Научная статья на тему 'Методология исследования и управление развитием региональной сетевой экономики'

Методология исследования и управление развитием региональной сетевой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боткин Олег Иванович, Некрасов Владимир Иванович, Рябцун Владимир Васильевич

Информатизация практически всех отраслей экономики российских регионов и освоение хозяйствующими субъектами информационно-коммуникативных Интернет-технологий оказывают огромное влияние на развитие экономических отношений в среде регионального бизнеса: возникают новые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов и изменяются информационно-организационные структуры управления региональным бизнесом. Интегральным образом вышеизложенных инноваций является региональная сетевая экономика, представляющая собой интерактивную среду, в которой на высокой скорости и с минимальными транзакционными издержками (Р. Коуз) реализуются социально-экономические и товарно-денежные отношения между хозяйствующими субъектами региона с использованием интерактивных возможностей глобальной сети Интернет. Актуальность исследования феномена региональной сетевой экономики, прежде всего, обусловлена необходимостью обоснования методологии её развития и разработки механизмов управления ее инфраструктурой с целью повышения эффективности регионального бизнеса. На наш взгляд, решение этих проблем будет определяющим фактором обеспечения эффективного экономического развития и роста экономики регионов России в ближайшем будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боткин Олег Иванович, Некрасов Владимир Иванович, Рябцун Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF RESEARCH AND DEVELOPMENT MANAGEMENT OF REGIONAL NETWORK ECONOMY

Information practically of all the Russian regions economy branches and development by managing subjects is information − communicative the Internet technologies render huge influence on economic attitudes development in the environment of regional business: there are new forms of interaction of managing subjects and change is information − organizational structures of regional business management. Integrated image of the set forth above innovations is the regional network economy representing the interactive environment in which on high speed and with minimal transaction (R.H.Coase's) costs are performed social economic and commodity monetary attitudes between managing subjects of region with use of Internet global network interactive opportunities. The urgency of the regional network economy phenomenon research, first of all, is caused by necessity of a substantiation of regional network economy methodology development and management mechanisms development by its infrastructure with the purpose of regional business efficiency increase. In our opinion, the decision of these problems will be the defining factor of effective economic development maintenance and russian regions economy growth in the near future.

Текст научной работы на тему «Методология исследования и управление развитием региональной сетевой экономики»

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Боткин О.И., Некрасов В.И., Рябцун В.В.

Информатизация практически всех отраслей экономики российских регионов и освоение хозяйствующими субъектами информационно-коммуникативных Интернет-технологий оказывают огромное влияние на развитие экономических отношений в среде регионального бизнеса: возникают новые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов и изменяются информационно-организационные структуры управления региональным бизнесом.

Интегральным образом вышеизложенных инноваций является региональная сетевая экономика, представляющая собой интерактивную среду, в которой на высокой скорости и с минимальными транзакционными издержками (Р. Коуз) реализуются социально-экономические и товарно-денежные отношения между хозяйствующими субъектами региона с использованием интерактивных возможностей глобальной сети Интернет.

Актуальность исследования феномена региональной сетевой экономики, прежде всего, обусловлена необходимостью обоснования методологии её развития и разработки механизмов управления ее инфраструктурой с целью повышения эффективности регионального бизнеса.

На наш взгляд, решение этих проблем будет определяющим фактором обеспечения эффективного экономического развития и роста экономики регионов России в ближайшем будущем.

В настоящий момент региональная сетевая экономика находится на стадии активного формирования и становления. Зафиксировано появление ряда новых социально-экономических направлений в развитии регионального бизнеса, значение и возможные последствия использования которых слабо изучены: региональные системы электронных платежей и управления банковскими счетами по Интернет, электронная коммерция и виртуальные торговые площадки, электронные магазины и представительства хозяйствующих субъектов в Интернет являются основой функционирования региональной сетевой экономики.

Современная экономическая теория практически игнорирует информационный аспект взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сферах распределения и производства, поэтому не располагает адекватным инструментарием для исследования сетевых форм их совместной деятельности в условиях региональной сетевой экономики.

В современных условиях картина социально-экономического уклада жизни российских регионов связана с возникновением парадоксальной ситуации:

• с одной стороны, наблюдаются связанные с развитием Интернет-технологий радикальные изменения в экономической жизни регионов на основе информационных взаимодействий хозяйствующих субъектов;

• с другой стороны, фундаментальные основы социально-экономической теории не раскрывают в явном виде понятий информационных взаимодействий между экономическими и хозяйствующими субъектами.

Доминирующая в настоящее время теоретическая картина экономического уклада жизни регионов описывает лишь взаимодействия хозяйствующих субъектов преимущественно как процесс товарообмена, регулируемого рыночными механизмами, и как реакции социально-экономической среды на стимулы, регулируемые общественными институтами. Традиционные научные представления практически не дают общего определения социально-экономических взаимодействий между хозяйствующими субъектами, которые, как известно, по своей природе основаны на обмене информацией. Поэтому, в научном познании социально-экономического уклада жизни регионов существует определенный пробел, вследствие того, что игнорируется наличие информационных взаимодействий между экономическими индивидами, и тем более в теории не описаны прямые информационные взаимодействия.

Можно предположить, что в таком виде современная экономическая теория имеет слабую теоретико-методологическую базу для полноценного исследования изменений, происходящих в региональной экономике под воздействием повышения интенсивности и расширения масштабов информационных взаимодействий хозяйствующих субъектов. Это же ставит под сомнение пригодность существующего теоретического инструментария для качественного прогноза будущих изменений в региональной экономике, связанных с развитием сети Интернет.

Понятие "РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА" нами было введено в качестве общего определения совокупности социально-экономических изменений, имеющих место в экономическом укладе жизни отдельно взятого региона под влиянием сетевых Интернет-технологий.

Однако, нет никаких сомнений, что данное определение в будущем может быть подвергнуто дальнейшему уточнению вследствие того, что в строгом понимании любая экономика, по мнению С.И.Паринова, является сетевой, так как основывается на сетях связей между ее участниками [1].

Итак, мы считаем, что в экономическом укладе жизни региона значительная роль отводится сетевой экономике, сущность которой может быть определена в рамках следующих положений:

• региональная экономика является базисом пространственной экономики (А.Гранберг);

• организационно-экономический потенциал ее является базисом региональной экономики;

• сетевой бизнес является базисом региональной сетевой экономики.

Информационное взаимодействие хозяйствующих субъектов в региональной

сетевой экономике базируется на основе сетевых Интернет-технологий. При этом термин СЕТЕВОЙ БИЗНЕС определен нами как организационно-экономическая активность хозяйствующих субъектов на основе информационного взаимодействия по получению экономической выгоды или конкурентных преимуществ, которая может быть идентифицирована как отдельная отрасль региональной сетевой экономики, обладающая набором собственных уникальных социально-экономических характеристик.

Региональная сетевая экономика как сложное явление рассматривается нами как

И:

• составляющая инфраструктуры региональной экономики в рамках формирования пространственной экономики;

• хозяйственный механизм обеспечения взаимодействия региональной экономики и окружающей среды в условиях развития глобализации;

• технологическая основа поддержания и развития межотраслевых и межрегиональных связей по поддержанию жизнеобеспечения региональной экономики.

В силу сложности данного явления была разработана концепция исследования региональной сетевой экономики (рис. 1).

Рис. 1. Концепция исследования региональной сетевой экономики

Представленные в концепции уровни исследования определяют логическую последовательность изучения феномена региональной сетевой экономики как системы взаимосвязанных, на основе интерактивной среды Интернет, взаимодействий субъектов региональных хозяйственных комплексов [3].

Рассмотрим их значение и приведем краткую характеристику.

I. ФИЛОСОФСКИИ - определяет место, роль и сущность региональной сетевой экономики. К его компетенции также отнесены проблемы определения фундаментальных понятий, составляющих тезаурус региональной сетевой экономики.

II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИИ - содержит обоснование теоретических и методологических основ формирования и развития региональной сетевой экономики

III. Н А У Ч Н О - АН А Л И Т И Ч Е С К И И - включает разработку и обоснование структурно-функциональных и экономических моделей, обеспечивающих целостность (инфраструктуру) региональной сетевой экономики.

IV. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ - определяет формирование концепции сетевого бизнеса, характеризующей целостность организационного взаимодействия участников региональной сетевой экономики.

V. ПРИКЛАДНОЙ - содержит разработку и применение научно-методических инструментов для управления инфраструктурой региональной сетевой экономики.

В ходе исследований нами были выделено пять ключевых процессов, которые, на наш взгляд, являются определяющими для эффективного развития и функционирования региональной сетевой экономики (рис. 2).

Рис. 2. Фундаментальные процессы развития и функционирования региональной

сетевой экономики

Структурное деление данных процессов нами было реализовано на основе различных типов, среди которых технологические, информационные, институциональные, организационные и экономические процессы.

Приведенные фундаментальные процессы, обеспечивающие эффективное формирование и развитие региональной сетевой экономики, нами были использованы как основа для обоснования базовых условий эффективного развития и функционирования региональной сетевой экономики, среди них:

Развитие и распространение Интернет-технологий создает технологические условия для формирования и расширения масштабов региональной сетевой экономики. Интернет-технологии содержат средства оперативного обмена и распространения информации, а также средства создания и поддержания информационных ресурсов в Интернет.

Масштабный перенос в электронную среду сети Интернет различных видов социально-экономической деятельности - является вторым важным условием процесса формирования региональной сетевой экономики. На наш взгляд, перенос традиционных видов хозяйственной деятельности в глобальную сеть Интернет должен стимулироваться региональными и местными органами государственной власти. Инструментами привлечения внимания покупателей и бизнеса для переноса своей деятельности в Интернет могут выступать организационно-экономические преимущества электронной коммерции, описанные нами ранее.

Превращение традиционных организаций в сетевые структуры - является третьим необходимым условием развития региональной сетевой экономики. Данный процесс крайне важен для развития региональной сетевой экономики и охватывает всю

иерархическую вертикаль в экономике региона, при этом сетевая организация может быть применима как к небольшим предприятиям или компаниям, так и образуемым ими финансово-промышленным группам.

Преимущества сетевых форм организаций по отношению к традиционным иерархическим формам в систематизированном виде отражены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества сетевой формы организации по отношению _к традиционной иерархической форме_

Наименование Сущность

Значительная экономия на коммуникациях Доступность Интернет практически из любой точки страны сделали фактор географического размещения экономических субъектов практически незначительным. Использование этого обстоятельства географически распределенными предприятиями позволяет им экономить существенные средства на перемещении своих сотрудников между офисами. Сетевая организация также позволяет создавать виртуальные рабочие коллективы, участники которых не привязаны к определенному офису и могут, например, с помощью Интернет поддерживать информационный обмен вне зависимости от своего географического положения.

Единое внутрифирменное информационное пространство Легкость доступа к информационным ресурсам Интернет и возможность публикации информации в сети позволяют снизить затраты на формирование и поддержание внутреннего информационного пространства организации. Основанное на Интернет-технологиях, оно обладает уникальными свойствами "управляемой прозрачности": из внешней среды доступны только разрешенные информационные ресурсы фирмы, доступ же сотрудников к внешним ресурсам практически не ограничен.

Коллективное формирование информационных ресурсов Возможность оперативного информационного обмена как между сотрудниками компании, так и с внешним миром создает уникальные условия для участия всех сотрудников организации в формировании внутренней информационной среды предприятия. В основе коллективного формирования информационных ресурсов лежат внутренние компьютерные сети предприятия, позволяющие осуществлять эффективное взаимодействие его подразделений по формированию внутренних информационных ресурсов.

Эффективная внутрифирменная координация Коллективное формирование информационных ресурсов предприятия создало условия для улучшения внутрифирменной координации деятельности его подразделений. Вследствие этого стало возможным имитировать и проигрывать в реальном времени различные экономические решения, в которых задействовано большое количество сотрудников предприятия. В результате повышается точность и обоснованность принимаемых управленческих решений

Термин "сетевая организация" появился достаточно давно и подразумевает любую группу действующих лиц, которая имеет повторяющиеся, длительные

информационные и обменные связи между собой. В то же время, в этой группе отсутствует властный орган, уполномоченный разрешать возникающие в течение обмена спорные вопросы. Таким образом, процесс управления сетевой организацией осуществляется на коллективной и равноправной основе. Применение же Интернет-технологий во внутреннем пространстве организаций, получившее самостоятельное название Интранет, позволяет им повысить эффективность внутреннего управления и функционирования.

Из приведенных в таблице 1 данных очевидно, что потенциальные преимущества сетевой формы организации по отношению к традиционной иерархической структуре могут создать условия для постепенного замещения традиционных инструментов управления бизнесом хозяйствующего субъекта сетевыми принципами управления.

Создание сетевых институциональных структур и сетевой инфраструктуры. Данное условие подразумевает формирование и создание виртуальных структур, в основе которых лежат соглашения между большей частью социально-экономических и хозяйствующих субъектов бизнеса в рамках определенных отраслей региональной сетевой экономики. Сетевые институциональные структуры определяют общие правила взаимодействия для наиболее типичных видов экономического и информационного взаимодействия между ними. При этом главными действующими элементами сетевых институциональных структур являются единые правила работы для всех направлений сетевого бизнеса, входящих в определенную отрасль региональной сетевой экономики.

К ним могут быть отнесены торговая и финансовая структуры, система трудовых отношений, юридическая и правовая системы, которые в совокупности формируют сетевую инфраструктуру региональной сетевой экономики.

Формирование сетевого механизма координации. Общепринятыми примерами социально-экономических механизмов координации и регулирования в экономике являются рыночный механизм ценовой координации [8] ("невидимая рука" рынка), а также командный механизм, используемый в иерархических организациях ("видимая рука" менеджера) [6].

Известны и предельные масштабы каждого из вышеуказанных механизмов координации: рыночный механизм позволяет координировать деятельность участников общественного разделения труда по всему пространству социально-экономической системы, командный работает в масштабах гигантских международных корпораций, но при этом, как показал опыт нашей страны, он не может заменить рыночный механизм на всем пространстве больших систем.

Развитие Интернет-технологий будет постепенно способствовать формированию нового сетевого механизма координации и укреплять его позиции по отношению к рыночному и командному механизмам. В условиях региональной сетевой экономики сетевой механизм координации станет доминирующим инструментом согласования совместной деятельности хозяйствующих субъектов, а также других участников сетевого бизнеса, в основе которого будет их информационное взаимодействие.

Для полноценного формирования институтов региональной сетевой экономики необходимо также разработать как общие условия, так и частные принципы ее эффективного развития. При этом данные принципы будут служить основой для разработки принципов входящих в ее инфраструктуру локальных подсистем более низкого уровня иерархии, в частности, систем электронной коммерции и электронной

торговли. Эти разработки должны быть адекватны новой интерактивной "среде обитания" регионального бизнеса с ее интенсивными информационными обменами и постоянно масштабируемыми связями между хозяйствующими субъектами.

Кроме этого необходимо сконструировать и теоретически обосновать соответствующие сетевые и институциональные инфраструктуры, что позволит реализовать на практике все потенциальные преимущества новой экономической среды.

Основные принципы эффективного развития и функционирования сетевой экономики более или менее удачно, на наш взгляд, были изложены в работах многих отечественных и зарубежных ученых, в частности, в работах С.И. Паринова [1] и К. Келли. Однако необходимо отметить, что применительно к региональной сетевой экономике эти принципы нуждаются в существенной переработке, уточнении и дополнении.

В таблице 2 в систематизированном виде представлен перечень и характеристика обоснованных нами принципов эффективного развития и функционирования региональной сетевой экономики.

Таблица 2

Принципы эффективного развития и функционирования _региональной сетевой экономики_

Область Наименование Сущность

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ Позитивная обратная связь Уменьшение размеров электронных чипов в снижение цен на них при одновременном повышении качества и многократным увеличения количества связей между ними.

Принцип полноты Чем больше подобных однотипных товаров в сетевой экономике, тем более ценными онк становятся. "Сетевой эффект".

Принцип критической массы При достижении определенной "критической массы" числа узлов в сети ее дальнейшее развитие осуществляется без необходимости реализация дополнительных мер по стимулированию роста.

Принцип обратного ценообразования Парадоксально, но цены на лучшие товары в услуги в сети имеют явную тенденцию в постоянному снижению.

Принцип бесплатности С учетом принципов полноты и обратного ценообразования возникает вывод о том, что самые ценные товары и услуги в сети должны предоставляться покупателям бесплатно.

Принцип приверженности или лояльности Приверженность покупателей определенной компании проявляется одновременно и в преданности к сети и сетевым платформам.

Принцип переоценки ценностей В региональной сетевой экономике материальные ценности постепенно замещаются системой знаний.

Принцип хаоса Жизнеспособность компаний в региональной сетевой экономике обеспечивается посредством периодически наступающего неравновесного состояния (хаоса), при котором происходит уничтожение неконкурентоспособного бизнеса новым более эффективным.

Продолжение табл. 2

Область Наименование Сущность

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ Принцип соблюдения приоритета законов РФ Сфера действия рекомендаций регулируется законодательством РФ

Принцип законности Лица, участвующие в информационных отношениях с использованием сети Интернет, должны соблюдать законодательство РФ

Принцип анонимности пользователей Все лица, использующие сеть Интернет, имеют право на анонимность в пределах действующего законодательства

Принцип равенства Интернет-коммерции Государственное регулирование деятельности в сфере Интернет-коммерции осуществляется на равных основаниях с традиционной формой коммерческой деятельности

Принцип обязательной индивидуализации Оператор Интернет-коммерции обязан полно и достоверно индивидуализировать себя во всех информационных отношениях с пользователями сети

Принцип открытости и достоверности Оператор обязан публиковать с использованием всех собственных информационных ресурсов правила получения информации о предлагаемых товарах и услугах, а также об условиях совершения сделок

Принцип факультативной индивиду ализ ации потребителей Оператор имеет право требовать индивидуализации потребителя услуг и товаров при заключении договора в объеме, предусмотренном законодательством

Принцип разумной свободы информационного обмена Помимо законных ограничений на информационный обмен пользователи сети не имеют права осуществлять несанкционированные получателем электронные почтовые рассылки, если иное не предусмотрено законом или договором

Принцип разумной ответственности провайдеров Информационный провайдер не несет ответственности за незаконные действия лиц, использующих его услуги

Принцип добровольного обеспечения доказательств Пользователи, информационные провайдеры и операторы Интернет-коммерции имеют право использовать любые законные способы обеспечения доказательств информационного обмена и совершения коммерческих операций в сети

Согласно представленной информации наиболее важным и в то же время парадоксальным среди принципов эффективного развития и функционирования региональной сетевой экономики является принцип "бесплатности".

Если услуга становится более ценной - согласно принципу полноты, а стоит она тем меньше, чем более ценной становится - согласно принципу обратного ценообразования, то напрашивается естественный, но парадоксальный вывод о том, что самые ценные услуги должны предоставляться покупателям бесплатно.

Нами были найдены множественные подтверждения данному утверждению. Например, в сфере оказания услуг сотовой связи региональные сотовые операторы регулярно понижают тарифы, предоставляя в рамках локальных тарифных планов практически бесплатные телефонные звонки.

Одновременно с этим увеличивается стоимость дополнительных услуг, таких как отправка текстовых и мультимедиа-сообщений, а также доступ в Интернет. Таким

образом, наблюдается положительная динамика изменения стоимости минуты разговора в сторону "бесплатности" при одновременном увеличении стоимости непрофильных услуг оператора и увеличения их ассортимента. Все это подтверждает наши выводы о том, что самые ценные услуги должны предоставляться покупателям бесплатно. При этом, постоянно снижая стоимость минуты разговора, операторы сотовой связи будут постепенно переключать ориентацию своего бизнеса на дополнительные "непрофильные" услуги - передачу файлов, сообщений, справочной и рекламной информации по сотовым каналам связи.

В региональной сетевой экономике ценность товара или услуги прямо пропорциональна масштабу ее распространения. Поэтому рост количества предоставляемых пользователям копий, например, программных продуктов приводит к увеличению ценности каждой из них. Продавая в последующем модернизированные варианты продукта и дополнительное сервисное обслуживание к нему, компания может постоянно и достаточно хорошо зарабатывать. При этом она продолжает бесплатно распространять первоначальную версию продукта.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что основой выживания и процветания социально-экономических агентов в условиях региональной сетевой экономики будут являться следующие правила:

1. Необходимо поставлять на Интернет-рынок бесплатные услуги, продукты (например, информационные) для возможно более широкого круга будущих потенциальных покупателей модернизированного (обновленного) одноименного продукта.

2. Предоставляя один продукт бесплатно, необходимо продавать одновременно другие продукты аналогичного сегмента рынка.

3. Формирование в перспективе нужного для предпринимателя объема спроса на определенный продукт должно базироваться на предоставлении заинтересованным покупателям в бесплатное пользование первоначальной версии этого продукта.

Реализация вышеуказанных условий формирования и развития региональной сетевой экономики, а также принципов ее эффективного функционирования, будет способствовать более успешному осуществлению коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов на региональных электронных рынках.

Рассмотрев общие вопросы методологии исследования феномена региональной сетевой экономики, перейдем к обоснованию механизмов управления ее инфраструктурой. Как итог обобщения и осмысления результатов многолетних исследований в области региональной сетевой экономики [4, 5] нами была создана концепция управления развитием ее инфраструктуры, в рамках которой представлены организационные, экономические, технологические, рыночные и информационные механизмы (рис. 3). Ниже рассмотрены 5 механизмов управления развитием региональной сетьевой экономики.

Механизм РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕСА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ, функционирующего в условиях региональной сетевой экономики, определен нами как процесс замены многогранной иерархической модели управления предприятием на новую сетевую модель, более эффективную и адаптивную к современным экономическим условиям. Впервые понятие реинжиниринга ввел Майкл Хаммер, разрабатывавший идеи перестройки бизнеса компаний на основе коренной реорганизации для соответствия современным рынкам [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Экономика региона № 2/2007 электронной коммерции^ _

РЫНОЧНЫЕ

Интернет-маркетинг

Рис. 3. Механизмы управления развитием региональной сетевой экономики

В нашем случае, применение реинжиниринга, на наш взгляд, может привести к двум организационным моделям управления хозяйствующим субъектом:

• сетевой структуре крупной компании;

• совокупности (сети) предприятий.

В случае появления сетевой структуры крупной компании крупное предприятие собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение различных специальных задач. Фирмы могут иметь собственные подразделения, необходимые для производства, но при этом должна обеспечиваться очень высокая степень специализации их бизнеса. В этом случае сеть является формально иерархизированной сетевой структурой, в которой крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком.

При образовании сети предприятий имеет место некоторая совокупность близких по размеру компаний, большинство из которых юридически самостоятельны, но поддерживают устойчивость друг друга, например, в хозяйственном плане. Подобное "содружество", действующее часто в пределах одного региона или в рамках одного вида деятельности, повышает конкурентоспособность производимых товаров и услуг. Постоянство связей, которые управляются несколькими ключевыми фирмами, стимулирующими инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий - членов сети.

Механизм ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ в структуру бизнес-процессов хозяйствующих предприятий неразрывно связан с реинжинирингом их бизнеса.

В систематизированном виде основные элементы инфраструктуры электронной коммерции, интегрированные в структуру современного хозяйствующего субъекта, работающего в условиях региональной сетевой экономики, представлены на рис. 4.

К основным элементам инфраструктуры системы электронной коммерции, выполняющим наиболее важные функции, на наш взгляд, необходимо отнести:

• систему безопасности актов купли-продажи;

• электронные платежные системы;

• систему доставки товаров и оказания услуг;

• службу маркетинга предприятия.

юридическое, правовое обеспечение

Экономика региона Лгп 2/20 17

72-

специальное программное обеспечение

Региональная сетавая экономика

Электронная коммерция

автоматизированное складское хозяйство

Рис. 4. Инфраструктура системы электронной коммерции, интегрированная в структуру хозяйствующего субъекта

Очевидно, что использование систем электронной коммерции обуславливает необходимость разработки в структуре бизнес-процессов хозяйствующего предприятия дополнительных, ранее не применяемых в традиционной среде, компонентов.

Механизм ОСВОЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ является одним из наиболее важных механизмов управления региональной сетевой экономикой, который обеспечивает снижение транзакционных издержек хозяйствующих предприятий и тем самым способствует повышению эффективности регионального бизнеса. Интернет-технологии содержат средства оперативного обмена и распространения информации, необходимые для полноценного функционирования электронного документооборота предприятия без пространственных ограничений.

Электронный документооборот или электронный обмен данными представляет собой обмен структурированной и стандартизированной социально-экономической и прочего вида информацией между агентами сетевого бизнеса на основе использования современных информационных технологий и ресурсов интерактивной среды сети Интернет. Электронный обмен данными является ключевым фактором эффективного развития электронной коммерции. Все документы, циркулирующие в системе ЭОД,. являются полными оригиналами бумажных документов, а их подлинность при аутентификации гарантируется электронной цифровой подписью.

В результате проведенного исследования были получены фактические данные, подтверждающие снижение транзакционных издержек хозяйствующих предприятий

при введении систем ЭОД. Было обследовано крупное машиностроительное предприятие - завод АООТ "Вента", расположенный в г.Нижняя Тура Свердловской области. Активное применение Интернет-технологий и использованием систем ЭОД на предприятии привело к снижению транзакционных издержек на 27,25% [4].

Механизм ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА как системы реализации маркетинговых стратегий компании в новых условиях региональной сетевой экономики позволяет осуществлять стратегическую рыночную ориентацию хозяйствующих предприятий на электронных рынках.

Отметим, что главной целью применения механизма Интернет-маркетинга является не столько внедрение новых маркетинговых технологий, сколько создание стабильных и взаимовыгодных торговых отношений в среде региональной сетевой экономики.

На наш взгляд, реализации маркетинговой стратегии хозяйствующего предприятия должны быть присущи следующие черты:

• регистрация на различных поисковых машинах;

• информирование клиентов с помощью электронной почты о новом представительстве компании (Интернет-сайте компании);

• рассылка пресс-релизов с описанием Интернет-сайта компании;

• установка связи с аналогичными Интернет-страницами, в частности, направленными на сходную целевую группу потребителей;

• указание адреса Интернет-сайта и электронной почты на фирменных бланках компании и визитных карточках;

• реклама Интернет-сайта компании в средствах массовой информации;

• включение электронного адреса в справочниках типа "Желтые страницы";

• предложение скидок клиентам, заказывающим товар в режиме он-лайн через Интернет-сайт компании.

В ходе проведенных исследований было также установлено, что маркетинговую деятельность хозяйствующего предприятия в Интернет можно реализовать по двум принципиально различным направлениям:

• деятельность в качестве пассивного участника Интернет-маркетинга, при которой частично используются телекоммуникационные возможности Интернет для проведения маркетинговых исследований;

• деятельность в качестве активного участника Интернет-маркетинга, в рамках которой обязательным условием является создание интерактивного Ин-тернет-сайта компании или электронного магазина (системы электронной торговли).

Второе направление деятельности является более предпочтительным ввиду того, что основным свойством Интернет-маркетинга является его интерактивная природа, характеризующаяся высокой эффективностью в представлении и усвоении информации. Это значительно повышает его возможности в усилении взаимосвязи предприятий и потребителей.

Таким образом, интерактивная среда Интернет фактически трансформирует функции традиционного маркетинга в Интернет-маркетинг, предоставляя возможности потенциальным клиентам и партнерам предприятия не выступать в роли пассивной стороны, а самостоятельно принимать маркетинговые решения.

Механизм ЭЛЕКТРОННОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ региона является, на наш взгляд, наиболее эффективным механизмом управления региональной

сетевой экономикой в части обеспечения информационной поддержки хозяйствующих субъектов, их партнеров по бизнесу и конечных потребителей.

Электронная паспортизация обеспечила бы открытость предпринимательской деятельности в регионе посредством создания централизованного информационного источника для поиска потенциальных партнеров и клиентов. Она также создаст необходимые условия для создании информационной инфраструктуры, обеспечивающей ведение своеобразных "электронных формуляров" субъектов экономической деятельности, а также представление справочной информации по данным субъектам органам государственного управления и предпринимателям как в сфере традиционной экономической среды, так и в сфере электронной коммерции.

Нами было предложено создать стандарт единой по своему содержанию формы "Электронного паспорта предприятия", а также разработать предложения по созданию проекта централизованного "Регионального банка электронных паспортов предприятий" (далее РБЭПП), который будет включать в себя следующие компоненты:

• систему идентификации предприятия и сведения о его регистрации;

• данные о менеджменте предприятия, почтовые и банковские реквизиты;

• финансово-экономические показатели деятельности предприятий;

• характеристики товаров и услуг предприятий;

• публичную информация о предприятиях;

• средства доступа и модификации информации, обеспечивающие актуализацию данных;

• средства доступа для заинтересованных лиц (конечных потребителей).

Часть показателей, рекомендованных для использования в формуляре

электронного паспорта предпрития, может быть разработана на основе рекомендаций Правительства РФ [7].

В качестве положительных черт создания РБЭПП нам хотелось бы выделить следующие:

1. Возможность централизованного учета информации о хозяйствующих субъектах для получения достоверных данных о развитии региональной экономики.

2. Увеличение экономической привлекательности региона за счет раскрытия и предоставления информации о хозяйствующих субъектах региона всем заинтересованным лицам.

3. Возможность анализа экономического потенциала региона и выделение групп предприятий для составления программ социально-экономического развития.

Дополнительный, на наш взгляд, положительный эффект создания РБЭПП заключается в повышении общего уровня прозрачности регионального бизнеса; в развитии культуры ведения бизнеса, в том числе в условиях региональной сетевой экономики; в выявлении проблем, стоящих перед отдельными предприятиями и определении пути их решения на основе сравнительного анализа различных данных о деятельности конкурентов. Все эти факторы, в конечном итоге, позволят создать "Региональный банк электронных паспортов предприятий", который при благоприятных условиях может стать моделью и основой для формирования единого общероссийского банка данных хозяйствующих субъектов.

Итак, нами были предложены и обоснованы пять базовых механизмов эффективного управления развитием региональной сетевой экономики, которые, на наш взгляд, позволят повысить эффективность ее развития и обеспечат новые

возможности и конкурентные преимущества региональному бизнесу на активно развивающихся региональных электронных рынках [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Паринов С.И. К теории сетевой экономики. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. 162 с.

2. Боткин О.И., Некрасов В.И., Рябцун В.В. Формирование и развитие региональной сетевой экономики. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 136 с.

3. Структурная модель региональной сетевой экономики и механизмы управления ее инфраструктурой Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 105 с.

4. Рябцун В.В. Управление развитием региональной сетевой экономики. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 295 с.

5. Некрасов В.И., Рябцун В.В. Оценка развития региональных электронных рынков. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 75 с.

6. Hammer М., Work R. Don't Automate - Obliterate // Harward Business Review. 1997. 144 p.

7. Постановление Правительства Российской Федерации № 1373 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций" от 30 октября 1997 г.

8. Коуз Р.Г. Рональд Фирма, рынок и право. М.: "Дело ЛТД" при участии изд-ва "Catallaxy", 1993. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.