Научная статья на тему 'Reiterer F. V. “die Vollendung der Gottesfurcht ist Weisheit” (Sir 21, 11). Studien zum Buch Ben sira (Jesus Sirach). Katholisches Bibelwerk, 2011'

Reiterer F. V. “die Vollendung der Gottesfurcht ist Weisheit” (Sir 21, 11). Studien zum Buch Ben sira (Jesus Sirach). Katholisches Bibelwerk, 2011 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
81
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Reiterer F. V. “die Vollendung der Gottesfurcht ist Weisheit” (Sir 21, 11). Studien zum Buch Ben sira (Jesus Sirach). Katholisches Bibelwerk, 2011»

Reiterer F. V. “Die Vollendung der Gottesfurcht ist Weisheit” (Sir 21, 11).

Studien zum Buch Ben Sira (Jesus Sirach). Stuttgart: Katholisches Bibelwerk, 2011 (Stuttgarter Biblische Aufsatzbande, 50). 295 S.

Данная книга является сборником статей, написанных одним из крупнейших специалистов по книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, профессором Зальцбургского университета Ф. В. Райтерером. Эти статьи посвящены различной тематике, связанной с книгой Сираха, в основном богословской.

Первая статья содержит общую энциклопедическую информацию о книге Сираха, остальные статьи делятся на две части: статьи первой части посвящены отношению книги Сираха к некоторым конкретным книгам Ветхого Завета, статьи второй части (гораздо большей по объему) исследуют различные аспекты богословия книги Сираха. В конце книги даны указатели библейских ссылок, а также основных терминов (еврейских, греческих и сирийских), упоминавшихся в статьях.

Самая первая статья первой части содержит в сжатом, концентрированном виде всю общую информацию о книге Сираха: исторический контекст, авторство, история текста, структура и т. д. Необходимо отметить, что, по сравнению с другими аналогичными статьями, доступными в различных энциклопедиях и учебниках, информация здесь дана в очень концентрированном и упорядоченном виде, ввиду чего можно считать ее одной из лучших в своем роде.

Вторая статья описывает отношение книги Сираха к Пятикнижию, а третья — конкретно к книге Исхода. Данная тема имеет особую важность, поскольку, во-первых, Пятикнижие было главным священным текстом для всех иудеев, и, во-вторых, основные персонажи Пятикнижия, особенно Аарон, упоминаются в разделе книги Сираха, называемом «Песнь отцов».

Последняя глава этой части посвящена отношению к пророкам в книгах Сираха и Товита. Хотя в этих книгах не много общего, но они принадлежат к литературе мудрости. Основную разницу при этом автор видит в том, что книга Сираха предлагает общественное учение, а книга Товита — семейное. Обе они проявляют уважение к пророческим книгам, но различие в их отношении состоит в том, что автор книги Товита считал, что пророчества актуализируются в его время, а в книге Сираха они рассматриваются только как уже сбывшиеся в истории, и их место в настоящем занимает мудрость.

Первая статья второй части посвящена анализу греческой и сирийской (за неимением еврейского текста) версий молитвы Сираха в Сир 22.31—23.5. В ней автор приходит к такому интересному выводу: сирийский переводчик упо-

Рецензии

требляет в основном негативные образы, в отличие от греческого, и таким образом сирийская версия молитвы получается скорее мольбой о защите от окружающих напастей, чем просьбой о вразумлении и обуздании языка и страстей самого молящегося. К сожалению, понять, к чему ближе был оригинальный (еврейский) текст, исходя из этих данных, не представляется возможным.

Следующая статья посвящена теме жертвы в книге Сираха, которая имеет в ней большое значение. После тщательного анализа различных отрывков и терминов автор приходит к выводу, что для Сираха самым главным было не количество жертв, а отношение жертвователя к Богу и ближним. Нам кажется, что это можно сказать и о древневосточной традиции мудрости в целом, в которой участию в культе уделяется меньше значения, чем стремлению к праведной жизни. Но, разумеется, при этом Сирах ничуть не сомневался в важности законных жертв, учитывая хотя бы то внимание, которое он уделяет соответствующему служению первосвященников Аарона (гл. 45) и Симона (гл. 50).

К этой статье дается приложение в виде таблицы всех терминов, касающихся понятия жертвы, на еврейском, сирийском и греческом языках с немецким переводом.

Следующая статья посвящена интерпретации традиции мудрости Торы в книге Сираха. По мнению автора, Сирах противостоял традиционной ветхозаветной концепции, согласно которой люди остаются в основном пассивными участниками исторического процесса и только Бог выполняет активную роль. Сирах считал, что основным средством действия Бога в мире является Премудрость Божия, предвечная остальному творению и действующая в праведных людях. А закон, в свою очередь, появился еще позже творения. Этим книга Сираха также выделяется на фоне традиционного (особенно позднего) ветхозаветного богословия.

Следующая статья посвящена главным образом анализу понятия «закон жизни» (речь идет о законе, данном Моисею) в Сир 45. 6. В прочих книгах Ветхого Завета оно отсутствует, поэтому его можно считать продуктом творчества самого Сираха. Автор также приходит к выводу, что к появлению такого понятия Сираха привело главным образом богословие не Пятикнижия, а пророческих книг. Нам все же такой вывод кажется слишком резким, потому что во Втор 30. 19 содержится очень яркое и важное высказывание как раз на эту тему: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое», которое Райтерер в данной статье упоминает только вскользь.

Далее следует статья, посвященная сопоставлению понятий «закон» и «мудрость» в книге Сираха. Статья представляет собой весьма тщательное и скрупулезное исследование, учитывая, что названные понятия являются одними из главных богословских понятий Ветхого Завета. Автор приходит к выводу, что мудрости Сирах уделяет гораздо больше внимания (что вполне предсказуемо, ведь сама книга относится к литературе мудрости). Кроме того, Сирах почти не делает различия между «основной» и «прикладной» мудростью. Под «основной» Райтерер подразумевает общие богословские высказывания о мудрости, например в Сир 1. 1—10 и 24. 1 — 25. 4 (см. Притч 8), а под «прикладной» — конкретные

Xavier M. L. A Questao da Existencia de Deus. Uma disputa medieval...

наставления, составляющие основную часть книги Сираха и прочей литературы мудрости.

И, наконец, последняя статья в этой книге посвящена весьма необычной для Сираха теме — мессианству На самом деле в этой статье почти ничего не говорится о книге Сираха (поскольку данная тема там фактически отсутствует), она посвящена скорее анализу мессианских настроений во время жизни Сираха. Райтерер считает, что к тому моменту более-менее четкого образа Мессии у иудеев еще не было, что, впрочем, разделяет большинство современных исследователей.

В заключение можно сказать, что основная ценность всех представленных в данной книге статей состоит не в выводах, которые, с одной стороны, достаточно очевидны, а с другой — иногда спорны, а в том тщательном скрупулезном филологическом и богословском анализе, которому проф. Райтерер подвергает все объекты своего исследования. И в этом смысле эти статьи могут служить образцом для любого современного исследования по библеистике.

И. А. Хангиреев (ПСТГУ)

Xavier М. L. A Questao da Existencia de Deus. Uma disputa medieval. Estudo e antologia de textos. Sintra: Zefiro, 2013. 270 p.

Свобода вероисповедания парадоксальным образом способствует тому, что культура осмысления разумных оснований веры до некоторой степени снижается — с такой мысли начинается рецензируемая книга. В широком смысле ее задача — привлечь внимание читателей-неспециалистов к указанной проблематике, глубоко разработанной в философии Средних веков (с. 9). Книга написана на основе курса, читаемого в Лиссабонском университете с 2011 г. (с. 10). Ее автор — Мария Леонор Шавьер — на протяжении нескольких лет занимается историей «проблемы Бога» в контексте западной философии1. При этом ее докторская диссертация (защищена в 1994 г.) посвящена одной из важнейших фигур в истории проблемы доказательства существования Бога — Ансельму Кен-терб ерийскому2.

Книга содержит собственно исследование, антологию текстов и библиографию. Исследовательская часть разделена на шесть глав и представляет собой анализ доказательств бытия Бога, приводимых Ансельмом (гл. 1) и их рецепцию: Гаунилоном (гл. 2), Бонавентурой (гл. 3), Фомой Аквинским (гл. 4), Иоанном Дунсом Скотом (гл. 5) и Вильямом Оккамом (гл. 6). Все цитаты в книге (не толь-

'См. проект: «АQuestao de Deus. Historia e critica» (URL: http://www.aquestaodedeus.blogs-pot.ru/ (дата обращения: 10. 05. 13)) и опубликованные в его рамках книги: A Questao de Deus па Historia da Filosofia / M. L. Xavier, ed. Sintra, 2009. Vol. 1-2; A Questao de Deus: Ensaios Filo-soficos / M. L. Xavier, ed. Sintra, 2010. Кроме того: Xavier M. L. О Teismo Medieval. Santo Anselmo e Joao Duns Escoto. Sintra, 2009.

2Xavier M. L. Razao e Ser. Tres Questoes de Ontologia em Santo Anselmo. Lisboa, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.