Научная статья на тему 'Реинжиниринг хозяйствующих субъектов и интеграция систем электронной коммерции как наиболее важные механизмы обеспечения эффективного развития бизнеса региона'

Реинжиниринг хозяйствующих субъектов и интеграция систем электронной коммерции как наиболее важные механизмы обеспечения эффективного развития бизнеса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / РЕИНЖИНИРИНГ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябцун Владимир Васильевич

Рассмотрены инструменты реинжиниринга и электронной коммерции, которые, на взгляд автора, являются эффективными механизмами развития бизнеса хозяйствующего предприятия и продвижения его продукции на рынок в условиях региональной сетевой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business reengineering and electronic commerce integration as the most important instruments of regional business development

The article contents description and providing methods of such instrument as reengineering and e-commerce which are the most important for business management and products marketing in regional network economy.

Текст научной работы на тему «Реинжиниринг хозяйствующих субъектов и интеграция систем электронной коммерции как наиболее важные механизмы обеспечения эффективного развития бизнеса региона»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 338: 91 (075.8)

В.В. Рябцун

РЕИНЖИНИРИНГ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ И ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ КАК НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА РЕГИОНА

Рассмотрены инструменты реинжиниринга и электронной коммерции, которые, на взгляд автора, являются эффективными механизмами развития бизнеса хозяйствующего предприятия и продвижения его продукции на рынок в условиях региональной сетевой экономики.

Ключевые слова: региональная сетевая экономика, реинжиниринг, электронная коммерция.

Информационные технологии и интерактивная среда сети Интернет как фундаментальные основы инфраструктуры систем электронной коммерции играют определяющую роль в реинжиниринге бизнеса современного хозяйствующего предприятия. На наш взгляд, современные передовые информационные технологии являются неотъемлемой частью любого реинжинирин-гового мероприятия и существенным конструктивным фактором его успеха. Несомненно, что в настоящий момент возможности реинжиниринга интересны российским предприятиям также в связи с переходом на принципиально новый уровень хозяйствования, обусловленный условиями функционирования сетевой экономики и возрастающей конкуренцией.

Понятие реинжиниринга было подробно рассмотрено М.Хаммером [4] и определено как процесс фундаментальной перестройки бизнес - процессов организации. В рамках настоящей работы мы проследим и охарактеризуем его влияние на современную организацию в качестве основного инструмента трансформации традиционной иерархической формы управления организацией бизнеса в сетевую организационную структуру управления хозяйствующим предприятием.

Очевидно, что в условиях развития сетевой экономики производственная и коммерческая деятельность экономических субъектов все более усложняется. По-мнению Р.Планта [5], для своего выживания, развития и процветания они вынуждены искать методы адаптации к новым условиям экономической среды. При этом необходимо учитывать фактор времени - повышение оперативности действий требует нового подхода к методам производства и управления и расширение бизнеса предприятия: в сетевой экономике, если оно хочет процветать необходимо будет раздвинуть свой рынок до национальных или даже международных масштабов. Предприятия должны также быстрее осваивать управление новым стратегическим ресурсом - информацией [1].

Таким образом, реинжиниринг по отношению к современному хозяйствующему предприятию, функционирующему в условиях сетевой экономики, понимается нами как процесс замены многогранной иерархической модели управления этим предприятием на новую, более эффективную и адаптивную к современным экономическим условиям - сетевую модель управления.

Применения реинжиниринга может привести к двум организационным моделям [2]:

- сетевой структуре крупной компании;

- совокупности (сети) предприятий.

В случае появления сетевой структуры крупной компании крупное предприятие собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение различных специальных задач. Фирмы могут иметь собственные подразделения, необходимые для производства, но при этом должна обеспечиваться очень высокая степень специализации их бизнеса. В этом случае сеть является формально иерархизированной сетевой структурой, в которой крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком. Преимущества крупного предприятия позволяют ему осуществлять контроль не за счет участия в капитале, а через рыночный механизм. Крупные фирмы (предприятия - сеть) подбирают партнеров, отличающихся высокой гибкостью, адаптивностью к меняющимся условиям, творческим потенциалом.

При образовании второй организационной модели - сети предприятий имеет место некоторая совокупность близких по размеру предприятий, большинство из которых юридически самостоятельны, но поддерживают устойчивость друг друга, например, в хозяйственном плане. Подобное «содружество», действующее часто в пределах одного региона или в рамках одного вида деятельности, повышает конкурентоспособность производимых товаров и услуг. Постоянство связей, которые управляются несколькими ключевыми фирмами, стимулирующими инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий - членов сети.

Функционирование хозяйствующих предприятий в режиме сети дает новые конкурентные преимущества. Стратегическое управление такими производственными «сетями» позволяет сократить издержки и повысить доходы, обеспечить быстроту реакции предприятия на изменение конъюнктуры рынка.

Переход традиционной организационной структуры управления хозяйствующим субъектом на одну из вышеуказанным сетевых организационных моделей требует, по нашему мнению, трехмерного подхода, предполагающего использование следующих взаимосвязанных друг с другом процессов, в основе которых лежит идея реинжиниринга:

- пересмотр концепции хозяйствующего предприятия;

- реинжиниринг бизнес-процессов;

- структурная перестройка предприятия (реструктурирование).

Эволюция организационной структуры начинается со стратегического

решения. Необходимо пересмотреть и переосмыслить организационную структуру управления предприятием с точки зрения эффективности ее стра-

тегических приоритетов. Затем в увязке с проведенным анализом принимаются некоторые тактические решения, касающиеся реинжиниринга.

В последнюю очередь предприятие занимается реструктурированием (опять же в увязке с результатами предшествующих преобразований), затрагивающим политику в различных областях деятельности предприятия, рабочие процедуры, оперативные решения, ролевые функции и полномочия.

Характеристика вышеуказанных нами процессов перехода российских предприятий от традиционной организационной структуры управления к сетевой представлена в таблице.

Характеристика процессов трансформации российских хозяйствующих предприятий к сетевой организационной структуре управления

Процесс / характеристика Пересмотр концепции Реинжиниринг Реструктури- рование

Основной подход Стратегический Тактический Оперативный

Природа подхода Концептуальный Технический Организационный

Доминирующие Стратегические Тактика достижения Оперативная

цели преимущества конкурентоспособности гибкость

Показатели Эффективность по намеченным целям Эффективность по производственным нормам Численность персонала

Хотелось бы отметить, что формирование сетевой структуры организации нельзя однозначно представить в виде последовательно осуществляемых процессов, среди которых мы отметили пересмотр концепции хозяйствующего предприятия, реинжиниринг его бизнес-процессов и структурную перестройку хозяйствующего субъекта. На наш взгляд, это итеративный и непрерывный во времени процесс. Переход к сетевой организации происходит только после проведения соответствующих процессов, а в зоне пересечения этих трех полей следует искать решения, обеспечивающие эффективность предприятия и, следовательно, его конкуренте- и жизнеспособность.

После того как хозяйствующее предприятие успешно реформировало свою организационную структуру управления, для его успешного развития и функционирования в условиях сетевой экономики региона необходимо осуществить интеграцию его основных бизнес-процессов с инфраструктурой систем электронной коммерции.

Очевидно, что научно обоснованная и эффективно функционирующая система электронной коммерции предполагает выбор основных элементов, соответствующих конкретным условиям ее применения в зависимости от сферы деятельности хозяйствующего предприятия.

Система электронной коммерции, а именно ее интеграция в систему современного предприятия, работающего в условиях сетевой экономики, значительно отличается от традиционного (обычного) вида торговли, так как принципиально меняется бизнес-среда, в которой протекает эта торговля.

Использование электронной коммерции обусловливает необходимость разработки дополнительных, ранее не применяемых в традиционной среде компонентов.

Основными элементами инфраструктуры системы электронной коммерции являются [3]:

1) специальное программное обеспечение;

2) система управления базами данных и приложениями;

3) телекоммуникации и связь;

4) система безопасности актов купли-продажи;

5) юридическое, правовое обеспечение;

6) виртуальная банковская система;

7) электронные платежные системы;

8) автоматизированное складское хозяйство;

9) система доставки товаров и оказания услуг;

10) служба маркетинга, включающая в себя: баннерную рекламу, отдел продаж, отдел дизайна Интернет-страниц и Интернет - сайтов (Интернет -контента), отдел ценообразования.

В систематизированном виде основные элементы инфраструктуры электронной коммерции, интегрированные в структуру современного хозяйствующего предприятия, работающего в условиях сетевой экономики региона представлены на рисунке.

Охарактеризуем наиболее важные компоненты инфрастуктуры системы электронной коммерции. Система электронной коммерции в рамках предприятия реализуется посредством электронного магазина, основные черты которых нами были проанализированы ранее. Напомним, что электронный магазин представляет собой реализованное представительство хозяйствующего субъекта в сети Интернет на основе создания Интернет - сайта. Г лавная цель создания такого предприятия заключается в обеспечении продажи товаров и оказании услуг всем заинтересованным участникам электронного бизнеса в сети.

Рис. Инфраструктура системы электронной коммерции, интегрированнаяв структуру современного хозяйствующего предприятия, работающегов условиях сетевой экономики региона

Посетивший сервер потенциальный покупатель может с помощью гипертекстовых ссылок и использования многочисленных мультимедийных возможностей получить в полном объеме интересующую его информацию относительно продукции. В случае удовлетворения товара всем требуемым потребительским свойствам покупатель может сделать заказ. Прямая поставка товара производится традиционным способом (товар - это автомобили, компьютеры, бытовая техника) после проведения оплаты. В случае продажи сетевых товаров, например программного обеспечения, предусматривается возможность поставок напрямую по сети Интернет с использованием электронной цифровой подписи.

К специальному программному обеспечению относятся: языки программирования, например, Java, HTML, XML, а также шаблоны для ввода и вывода данных, поддержка многоязычности текстов, дизайн и способы изготовления Интернет-страниц, специальное программное обеспечение. Языки программирования Интернет-страниц, например, HTML (HyperText Markup

Language) представляют собой стандартный набор кодов, который используется для создания Интернет-документов. Установленная на компьютере программа просмотра Интернет-ресурсов согласно кодам HTML определяет, в каком виде выводить на экран текст, графику и прочие элементы мультимедиа.

Специальное программное обеспечение также включает в себя программный комплекс управления электронным магазином или торговой частью системы, позволяющий разрабатывать и поддерживать систему электронной коммерции хозяйствующего предприятия в режиме реального времени. Выделяют также системы управления Интернет-контентом - это программное обеспечение, позволяющее разрабатывать и поддерживать динамические информационные Интернет-ресурсы, отличительной чертой которых является быстрое оформление Интернет-страниц и легкое размещение всей необходимой клиентам информации персоналом предприятия.

Система, обеспечивающая безопасность актов купли-продажи. Обеспечение эффективного, недорогого и, самое главное, безопасного средства проведения сетевых транзакций - сделок, платежей и т.д. является одним из наиболее важных условий для эффективного использования системы электронной коммерции на современном хозяйствующем предприятии.

В настоящее время известно достаточно большое количество способов защиты коммуникаций в сети Интернет от вторжения третьих лиц. Популярной становится криптография с открытым ключом. Пока еще остается неясным, какой уровень архитектуры лучше всего подходит для внедрения эффективных средств защиты информации. Важно отметить, что среди предлагаемых вариантов защиты информации от несанкционированного доступа невозможно отдать безусловное предпочтение одному из них. Выбор наилучшего в конкретной ситуации средства защиты платежей должен быть поручен специалистам.

Юридическое обеспечение. Организация электронной коммерции и торговли должна, во-первых, базироваться на использовании традиционных юридических норм и правил, а во-вторых, предусматривать разработку новых специализированных правовых институтов и процедур. Кроме того, актуальным является унификация законодательства, а также упрощение правил и процедур, применяемых для регулирования правового обеспечения электронной коммерции. Это предполагает тесное сотрудничество руководства хозяйствующего предприятия и соответствующих структур государственной власти. Исключительно важным принципом является тот, согласно которому стороны, заключившие договор (например, купли-продажи), не вправе ставить под сомнение законность и действительность последнего только на том основании, что он заключен электронным способом.

В некоторых российских законодательных актах все еще сохраняются предписания об использовании традиционных бумажных документов, подписанных собственноручно. Как и на международном уровне, такие нормы становятся юридическим препятствием для внедрения системы электронной коммерции на предприятии и его интеграции на электронном рынке.

Электронные платежные системы. В настоящее время для проведения платежей через Интернет в основном используются различные карточные технологии. С этой целью плательщик указывает номер своей платежной карточки, а получатель электронного платежа выставляет на счет плательщика платежное требование. Очевидно, что данная технология легко уязвима. Дело в том, что сеть Интернет не является защищенной. Поэтому существует вероятность перехвата номера платежной карточки злоумышленником. Последний может использовать этот номер для хищения денежных средств с карточного счета. В свою очередь плательщик не в состоянии контролировать сумму, выставленную на его счет, что также не исключает возможности обмана. Поэтому карточная технология как слабо защищенная не может удовлетворять всем необходимым требованиям, предъявляемым к безопасности систем электронной коммерции.

Для устранения недостатков «карточных расчетов» рекомендуется использовать электронные наличные, например Web-money или Яндекс-деньги, которые позволяют осуществлять платежи через Интернет анонимно и безопасно.

Система доставки товаров и услуг. Заказанный покупателем товар необходимо доставить ему в возможно более короткие сроки. В противном случае деятельность, связанная с электронной коммерцией, вполне может оказаться неэффективной. Доставка товаров и услуг, приобретенных в электронных магазинах, может осуществляться двумя основными способами.

Во-первых, с использованием традиционных транспортных и почтовых средств; во-вторых, путем непосредственного использования электронных каналов связи. В этом случае имеется в виду поставка сетевых товаров, например программного обеспечения, электронных изданий журналов, газет, музыкальных произведений.

Очевидно, что при одинаковых транзакционных издержках на совершение коммерческой сделки совокупные затраты по доставке могут существенно отличаться в зависимости от типа товаров, которые необходимо доставить. При пересылке сетевых товаров посредством сети Интернет затраты будут минимальны.

Служба маркетинга. Основными отделами, на которые возложено решение главных задач маркетинга, являются отделы: продаж, ценообразования, рекламы и дизайна Интернет-контента.

Отметим, что службой маркетинга может быть эффективно использован Интернет для проведения различного рода маркетинговых исследований электронного рынка. Он дает возможность проводить как первичные маркетинговые исследования, основанные непосредственно на первичных данных, получаемых в рамках проводимых фирмой маркетинговых исследований в сети, так и вторичные маркетинговые исследования, базирующиеся на данных, опубликованных в Интернет. Сеть Интернет может использоваться для исследования товарных рынков, для изучения их структуры или для изучения состава реальных и потенциальных групп покупателей.

Основополагающая задача владельца Интернет-сайта заключается в том, чтобы провести его рекламную кампанию. Наиболее широко тиражируемым

элементом рекламы в Интернет являются баннеры, представляющие собой наиболее популярный и эффективный способ привлечения посетителей на Интернет-сайт посредством визуальной рекламы.

Итак, сформированная нами концепция трансформации российских хозяйствующих предприятий в сетевые организационные структуры на основе реинжиниринга основных бизнес-процессов и интеграции элементов инфраструктуры систем электронной коммерции позволяет получить системное представление о том, как должен проходить этот процесс в регионе для успешного развития сетевой экономики.

Как было отмечено нами ранее, процессы реинжиниринга бизнеса хозяйствующих субъектов наряду с интеграцией в их структуре систем электронной коммерции являются наиболее важными механизмами управления региональной сетевой экономикой, которые в состоянии обеспечить эффективное развитие бизнеса в современных экономических условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Плант Р. Электронная коммерция: стратегическое развитие. Спб.: Питер, 2001.

2.Некрасов В.И., Рябцун В.В., Формирование и развитие региональной сетевой экономики: теория и практика. Ижевск: Изд-во Института экономики и управления УдГУ, 2002.

3.Царев В.В., Канторович А.А. Организационно - экономические преимущества применения электронной коммерции // Хозяйственный механизм переходного периода // Сб. науч. тр. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2000

4.Hammer М., Reengineering Work: Don't Automate - Obliterate. Harward Business Review, 1997.

5. Secrets of Electronic Commerce: A Guide for Small- and Medium-Sized Exporters. - Geneva: ITC, 2000.

Поступила в редакцию 25.01.06

V. V. Ryabtsun

Business reengineering and electronic commerce integration as the most important instruments of regional business development

The article contents description and providing methods of such instrument as reengineering and e-commerce which are the most important for business management and products marketing in regional network economy.

Рябцун Владимир Васильевич ГОУ ВПО «УдГУ», филиал г.Н.Тура

624222, Россия, Свердловская обл., г.Н.Тура, ул.Нагорная, 19 факс 8(34342)20304 E-mail: vlad svc@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.