Научная статья на тему 'Влияние регионального электронного правительства на развитие сетевой экономики'

Влияние регионального электронного правительства на развитие сетевой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / ПРОГРАММА / КОНЦЕПЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / E-GOVERNMENT / INFRASTRUCTURE / REGION / DEVELOPMENT / PROGRAM / CONCEPT / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горельченко Александра Станиславовна, Исхакова Альфия Рафаильевна

В данной статье рассмотрено влияние регионального электронного правительства на развитие региональной сетевой экономики, основные ее элементы и уровень развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горельченко Александра Станиславовна, Исхакова Альфия Рафаильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние регионального электронного правительства на развитие сетевой экономики»

The impact of regional e-government on the regional development of the network economy

Gorelchenko А. , Iskhakova А. (Russian Federation)

Влияние регионального электронного правительства на развитие сетевой экономики Горельченко А. С. , Исхакова А. Р. (Российская Федерация)

2Горельченко Александра Станиславовна / Gorelchenko Alexandra - студент;

2Исхакова Альфия Рафаильевна / Iskhakova Alfiya -студент, кафедра электронной коммерции,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара

Аннотация: в данной статье рассмотрено влияние регионального электронного правительства на развитие региональной сетевой экономики, основные ее элементы и уровень развития.

Abstract: in this article the influence of the regional electronic government for regional development of the network economy, its main elements and the level of development.

Ключевые слова: информационные технологии, электронное правительство, инфраструктура, регион, развитие, программа, концепция, стратегия.

Keywords: information technology, e-government, infrastructure, region, development, program, concept, strategy.

Широкое распространение информационных технологий, основанных на использовании компьютерных технологий и сети Интернет, предоставляет потенциальную возможность для интеграции всех субъектов экономики в особую информационную среду, где происходящие количественные изменения в сфере функционирования экономических отношений приносят качественно новые результаты. Данное явление также вызвало появление новых экономических проблем, требующих научно-исследовательского осмысления.

Тема построения электронного правительства в России - обширна и многогранна. Когда речь заходит о ее региональном уровне, крайне четко обнажается характерная для многих секторов рынка проблема конкуренции частного бизнеса с госмонополиями, стремящиеся в последнее время все активнее брать на себя функции технологических интеграторов.

Основные элементы этой инфраструктуры - единый портал государственных и муниципальных услуг, система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), единая система идентификации и авторизации.

Уровень развития инфраструктуры электронного правительства субъекта определяется по наличию ряда элементов. Это ссылка на интернет-приемную официального сайта органов власти Субъекта РФ, функционирование обратной связи по работе Портала, система консультирования по услуге, наличие информационных киосков, уровень функционирования многофункциональных центров, наличие мобильных информационных сервисов, электронная карта и доступные при помощи неэлектронные государственные услуги.

В рейтинге РФ наиболее развитых регионов по уровню внедрения электронного правительства лидерами являются: в ЦФО - Мoсквa, Лишцкяя и Бeлгoрoдскaя oблaсти, в СЗФО - Санкт-Петербург, Архaнгeльскaя и Нoвгoрoдская oблaсти, ЮФО - Рoстoвскaя, Астраханская области и Краснодарский край, в СКФО - КБР, Дагестан и Ставропольский край, в ПФО - Нижегородская и Самарская области, а также Татарстан, в УФО -Тюменская и Свердловская области, в СФО - Забайкальский, Красноярский край [3].

Таблица 1. Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства

№ Субъект федерации Место по округу Место по РФ Всего (гос. услуги, мон. услуги,тех. обеспечение, сервисы), в баллах

Центральный федеральный округ

1 г. Москва 1 2 133,00

2 Липецкая область 2 11 67,00

3 Белгородская область 3 14 59,50

Северо-Западный федеральный округ

4 Санкт-Петербург 1 3 120,00

5 Архангельская область 2 26 48,50

6 Новгородская область 3 40 41,00

Южный федеральный округ

7 Ростовская область 1 6 82,00

8 Астраханская область 3 31 43,00

9 Краснодарский край 2 11 67,00

Северо-Кавказский федеральный округ

10 Кабардино-Балкарская республика 1 8 81,00

11 Республика Дагестан 2 37 42

12 Ставропольский край 3 47 39,00

Приволжский федеральный округ

13 Нижегородская область 1 2 132,00

14 Самарская область 3 5 83,50

Уральский федеральный округ

15 Тюменская область 1 10 77,50

16 Свердловская область 2 27 47,00

Сибирский федеральный ок] эуг

17 Забайкальский край 1 7 81,50

18 Красноярский край 2 9 78,00

Аналитический блок включает проведение классификации региональных экономических субъектов как субъектов рыночной коммуникационной среды по следующим направлениям (рис. 1):

Рис. 1. Субъекты рыночной коммуникационной среды

Во-первых, — по направлению осуществления коммуникаци и, в том числе по степени интеграции и адаптивности коммуникации (включает производителей коммуникации, поставщиков коммуникации, посредников коммуникативного процесса и конкурентов по осуществлению коммуникации).

Во-вторых, — по степени открытости коммуникативному процессу (любые контактные аудитории, проявляющие реальный или потенциальный интерес к целям коммуникативного процесса, а также оказывающие влияние на возможность достижения поставленных целей коммуникации (финансовые структуры (банки, инвестиционные компании и др.), общественные организации, контактные аудитории средств массовой информации (редакции газет и журналов, телецентры и радиостанции), неорганизованные слои населения, местные контактные аудитории (представители органов власти, работники ведущих предприятий коммуникационного процесса).

Третья группа классификации включает экономических субъектов по степени коммуникационной устремленности и ожиданий менеджмента. Четвертая группа субъектов формируется по принадлежности им объектов собственности [4, с. 238].

Нельзя утверждать, что развитие электронного правительства являлось приоритетным направлением государственной политики, с начала 2000-х годов этому аспекту уделялось некоторое внимание. Первым существенным шагом на пути построения электронного правительства стала разработка и принятие федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия» как ответа на вызовы, связанные с освоением возможностей информационных технологий (ИТ) в государственном управлении, построением информационного общества.

В рамках программы требуется решить разнообразные задачи. Помимо формирования единого информационного пространства страны, реализуемая в настоящее время программа «Электронная Россия» предполагает проведение мероприятий по повышению эффективности функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы и формирование необходимого кадрового потенциала. Что касается конкретных проектов, которые разрабатываются под эгидой программы, то здесь следует, в первую очередь, отметить следующие направления:

• создание порталов органов государственной власти всех уровней;

• внедрение технологии электронных закупок;

• формирование систем объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР);

• разработка системы электронных административных регламентов (ЭАР);

• создание географических информационных систем (ГИС);

• внедрение ИКТ в систему образования и здравоохранения.

Существенное значение придается разного рода региональным программам. При этом речь идет как о финансовой помощи регионам, так и о концептуальном сотрудничестве в решении актуальных проблем с помощью ИКТ.

Отмечая заявленное в концепции ФЦП «Электронная Россия» понимание руководства РФ в необходимости повышения информационной открытости, прозрачности деятельности государственных структур, улучшению интеграционных процессов в государственном секторе, необходимо сказать о факторах, препятствующих эффективной реализации ФЦП «Электронная Россия».

Прежде всего, это отсутствие единой стратегии на уровне федерального центра во взаимодействии с регионами по предлагаемым проектам. В результате происходит реализация локальных проектов, и трансферт приобретаемого положительного опыта становится невозможен.

Как отмечают представители региональных администраций, «все мероприятия не связаны, каждое ведомство решает свои задачи. Минсвязи занимается созданием «физической» инфраструктуры ИКТ: «железо», прокладка оптического волокна, создание локальных сетей определенного уровня безопасности, МЭРТ - программным обеспечением, а общая стратегия отсутствует».

Также снижает эффективность работы наличие большого числа государственных структур, ответственных за реализацию проектов в рамках ФЦП и, как следствие, невозможность четкого определения центров ответственности. Наконец, в настоящее время в программе задействовано не больше половины регионов РФ. Изначально предполагалось, что на первом этапе будет привлекаться только часть регионов для пилотного внедрения проектов и их последующего тиражирования. Однако этап проведения пилотных проектов уже завершается, и необходимо переходить к другим механизмам внедрения элементов электронного правительства. Следует отметить, что в настоящее время в ФЦП вносятся изменения, которые должны способствовать ее более эффективной имплементации [1, с. 134].

Главная проблема управления развитием региональной сетевой экономики характеризуется сегодня недостаточностью ее научной проработки, отсутствует системный подход в управлении коммерческими предприятиями электронной коммерции с позиции эффективного экономического развития региона. Развитие любого региона зависит от развития его рыночной инфраструктуры, особенно от конкурентоспособности его предприятий. Так как предприятия, участвующие в региональной сетевой экономике, являются частью рыночной инфраструктуры региона и представляют собой недостаточно используемый регионом рыночный потенциал, то их развитие в регионе приведет к значительному повышению его конкурентоспособности [5].

Базисом региональной сетевой экономики является сетевой бизнес как экономическая активность хозяйствующих субъектов на основе информационного взаимодействия по получению экономической выгоды или конкурентных преимуществ, которая может быть идентифицирована как отдельная отрасль региональной сетевой экономики, обладающая набором собственных уникальных социально-экономических характеристик [2, с. 118].

На основании вышеизложенного можно заключить, что распространение электронного правительства во всех регионах РФ играет важную роль в эффективном функционировании и устойчивом развитии региональной экономики, тем самым формируя конкурентные преимущества.

Литература

1. Боткин О. И., Некрасов В. И., Рябцун В. В. Формирование и развитие региональной сетевой экономики: Научное издание - Екатеринбург - Ижевск: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2011. - 134 с.

2. Рябцун В. В. Управление развитием региональной сетевой экономики. 2013.-118

3. Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gosman.ru.

4. Юрьева А. А. Информационно-коммуникационные технологии в регионе: корпоративный подход // Актуальные проблемы российского менеджмента: материалы региональной научно-практической конференции. 11 марта 2012 года. - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2012. - 238 с.

5. Хасаншин И. А. Системы поддержки принятия решений в управлении региональным электронным правительством. - М.: Горячая линия - Телеком, 2013. -С.7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.