ПОЛИТОЛОГИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 3 (27). С. 62-70. УДК 930.22
DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(3).62-70
Н. В. Якуб
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ РСФСР / СССР В 1917-1925 гг.: ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*
Рассматриваются основные цели и принципы реализации советской общественной дипломатии в 1917-1925 гг. в РСФСР / СССР. Выделяются основные направления, формы и методы сотрудничества с зарубежными странами в условиях политики признания-непризнания РСФСР / СССР. Анализируется сотрудничество государства с различными общественными и правительственными организациями, а также частными лицами.
Ключевые слова: РСФСР; СССР; дипломатия; общественная дипломатия; ВОКС; Красный Крест; внешняя политика; межкультурное и гуманитарное сотрудничество.
N. V. Yakub
STATE AND PUBLIC DIPLOMACY OF THE RSFSR / USSR IN 1917-1925:
PRINCIPLES OF INTERACTION
The article discusses the main goals and principles of Soviet public diplomacy in 1917-1925 in the RSFSR / USSR. The main directions, forms and methods of cooperation with foreign countries in the context of the policy of recognition and non-recognition of the RSFSR / USSR are highlighted. The article analyzes the cooperation of the state with various public and governmental organizations, as well as individuals.
Keywords: RSFSR; USSR; diplomacy; public diplomacy; VOKS; Red Cross; foreign policy; intercultural and humanitarian cooperation.
Дипломатическая деятельность государства в своём основном функциональном выражении возникает вместе с формированием государственных институтов. В дипломатической практике для достижения целей государства всегда имели место методы, опирающиеся на инструменты личного общения, коммуникации, симпатии и атмосферы позитивного и порой дружественного психологического настроя. Именно умение выстроить контакт с представителем другого государства и составляло искусство дипломатии.
На сегодняшний день в теории дипломатической науки принято выделять как тра-
диционные методы дипломатии, так и современные методы, в основу которых и положен принцип гуманитарного, имиджевого сотрудничества. К числу самой перспективной формы современной дипломатии исследователи относят публичную дипломатию, впервые о которой заговорили в 1965 г. Эдмунд Галлион, декан Флетчерской школы права и дипломатии Университета Тафтса, ввёл данное понятие в научную практику. Публичная дипломатия - это влияние, которое оказывает общественное мнение на формирование и осуществление внешней политики государства [1]. Многие исследователи либо
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-00153.
отождествляют понятие публичной и общественной дипломатии, признавая за последней важную гуманитарную и организующую роль, либо выделяют тесную связь между двумя этими формами дипломатии, что позволяет предполагать их прямую зависимость друг от друга. Но в качестве причин возникновения современной публичной дипломатии выделяются обычно объективные процессы глобализации, развития коммуникационных технологий, а также усиление роли и участия обществ в международных делах государств [1; 2]. Таким образом, предполагается, что общественная дипломатия в качестве элемента публичной дипломатии возникает только в середине ХХ в. Но это не совсем соответствует действительности.
Отчёт РСМД о публичной дипломатии [3] содержит материалы, указывающие на различия форм и разные сроки их происхождения применительно к практике разных государств. Общественная дипломатия, или как её часто называли «народная», явление во многом сугубо российское. В американских же реалиях, например, проекты общественной дипломатии - это часть деятельности в рамках системы публичной дипломатии. В российской же практике общественная дипломатия подразумевает программы гражданской активности в культурной, научной и гуманитарной областях и тесно перекликается с таким понятием, как «гуманитарное сотрудничество». Проекты общественной дипломатии лишены политического контекста и целеполагания и реализуются через двусторонние и многосторонние форматы взаимодействия на уровне общественных структур. Но, отмечается в отчёте, термин «народная дипломатия» был широко распространён в Советском Союзе, который использовал контакты рядовых граждан и общественных организаций для выстраивания международного сотрудничества государства [3]. И именно опыт СССР является вполне передовым для современной практики государств в области выстраивания общественных, гуманитарных контактов.
В период становления молодой Советской России основной задачей правительства было добиться легитимного признания статуса нового государства со стороны международного сообщества. Данная политическая
цель преследовалась начиная с ноября 1917 г., и во многом именно её достижение формировало особенности реализации принципов традиционной (государственной) и общественной дипломатии. Хотя говорить об отсутствии государственного начала в общественной дипломатии РСФСР и СССР, без сомнения, нельзя, поскольку именно такие государственные структуры, как Совет народных комиссаров, Народный комиссариат иностранных дел, Народный комиссариат торговли и промышленности, Комиссия ВЦИК помощи голодающим, Высший Совет Народного Хозяйства и т. д., реализовывали все внешнеполитические проекты страны.
С другой стороны, основы общественной дипломатии очень качественно укладывались в представления самого В. И. Ленина о внешнеполитической роли и статусе Советского государства, а именно в представлениях о народе как главной движущей, организующей силе государства. Декларация прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г. (п. 2) прямо фиксирует: «Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» [4, с. 15]. В итоге, как известно, это привело к созданию самостоятельных государств на территории бывшей Российской империи. В знаменитом Декрете о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. впервые в международной практике формулируется принцип народного представительства: «Правительство предлагает всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие... в течение которого вполне возможно как завершение переговоров о мире с участием представителей всех без изъятия народностей или наций, втянутых в войну или вынужденных к участию в ней, так равно и созыв полномочных собраний народных представителей всех стран для окончательного утверждения условий мира» [5, с. 13]. В данном документе впервые предлагается также ввести практику отказа от тайной дипломатии и опубликование секретных договоров и соглашений [5, с. 13] как формы старой, буржуазной дипломатии.
Отказ от тайной дипломатии и, как следствие, нарушение основных международных принципов в дипломатической практике должно было создать основу для созда-
ния новой формы - народной дипломатии. «Упразднение тайной дипломатии есть первейшее условие честности народной, действительно демократической внешней политики. Проводить такую политику на деле ставит своей задачей Советская власть» [6, с. 21]. Советское правительство под руководством В. И. Ленина не только в официальных заявлениях, но и на практике попыталось сломать старые принципы и нормы деятельности дипломатической службы. В ходе визита представителей дипломатического корпуса к В. И. Ленину 1 (14) января 1918 г. по поводу задержания румынского посланника г-на Диаманди из-за военного столкновения между румынскими войсками и 194-м Тро-ицко-Сергиевским полком французскому послу Нулансу и другим представителям иностранного дипломатического корпуса было официально заявлено, что «для социалиста жизнь тысяч солдат дороже спокойствия одного дипломата» [7, с. 84]. Тем самым В. И. Ленин продемонстрировал очевидное нарушение норм дипломатического иммунитета, в частности неприкосновенности жизни дипломата. Последовательным действием выглядит и акт увольнения большей части (28 человек) российских дипломатов, находящихся на момент революции в зарубежных представительствах, в частности, увольнению подверглись дипломаты, не сообщившие о своём решении сотрудничать и работать на советскую власть [8, с. 43]. В последующие 1920-е гг. в переписке Ф. Нансена и Г. Чичерина будет, в частности, отмечаться, в качестве укора американскому правительству, что именно из уволенных царских дипломатов правительство США сформировало комиссию по проверке российских граждан, желающих отбыть на родину. Основным критерием отбора станет лояльность к советскому правительству и государству, а граждане, выказавшие подобную лояльность, не будут допущены к процедуре выезда на советских морских судах.
Отметим, что подобная деятельность отрицания дипломатической и международно-нормативной практики, вкупе с «чистками» профессионального кадрового состава, не могла не сказаться отрицательно на имидже Советского государства. И уже в 1918 г. советское правительство осознаёт
всю необходимость и пользу налаживания традиционных дипломатических и консульских отношений с зарубежными странами. В Русско-Германском Дополнительном договоре к Мирному договору, заключённому между Россией с одной стороны и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией -с другой, от 3 марта 1918 г. именно первая глава полностью посвящена восстановлению дипломатических и консульских отношений: «Договоры, соглашения и конвенции, которые были в силе между договаривающимися сторонами до объявления войны, поскольку мирный договор и настоящий дополнительный договор не содержат противоречащих постановлений, вступают снова в силу одновременно с ратификацией мирного договора...» [9, с. 166].
Очень чётко осознавая всю сложность процесса международного признания легитимности советского правительства, В. И. Ленин находит менее официальные способы решения данной задачи, среди которых выстраивание и налаживание контактов с общественными организациями, в деятельности которых царское правительство принимало активное участие. Одной из таких организаций был Международный Красный Крест как гуманитарная организация, которая к 1917 г. имела свои филиалы во всех развитых странах, в том числе и в Российской империи. В. И. Ленин, отчётливо понимая всю важность выстраивания нового диалога с общественностью европейских стран и США, не единожды прибегал к помощи данной организации, предлагая ей роль как посредника в разрешении конфликтов между правительствами иностранных государств и РСФСР, так и арбитра - медиатора в вопросах гуманитарного сотрудничества. Иногда обращение к Национальному бюро международной организации имело целью наладить, в том числе, торговые и даже политические контакты с иностранными правительствами. В письме В. И. Ленина к руководителю Американской Миссии Красного Креста г-ну Робинсу отчётливо выражается просьба донести до министра иностранных дел США условия внешней торговли с РСФСР на выгодных для США условиях. В. И. Ленин указывает на перечень возможных экспортируемых товаров на американский рынок (лесоматериалы, лён, пенька,
нефть, марганцевая руда, платина, необработанная кожа, табак и др. общей суммой на 3 млрд), предоставляя взамен американским инвесторам особо выгодные и привилегированные условия. «Америка могла бы активно участвовать в эксплуатации морских богатств Восточной Сибири, в эксплуатации угольных и других шахт, а также в железнодорожном и морском транспортном строительстве в Сибири и на севере Европейской России не на основе каких-нибудь зафиксированных в документах уступок, а на основе деловых соглашений» [10, с. 300].
Документы содержат большой объём информации, подтверждающей и гуманитарную составляющую международных контактов по линии Красного Креста. Помощь российским военнопленным, подготовка их к отправке на родину, осуждение погромов еврейского населения в Париже, Кишинёве, осуждение вообще любого насилия в отношении гражданского населения, ведущее к многочисленным человеческим жертвам. Но имеют место политические казусы, за которые советское правительство вынуждено оправдываться. Так, в радиограмме Центрального Комитета Российского Красного Креста Германскому Красному Кресту и Советам рабочих и солдат Германии от 26 декабря 1918 г. указывается, что «найденная в одном из госпитальных поездов политическая литература совершенно неизвестна Русскому Красному Кресту, и те скудные указания, которые были сделаны по этому поводу со стороны Германского правительства, не дают, к сожалению, Центральному Комитету возможности судить о поведении его сотрудников. Если, однако, после тщательной проверки будет установлено, что кто-нибудь из агентов Русского Красного Креста в этом виноват, то Центральный Комитет был бы первым, кто не одобрил бы такие действия и принял бы меры, чтобы воспрепятствовать подобному в будущем» [11, с. 634].
Очевидно, что сама объективная реальность подталкивала к поиску более гуманитарных форм взаимодействия, необходимых для создания позитивного образа Советской России. Международная интервенция, гражданская война, голод в Поволжье, на юго-востоке России и в ряде других областей РСФСР - всё это способствовало поиску но-
вых форм именно общественной дипломатии. Можно указать на знаменитое письмо М. Горького, адресованное видным общественным и гуманитарным деятелям зарубежных стран с просьбой помочь голодающим людям России. Именно отклик Ф. Нансена на данное обращение способствовал налаживанию гуманитарного сотрудничества европейских государств и США с РСФСР. Ф. Нансен обратился с просьбой о помощи, выступив в данном деле посредником, к В. Вильсону, Ж. Клемансо, Д. Ллойду-Джорджу, В. Орландо. Из ответа, который получил Ф. Нансен от лидеров государств, прослеживается ясно выраженное желание, несмотря на политические и военные разногласия, помочь бедствующему населению. «Нам представляется, что предложенная Вами комиссия даёт практическую возможность достичь благотворных результатов, которые Вы имеете в виду, и эта комиссия не может ни по своему замыслу, ни по своей практической деятельности рассматриваться как имеющая какую-либо иную цель, кроме "гуманной цели спасения жизней". Предстоит преодолеть большие трудности, политические трудности, вытекающие из существующего в России положения. Но если местные правительства, существующие в России, в такой же степени, как и правительства и народы, которые мы представляем, желают, чтобы бедствующим народам России были оказаны помощь и поддержка, то никакие препятствия политического характера не будут иметь место» [12, с. 159]. В ответе народного комиссара Г. Чичерина Ф. Нансену прямо указывалось: «На эти предложения совершенно неполитического характера мы отвечаем с величайшей радостью. Мы благодарим Вас сердечно за Ваши добрые намерения, мы готовы предоставить Вам всякую возможность контролировать проведения в жизнь этого гуманитарного плана» [13, с. 158]. В организованную Нансеном миссию с разрешения Лиги Наций вошли около 32 благотворительных структур. К лету 1922 г. Нансенов-ская организация кормила 1,5 млн детей и взрослых.
Свой вклад в дело гуманитарного сотрудничества внесёт созданная по инициативе Джона Эдгара Гувера Американская организация помощи (АРА), которая окажет
существенную помощь голодающему населению РСФСР. Одним из условий такой помощи со стороны АРА Дж. Гувер выдвинул в переговорах с М. Литвиновым разрешение всем американским гражданам, проживающим на территории Советской России, беспрепятственно иметь возможность выехать по желанию на родину [14]. В Соглашении, подписанном от лица АРА и РСФСР, Дж. Гувер определил 27 пунктов деятельности организации, смысл которых в общем виде сводился к распределению продуктов, одежды и оказанию медицинской помощи детям, больным, независимо от расы, религии, общественного положения и политических взглядов [15]. Советское правительство предоставило сотрудникам данной организации особый правовой режим нахождения и деятельности на территории страны, который практически приравнивался к дипломатическому режиму с его принципом экстерриториальности. Хотя публично право АРА на применение к ним принципа экстерриториальности оформлено не было.
Не менее важным направлением развития общественной дипломатии Советской России стало налаживание контактов с национальными общественными организациями профессионального, а иногда и гендерно-го характера. Так, Представитель РСФСР в США Л. Мартенс 8 ноября 1919 г. подготовил обращение к Первому Международному съезду работающих женщин, собравшемуся в Вашингтоне, в котором он выказывает особую благодарность госпоже Робинс за поддержку советского правительства и протест-ный отзыв относительно блокады РСФСР [16]. На регулярной основе были выстроены контакты высшего руководства РСФСР с британским, немецким, американским рабочим движением. Многочисленные письма В. И. Ленина, Г. Чичерина, М. Литвинова, В. Свердлова к лидерам рабочих организаций доказывают планомерность и системность выстраивания международного диалога с рабочим классом ведущих западных стран. Так, благодаря совместным усилиям Г. Чичерина и Артура Гендерсона была организована поездка представителей (12 чел.) Британской рабочей партии и британских тред-юнионов в Россию в апреле 1920 г. Ранее, в декабре 1919 г. Г. Чичерин в своём письме к Упол-
номоченному НКИД М. Литвинову отмечал, что «. Ленин сразу самым решительным образом заявил относительно комиссии тред-юнионов. Проявите максимум любезности, выражайте нашу полную готовность и удовольствие встретить их. Если настоящих левых сюда не пустят, нам было бы лучше включение рабочих, не погрязших в политиканстве лидерских сфер» [17, с. 307]. В целом, рабочий класс зарубежных стран рассматривался руководством РСФСР как одна из главных политических сил, имеющая возможность повлиять на собственные правительства при налаживании диалога между ними и Советской Россией. Очевидно, это был политически выверенный ход, так как начало ХХ в. становится переломным в формировании избирательного, трудового и государственного права многих европейских стран. С развитием принципов парламентской демократии и формированием выборных демократических органов государственной власти пролетариат приобретал возможности влияния на политическую жизнь в своих странах. И, несомненно, лояльность рабочего контингента в европейских государствах была только на руку советскому правительству.
После образования в 1922 г. СССР происходит ещё более масштабное расширение направлений общественной дипломатии. В. И. Ленин осознаёт, что без позитивного восприятия зарубежной интеллигенцией образа Советского государства невозможно выстроить полноценное сотрудничество с международным сообществом. Дипломатия приобретает в это время ещё более «человеческое лицо». Налаживаются контакты по линии научного и культурного обмена. Как отмечает Е. Ф. Синельникова, годы гражданской войны и иностранной интервенции были крайне неблагоприятными для развития международных научных, технических и культурных связей. Российские учёные страдали от нехватки новых иностранных книг и журналов и невозможности публиковать результаты своих собственных исследований в других странах. Ещё в письме в Научный отдел Наркомата просвещения (Наркомпро-са) от 7 марта 1919 г. руководители Российской академии наук отмечали, что российская наука испытывает чрезвычайные труд-
ности в своей работе из-за того, что с лета 1914 г. разорваны связи с западной наукой, и поэтому различные научные учреждения и организации стали обращаться в Главное управление научных, научно-художественных и музейных учреждений (Главнаука) с просьбами об организации зарубежных научных поездок [18].
В результате смягчения политики в области научного и культурного обмена с зарубежными партнёрами уже в первой половине 1920-х гг. советские учёные получили возможность принимать участие в международных научных мероприятиях, что, в свою очередь, позволяло поддерживать и развивать отношения со странами, с которыми уже были установлены дипломатические отношения. Учёные участвовали в международных конференциях, конгрессах и юбилейных торжествах. Однако, начиная с 1922 г. ситуация начинает постепенно меняться в сторону большей регламентированности со стороны советских государственных органов. Вопрос о выезде за границу оказался в компетенции сначала Всероссийской чрезвычайной комиссии, а с 1924 г. контролировался Секретной комиссией по выезду за границу, составленной из представителей ЦК партии, Центральной контрольной комиссии и отдела иностранных дел Объединённого государственного политического управления [18, с. 164-165]. Но в целом 1920-е гг., по мнению многих исследователей, отличались оживлением международных научных связей, повышением публикационной активности, налаживанием международных обменов книгами, идеями, практикой. Очень положительно отзывались о восстановлении международных контактов представители Российского физико-химического общества, Русского энтомологического общества, Российского географического общества, Русского минералогического общества, Академии наук и ряда других организаций [18, с. 165].
Постепенно налаживались контакты с зарубежными странами в сфере культуры и образования. Например, в начале 1922 г., во время пребывания М. Фрунзе в Турции, турецкое правительство выразило желание послать своих студентов на учёбу в советские вузы. На данное предложение ответил Г. Чичерин. В Ноте от 4 марта 1922 г. он заявил
об открытии 100 мест для турецких студентов в вузах СССР с последующим их увеличением [19].
Несомненно, в области развития культурных связей с зарубежным сообществом огромную роль сыграло Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС), созданное в 1925 г. Основной его задачей было развитие научных и культурных связей между учреждениями, общественными организациями и отдельными научными и культурными работниками СССР и заграницей. Именно благодаря ВОКС учёные с мировыми именами могли читать лекции в СССР, знакомиться с опытом молодой республики в области создания новой системы просвещения, выступать с докладами по широкому спектру проблем [19, с. 280]. ВОКС осуществлял свою деятельность через консульства или дипломатические представительства СССР, но подчас оно выстраивало диалог между народами в области культуры и со странами, не признавшими легитимности советского правительства. Например, в 1926 г. при содействии ВОКС Российское энтомологическое общество направило свой журнал в 68 учреждений и организаций, расположенных в Великобритании, Франции, Италии, Испании, Австрии, Чехословакии, Венгрии, Японии, Бразилии, Австралии, Южной Африке, Болгарии, Румынии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Люксембурге, Египте, Уругвае, Аргентине, Чили, Мексике, Индии, Цейлоне, Канаде и Новой Зеландии. С большинством этих стран СССР не имел дипломатических отношений [18, с. 167]. Например, в сотрудничестве между ВОКС и представителями Японии уже с момента создания этой советской организации достаточно чётко определились основные направления культурного взаимодействия. Среди них: организация выставок (книг, плакатов, фарфора, кустарных изделий, живописи и графики), концертов, театральных гастролей; обмен книгами; научными препаратами; организация кинопоказов; взаимное посещение японцами СССР и советскими гражданами Японии. Особенно популярной и масштабной стала выставочная деятельность, привлекавшая внимание населения обеих стран [20]. Эта деятельность имела место ещё до подписания между СССР и Японией Конвенции об основных принци-
пах взаимоотношений, которая устанавливала дипломатические и консульские отношения между странами.
Также важным направлением деятельности ВОКС было тесное сотрудничество с различными зарубежными обществами дружбы с Советским Союзом и национальными обществами по культурным связям, которые возникли в эти годы во многих странах. Так, некоторые национальные общества согласились регулярно высылать отчёты о своей деятельности в Москву, а ВОКС, в свою очередь, предлагал им помощь в составлении программ работы и обеспечивал их материалами [21, с. 127].
Одной из задач ВОКС было налаживание контактов со странами, которые в силу разных причин достаточно долго юридически не признавали СССР. Одним из таких государств были США. С США, как известно, задолго до 1933 г. были выстроены отношения с некоторыми заинтересованными лицами и организациями, в том числе в области межкультурных коммуникаций. Эти отношения развивались двойственно в силу разных причин: нехватка валютных средств для оплаты гонораров деятелям культуры и науки из США, нежелание советских артистов после гастролей возвращаться на родину, неприкрытая пропаганда О. Д. Каменевой (главы ВОКС) на территории США, жёсткий политический отбор выезжающих на гастроли и конференции. К. Т. Тихий и И. П. Кума-нева отмечают, что «наиболее важными контролирующими элементами в зарубежной деятельности ВОКС выступали валютные средства, которые отпускались организации после утверждения их решением Политбюро ВКП(б), и предоставление въездных и выездных виз, чем занимался НКИД. Именно у дипломатов было больше всего претензий к деятельности ВОКС. За рубежом ВОКС воспринимался как государственная организация, поэтому все её промахи относили на счёт советского государства». И конечно «планы ВОКС по работе в США мало или совершенно не учитывали конкретной обстановки в Америке» [21, с. 127]. Во второй половине 30-х гг. ХХ в. советские власти стали создавать трудности при возобновлении визы сотрудникам организации «Open Road» в Москве, которая занималась организацией
туризма в СССР. В условиях начавшихся массовых чисток и террора лишние наблюдатели в стране были не нужны. Да и контакты визитёров из-за границы с местным населением теперь были практически невозможны. Советские граждане знали, чем это для них может закончиться. К 1937 г. все остальные совместные советско-американские учреждения (например, Американо-русская торговая палата), через которые можно было организовывать туры, кроме ВОКС и «Интуриста», прекратили своё существование. Таким образом, если культурные контакты до 1925 г. между СССР и США носили во многом случайный характер, то с появлением ВОКС они стали иметь ярко выраженный избирательный характер.
Таким образом, Советская Россия и её партийно-политическое руководство в конце 20-х - начале 30-х гг. ХХ в., преследуя цель добиться официального признания легитимного статуса со стороны зарубежных стран, сформировало особый комплекс мер, который стал основой для становления общественной дипломатии, дипломатии «народной», по словам В. И. Ленина, дипломатией с человеческим лицом. Это была новая форма, благодаря использованию которой государство могло, с одной стороны, неофициально контролировать международную деятельность своих граждан и организаций, а с другой стороны, использовать наработанные ими контакты, профессиональную коммуникацию в своих политических целях. Советское руководство выступило с призывом отказаться от «тайной дипломатии» и при этом активно выстраивало планомерное сотрудничество с определёнными слоями зарубежной общественности, проявляющей лояльность к молодой республике. В этом сотрудничестве основными принципами взаимодействия, формирующими советскую сущность общественной дипломатии и её взаимодействия с государственными институтами, стали избирательность, контроль, отчётность, правовое регулирование.
ЛИТЕРАТУРА
1. Василенко О. Особенности института публичной дипломатии в России // Международная жизнь. - 2015. - № 6. - ит_: ИйрБ:// interaffairs.ru/iauthor/material/1315/ (дата обращения: 25.06.2020).
2. Великая А. История российской публичной дипломатии // Picreadi Analitika. Центр «Креативная дипломатия». - URL: http://picreadianalitika.ru/velikaya_longread/ (дата обращения: 23.03.2020).
3. Экспертный обзор российской публичной дипломатии в 2018-2019 гг. : докл. РСМД и «Креативной дипломатии» № 52/2020. - URL: https://russiancouncil.ru/activity/publications/ 10-shagov-na-puti-k-effektivnoy-publichnoy-diplomatii-rossii/ (дата обращения: 12.02.2020).
4. Декларация прав народов России // Документы внешней политики СССР. - М., 1957. -Т. 1. - С. 14-15.
5. Декрет о мире от 26 октября (8 ноября 1917 г.) // Документы внешней политики СССР. - М., 1957. - Т. 1. - С. 11-14.
6. Заявление Народного Комиссариата Иностранных Дел об опубликовании секретных дипломатических документов от 9 (22) ноября 1917 г. // Документы внешней политики СССР. - М., 1957. - Т. 1. - С. 21-22.
7. Посещение Председателя Совета Народных Комиссаров дипломатическим корпусом 1 (14) января 1918 г. // Документы внешней политики СССР. - М., 1957. - Т. 1. - С. 82-84.
8. Приказ Народного Комиссара Иностранных Дел об увольнении послов, посланников и членов посольств от 26 ноября (9 декабря) 1917 г. // Документы внешней политики СССР. - М., 1957. - Т. 1. - С. 43-44.
9. Русско-Германский Дополнительный договор к Мирному договору, заключённому между Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией - с другой стороны. 3 марта 1918 г. // Документы внешней политики СССР. - М., 1957. - Т. 1. -С. 166-183.
10. Письмо Председателя Совета Народных Комиссаров В. И. Ленина руководителю Американской Миссии Красного креста Робинсу от 14 мая 1918 г. // Документы внешней политики СССР. - М., 1957. - Т. 1. - С. 299-301.
11. Радиограмма Центрального Комитета Российского Красного Креста Министерству Иностранных Дел, ЦИК Советов Рабочих и Солдат, всем Советам Рабочих и Солдат Германии, Германскому Красному Кресту от 26 декабря
Информация о статье
Дата поступления 3 июля 2020 г.
Дата принятия в печать 10 июля 2020 г.
Сведения об авторе
Якуб Наталья Валерьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории международных отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
1918 г. // Документы внешней политики СССР. - М., 1957. - Т. 1. - С. 634-635.
12. Письмо Ф. Нансена В. И. Ленину от 17 апреля
1919 г. // Документы внешней политики СССР. - М., 1957. - Т. 2. - С. 159-160.
13. Радиограмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Фритьофу Нансену от 7 мая 1919 г. // Документы внешней политики СССР. - М., 1957. - Т. 2. - С. 154-159.
14. Радиограмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР М. М. Литвинову в Ригу от 19 августа 1921 г. // Документы внешней политики СССР. - М., 1957. -Т. 4. - С. 275-281.
15. Соглашение между Правительством РСФСР и Американской администрацией помощи от 20 августа 1921 г. // Документы внешней политики СССР. - М., 1957. - Т. 4. - С. 281-286.
16. Письмо Представителя РСФСР в США г-же Ро-бинс от 8 ноября 1919 г. // Документы внешней политики СССР. - М., 1957. - Т. 2. -С. 278.
17. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР М. М. Литвинову, в Копенгаген от 13 декабря 1919 г. // Документы внешней политики СССР. - М., 1957. - Т. 2. - С. 307.
18. Синельникова Е. Ф. Международная деятельность научных обществ в 1920-е гг. // Социология науки и технологий. - 2020. - Т. 11. -№ 2. - С. 160-176. - Р01: 10.24411/20790910-2020-12009.
19. Резников А. Б. Советско-турецкие культурные и научные связи в 1920-30-е гг. // Теория и практика общественного развития. История и археология. - 2014. - № 1. - С. 279-286.
20. Ложкина А. С. Всесоюзное общество культурной связи с заграницей и развитие советско-японских культурных отношений (19251939 гг.) // Япония : ежегодник / Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения ; глав. ред. Д. В. Стрельцов. - Т. 44. - М. : АИРО-ХХ1, 2015. - С. 119-131.
21. Тихий К. Т., Куманева И. П. Некоторые проблемы культурных связей между США и СССР (1920-е - первая половина 1930-х гг.) // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Т. 9. - № 6/2. - С. 126-130. -Р01: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-126-130.
Article info
Received July 3, 2020
Accepted July 10, 2020
About the author
Natalia V. Yakub - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Theory of International Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]
Для цитирования
Якуб Н. В. Государство и общественная дипломатия РСФСР / СССР в 1917-1925 гг.: принципы взаимодействия // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 3 (27). С. 62-70. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(3).62-70.
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected] For citations
Yakub N.V. State and Public Diplomacy of the RSFSR / USSR in 1917-1925: Principles of Interaction. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2020, vol. 7, no. 3 (27), pp. 62-70. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(3). 62-70 (in Russian).