Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
стран, потому что без знания языка мы никогда не постигнем другую культуру и не добьёмся эффективного сотрудничества» [2; 6].
По большей степени высшее образование в Азии копирует европейскую систему образования: «Корейская модель университетского образования складывалась под непосредственным японским влиянием. А поскольку японская образовательная модель, в свою очередь, была скопирована с немецкой, а точнее, с прусской модели, то можно прийти к выводу, что и сегодня в корейском образовательной системе господствуют фундаментальные принципы европейской (немецкой) классической модели образования» [4].
Русский язык в рамках национальной политики имеет прямое значение в развитии отношений Кореи и России, и нельзя не признать, что за столь небольшой срок сотрудничества обеих стран наш культурно-языковой обмен достигнул заметных высот. Однако на современном этапе нет достаточной информированности граждан обеих стран друг о друге: действуют устойчивые стереотипы в сознании русский и корейцев, многие конкурсы, форумы и программы доступны узкому кругу лиц. Тем не менее, в Корее русский язык находится на стадии возрастающего интереса, и русский язык вскоре станет действенным инструментом политики.
Библиографические ссылки
1. 2012 год станет Годом корейского языка в России и Годом русского языка в Корее. РУСКОР Рос-
сийско-корейское информационное агентство [Электронный ресурс.] URL: http://www.ruskorinfo.ru/data/ society/981/?sphrase_id=1698.
2. Catholic University of Daegu [Электронный ресурс.] URL: http://www.cataegu.ac.kr/english/intro/01. htm?left_menu=1.
3. Азиатско-Тихоокеанский регион // Конкурс по русскому языку в Сеуле провел Университет иностранных языков Хангук [Электронный ресурс.] URL: http://www.dvreclama. ru/dvbussines/atr/detail.php?blog= yujnaya_koreya&post_id=18914.
4. Издательский дом «Мир русского слова» [Электронный ресурс.] URL: http://www.spbmirs.ru/books/ 168.html.
5. Килина А. Н., Петрищев В. И. К вопросу о подготовке педагогов в Южной Корее //Социализация и межкультурная социализация в современном мире : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2011. 276 с.
6. Материалы личной электронной почты Пахи-лова Т. С. [Электронный ресурс.] URL: [email protected].
7. Приветственное слово - Посольство Республики Корея [Электрон. ресурс]. URL: http://rus-moscow.mofat.go.kr/languages/eu/rus-moscow/mission/greetings/index.jsp.
© Пахилова Т. С., Юрченко Д. С., 2013
УДК 001.6
Д. М. Пискорский Научный руководитель - Е. В. Тетерина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РЕКЛАМНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЫДЕННОГО ЗНАНИЯ
Обыденное знание является неотъемлемым и довольно значимым элементом познавательной деятельности. Оно представляет собой основу, которая обеспечивает базовую систему представлений человека о повседневной жизни.
Обыденное знание, опираясь на здравый смысл и повседневный опыт, служит для ориентации человека в реальной действительности. Основное место в обыденном знании отводится практическим знаниям, основанным на индивидуальном и массовом жизненном опыте. По мере развития науки, философии, искусства сфера обыденного сознания также расширяется и изменяется. Причем данное изменение очень часто опосредовано характером коммуникативных (в том числе рекламных) процессов. Каналами передачи знаний являются в первую очередь средства массовой информации, в особенности телевидение и специальные периодические издания, где в анонсах, отдельных статьях или передачах и рекламе преподносятся особым образом оформленные для неподготовленного потребителя знания [1].
Обыденное знание обеспечивает адаптацию личности в окружающем мире через упрощение воспри-
нимаемой им картины мира, создание разнообразных стереотипов. Стереотипы по своей сути - это определенное стандартное восприятие различных событий [2]. Также это могут быть и образы, сформированные человеческой психикой на основе личного или коллективного опыта. В рекламе стереотипы используются повсеместно. Достаточно вспомнить образы усталой домохозяйки; не успевающего подготовиться к экзамену студента; мускулистого металлурга, работающего в поте лица; успешного делового человека, спешащего куда-то с портфелем в одной руке и сотовым телефоном в другой. Используя стереотипы, рекламисты упрощают себе работу по передаче огромного количества информации. Например, зритель видит изображение женщины в белом халате; на ее шее висит фонендоскоп. Эту женщину можно не представлять за кадром. Ей не нужно говорить слова. За счет сложившегося стереотипа зритель сразу воспринима-
Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»
ет женщину как врача - психология человека сама «додумывает» недостающие детали.
Сложившиеся стереотипы характерны не столько для отдельного человека, сколько для всего общества. Огромное количество видов молочной продукции «Домик в деревне» преподносится телезрителям в виде диалогов доброй бабушки и ее многочисленного семейства. Пожилая приятная женщина в очках и с платком на плечах с неизменно доброй улыбкой угощает своих детей и внуков то молоком, то кефиром, то сметаной, подавая их обязательно в глиняном горшочке. Создан «типичный» стереотип деревни. Несмотря на то, что на текущий момент большинство горожан даже не знают, где находится деревня, не говоря уже о том, что не представляют себе на вкус настоящие деревенские молочные продукты, в памяти поколений давно запечатлено: «Деревенское значит натуральное и очень полезное».
Стереотипы, безусловно, являются мощным инструментом, но есть еще и архетипы. Главное отличие архетипа от стереотипа заключается в том, что стереотип - это стандартизированное, привычное, общепринятое восприятие. Архетипы же универсальны, они заложены в коллективном бессознательном и побуждают человека относиться к ситуации определенным образом. Стереотипы навязываются обществом, а архетипы представляют собой прообраз, так называемую первичную модель мышления конкретного человека.
Возьмем, например, два известнейших и конкурирующих между собой бренда: Coca-Cola и Pepsi-Cola. Первый продвигает свой товар как напиток для семьи, напиток для праздника. Pepsi же рекламируется под лозунгом «Бери от жизни все!». В данном случае представлены два совершенно разных архетипа, идеально подходящих под каждый из напитков. Pepsi стал популярным напитком для молодежи, в которой сочетались архетипы «Искатель» и «Герой». Это характер людей,
постоянно готовых к чему-либо новому, стремящихся добиться успеха во всем. Основной принцип жизни таких людей - получение максимального удовольствия и предназначен для людей, чьи архетипы «Славный малый», «Ребенок» и «Друг». Для таких типов характера главное - теплые отношения внутри семьи и ощущение хорошего праздника. Так, перед каждым Рождеством неизменно появляется реклама под запоминающуюся мелодию «Праздник к нам приходит». Для людей, принадлежащих к архетипу «Друг», главной ценностью является человеческое общение. Хорошие отношения в коллективе - едва ли не самая важная цель, и «Друг» будет делать все, чтобы добиться этого. При выборе какого-либо товара человек в первую очередь станет основываться на мнении окружающих, по возможности не выделяясь из общей массы.
Будучи зафиксированным в наглядной форме рекламного сообщения, обыденное знание является мо-тивационно-нормативным регулятором, предписывая, как и зачем следует действовать. Рекламные тексты становятся образцовой моделью человеческой деятельности. Таким образом, обыденное знание, зафиксированное в форме неких поведенческих рецептов и предписаний в рекламе, выполняет мотивационную, регулирующую функцию.
Библиографические ссылки
1. Сыркина А. Н. Понятие и сущность обыденного знания и роль рекламы в его формировании и организации // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. [Электронный ресурс]. URL: http://www.teoria-practica.ru/ru/-8-2012.html.
2. Кленин Д. Использование стереотипов и архетипов в рекламе [Электронный ресурс]. URL: http://planetasmi.ru/blogi/comments/3308.html.
© Пискорский Д. М., 2013
УДК 659.1
А. А. Савушкина Научный руководитель - Е. В. Титов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РЕКЛАМА КАК СУБЪЕКТ АТРОФИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Представлена проблема влияния рекламы на формирование личности. Отражена негативная роль рекламной информации, как нормативной составляющей поведения и одновременно как стандарта жизнедеятельности, приводящая к потере индивидуальности.
Современная постиндустриальная цивилизация обусловила появление новейших информационных технологий, превративших информацию в основную ценность личности и общества. В информационной системе значительную роль играет реклама. Ценность оперативной информации для жизнедеятельности общества возрастает, следовательно, растет и влияние рекламы, как одного из основных направлений оперативных информационных потоков. Количество знаний, необходимых для взаимодействия общества и
личности постоянно увеличивается. Приоритетность отдается оперативной информации, которая обращается к эмоциональной составляющей человеческого сознания. Реклама, предоставляя информацию в сочетании с эмоционально-психологическим воздействием на человека, приобретает все большее значение для индивида и общества.
Реклама уже давно является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Она предлагается нашему вниманию в различных видах: печатном, телеви-