Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 192-199. УДК 930
Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(1).192-199
А. В. Якуб, Н. В. Якуб
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ЧАСТНАЯ ПОЧТА: ПОЧТОВЫЙ ЭПИЗОД СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПЕРИОДА ДЕЙСТВИЯ БРЕСТСКОГО-ЛИТОВСКОГО МИРА 1918 г.
Рассматривается проблема взаимодействия государственной и частной почты в Советской России в начальный период гражданской войны (1918 г.) в условиях действия Брестского мира. Основное внимание уделяется деятельности Немецко-Балтийского комитета, созданного при консульстве Германии в Петрограде, открытого после подписания Брестского мира весной 1918 г. Определяются цели, задачи и механизм функционирования частной почты Германо-Балтийского комитета. Характеризуется специфика почтовых связей между РСФСР и зарубежными странами в условиях начавшейся военной интервенции против советского государства.
Ключевые слова: международные отношения; РСФСР; Германская империя; Брест-Литовский договор; Балтийско-Немецкий комитет; государственная и частная почта.
Почта и знаки почтовой оплаты являются единым целым, сохраняя такую связь даже в эпохи серьёзных социально-политических потрясений. События 1917 г. первоначально мало повлияли на общую политику молодого советского правительства в области почтово-телеграфной деятельности. Декрет ВЦИК об образовании Рабочего и Крестьянского правительства, принятый на Втором Всероссийском съезде Советов в ночь с 26 на 27 октября 1917 г., установил контроль над старыми министерствами Временного правительства. Согласно декрету народным комиссаром по Министерству почт и телеграфов был назначен большевик Н. П. Авилов (Глебов) .
Новое руководство почтово-телеграфно-го ведомства практически сразу было озабочено тем, чтобы остановить процесс дальнейшего разрушения почтово-телеграфной связи в России, начавшегося ещё в предшествующий период. Главным инструментом в этом стало решение двух задач. Первая была связана с борьбой против саботажа части почтово-телеграфных работников, не принявших новую власть . Второй задачей было сохранение лояльности той части почтово-телеграфных служащих, которые были готовы сотрудничать с новой властью. С этой
целью СНК по прямому указанию В. И. Ленина на рубеже 1917 и 1918 гг. выделил несколько крупных финансовых траншей Министерству почт и телеграфов на увеличение окладов и выплату экстраординарных поощрений чинам этого Министерства3.
25 декабря 1917 г. Министерство почт и телеграфов было окончательно преобразовано в Народный Комиссариат почт и телеграфов, а 2 марта 1918 г., после обсуждения на Малом Совнаркоме РСФСР, был принят декрет, согласно которому «все служащие почтово-телеграфного ведомства, как исполняющие непрерывную государственную работу, приравниваются к лицам, несущим обязательную трудовую повинность, и потому никаким иным видам трудовой повинности, сверх обязанностей, возлагаемых на них по службе, не подлежат» .
Появление этого декрета фактически совпало с завершением переговоров вокруг подписания мирного договора между Советской Россией и странам Четверного союза в Брест-Литовске, который, как известно, породил серьёзные внутренние противоречия среди партийно-советских лидеров [1-3]. В сфере урегулирования отношений с этими государствами не осталась в стороне и рос-
сийская почта. Следует отметить, что попытки сохранить функционирование международных почтовых связей к этому времени предпринимались, хотя в условиях фактического состояния войны Советской России, прежде всего с Германией, это было серьёзно затруднено. Об этом свидетельствуют почтовые отправления из Советской России, данные о которых приводят зарубежные специалисты в области истории почты и филателии. Так, Г. Вербицкий приводит письмо, отправленное из Петрограда 7 декабря 1917 г. с надписью рукой на конверте: «Через Брест-Литовск». Первоначально письмо, пройдя цензуру в Петрограде, попало в Вену, а уже оттуда отправлено адресату в г. Аттензее, близ Зальцбурга. Он пишет: «Если считать, что это письмо подлинное, то почтовая связь между Советской Россией и Центральными Державами была восстановлена почти сразу после ноября 1917 года» [4].
Однако ряд почтовых отправлений из Советской России на территорию Прибалтики свидетельствует об обратном. Хотя они прошли почту (первичную обработку) в Москве и Петрограде в конце 1917 г., но были доставлены адресатам уже в оккупированную германскими войсками часть Прибалтики после заключения Брестского мира. Это почтовая карточка, первоначально погашенная в Москве 27 декабря 1917 г., затем перенаправленная в Петроград, где прошла цензурную проверку, но в итоге адресату отправлена не была и хранилась в Петрограде в течение 5 месяцев. Затем она была доставлена в Ригу и оттуда адресату в Ревель (Таллинн). Вторая почтовая карточка была отправлена из части Красной Армии, расположенной на территории Финляндии, 27 января 1918 г. в г. Пярну (Эстония). Карточка прошла цензуру в Петрограде и также находилась там до момента восстановления официальных почтовых связей между Советской Россией и Германией. Наконец, почтовая карточка, отправленная 16 февраля 1918 г. из Омска, Атаманского хутора, в Валку / Валгу. Прошла цензуру в Петрограде и хранилась до июня 1918 г., когда попала в Ригу, а затем адресату [5].
Существуют, однако, единичные свидетельства, что некоторые почтовые отправления прорывались сквозь существующие пре-
грады на путях международного почтового обмена, в том числе и с Германией, в начале 1918 г. Так, А. Кугель приводит данные о заказном письме, которое было франкировано в соответствии с международным тарифом, установленным ещё в период Временного правительства и в начале 1918 г. ещё не отменённым Советским правительством. Оно было отправлено 21 января 1918 г. из Петрограда, через Кёнигсберг, в г. Золлинген в Германии, пройдя все необходимые российские и германские цензурные барьеры [6].
По-видимому, после подписания Брестского мира и его ратификации 15 марта 1918 г. международная почтовая связь начала оживать, что заставило руководство страны пересмотреть действовавшие ещё с лета
1917 г. международные почтовые тарифы. Уже 6 марта появляется специальное постановление Народного комиссариата почт и телеграфов, которое гласило: «В изменение постановления бывшего министра почт и телеграфов от 25 августа 1917 года, касающегося оплаты международных почтовых отправлений, все таксы весового, страхового и за заказ сборов за эти отправления, а именно за письма, почтовые карточки, бандероли и посылки, устанавливаются в тройном размере против размеров этих такс, действовавших до 1 сентября минувшего года. Указанный тройной почтовый сбор применяется во всех прочих случаях, в коих требуется оплата почтовыми сборами». Данное постановление было введено в действие с 10 марта
1918 г.6
Однако, эти робкие попытки каким-то образом решить вопросы, связанные с международной почтовой связью, которая не должна была действовать в ущерб, в том числе экономический, советскому государству, натолкнулись на крайне сложное положение в области почтово-телеграфного дела в РСФСР. В специальном декрете, посвя-щённом управлению почтово-телеграфным делом, принятым СНК 27 (14) апреля 1918 г., в преамбуле прямо указывалось: «Почтово-телеграфное дело РСФСР переживает период тяжёлой разрухи. Среди многих причин этой разрухи главное место занимает отсутствие соответствующего организационного аппарата по управлению почтово-телеграфным делом на местах, отвечающего новым нача-
лам жизни Советской Республики». Другими причинами назывались вмешательство местных органов власти в деятельность почтово-телеграфного ведомства и сохранявшийся бойкот со стороны некоторой части почтово-телеграфных служащих. Соответствующие статьи декрета (ст. 1, 9, 10, 11) должны были устранить эти проблемы7.
В этих условиях иностранным подданным, находившимся на территории Советской России, приходилось изыскивать альтернативные государственной почтовой службе способы отправки корреспонденции за границу. Одним из таких способов стало создание частных почт. Частная почта - это частное почтовое учреждение, сфера деятельности которого, как правило, ограничивается небольшим районом или городом, а также деятельность частных лиц или частных почтовых учреждений по пересылке почтовых отправлений. Однако в условиях сложных международных отношений весны - лета 1918 г. функции частной почты могли взять на себя специальные структуры, которые создавались при иностранных представительствах на территории Советской России. Одной из таких структур стал Германо-Балтийский комитет в Петрограде, созданный при консульстве Германии, открытом после подписания Брестского договора.
Германо-Балтийский комитет стал инициатором выпуска специальной марки. Впервые эту марку описал в своих воспоминаниях русский эмигрант Г. Шенец. Он упоминал о том, что сразу после открытия немецкого консульства в Петрограде после подписания Брест-Литовского мира, появились сведения о том, что через него на территорию Гетманской Украины отправляются ценные посылки. Они принимались не в самом консульстве, а по другому адресу, но рядом с входом в помещение, по воспоминаниям Г. Шенеца, находилась табличка «Германо-Балтийский комитет». Правда, он не припоминает того факта, что при оформлении посылок, которые он собирался отправить на Украину, в Харьков, ему не потребовалось приобретать каких-либо специальных марок [7].
Эта марка вызвала неподдельный интерес у главного специалиста еще с дореволюционных времен в области русской филателии и знаков почтовой оплаты, также прожи-
вавшего тогда в Германии, К. Шмидта [8; 9]. Он, по его словам, обратился к людям, которые имели прямое отношение к Германо-Балтийскому комитету. Они подтвердили, что подобная структура при Германском консульстве в Петрограде была создана в марте 1918 г. Её целью было оказание содействия лицам немецкого происхождения, которые в годы войны и революций оказались за пределами прибалтийских губерний и теперь на основе дополнительных статей к Брестскому миру изъявили желание вернуться на родину [10].
Так, согласно главам и статьям Русско-Германского Дополнительного договора от 3 марта 1918 г. «граждане одной из сторон, которые при начале войны имели местожительство на территории противной стороны или имели там промышленное или торговое предприятие и которые там больше не находятся, могут вернуться обратно, как только противная сторона не будет более находиться в состоянии войны» (гл. 5, ст. 18, § 2; гл. 6, ст. 21). Функцию по организации реэмиграции должны были взять на себя германские комиссии, которые создавались в России для возвращения на родину немецких военнопленных (гл. 5, ст. 17, § 1; гл. 6, ст. 21)8.
Связь с бывшими прибалтийскими губерниями, оккупированными к этому времени немецкими войсками, как раз и была возложена на данную структуру, связанную с германским консульством. Вероятно, отсюда происходило и само название данной организации. Как указывает К. Шмидт, круг лиц, пользовавшихся этой частной почтой, был весьма ограничен. Принимались письма и небольшие пакеты, за отправку которых взималась такса в один рубль, марка соответствующего достоинства наклеивалась служащими комитета на все почтовые отправления и гасилась специальными штемпелями на немецком языке. Публике данные марки на руки не продавались.
Из Прибалтийских губерний специальные курьеры привозили обратную корреспонденцию, которая вновь в самом комитете оформлялась теми же марками по тому же тарифу. Марки наклеивались на всю пришедшую в Комитет корреспонденцию и гасились специальным штемпелем с текстом на русском языке. Доставленные в Петроград
отправления после такой обработки на дом адресатам не доставлялись, а раздавались в самом Комитете в определённый день и час. Получатель в ходе такой процедуры оплачивал таксу в один рубль [10].
Таким образом, подобные «знаки почтовой оплаты» вряд ли можно отнести к собственно почтовым маркам, поскольку они фактически выполняли функции служебных марок, обеспечивающих денежные сборы Германо-Балтийского комитета для обеспечения дополнительного вознаграждения служащим комитета и курьерам, доставлявшим данную корреспонденцию в и из прибалтийских губерний бывшей Российской империи. Об этом свидетельствует значительно более высокий тариф, установленный частной почтой Комитета, - 1 руб., хотя установленные к тому времени официальные почтовые тарифы на пересылку международной корреспонденции государственной почтой были значительно ниже: стоимость пересылки простой почтовой карточки за рубеж равнялась 12 коп., заказной почтовой карточки -42 коп., а закрытое письмо должно было франкироваться на сумму 30 коп., а в случае заказного закрытого письма сумма равнялась 60 коп. [11, с. 32-33].
Поэтому вряд ли данные «марки» можно с полной очевидностью отнести даже к маркам частной почты, а уж тем более к маркам под рубрикой «Военные формирования», как это предлагается делать некоторыми российскими специалистами в области филателии [12, с. 47; 13, с. 188].
Вероятно, деятельность данной «частной почты» оказалась непродолжительной. Необходимость в ней фактически отпала после подписания 8 августа 1918 г. соглашения между Россией и Германией о почтовом, телеграфном и железнодорожном сношении, согласно которому все почтово-телеграфные сношения между двумя странами регулировались Конвенцией о Всемирной почтовом союзе и двусторонними договорами и соглашениями, заключёнными в этой области ещё между Российской империей и Германией, действие которых возобновлялись согласно заключённому в Брест-Литовске миру9.
Это подтверждается резко возросшим объемом прямого почтового обращения между Россией и Германией и оккупированными
последней территориями, о чём свидетельствуют данные, приводимые специалистами в области русской филателии. Количество почтовых отправлений из пределов РСФСР в страны Четверного союза, ещё до подписания Соглашения, возрастает с начала июня 1918 г., при этом они франкировались согласно международному тарифу [4-6; 14-16].
Кроме того, дальнейший процесс постепенного восстановления полноценной деятельности почтово-телеграфного ведомства в Советской России всё менее допускал возможность параллельного существования частных почтовых организаций, деятельность которых прямо нарушала монополию государства в области почтовых связей и наносила, в том числе, существенный экономический ущерб государству. Решительные меры в этой области со стороны советского руководства были предприняты осенью 1918 г.: когда 19 сентября СНК РСФСР принял специальное постановление об усилении уголовной ответственности за перевозку помимо почтового ведомства почтовой корреспонденции. Мера наказания была установлена следующим образом: «Виновные в перевозке, в виде промысла, писем, денег и маловесных посылок помимо почтового ведомства подвергаются наказанию лишением свободы на срок не ниже одного года, соединённому с принудительными работами, и конфискацией всего или части имущества» (п. 1). Эта мера наказания распространялась также на пособников, соучастников и подстрекателей к подобным действиям (п. 2)10.
Возможно, что данное постановление СНК не распространялось на деятельность Германо-Балтийского комитета как структуры, созданной при германском консульстве, но то, что для потребителей почтовых услуг более выгодным становилось использовать государственную почту, неоспоримо. Дополнительным аргументом является внесение изменения в ст. 852 Почтового Устава, принятого еще при царском правительстве, согласно которому «почтово-телеграфное ведомство отвечает за утрату, недостачу вложения и повреждения почтовых отправлений, происшедшее по вине почтово-теле-графных служащих или посторонних лиц»11.
В целом, непродолжительная деятельность Германо-Балтийского комитета на ниве
оказания почтовых услуг, по-видимому, была больше мерой вынужденной, экстраординарной, хотя она достаточно хорошо укладывается в международную ситуацию, связанную с периодом действия Брестского мира в отношениях между РСФСР и Германией. С другой стороны, это эпизод международной почтовой деятельности свидетельствует о том, что руководство Советской России планомерно шло по пути усиления контроля за теми сферами деятельности, которые обеспечивали монопольное право государства на получения доходов от международной деятельности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Декрет Второго Всероссийского съезда Советов об образовании Рабочего и Крестьянского правительства : 26 окт. (8 нояб.) // Декреты Советской власти. - М. : Политиздат, 1957. - Т. I : 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. - С. 20-21.
2 О борьбе с саботажем высших почтово-телеграфных чиновников // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1917. - 8 дек. - № 3. - Отд. первый. - С. 34-35; Приказ по Министерству почт и телеграфов о порядке решения дел народным комиссаром и коллегией и об упразднении комиссии служащих : 12 (25) нояб. // Декреты Советской власти. Т. I. С. 74-75; О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1918. - 9 янв. -№ 14. - Отд. первый. - С. 216.
3 Протокол от 19 ноября 1917 г. Заседание от 16.XI.1917 г. Пункт 21. Докладная записка по улучшению материального положения почтово-телеграфных служащих // Протоколы заседаний Совета Народных Комиссаров РСФСР, ноябрь 1917 - март 1918 г. - М. : РОССПЭН, 2006. -С. 27-33; Постановление о выдаче Министерству почт и телеграфов 500 000 рублей на экстренные расходы по выдаче прибавок к жалованию почто-во-телеграфным служащим г. Петрограда : 19 нояб. (2 дек.) // Декреты Советской власти. Т. I. С. 544; Декрет об улучшении материального положения почтово-телеграфных служащих : 24 нояб. (7 дек.) // Там же. С. 545; Протокол заседания Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 г. // Протоколы заседаний Совета Народных Комиссаров РСФСР, ноябрь 1917 - март 1918 г. С. 48-49; О выдаче дополнительного вознаграждения почтово-телеграфным служащим России // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1917. - 19 дек. -
№ 6. - Отд. первый. - С. 90-91; Постановление СНК «Об ассигновании 1 000 000 рублей на субсидирование авансами кооперативов служащих почт и телеграфов» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1917. - 19 дек. - № 6. - Отд. первый. -С. 91; Постановление по Народному Комиссариату почт и телеграфов «О новых окладах жалованья для почтово-телеграфных служащих» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1918. - 26 янв. -№ 18. - Отд. первый. - С. 270-272.
4 Декрет об освобождении почтово-телеграф-ных служащих от трудовой повинности : 8 марта // Декреты Советской власти. Т. I. С. 519; Протокол заседания Комиссии при Совете Народных Комиссаров от 2 марта 1918 г. // Протоколы заседаний Совета Народных Комиссаров РСФСР, ноябрь 1917 - март 1918 г. С. 433-435.
5 Постановление IV Чрезвычайного Всероссийского Съезда Советов о ратификации Брестского мира : 13 марта 1918 г. // Документы внешней политики СССР. - М. : Политиздат, 1957. -Т. I : 7 ноября 1917 г. - 31 декабря 1918 г. -С. 212-213.
6 Постановление Народного Комиссариата почт и телеграфов «Об увеличении таксы сборов за международные почтовые отправления» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1918. - 24 (11) марта. -№ 29. - Отд. первый. - С. 366-367. - Ст. 390.
7 Декрет СНК «Об организации управления почтово-телеграфным делом» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1918. - 27 (14) апр. - № 33. -Отд. первый. - С. 417-418. - Ст. 439.
8 Русско-Германский Дополнительный договор к Мирному договору, заключённому между Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией - с другой : 3 марта 1918 г. // Документы внешней политики СССР. Т. I. С. 176-177.
9 Соглашение между Россией и Германией о почтовом, телеграфном и железнодорожном сношении. 8 августа 1918 г. // Документы внешней политики СССР. Т. I. С. 681-682.
10 Об усилении уголовной репрессии за перевозку помимо почтового ведомства писем, денег и маловесных посылок // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1918. - 28 сент. - № 70. - Отд. первый. - С. 859. - Ст. 759.
11 Постановление НКПиТ «Об изменении редакции статьи 852 Устава Почтового» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. - 1918. - 28 сент. -№ 70. - Отд. первый. - С. 767-768. - Ст. 686.
ЛИТЕРАТУРА
1. Полторак С. Н. Брест-Литовск: 100 лет переговоров о мире. - СПб. : Остров, 2018. - 292 с.
2. Лосик А. В., Алексеев Т. В. Брестский мир: результаты и перспективы исследования // Военно-исторический журнал. - 2019. - № 5. - С. 84-87.
3. Ланник Л. В. Миссия Гельфериха в Москве: забытая флуктуация советско-германских отношений летом 1918 г. // Россия и современный мир. - 2020. - № 4 (109). - С. 186-209.
4. Werbizky G. Brest-Litovsk Treaty Mail: an early cover // Ямщик = The Post-Rider. - 1995. - № 37. - December. - P. 65.
5. Epstein A. Something more about the Brest-Litovsk Treaty mail // Ямщик = The Post-Rider. - 1995. -№ 37. - December. - P. 73.
6. KugelA. Mail from Russia and the Ukraine after Brest-Litovsk // Ямщик = The Post-Rider. - 1997. -№ 41. - November. - P. 106.
7. Шенец Г. Загадка частной почты Германо-Балтийского комитета в Петрограде // Россика. - 1938. -№ 29. - Янв.-февр. - С. 95-97.
8. Бакаютова Л. Карл Шмидт - архитектор и филателист // Филателия. - 2013. - № 9. - С. 12-17.
9. Трусов П. Погоня за первым номером. Посвящается Карлу Шмидту - романтику филателии // Филателия. - 2015. - № 11. - С. 41.
10. Шмидт К. Частная почта Балтийского Комитета в Петрограде // Россика. - 1940. - № 39. - Февр. -С. 282-283.
11. Карлинский В. Советские почтовые тарифы // Филателия СССР. - 1966. - № 4. - С. 32-35.
12. РСФСР : специализир. кат. почт. марок : 1918-1923 / под ред. В. Б. Загорского. - Изд. 2. - СПб. : Стандарт-Коллекция, 2004. - 112 с.
13. Крамаренко М. А. Большая Россия : специализир. кат. знаков почт. оплаты : 1845-1923. - М. : Перо, 2017. - 284 с.
14. Cronin A. Brest-Litovsk Treaty Mail // Ямщик = The Post-Rider. - 1995. - № 36. - June. - P. 15-19.
15. Cronin A. An Overview of the Brest-Litovsk Treaty Mail // Ямщик = The Post-Rider. - 1995. - № 37. -December. - P. 73-75.
16. Taylor R. Post Brest-Litovsk Mail // Ямщик = The Post-Rider. - 1995. - № 37. - December. - P. 67.
Сведения об авторах
Якуб Алексей Валерьевич - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории международных отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
Якуб Наталья Валерьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории международных отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
Информация о статье
Дата поступления 25 декабря 2021 г.
Дата принятия в печать 28 января 2022 г.
Для цитирования
Якуб А. В., Якуб Н. В. Государственная и частная почта: почтовый эпизод советско-германских отношений периода действия Брестского-Литовского мира 1918 г. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 192-199. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(1).192-199.
A.V. Yakub, N.V. Yakub
STATE AND PRIVATE MAIL: A POSTAL EPISODE OF SOVIET-GERMAN RELATIONS DURING THE PERIOD OF THE BREST-LITOVSK PEACE OF 1918
Mail and postage stamps are a single entity, maintaining such a connection even in times of serious socio-political upheavals. After the events of 1917, the new leadership of the postal and telegraph department was almost immediately concerned to stop the process of further destruction of postal and telegraph communications in Russia, which had begun in the previous period. Attempts were made to maintain the functioning of international postal communications by this time, although in the conditions of the actual state of war of Soviet Russia, primarily with Germany, this was seriously hampered. Only after the signing of the Brest Peace and its ratification on March 15, 1918, the international postal service began to revive. Nevertheless, in the difficult conditions of the initial period of the civil war, foreign nationals who were on the territory of Soviet Russia had to find alternative ways to send correspondence abroad to the state postal service. One of these methods was the creation of private mail. In the conditions of complex international relations in the spring - summer of 1918, the functions of private mail could be assumed by special structures that were created at foreign missions in Soviet Russia. One of these structures was the "German-Baltic Committee" in Petrograd, created at the German Consulate, opened after the signing of the Brest Treaty. Gommittee initiated the issue of a special stamp, which was first described in his memoirs by the Russian emigrant G. Shenets, and one of the most prominent representatives of Russian philately, K. Schmidt, conducted a study of its functioning. The circle of people who used this private mail was very limited. Letters and small packages were accepted, for the dispatch of which a fee of one ruble was charged, a stamp of the corresponding denomination was pasted by the committee's employees on all mailings and stamped with special stamps in German. These stamps were not sold to the public. From the Baltic provinces, special couriers brought back correspondence, which was again issued in the committee itself with the same stamps at the same tariff. Probably, the activity of this "private mail" turned out to be short-lived. The need for it, in fact, disappeared after the signing on August 8, 1918 of the agreement between Russia and Germany on postal, telegraph and railway communication, according to which all postal and telegraph relations between the two countries were regulated by the Convention on the Universal Postal Union and bilateral treaties and agreements concluded in this area between the Russian Empire and Germany, the effect of which were resumed according to the peace concluded in Brest-Litovsk. In general, the short-term activity of the German-Baltic Committee in the field of postal services, apparently, was more of a forced, extraordinary measure, although it fits well enough into the international situation associated with the period of the Brest Peace in relations between the RSFSR and Germany. On the other hand, this episode of international postal activity indicates that the leadership of Soviet Russia systematically followed the path of strengthening control over those areas of activity that ensured the monopoly right of the state to receive income from international activities.
Keywords: international relations; RSFSR; German Empire; Brest-Litovsk Treaty; Baltic-German Committee; state and private mail.
REFERENCES
1. Poltorak S.N. Brest-Litovsk: 100 let peregovorov o mire [Brest-Litovsk: 100 years of peace negotiations], St. Petersburgh, Ostrov Publ., 2018, 292 p. (in Russian).
2. Losik A.V., Alekseev T.V. Brestskii mir: rezul'taty i perspektivy issledovaniya [Brest world: results and prospects of research]. Voenno-istoricheskii zhurnal [Military-Historical Journal], 2019, no. 5, pp. 84-87. (in Russian).
3. Lannik L.V. Missiya Gel'ferikha v Moskve: zabytaya fluktuatsiya sovetsko-germanskikh otnoshenii letom 1918 g. [Gelferich's mission in Moscow: the forgotten fluctuation of Soviet-German relations in the summer of 1918]. Rossiya i sovremennyi mir [Russia and the Modern world], 2020, no. 4 (109), pp. 186-209. (in Russian).
4. Werbizky G. Brest-Litovsk Treaty Mail: an early cover. The Post-Rider, 1995, no. 37, December, p. 65.
5. Epstein A. Something more about the Brest-Litovsk Treaty mail. The Post-Rider, 1995. no. 37, December, p. 73.
6. Kugel A. Mail from Russia and the Ukraine after Brest-Litovsk. The Post-Rider, 1997, no. 41, November, p. 106.
7. Shenets G. Zagadka chastnoi pochty Germano-Baltiiskogo komiteta v Petrograde [The riddle of the private mail of the German-Baltic Committee in Petrograd]. Rossika, 1938, no. 29, January-February, pp. 95-97. (in Russian).
8. Bakayutova L. Karl Shmidt - arhitektor i filatelist [Karl Schmidt - architect and philatelist]. Filateliya [Philately], 2013, no. 9, pp. 12-17. (in Russian).
9. Trusov P. Pogonya za pervym nomerom. Posvyashchaetsya Karlu Shmidtu - romantiku filatelii [The pursuit of the first number. Dedicated to Karl Schmidt - the romantic of philately]. Filateliya [Philately], 2015, no. 11, p. 41. (in Russian).
10. Schmidt K. Chastnaya pochta Baltiiskogo Komiteta v Petrograde [Private mail of the Baltic Committee in Petrograd]. Rossika, 1940, no. 39, February, pp. 282-283. (in Russian).
11. Karlinskii V. Sovetskie pochtovye tarify [Soviet postal tariffs]. Filateliya SSSR [Philately of the USSR], 1966, no. 4, pp. 32-35. (in Russian)
12. Zagorskii V.B. (ed.). RSFSR, Specialized catalog of postage stamps, 1918-1923, 2nd ed., St. Petersburg, Standart-Kollektsiya Publ., 2004, 112 p. (in Russian).
13. Kramarenko M.A. Bol'shaya Rossiya [Big Russia], specialized catalog of postage stamps, 1845-1923, Moscow, Pero Publ., 2017, 284 p. (in Russian).
14. Cronin A. Brest-Litovsk Treaty Mail. The Post-Rider, 1995, no. 36, June. pp. 15-19.
15. Cronin A. An Overview of the Brest-Litovsk Treaty Mail. The Post-Rider, 1995, no. 37, December, pp. 7375.
16. Taylor R. Post Brest-Litovsk Mail. The Post-Rider, 1995, no. 37, December, p. 67.
About the authors
Alexey V. Yakub - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of History and Theory of International Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
Natalia V. Yakub - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Theory of International Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
Article info
Received
December 25, 2021
Accepted January 28, 2022
For citations
Yakub A.V., Yakub N.V. State and Private Mail: a Postal Episode of Soviet-German Relations During the Period of the Brest-Litovsk Peace of 1918. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, Vol. 9, no. 1 (33), pp. 192-199. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(1). 192-199 (in Russian).