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml?ysclid=ljxav8nljr755740012 (дата обращения: 10.07.2023).

2. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Электронный ресурс]. СПб. : Детство-Пресс, 2001. 48 c. URL: https://pedlib.ru/Books/2/0234/2_0234-1.shtml?ysclid=ljxaultzpx944987086 (дата обращения: 10.07.2023).

3. Виноградов Г. С. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений [Электронный ресурс]. Иркутск : [б. и.], 1925. 84 с. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/vinogradov/ index.htm?ysclid=lkexz9d8d050760763 (дата обращения: 10.07.2023).

4. Волков Г. Н. Этнопедагогика [Электронный ресурс] : учебное для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 1999. 168 с. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0078/index.shtml?ysclid=ljxatrcy9u992090474 (дата обращения: 10.07.2023).

5. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Электронный ресурс] : методическое пособие. СПб. : Изд-во «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», 2000. URL: https://pedlib.ru/Books/2/0019/2_0019-1.shtml?ysclid=ljxasvabbo894942755 (дата обращения: 10.07.2023).

6. Гончарова-Тверская О. Н., Пеккер Е. А. Из опыта применения средств народной педагогики в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи // Дошкольная педагогика 2023. № 5 (190). С. 25-27.

7. Городилова В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / Под ред. канд. пед. наук Ф. Ф. Рау. 2-е изд., испр. и доп. М. : Учпедгиз, 1952. 122 с.

8. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Под ред. Р. Е. Левиной; Науч-исслед. ин-т дефектологии. Акад. пед. наук СССР. М. : Просвещение, 1971. 191 с.

9. Климкина Е. А. Особенности формирования вербальных и невербальных средств общения у детей раннего возраста с использованием малых фольклорных форм: автореф. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2019. 25 с.

10. Кряжевских Е. Г., Пеккер Е. А. Я - ты, движение, звучи! : методическое пособие. Пермь : Спектр Пермь, 2022. 88 с.

11. Литвинова Г. В., Минеева Е. Б. Использование малых фольклорных форм в развитии коммуникативно-речевой деятельности детей с тяжелыми речевыми нарушениями [Электронный ресурс] // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2017. № 1(29). С. 45-49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-malyh-folklornyh-formv-razvitii-kommunikativno-rechevoy-deyatelnosti-detey-s-tyazhlymi-rechevymi-narusheniyam?ysclid=ljxarv59jf799521292 (дата обращения: 10.07.2023).

12. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Электронный ресурс] : пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М. : Мозаика-Синтез, 2005. 64 с. URL: https://pedlib.ru/Books/2/0167/2-0167-1.shtml?ysclid=ljxaqitdim54797730 (дата обращения: 10.07.2023).

13. Пеккер Е. А., Гончарова-Тверская О. Н. Выявление уровня интереса родителей к народной педагогике // XXI Международная научно-практическая конференция молодых исследователей образования. Науки об образовании в меняющемся мире: перспективы исследований для решения глобальных и локальных проблем : тезисы конференции. М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 633-637.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70512244/?ysclid=lk33hx5gzx956533118 (дата обращения: 10.07.2023).

15. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405942493/?ysclid=lk34u855yz496510446 (дата обращения: 10.07.2023).

16. Сегова Т. Д. Устное народное творчество как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 172-176. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-kak-sredstvo-razvitiya-slovarya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta?ysclid=ljxaoqc9r1131181963 (дата обращения: 10.07.2023).

17. Семенова Т. Н. Использование потешек в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития [Электронный ресурс] // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2017. № 3-1 (95). С. 151-158. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-poteshek-v-sisteme-ranney-logopedicheskoy-pomoschi-detyam-s-zaderzhkoy-rechevogo-razvitiya?ysclid=ljxb9tq2s8382518546 (дата обращения: 10.07.2023).

18. Сироткина З. А. Русский фольклор в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с задержкой психического развития: автореф. ... канд. пед. наук. М., 2014. 25 с.

19. Скуратовская М. Л., Климкина Е. А. Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста в ходе коррекционной работы с использованием малых фольклорных форм [Электронный ресурс] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 4. С. 223-231. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-zaderzhki-rechevogo-razvitiya-u-detey-rannego-vozrasta-v-hode-korrektsionnoy-raboty-s-ispolzovaniem-malyh-folklornyh-form?ysclid=ljxbejcdso455028579 (дата обращения: 10.07.2023).

20. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа [Электронный ресурс]. 1974 г. 288 с. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0214/index.shtml?ysclid=lkgbf7bjyd952416801 (дата обращения: 10.07.2023).

21. Теплова А. Б. Педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки для становления картины мира современного ребенка [Электронный ресурс] : автореф. ... канд. пед. наук. М., 2013. 23 с.

22. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Электронный ресурс]. М. : Просвещение, 1981. 144 с. URL:

https://pedlib.ru/Books/2/0320/index.shtml?ysclid=lkgkzh44qo764330976 (дата обращения: 10.07.2023).

23. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ ?ysclid=lk34mjitrz448106013 (дата обращения: 10.07.2023).

24. Усова А. П. Обучение в детском саду [Электронный ресурс] / под ред. действит. чл. АПН СССР А. В. Запорожца. 3-е изд., испр. М. : Просвещение, 1981. 175 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=usova_obuchenie-v-detskom-sadu_1981&bookhl&ysclid=lkhb6hdlsc708432434 (дата обращения: 10.07.2023).

25. Усольцева Е. В. Педагогическое обеспечение формирования этнопедагогической культуры логопедов: дис. ... канд. пед. наук. Тверь, 2017. 306 с.

26. Ушинский К. Д. Русская школа [Электронный ресурс] / Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. М. : Институт русской цивилизации, 2015. 688 с. URL: https://rusinst.su/docs/books/K.D.Ushinskii-Russkaya_shkola.pdf?ysclid=lkhox7idg7601356918 (дата обращения: 10.07.2023).

27. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М. : Просвещение, 1989. 223 с.: ил. URL:

https://pedlib.ru/Books/2/0032/index.shtml?ysclid=ljxchs946c252763644 (дата обращения: 10.07.2023)

28. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии [Электронный ресурс] : учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». М. : Просвещение, 1989. 239 с.: ил. URL:

https://pedlib.ru/Books/1/0460/index.shtml?ysclid=ljxcl34adl412725501 (дата обращения: 10.07.2023).

29. Фуреева Е. П., Малкова Т. П., Зубкова В. П. Использование народного фольклора в коррекции речи дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2017. № 3 (122). С. 99-103. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-narodnogo-folklora-v-korrektsii-rechi-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya?ysclid=ljxcpw8135662427923 (дата обращения: 10.07.2023).

30. Шабакаева И. К., Усольцева Е. В. Этнопедагогические аспекты коррекционно-логопедического воздействия на дошкольников с речевыми расстройствами [Электронный ресурс] // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2020. № 4. С. 51-57. URL: https://vestnik-rosnou.ru/sites/default/files/51_8.pdf?ysclid=ljxdc0804e206821323 (дата обращения: 10.07.2023).

References

1. Alekseeva M. M., Yashina V. I. Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkol'nikov [Methods of speech development and teaching the native language of preschoolers]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya» Publ., 2000, 400 p. (In Russ.). Available at: https://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml?ysclid=ljxav8nljr755740012 (accessed: 10.07.2023).

2. Agranovich Z. E. Logopedicheskaya rabota po preodoleniyu narushenii slogovoi struktury slov u detei [Speech therapy work to overcome violations of the syllabic structure of words in children]. Saint Petersburg, Detstvo-Press Publ., 2001, 48 p. (In Russ.). Available at: https://pedlib.ru/Books/2/0234/2_0234-1.shtml?ysclid=ljxaultzpx944987086 (accessed: 10.07.2023).

3. Vinogradov G. S. Detskii fol'klor i byt. Programma nablyudenii [Children's folklore and everyday life. Observation program]. Irkutsk, [b. i.] Publ., 1925. 84 s. (In Russ.). Available at: https://www.booksite.ru/fulltext/vinogradov/index.htm?ysclid=lkexz9d8d050760763 (accessed: 10.07.2023).

4. Volkov G. N. Etnopedagogika [Ethnopedagogy]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya» Publ., 1999, 168 p. (In Russ.). Available at:

https://pedlib.ru/Books/1/0078/index.shtml?ysclid=ljxatrcy9u992090474 (accessed: 10.07.2023).

5. Golubeva G. G. Korrektsiya narushenii foneticheskoi storony rechi u doshkol'nikov [Correction of phonetic speech disorders in preschool children]. Saint Petersburg, Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. A. I. Gertsena Publ., 2000. (In Russ.). Available at: https://pedlib.ru/Books/2/0019/2_0019-1.shtml?ysclid=ljxasvabbo894942755 (accessed: 10.07.2023).

6. Goncharova-Tverskaya O. N., Pekker E. A. Iz opyta primeneniya sredstv narodnoi pedagogiki v korrektsionno-razvivayushchei rabote s det'mi s narusheniyami rechi [From the experience of using folk pedagogy in correctional and developmental work with children with speech disorders]. Doshkol'naya pedagogika [Preschool pedagogy]. 2023, no. 5 (190), pp. 25-27. (In Russ.).

7. Gorodilova V. I., Radina E. I. Vospitanie pravil'noi rechi u detei doshkol'nogo vozrasta [Education of correct speech in preschool children]. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1952,122 p. (In Russ.).

8. Kashe G. A. Ispravlenie nedostatkov rechi u doshkol'nikov [Correcting speech deficiencies in preschoolers]. Academician ped. Sciences of the USSR, Moscow, Prosveshchenie Publ., 1971, 191 p. (In Russ.).

9. Klimkina E. A. Osobennosti formirovaniya verbal'nykh i neverbal'nykh sredstv obshcheniya u detei rannego vozrasta s ispol'zovaniem malykh fol'klornykh form [Features of the formation of verbal and nonverbal means of communication in young children using small folklore forms]. PhD dissertation abstract. Rostov-na-Donu, 2019, 25 p. (In Russ.).

10. Kryazhevskikh E. G., Pekker E. A. Ya - ty, dvizhenie, zvuchi! [I am you, movement, sound!]. Perm, Spektr Perm Publ., 2022, 88 p. (In Russ.).

11. Litvinova G. V., Mineeva E. B. Ispol'zovanie malykh fol'klornykh form v razvitii kommunikativno-rechevoi deyatel'nosti detei s tyazhelymi rechevymi narusheniyami [The use of small folklore forms in the development of communicative and speech activity of children with severe speech impairments]. VestnikKRAUNTs. Gumanitarnye nauki [Vestnik KRAUNTS. Humanitarian sciences]. 2017, no. 1(29), pp. 45-49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ispolzovanie-malyh-folklornyh-formv-razvitii-kommunikativno-rechevoy-deyatelnosti-detey-s-tyazhlymi-rechevymi-narusheniyam?ysclid=ljxarv59jf799521292 (accessed: 10.07.2023).

12. Maksakov A. I. Vospitanie zvukovoi kul'tury rechi u doshkol'nikov [Nurturing the sound culture of speech in preschool children]. Moscow, Mozaika-Sintez Publ., 2005, 64 p. (In Russ.). Available at: https://pedlib.ru/Books/2/0167/2-0167-1.shtml?ysclid=ljxaqitdim54797730 (accessed: 10.07.2023).

13. Pekker E. A., Goncharova-Tverskaya O. N. Vyyavlenie urovnya interesa roditelei k narodnoi pedagogike [Identification of the level of interest of parents in folk pedagogy]. KhXI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya molodykh issledovatelei obrazovaniya. Nauki ob obrazovanii v menyayushchemsya mire: perspektivy issledovanii dlya resheniya global'nykh i lokal'nykh problem [XXI International Scientific and Practical Conference of Young Education Researchers. Educational Sciences in a Changing World: Research Prospects for Solving Global and Local Problems]. Moscow, FGBOU VO Publ., MGPPU, 2022, pp. 633-637. (In Russ.).

14. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 17 oktyabrya 2013 g, no. 1155 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013, no. 1155 "On approval of the federal state educational standard for preschool education" (with amendments and additions)]. (In Russ.). Available at: https://base.garant.ru/70512244/?ysclid=lk33hx5gzx956533118 (accessed: 10.07.2023).

15. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 25 noyabrya 2022 g, no. 1028 «Ob utverzhdenii federal'noi obrazovatel'noi programmy doshkol'nogo obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of November 25, 2022, no. 1028 "On approval ofthe federal educational program for preschool education"]. (In Russ.). Available at:

https://www.garant.ru7products/ipo/prime/doc/405942493/?ysclid=lk34u855yz496510446 (accessed: 10.07.2023).

16. Segova T. D. Ustnoe narodnoe tvorchestvo kak sredstvo razvitiya slovarya detei starshego doshkol'nogo vozrasta [Oral folk art as a means of developing the vocabulary of children of senior preschool age]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher education]. 2020, no. 67-3, pp. 172-176. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-kak-sredstvo-razvitiya-slovarya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta?ysclid=ljxaoqc9r1131181963 (accessed: 10.07.2023).

17. Semenova T. N. Ispol'zovanie poteshek v sisteme rannei logopedicheskoi pomoshchi detyam s zaderzhkoi rechevogo razvitiya [The use of nursery rhymes in the system of early speech therapy assistance for children with speech delays]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva [Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after. I. Ya. Yakovleva]. 2017, no. 3-1 (95), pp. 151-158. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-poteshek-v-sisteme-ranney-logopedicheskoy-pomoschi-detyam-s-zaderzhkoy-rechevogo-razvitiya?ysclid=ljxb9tq2s8382518546 (accessed: 10.07.2023).

18. Sirotkina Z. A. Russkii fol'klor v korrektsionno-razvivayushchei rabote s doshkol'nikami s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya [Russian folklore in correctional and developmental work with preschoolers with mental retardation]. PhD dissertation abstract. Moscow, 2014, 25 p. (In Russ.).

19. Skuratovskaya M. L., Klimkina E. A. Preodolenie zaderzhki rechevogo razvitiya u detei rannego vozrasta v khode korrektsionnoi raboty s ispol'zovaniem malykh fol'klornykh form [Overcoming speech development delays in young children during correctional work using small folklore forms]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Bulletin of Leningrad State University named after. A. S. Pushkina]. 2018, no. 4, pp. 223-231. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7preodolenie-zaderzhki-rechevogo-razvitiya-u-detey-rannego-vozrasta-v-hode-korrektsionnoy-raboty-s-ispolzovaniem-malyh-folklornyh-form?ysclid=ljxbejcdso455028579 (accessed: 10.07.2023).

20. Sukhomlinskii V. A. Serdtse otdayu detyam. Kiev: Radyans'ka shkola [I give my heart to children. Kyiv: Radyanska school]. 1974, 288 p. (In Russ.). Available at:

https://pedlib .ru/Books/1/0214/index.shtml ?ysclid=lkgbf7bj yd952416801 (accessed: 10.07.2023).

21. Teplova A. B. Pedagogicheskii potentsial materinskogo fol'klora i traditsionnoi igrushki dlya stanovleniya kartiny mira sovremennogo rebenka [Pedagogical potential of maternal folklore and traditional toys for the formation of a modern child's worldview]. PhD dissertation abstract. Moscow, 2013, 23 p. (In Russ.).

22. Tikheeva E. I. Razvitie rechi detei (rannego i doshkol'nogo vozrasta) [Speech development in children (early and preschool age)]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1981, 144 p. (In Russ.). Available at: https://pedlib.ru/Books/2/0320/index.shtml?ysclid=lkgkzh44qo764330976 (accessed: 10.07.2023).

23. Ukaz Prezidenta RF ot 9 noyabrya 2022 g, no. 809 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiiskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostei" [Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022, no. 809 "On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values"]. (In Russ.). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/?ysclid=lk34mjitrz448106013 (accessed: 10.07.2023).

24. Usova A. P. Obuchenie v detskom sadu [Kindergarten education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1981, 175 p. (In Russ.). Available at: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=usova_obuchenie-v-detskom-sadu_1981&bookhl&ysclid=lkhb6hdlsc708432434 (accessed: 10.07.2023).

25. Usol'tseva E. V. Pedagogicheskoe obespechenie formirovaniya etnopedagogicheskoi kul'tury logopedov [Педагогическое обеспечение формирования этнопедагогической культуры логопедов]. PhD thesis. Tver, 2017, 306 p. (In Russ.).

26. Ushinskii K. D. Russkaya shkola [Russian school]. Moscow, Institut russkoi tsivilizatsii Publ., 2015, 688 p. (In Russ.). Available at: https://rusinst.su/docs/books/K.D.Ushinskii-Russkaya_shkola.pdf?ysclid=lkhox7idg7601356918 (accessed: 10.07.2023).

27. Filicheva T. B., Cheveleva N. A., Chirkina G. V. Osnovy logopedii [Basics of speech therapy]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1989. 223 p. (In Russ.). Available at:

https://pedlib.ru/Books/2/0032/index.shtml?ysclid=ljxchs946c252763644 (accessed: 10.07.2023)

28. Fomicheva M. F. Vospitanie u detei pravil'nogo zvukoproiznosheniya: Praktikum po logopedii [Raising children's correct sound pronunciation: Workshop on speech therapy]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1989, 239 p, (In Russ.). Available at:

https://pedlib.ru/Books/1/0460/index.shtml?ysclid=ljxcl34adl412725501 (accessed: 10.07.2023).

29. Fureeva E. P., Malkova T. P., Zubkova V. P. Ispol'zovanie narodnogo fol'klora v korrektsii rechi doshkol'nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya [The use of folklore in speech correction of preschool children with mental retardation]. Kazanskiipedagogicheskii zhurnal [Kazan Pedagogical Journal]. 2017, no. 3 (122), pp. 99-103. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-narodnogo-folklora-v-korrektsii-rechi-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya?ysclid=ljxcpw8135662427923 (accessed: 10.07.2023).

30. Shabakaeva I. K., Usol'tseva E. V. Etnopedagogicheskie aspekty korrektsionno-logopedicheskogo vozdeistviya na doshkol'nikov s rechevymi rasstroistvami [Ethnopedagogical aspects of correctional and speech therapy impact on preschoolers with speech disorders]. Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek v sovremennom mire [Bulletin of the Russian New University. Series: Man in the modern world]. 2020, no. 4, pp. 51-57. (In Russ.). Available at: https://vestnik-rosnou.ru/sites/default/files/51_8.pdf?ysclid=ljxdc0804e206821323 (accessed: 10.07.2023).

Информация об авторах О. Н. Гончарова-Тверская - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой логопедии и коммуникативных технологий, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; Е. А. Пеккер - аспирант, кафедра логопедии и коммуникативных технологий, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the authors O. N. Goncharova-Tverskaya - Ph. D. (Education), Associate Professor, Head of the Department of Speech Therapy and Communication Technologies, Perm State Humanitarian Pedagogical University. E. A. Pekker - Postgraduate Student, Department of Speech Therapy and Communication Technologies, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 10.06.2023; одобрена после рецензирования 30.06.2023; принята к публикации 20.07.2023.

The article was submitted 10.06.2023; approved after reviewing 30.06.2023; accepted for publication 20.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.