ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 1 (37). С. 89-94. УДК 930
Б01 10.24147/2312-1300.2023.10(1).89-94
А. В. Якуб, Н. В. Якуб
РЕКЛАМНО-АГИТАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ «ПОЧТОВОЙ ДИПЛОМАТИИ» СССР
В 1920-1930-е гг.
Рассматриваются основные этапы и содержание «почтовой дипломатии» СССР в 1920-1930-е гг. как части публичной дипломатии. Даётся характеристика «почтовой дипломатии», представленной разного рода рекламно-агитационными наклейками, почтовыми карточками и почтовыми конвертами, в рамках которой она прошла путь от преобладания коммерческой рекламы, связанной прежде всего с периодом НЭПа, до сугубо политической агитации и пропаганды периода первых пятилеток, отражавшей быстро меняющуюся международную обстановку.
Ключевые слова: СССР; внешняя политика; публичная дипломатия; «почтовая дипломатия»; рекламно-агитационные почтовые карточки; почтовые конверты.
В качестве одного из элементов публичной дипломатии в 1920-1930-е гг. в Советском государстве сформировалась так называемая «почтовая дипломатия», которая предполагала продвижение имиджа СССР не только внутри страны, но и за рубежом с помощью знаков почтовой оплаты, почтовых конвертов и карточек.
В осуществлении этой политики можно выделить два основных этапа, содержание которых напрямую зависело как от внутриполитической обстановки в стране, так и от тех задач, которые ставились партийно-советским руководством на внешнеполитической арене. Первый этап был связан с периодом введения и расцвета НЭПа в СССР, охватывая 1923-1929 гг. Его главной особенностью было сращивание политических и экономических интересов такой государственной структуры, как почта, основывавшей свою деятельность на существовавшей в стране почтовой монополии и запрете на частнопредпринимательскую деятельность в этой области.
Непосредственным исполнителем этой политики был Народный комиссариат почт и телеграфов (НКПиТ), в структуре которого по инициативе его руководства в 1923 г. было создано почтово-рекламное агентство «Связь». Оно начало свою работу в Москве, но уже вскоре были открыты окружные агентства в Петрограде (Ленинграде), Киеве, Одессе, Харькове, Симферополе, Ростове-на-Дону и Самаре. Первоначально в работе агентства преобладало именно рекламное направление, связанное с размещением информации о деятельности государственных и частных предприятий, рекламных объявлений о различной продукции, прежде всего для внутреннего рынка.
С этой целью НКПиТ 15 октября 1923 г. издаёт специальный циркуляр № 11/1539 «О введении в обращение рекламно-товар-ных марок, выпускаемых агентством "Связь" при НКПиТ». Согласно этому циркуляру предписывалось, что «...в целях содействия широкому распространению продукции госпромышленности и оповещения населения
© Якуб А. В., Якуб Н. В., 2023
0 различных государственных начинаниях, рекламно-издательское и коммерческое агентство "Связь" при НКПиТ приступило к выпуску рекламных марок, которые подлежат распространению через почтово-теле-графные предприятия среди населения путём наклейки на них обычных знаков почтовой оплаты, вместе с коими они продаются по цене обыкновенных марок». Начальникам почтово-телеграфных предприятий предписывалось «... беспрепятственно принимать рекламные марки с наклеенными на них червонными почтовыми марками в оплату всех видов почтовых отправлений, выпуская их в продажу в первую очередь» .
Именно на 1923-1926 гг. приходится основное количество почтово-рекламных наклеек самой разной тематики [1]. Безусловно, основная масса почтово-рекламных наклеек была направлена на продукцию, которую предполагалось реализовывать на внутреннем рынке. Однако среди этих наклеек было небольшое количество, своим содержанием ориентированное на растущие интересы Советского государства в развёртывании международных экономических связей. Среди них можно выделить несколько групп. Первую составляли наклейки с рекламой организаций, связанных с осуществлением экспортно-импортных операций: акционерное общество «Государственная экспортно-импортная контора» (Госторг; образовано в 1922 г. как структурное подразделение Наркомата внешней торговли); Всероссийский кожевенный синдикат (учреждён
1 апреля 1922 г.). Вторая группа была связана с деятельностью банков, которые вели, в том числе, международные операции или были привлекательны для зарубежных инвесторов и концессионеров: Электробанк (создан в 1924 г. с целью финансирования работ по электрификации страны). Третья группа -это рекламные наклейки действовавших на территории СССР концессионных предприятий: «Ричард Кобленц» (Richard Koblitz GmbH, латвийская фирма, основанная ещё в императорской России в 1901 г., по производству систем отопления, имевшая концессионное соглашение); «Шарикоподшипник SKF» (шведская фирма, имевшая концессионное соглашение с 1923 г.). Последнюю, четвёртую, группу составляли наклейки
с рекламой советских морских перевозок как грузов, так и пассажиров: акционерное общество «Совторгфлот» (Совторгфлот; создано 18 июля 1924 г. постановлением СТО СССР при Наркомате морского флота); пас-сажирско-транспортное акционерное общество «Союзфлот» (Союзфлот; устав утверждён 11 марта 1925 г.) [1, с. 596-612]. Особенностью этих почтово-рекламных наклеек было использование в рекламном тексте не только русского, но и главных европейских языков - английского, французского и немецкого. Тиражи этих наклеек были относительно высоки и колебались от 50 тыс. до 100 тыс. экз.
Однако к началу 1926 г. стало очевидным, что использование почтово-рекламных наклеек, которые были довольно большого размера, на лицевой стороне почтовых конвертов и иных видов почтовых отправлений создаёт серьёзные затруднения в написании адресов получателей и отправителей. Вероятно, с этим связано появление циркуляра НКПиТ от 28 июля 1926 г. № 37/373, который «... разрешил агентству "Связь" печатать рекламные марки, не оставляя места для наклейки почтовых марок, и наклеивать их на оборотную сторону телеграмм и писем -входящих и исходящих - в сроки и в местах по указанию заказчиков»2.
В связи с этим НКПиТ решил изменить формат почтово-рекламной деятельности и в том же 1926 г. предпринял первую попытку использовать с этой целью специально изданные почтовые карточки, на которых текст и изображение рекламы были размещены в их левой части. Однако тематика рекламы несколько изменяется. Сохраняется лишь реклама Госторга РСФСР и Союзфло-та. Сокращается тираж этих карточек - до 25 тыс. экз., а тексты печатаются исключительно на русском языке [2, с. 4-7].
Вероятно, такая перестройка в графике и месте расположения рекламного материала была связана также, по мнению В. Алойца, с тем, что по мере развития НЭПа вопросы повседневной настойчивой рекламы продукции государственных предприятий постепенно теряли свою остроту и актуальность. В итоге после 1926 г. новых почтово-реклам-ных наклеек НКПиТ более не выпускал, в обращении оставались остатки ранее вы-
пущенных, а в 1929 г. агентство «Связь» было ликвидировано [3, с. 65].
Опыт с почтовыми карточками оказался более удачным, и с 1930 г. начинается второй этап в деятельности НКПиТ, а затем Народного коммисариата связи (НКС) СССР в области продвижения «почтовой дипломатии» Однако сразу следует указать на принципиальную разницу первого и второго этапов, которая заключалась в коренном изменении тональности подобной почтовой продукции: от фактически чистой рекламы - к агитации и пропаганде внешнеполитической деятельности СССР, хотя одновременно сохранялись элементы рекламной деятельности в области продвижения благоприятного имиджа Советского Союза за рубежом.
Первоначально советское почтовое ведомство пыталось использовать опыт ликвидированного агентства «Связь», начав выпуск рекламно-агитационных почтовых карточек. Их тексты и изображения сохранили стандартные атрибуты рекламной продукции. В частности, издания 1930 г. были посвящены рекламе Резинотреста (на английском языке), особенностью которых стало использование в качестве почтовых атрибутов таких карточек не только русского, но и языков всех республик, на тот момент входивших в состав СССР. Продолжилась реклама Совторгфлота, направленная на возможности морских поездок с целью отдыха (тираж 1 млн экз.). Однако появляются новые объекты рекламы, в частности экспорт отечественных спичек (текст на английском языке, почтовые атрибуты карточки на русском и белорусском языках) [2, с. 12].
Особую группу почтовых карточек и конвертов в 1930-1931 гг. составили издания, посвящённые международному туризму. В условиях «реконструкционного периода» первой пятилетки обострилась потребность в иностранной валюте. Форма общественной дипломатии, ориентированная на пропаган-дистско-агитационное привлечение «политических туристов», такую задачу выполнить не могла. Валюту могли принести только коммерческие туристы. 12 апреля 1929 г. был подписан протокол о создании государственного акционерного предприятия «Интурист», начата работа по созданию зарубежной сети представительств и аналогичных представи-
тельств внутри страны [4]. Одной из ключевых задач, поставленных перед руководством «Интуриста», было совмещение политической (создание позитивного образа СССР среди зарубежных потребителей туристских продуктов) и коммерческой (привлечение иностранной валюты) деятельности. В качестве одного из вариантов решения данной задачи было привлечение возможностей почтового ведомства для размещения соответствующей рекламы. Результатом этого стало появление в 1930 г. почтовых карточек, а в 1931 г. почтовых конвертов, при оформлении которых фактически использовался формат плаката. Такое оформление почтовых изданий объяснялось рядом преимуществ, которыми обладает плакат как изображение: постоянство обращения к адресату; устойчивость и яркость образа; повышенная доступность, поскольку информационные тексты присутствуют здесь в виде краткого призыва, огромные тиражи (до 1 млн экз.) [5, с. 44-45].
Именно такой алгоритм «почтовой дипломатии» был опробован на рекламно-аги-тационных почтовых карточках и конвертах, которые рекламировали возможности иностранного туризма в СССР, отталкиваясь от лозунга «Посетите СССР», включая посещение обеих столиц - Москвы и Ленинграда -с их достопримечательностями, позиционируя места для отдыха - Кавказ и Крым, а также предлагая речные круизы по Волге. Тексты-плакаты были исполнены на английском языке, а выходные данные этой почтовой продукции, кроме русского языка, печатались также на языках союзных республик. Кроме того, как реклама комфортного размещения зарубежных туристов в СССР делалось предложение воспользоваться услугами ещё одной государственной организации -специализированной гостиничной структуры - ВАО «Отель» [2, с. 13, 58-59]. Однако большого успеха подобная «почтовая дипломатия», по-видимому, не имела, так как в целом в 1931-1933 гг. международный туризм фактически оказался проваленным, а выпуск подобного почтового материала быстро сошёл на нет. Последние попытки реанимировать туристическую направленность почтовой дипломатии были предприняты в 1932 г., когда в последний раз были
выпущены рекламно-агитационные почтовые карточки, посвящённые «Интуристу» и ВАО «Отель», правда, достаточно большими тиражами - 1 млн и 2 млн экз. соответственно [2, с. 35, 42].
На смену коммерческой «почтовой дипломатии» шла «почтовая дипломатия» политическая. Главным предметом агитации и пропаганды стала деятельность Международной организации помощи борцам революции (МОПР), имевшей свои секции в 19 странах, многие из которых действовали на нелегальном положении. Пик деятельности МОПР приходится на 1932 г., когда в её состав входило 70 национальных секций, а количество членов организации насчитывало 14 млн чел., из них более 8 млн - в СССР3. Первый выпуск рекламно-агитационных карточек с призывами вступать в ряды МОПР и оказывать всемерную поддержку угнетённым представителям рабочего класса за рубежом был осуществлён в 1930 г. общим тиражом 1 млн экз. В последующие годы эта практика была продолжена, более того, была расширена аудитория за счёт призывов активно участвовать в борьбе за солидарность с рабочим классом зарубежных стран советских школьников. После работы московского конгресса МОПР в 1932 г. вместо почтовых карточек стали использоваться почтовые конверты для закрытых писем, где текст размещался на оборотной стороне конверта. Последний раз подобные рекламно-агитацион-ные конверты с призывами поддержать деятельность МОПР появляются в 1934 г., при этом основной акцент призывов и лозунгов смещается на увеличение количества ячеек МОПР в СССР, в том числе создания в каждой советской школе кружков юных друзей МОПР. Однако в 1935 г. НКС СССР прекратил выпуск рекламно-агитационных почтовых конвертов в целом, что естественным образом означало свёртывание политической «почтовой дипломатии» [2, с. 15, 22, 25, 28, 34, 70, 71, 82, 87, 90; 6, с. 90-92].
Тем не менее в этой сфере политической агитации и пропаганды имели место разовые политические акции, в частности выпуск
почтовых карточек с осуждением судов Линча в США (1931 г.), с общими призывами крепить международную пролетарскую солидарность (1931 г.) [2, с. 29].
Однако самой распространённой формой «почтовой агитации» стало размещение с 1932 г. на почтовых карточках и почтовых конвертах рекламы знаменитого Торгсина. Вновь на данный вид почтовой продукции возвращается рекламный текст на английском языке, активно пропагандируются возможности этой специфической торговой организации как для зарубежных, так и для отечественных покупателей, в том числе возможности использования заграничных переводов. Хотя в целом подобная рекламно-агитационная деятельность советской почты была ориентирована на узкий круг иностранных и советских покупателей, однако тиражи, особенно почтовых конвертов, были по тем временам огромны, достигая 10 млн экз. каждого вида [2, с. 74, 83, 89, 90].
Таким образом, «почтовая дипломатия», представленная разного рода рекламно-агита-ционными наклейками, почтовыми карточками и почтовыми конвертами, в 1920-е - середине 1930-х гг. прошла путь от преобладания коммерческой рекламы, связанной прежде всего с периодом НЭПа, до сугубо политической агитации и пропаганды, которая отражала быстро меняющуюся международную обстановку. В итоге с середины 1930-х гг. единственной формой «почтовой дипломатии» становятся советские знаки почтовой оплаты (почтовые марки), которые взяли на себя функцию визуализации достижений и преимуществ советского строя и образа жизни для жителей зарубежных государств.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бюллетень Народного комиссариата почт и телеграфов. - 1923. - № 40. - С. 2.
2 Бюллетень Народного комиссариата почт и телеграфов. - 1926. - № 25.
3 См.: Стасова Е. Д. 10 лет МОПР : перераб. докл. на Всемир. конгр. МОПР (нояб. 1932 г.). -М. : Изд-во ЦК МОПР СССР, 1933. - 53 с.; Вопросы агитационной работы МОПР в СССР. -Рига : Соцэгиз Латв. ССР, 1941. - 84 с.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зверев А. В. Каталог почтовых марок Российской империи, РСФСР и СССР 1857-1960. - 3-е изд. -М., 2018. - 648 с.
2. Рекламно-агитационные почтовые карточки и конверты : каталог : СССР, 1924-1980 / под ред.
B. Б. Загорского. - СПб. : Стандарт-Коллекция, 2008. - 96 с.
3. Алойц В. Советские почтово-рекламные этикетки // Советский коллекционер. - 1971. - Вып. 9. -
C. 62-72.
4. Березовая Л. Г. «Интурист»: у истоков иностранного туризма в СССР // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2016. - Т.10, № 4. - С. 10-19.
5. Воронкова Л. П., Афанасьев О. Е., Мармер Л. И. Исторические плакаты «Интуриста»: у истоков формирования туристского имиджа страны // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2016. - Т. 10, № 4. - С. 41-62.
6. Якуб Н. В. МОПР, почта и филателия в СССР в довоенный период (1922-1935 гг.) // Результаты современных научных исследований и разработок : сб. ст. XV Всерос. науч.-практ. конф., 23 нояб. 2021 г., Пенза. - Пенза : Наука и просвещение, 2021. - С. 90-92.
Сведения об авторах
Якуб Алексей Валерьевич - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории международных отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]
Якуб Наталья Валерьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории международных отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
Информация о статье
Дата поступления 20 декабря 2022 г.
Дата принятия в печать 17 января 2023 г.
Для цитирования
Якуб А. В., Якуб Н. В. Рекламно-агитационный компонент «почтовой дипломатии» СССР в 1920-1930-е гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2023. Т. 10, № 1 (37). С. 89-94. й01: 10.24147/2312-1300.2023.10(1).89-94.
A.V. Yakub, N.V. Yakub
ADVERTISING AND AGITATION COMPONENT OF THE "POSTAL DIPLOMACY"
OF THE USSR IN THE 1920s - 1930s
The main stages and content of the "postal diplomacy" of the USSR in the 1920s - 1930s as part of public diplomacy are considered. The characteristic of "postal diplomacy" is given, represented by various kinds of advertising and propaganda stickers, postcards and postal envelopes, in which it went from the predominance of commercial advertising, primarily associated with the NEP period (1st period), to purely political agitation and propaganda of the period of the first five-year plans, reflecting the rapidly changing international situation (2nd period). As a result, since the mid-1930s, Soviet postal payment signs (postage stamps) have become the only form of "postal diplomacy", which have assumed the function of visualizing the achievements and advantages of the Soviet system and lifestyle for residents of foreign countries.
Keywords: USSR; foreign policy; public diplomacy; "postal diplomacy"; advertising and propaganda postcards; postal envelopes.
REFERENCES
1. Zverev A.V. Katalogpochtovykh marokRossiiskoi imperii, RSFSR i SSSR 1857-1960 [Catalogue of postage stamps of the Russian Empire, RSFSR and USSR 1857-1960], 3rd ed., Moscow, 2018, 648 p. (in Russian).
2. Zagorskii V.B. (ed.). Reklamno-agitatsionnye pochtovye kartochki i konverty [Promotional postcards and envelopes], Catalog, USSR, 1924-1980, St. Petersburg, Standart-Kollektsiya Publ., 2008, 96 p. (in Russian).
3. Aloits V. Sovetskie pochtovo-reklamnye etiketki [Soviet postal and advertising labels]. Sovetskii kollektsioner [Soviet collector], 1971, iss. 9, pp. 62-72. (in Russian).
4. Berezovaya L.G. "Inturist": u istokov inostrannogo turizma v SSSR ["Intourist": at the origins of foreign tourism in the USSR]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Modern problems of service and tourism], 2016, vol. 10, no. 4, pp. 10-19. (in Russian).
5. Voronkova L.P., Afanas'ev O.E., Marmer L.I. Istoricheskie plakaty "Inturista": u istokov formirovaniya turistskogo imidzha strany [Historical posters of "Intourist": at the origins of the formation of the tourist image of the country]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Modern problems of service and tourism], 2016, vol. 10, no. 4, pp. 41-62. (in Russian).
6. Yakub N.V. MOPR, pochta i filateliya v SSSR v dovoennyi period (1922-1935 gg.) [MOPR, mail and philately in the USSR in the pre-war period (1922-1935)]. Rezul'taty sovremennykh nauchnykh issledovanii i razrabotok [Results of modern scientific research and development], collection of articles of the XV All-Russian Scientific and Practical Conference, November 23, 2021, Penza, Penza, Nauka i prosveshchenie Publ., 2021, pp. 90-92. (in Russian).
About the authors
Alexey V. Yakub - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of History and Theory of International Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia) Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
Natalia V. Yakub - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Theory of International Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
Article info
Received
December 20, 2022
Accepted January 17, 2023
For citations
Yakub A. V., Yakub N.V. Advertising and Agitation Component of the "Postal Diplomacy" of the USSR in the 1920s - 1930s. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2023, vol. 10, no. 1 (37), pp. 89-94. DOI: 10.24147/ 2312-1300.2023.10(1).89-94 (in Russian).