Научная статья на тему 'ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ИХ СЕМЕЙ'

ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ИХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
408
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД / КОРРЕКЦИЯ / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ВАРИАТИВНОСТЬ / АБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Брюзгина Дарья Сергеевна

В статье рассматривается проблема логопедического сопровождения ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития. На основе теоретического анализа источников по проблеме, а также практического опыта работы с такими детьми доказывается необходимость мультидисциплинарного подхода к организации их логопедической поддержки. В статье анализируются подходы к построению логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. Исследуя особенности психофизиологического развития детей от 0 до 3 лет, авторы приходят к выводу о возможности их речевой абилитации с помощью современных логопедических стратегий. Приводятся алгоритмы вариативных технологий логопедического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Доказывается важность вовлечения родителей детей раннего возраста с задержкой речевого развития в совместную деятельность со специалистом-логопедом. Приводятся примеры конструктивного и неконструктивного отношения родителей к участию в логопедическом сопровождении своих детей. Особое внимание авторы уделяют необходимости проведения диагностики речевого развития родственников ребенка. В статье освещается деятельность Мининского университета по созданию открытых курсов для логопедов по освоению вариативных стратегий логопедической и воспитательной направленности по сопровождению детей с проблемами речевого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна, Брюзгина Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIABLE STRATEGIES OF SPEECH THERAPY SUPPORT FOR YOUNG CHILDREN WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT AND THEIR FAMILIES

The article deals with the problem of speech therapy support for an early-age child with delayed speech development. Based on the theoretical analysis of sources on the problem, as well as practical experience of working with such children, the need for a multidisciplinary approach to the organization of their speech therapy support is proved. The article analyzes approaches to the construction of speech therapy work with young children with delayed speech development. Investigating the features of psycho-physiological development of children from 0 to 3 years, the authors come to the conclusion about the possibility of their speech habilitation with the help of modern speech therapy strategies. Algorithms of variable technologies of speech therapy support for young children with speech development delay are given. The importance of involving parents of young children with delayed speech development in joint activities with a speech therapist is proved. Examples of constructive and non-constructive attitude of parents to participation in speech therapy support of their children are given. The authors pay special attention to the need to diagnose the speech development of the child's relatives. The article highlights the activities of Mininsky University to create open courses for speech therapists on the development of variable strategies of speech therapy and educational orientation to accompany children with speech development problems.

Текст научной работы на тему «ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ИХ СЕМЕЙ»

5. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2013. - 367 с.

6. Макрушина, М.А. Состояние глагольной лексики старших дошкольников с патологией речи / М.А. Маркушина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 2. - С. 1-6

7. Мастюкова, Е.М. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. -Москва: Просвещение, 1973. - 222 с.

8. Попова, Е.Ф. Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Е.Ф. Попова, А.В. Дидрих-Мирошник // Специальное образование. -2014. - №10. - С. 167-170

9. Прилепко, Ю.В. Особенности развития глагольной лексики у детей с ОНР III уровня / Ю.В. Прилепко, Е.В. Бадулина // Молодежь в науке: новые аргументы: сборник научных работ V международного молодежного конкурса. Том Часть IV: Научное партнерство "Аргумент". - 2016. - С. 184-186

10. Силаева, О.А. Модель безопасного социального поведения детей дошкольного возраста в инклюзивной образовательной среде / О.А. Силаева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 4. - С. 12.

11. Ткаченко, Д.А. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у дошкольников с общим недоразвитием речи / Д.А. Ткаченко // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 3. - С. 18.

12. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Н.Х. Швачкин. - Москва: Лабиринт, 2004. - 330 с.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Брюзгина Дарья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВАРИАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С

ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ИХ СЕМЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема логопедического сопровождения ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития. На основе теоретического анализа источников по проблеме, а также практического опыта работы с такими детьми доказывается необходимость мультидисциплинарного подхода к организации их логопедической поддержки. В статье анализируются подходы к построению логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. Исследуя особенности психофизиологического развития детей от 0 до 3 лет, авторы приходят к выводу о возможности их речевой абилитации с помощью современных логопедических стратегий. Приводятся алгоритмы вариативных технологий логопедического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Доказывается важность вовлечения родителей детей раннего возраста с задержкой речевого развития в совместную деятельность со специалистом-логопедом. Приводятся примеры конструктивного и неконструктивного отношения родителей к участию в логопедическом сопровождении своих детей. Особое внимание авторы уделяют необходимости проведения диагностики речевого развития родственников ребенка. В статье освещается деятельность Мининского университета по созданию открытых курсов для логопедов по освоению вариативных стратегий логопедической и воспитательной направленности по сопровождению детей с проблемами речевого развития.

Ключевые слова: задержка речевого развития, логопедическое сопровождение, сенситивный период, коррекция, мультидисциплинарность, вариативность, абилитация.

Annotation. The article deals with the problem of speech therapy support for an early-age child with delayed speech development. Based on the theoretical analysis of sources on the problem, as well as practical experience of working with such children, the need for a multidisciplinary approach to the organization of their speech therapy support is proved. The article analyzes approaches to the construction of speech therapy work with young children with delayed speech development. Investigating the features of psycho-physiological development of children from 0 to 3 years, the authors come to the conclusion about the possibility of their speech habilitation with the help of modern speech therapy strategies. Algorithms of variable technologies of speech therapy support for young children with speech development delay are given. The importance of involving parents of young children with delayed speech development in joint activities with a speech therapist is proved. Examples of constructive and non-constructive attitude of parents to participation in speech therapy support of their children are given. The authors pay special attention to the need to diagnose the speech development of the child's relatives. The article highlights the activities of Mininsky University to create open courses for speech therapists on the development of variable strategies of speech therapy and educational orientation to accompany children with speech development problems.

Key words: speech development delay, speech therapy support, sensitive period, correction, multidisciplinary, variability, habilitation.

Введение. Специальное образование в РФ в последние годы претерпевает качественные изменения: в стране создается единая государственная система логопедической помощи, дети с ОВЗ становятся приоритетной категорией инклюзивного образования, проводится работа по обучению родителей обращению с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии [5; 6]. Доказано, что одной из основных задач специального образования является нормализация речевого и психического развития ребенка к трем годам его жизни. Вместе с тем, исследователи и логопеды-практики отмечают, что дети с проблемами в речевом развитии в раннем возрасте не имеют должной и своевременной логопедической и психолого-педагогической поддержки, а бесплатная ранняя помощь специалистов различного профиля в данной области ограничена. Важность решения данной проблемы связана с тем, что первые годы жизни ребенка (от 0 до трех лет) являются уникальными для комплексной коррекции нарушений в развитии и предупреждения появления вторичных нарушений. Этот возраст является сенситивным по отношению к речи, в этот период у ребенка стремительно формируется импрессивная и экспрессивная общеупотребительная речь, познавательная сфера, ребенок учится выражать свои мысли, чувства, желания

вербально, а значит, он благоприятен для формирования различных психологических новообразований в личностной сфере [1; 2; 3]. Это подтверждается как западными, так и отечественными специалистами в области логопедии и психического развития детей (Д. Винникот, Дж. Пакеринг, Дж. Боулби, Ю.А. Разенкова, Л.С. Сековец, Е.А. Стребелева и др.).

Ученые единодушны в том, что необходимо расширить спектр технологий для сопровождения детей с ЗРР раннего возраста, т.к. на данный момент наиболее развитыми являются программы логопедической помощи старшим дошкольникам и младшим школьникам.

Изложение основного материала статьи. Исходя из теоретического исследования источников по проблеме логопедической помощи детям до трех лет, естественным является вывод о том, что данный запрос общества является обоснованным и актуальным. Исследователи доказывают, что в последнее время в ранней логопедической помощи на первый план выходит мультидисциплинарный подход, который предполагает участие специалиста, который умеет работать в условиях семьи. Как правило, эти логопедические услуги оказываются частным образом, что никак не снимает остроту проблемы. Отвечая на вызовы времени, логопеды современной формации используют новые научные подходы и стратегии для организации качественного логопедического сопровождения детей с проблемами речи. Так, О.А. Козырева отмечает, что позитивная образовательная среда способствует формированию системы гуманистического решения задач развития личности [6].

Как правило, современные родители получают диагноз ЗРР (задержка речевого развития) или ЗПРР (задержка психоречевого развития) от невролога и логопеда.

Рассмотрим ее подробнее.

Имитационная стратегия в логопедии направлена на активизацию речевой продукции на основе подражания сначала в эмоциональном, а затем предметном взаимодействии. Практически все родители неосознанно применяют эту стратегию в коммуникативном взаимодействии с ребенком, но с детьми с ЗРР и ЗПРР, которые входят в «группу риска по речевой патологии», эта стратегия не работает. Считается, что она может быть продуктивной в рамках опоры на нормотипичный онтогенез. В силу этого работа логопеда с детьми до трех лет с задержкой как доречевых, так и речевых показателей требует особой профессиональной компетентности для выбора эффективной стратегии логопедического сопровождения.

Имитационная модель, как правило, применяется в «запуске» отдельных звуков, звукоподражаний и лепетных слов в рамках эмоционального общения (0-1 год) и предметной деятельности (1-3 лет). Ребенку нравится выполнять действия, сопровождая их звукоподражаниями (топает-топ, стучит-тук и т.п.), но на этом этапе ребенок подражает речи взрослых, не понимая сути высказывания. Это т. наз. автономная речь, когда основной смысл ребенок уясняет только по интонации, и еще нет связи между звуковой оболочкой и значением (денотатом) слова. На этом этапе развития интонация и ритм речи (просодика) является основными.

Стратегический анализ направлен не только на ребенка, но и на речевую среду и стиль коммуникации в семье. Логопеду на этой стадии следует объяснить родителям основные качества речевой среды, остановиться на недостатках стиля коммуникации. Например, при гиперопеке мать может «задушить» речевую активность ребенка, догадываясь и превращая в речь («оречевляя») все его желания.

Известны факты, когда современные родители хотят сами разобраться в этом вопросе и, проходя краткосрочные курсы для запуска речи, ухудшают ситуацию, упуская самый важный период в речевом развитии ребенка. Следующая стадия в речевом развитии - усвоение общеупотребительных слов. Следует объяснить разницу между лепетными (например, «бибика») словами и общеупотребительными (машина). Прежде всего следует сказать о том, что если ребенок понимает речь, эта стратегия будет эффективной, но если нарушено понимание речи, все будет сводиться к эхолалиям (т.е. повторам за взрослыми), так как при сенсорных формах речевых нарушений эта стратегия не сработает. В настоящее время есть классификация, в которой ЗРР рассматривается на основе лингвистических характеристик, уходя от сенсорных и моторных механизмов, как ЗЭР (задержку экспрессивной речи) и ЗИР (задержку импрессивной речи). Появляются и другие классификации ЗРР, которые расширяют профессиональное терминологическое поле работы логопеда [6].

Коммуникативно-ситуационно-мотивирующая стратегия является доступной для семейных занятий с ребенком. Основным обеспечивающим успех запуском слов и фраз является создание речепорождающей ситуации в рамках бытовой или игровой деятельности. Эта стратегия будет более эффективной, если объяснить ее сущность родителям, которые являются активными участниками логопедических занятий. Семейно-центрированное логопедическое занятие позволяет родителям освоить новые формы взаимодействия с ребенком, понять свои ошибки и многократно моделировать содержание занятия дома.

В данном контексте необходимо отметить, что при наличии определенного словарного запаса даже при наличии синтаксических трудностей можно применять имитационную стратегию на этапе активизации общеупотребительных слов. Цель - вызвать имитацию на уровне речевых шаблонов. Родители также используют эту стратегию, предлагая ребенку стандартный ответ (шаблон) в рамках рутин. Ребенок произносит одну и ту же фразу в ситуации коммуникативного взаимодействия.

Коммуникативно-речевая стратегия имеет целью создание правильной речевой среды и стиля эффективной коммуникации на базе адекватной возрасту и интересам ребенка. Данная стратегия не является основной в семейной логопедической работе с ребенком, так как без участия специалиста эффективность данной стратегии работы с семьей может сводиться к нулю, т.е. отсутствию речи.

Специалисты психолого-педагогического профиля знают исследования выдающихся отечественных и зарубежных ученых о возрастном кризисе трех лет, основным речевым новообразованием которого является фразовая речь. Данная стратегия выступает как фоновая и не является основной. Если существует динамика развития речи, целесообразно применять когнитивно-аналитическую стратегию для освоения элементарных навыков грамматического конструирования речи, но, как показывает практика, при ЗРР логопед выходит на эту стратегию значительно позже. Целью ее является практическое неосознанное усвоение грамматического конструирования.

Таким образом, выбор правильной логопедической стратегии может обеспечить достижение нормотипичного развития к трем годам, так как самым сенситивным периодом развития речи является ранний возраст.

В рамках обоснования каждой стратегии логопедического сопровождения ребенка особое внимание уделяется его диагностическому обследованию и анализу не только его лингвистической симптоматики, но и ее причин. В силу этого установление доверительного контакта с родителями ребенка, с родственниками, владеющими информацией о речевом развитии родителей, имеет важное значение. Стоит отметить, что доверительные отношения предполагают невозможность обсуждения этой информации вне стен логопедического кабинета, а значит, соблюдение профессиональной этики.

Рассмотрим структуру каждой стратегии.

1. Цель имитационной стратегии: активизация лепетных слов у безречевых детей.

2. Стратегический анализ:

2.1. диагностика актуального состояния речи;

2.2. диагностика речевой среды и стиля коммуникации с ребенком.

3. Стратегическая программа действий:

3.1. проектирование семейно-центрированной индивидуальной программы логопедического сопровождения ребенка: активизация отдельных звуков («у»-самолет летит), активизация слогов (звукоподражания), активизация лепетных слов;

3.2. проектирование сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗРР.

4. Реализация имитационной стратегии логопедического сопровождения ребенка с ЗРР и его семьи:

4.1. создание семейно-центрированной индивидуальной программы логопедического сопровождения ребенка;

4.2. реализация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗРР.

5. Стратегический контроль:

5.1. Проведение динамической диагностики речевого развития ребенка, внесение правок в индивидуальную программу реабилитации.

В арсенале ребенка раннего возраста может быть до 30 лепетных слов, но развитие его также будет классифицироваться логопедом как безречевое. В данном случае необходимо объяснить родителям ребенка, почему, несмотря на то, что он говорит, назвать эту речь общеупотребительной нельзя.

1. Цель коммуникативно-ситуационно-мотивирующей стратегии: активизация общеупотребительных слов и фраз.

2. Стратегический анализ:

2.1. диагностика актуального состояния речи;

2.2. диагностика речевой среды и стиля коммуникации с ребенком.

3. Стратегическая программа действий:

3.1. проектирование семейно-центрированной индивидуальной программы логопедического сопровождения ребенка: активизация общеупотребительных слов обиходно-бытовой тематики (близкие люди, игрушки, еда, одежда, транспорт), активизация фраз для рутинного взаимодействия без предъявления требований к звуковому и синтаксическому оформлению. Эти цели считаются краткосрочными;

3.2. проектирование сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗРР.

4. Реализация коммуникативно-ситуационно-мотивирующей стратегии логопедического сопровождения ребенка с ЗРР и его семьи.

4.1. реализация семейно-центрированной индивидуальной программы логопедического сопровождения ребенка;

4.2. реализация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗРР.

5. Стратегический контроль.

5.1. проведение динамической диагностики речевого развития ребенка, внесение правок в индивидуальную программу реабилитации.

Параллельно на этапе активизации общеупотребительных слов и фраз логопед и родители могут также применять имитационную стратегию, работая с речевыми штампами в рамках речевых стереотипов, связанных с постоянным рутинным взаимодействием.

Структура коммуникативно-аналитической стратегии рассматривается в дошкольном возрасте, когда формируются грамматические основы речи. Таким образом, именно логопед выбирает и реализует стратегию логопедического сопровождения ребенка с ЗРР и его семьи, опираясь на анализ речевой среды, актуального состояния речи, с четким пониманием последовательности своих профессиональных действий. Таким образом, практическая реализация комплекса стратегий в рамках ИПР позволяет выйти на показатели нормативного речевого развития детей с ЗРР в возрасте трех лет и предупредить появление вторичных психологических отклонений.

Выводы. Исходя из выше изложенного, логично сделать следующие выводы:

1) речевая функция ребенка с ЗРР формируется не только в силу действия биологических механизмов созревания и развития ЦНС, но и благодаря участию взрослых в воспитании ребенка, оказывающих стимулирующее воздействие на его речевую активность, обеспечивающих полноценное общение с ним [4];

2) упуская сенситивное время раннего периода детства, не обращаясь к логопедам, которые запускают речь, родители могут стать причиной его коммуникативных проблем, эмоциональных нарушений, поведенческих отклонений, что усугубляет возрастной кризис трех лет;

3) применяя вариативные стратегии раннего логопедического сопровождения, специалисты-логопеды помогают ребенку с ЗРР общаться с другими детьми в рамках игровой деятельности, используя необходимый набор естественных вербальных и невербальных механизмов, включая просодические характеристики.

В целях освоения современных технологий и стратегий организации логопедического сопровождения детей с ОВЗ, включая ЗРР, Мининский университет разработал цикл открытых курсов для логопедов-практиков и бакалавров соответствующего профиля подготовки: «Психологическое консультирование родителей, имеющих детей с ОВЗ», «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ», «Комплексное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования». Данные курсы предполагают совершенствование компетенций специалистов-логопедов в построении современных вариативных стратегий сопровождения детей с ЗРР и их семей.

Литература:

1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - Москва: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.

2. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативно-речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.Е. Дмитриева, Е.Ю. Медведева. - Нижний Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2021. - 162 с.

3. Жулина, Е.В. Логопедия: теория, диагностика, коррекция темпо-ритмических нарушений речи / Е.В. Жулина; Мининский университет. - Нижний Новгород: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - 92 с.

4. Жулина, Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в активизации экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития / Е.В. Жулина, И.В. Лебедева, Ю.Ю. Клюкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 130-134

5. Карелина, И.Б. Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста: монография / И.Б. Карелина. -Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. - 156 с.

6. Козырева, О.А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника / О.А. Козырева // Вестник Мининского университета - 2021. - №1. - Том 9. - С. 48-51

7. Мясников, И.Р. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ в межведомственной модели инклюзивного образования / И.Р. Мясников // Вестник Мининского университета. - 2021. - №3. - Том 9. - С. 6-17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.