Научная статья на тему 'Развитие информационно-коммуникационных технологий в России и ее регионах (на примере Мурманской области)'

Развитие информационно-коммуникационных технологий в России и ее регионах (на примере Мурманской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1279
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / РЕЙТИНГ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омелай А.Ю.

Рассмотрены ключевые аспекты развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России. Обозначено положение Мурманской области среди других регионов по уровню развития ИКТ и готовности к информационному обществу. Выявлены сильные и слабые стороны региона в области развития ИКТ и сферах их использования. Предложены направления развития ИКТ в Мурманской области. Сделан вывод, что эффективная реализация предложенных направлений возможна при использовании программно-целевого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-коммуникационных технологий в России и ее регионах (на примере Мурманской области)»

УДК 3.32.1: 004 (470.21)

развитие информационно-коммуникационных технологий

В России И EE РЕГИОНАХ

(НА примере мурманской области)*

А. Ю. ОМЕлАЙ,

младший научный сотрудник сектора социально-экономических проблем продовольственной безопасности E-mail: anna_maretskaya@mail. ru Институт экономических проблем им. Г. П. лузина Кольского научного центра РАН

Рассмотрены ключевые аспекты развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России. Обозначено положение Мурманской области среди других регионов по уровню развития ИКТ и готовности к информационному обществу. Выявлены сильные и слабые стороны региона в области развития ИКТ и сферах их использования. Предложены направления развития ИКТ в Мурманской области. Сделан вывод, что эффективная реализация предложенных направлений возможна при использовании программно-целевого подхода.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, рейтинг, программно-целевой подход.

Современное управление производственными процессами в различных сферах экономики (промышленности, сельском хозяйстве, бизнесе, торговле), а также в социально-культурной сфере усложнилось и стало практически невозможным без применения информационно-коммуникацион-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ «Информационно-коммуникационные технологии в региональном пространстве и их влияние на социальное и экономическое развитие субъектов РФ», №№ 11 -06-00110-а; гранта Минобрнауки России по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., №№ 2012-1.2.1-12-0003002-007 по теме «Формирование стратегических приоритетов развития российской Арктики».

ных технологий (ИКТ). На основе использования современных достижений в области компьютерной техники, высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта ИКТ призваны решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов. Так, организации и предприятия, приобретая современные компьютеры и новейшее программное обеспечение, создают своему бизнесу дополнительное конкурентное преимущество, а применение ИКТ в социальной сфере (здравоохранении, образовании, культуре, органах государственного и муниципального управления) позволяет вести деятельность оперативно, гибко и эффективно.

В настоящее время Россия активно включается в глобальный процесс развития информационного общества. Для реализации возможностей, предоставляемых развитием и использованием ИКТ, приняты Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации и Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)». Впервые за время существования международных рейтингов развития информационного общества отмечается резкий рост положения России в двух авторитетных рейтингах. Так, в рейтинге готовности к электронному правительству ООН 2012 г. Россия заняла 27-е место, причем за последний год переместилась на 32 позиции вверх (табл. 1).

Таблица 1

Страны-лидеры по значению индекса развития электронного правительства в 2012 г.

Позиция в рейтинге Страна Индекс развития электронного правительства Компоненты

электронных услуг ИКТ-инфраструктуры развития человеческого потенциала

1 Корея 0,9283 1,0000 0,8356 0,9494

2 Нидерланды 0,9125 0,9608 0,8342 0,9425

3 Великобритания 0,8960 0,9739 0,8135 0,9007

4 Дания 0,8889 0,8562 0,8615 0,9489

5 США 0,8687 1,0000 0,6860 0,9202

26 Монако 0,7468 0,3595 0,9370 0,9439

27 Российская Федерация 0,7345 0,6601 0,6583 0,8850

28 Объединенные Арабские Эмираты 0,7344 0,8627 0,5568 0,7837

для развития ИКТ-инфраструктуры, достаточно высокий уровень готовности населения к использованию ИКТ и непосредственного использования ИКТ населением. Слабыми местами признаны неразвитый рынок, законодательное регулирование, низкие уровни готовности к использованию ИКТ со стороны бизнеса и госсектора [5].

Многочисленные социологические исследования подтверждают официальные данные статистики, указывающие на высокие темпы роста проникновения ИКТ в экономику и социальную сферу Российской Федерации. Так, за последние семь лет (период зима 2003-2004 гг. - зима 2010-2011 гг.) аудитория Интернета выросла с 14,1 млн чел. (12 % населения РФ) до 50,3 млн чел. (43 % населения РФ старше 18 лет). Из них рост числа постоянных пользователей (суточная аудитория, то есть те, кто пользовались Интернетом хотя бы раз в сутки) - от 3,8 млн чел. (3 % населения) до 36,3 млн чел. (31 % населения старше 18 лет).

Таким образом, ИКТ являются одним из наиболее динамично развивающихся направлений современной России. Вместе с тем, несмотря на существенные темпы прироста по всем позициям, отражающим развитие ИКТ, Россия все еще отстает от развитых стран мира. Например, проникновение Интернета (доля населения) в России, как было отмечено, - 43 %. Информация для сравнения, указанный показатель, по данным Internet World Stats на конец 2010 г.: в Великобритании -83 %, Австралии - 80, Германии - 79, в Японии - 78, США - 77, Франции - 69, Испании - 63, Италии - 52 %. Несколько меньше доля проникновения Интернета в Бразилии (в последнее время это частый эталон для сравнения с российской ситуацией в социально-экономической сфере) - 38 %, в Китае - 32 % [1].

Это связано прежде всего с активной работой по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид и созданием порталов для их предоставления [4].

За последний год вырос показатель индекса электронных услуг и телекоммуникационной инфраструктуры, но уменьшилось значение индекса развития человеческого потенциала.

В рейтинге готовности к сетевому обществу Всемирного экономического форума 2012 г., характеризующем уровень развития ИКТ в мире и его влияние на государственную конкурентоспособность, Россия заняла 56-е место, расположившись между Казахстаном (55-е место) и Панамой (57-е), против 77-го в 2011 г. (табл. 2).

По мнению авторов рейтинга, к сильным сторонам России относятся благоприятная среда

Таблица 2

Рейтинг стран мира по индексу сетевой готовности в 2011-2012 гг.

Место в рейтинге Страна Индекс сетевой готовности

1 Швеция 5,94

2 Сингапур 5,86

3 Финляндия 5,81

4 Дания 5,70

5 Швейцария 5,61

6 Нидерланды 5,60

7 Норвегия 5,59

8 США 5,56

9 Канада 5,51

55 Казахстан 4,03

56 Российская Федерация 4,02

57 Панама 4,01

Источник: [2].

Одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России, является недостаточно высокий уровень социально-экономического развития многих субъектов РФ, так как чем более экономически развит регион, тем выше роль информации и информационно-коммуникационных технологий. Отсюда происходит проблема асимметричности развития ИКТ в региональном пространстве России. Так, в комплексной (рейтинговой) оценке развития ИКТ по регионам России, рассчитанной по методу «среднего места», наблюдается существенный разрыв между показателями регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров (табл. 3). По данным выполненного анализа, наблюдается относительная стабильность положений регионов по результатам их оценки. Также обращает внимание, что уровень развития ИКТ в успешных регионах мало зависит от специализации экономики региона.

Однако среди наиболее успешных регионов по уровню развития ИКТ значительную долю занимают добывающие субъекты РФ. При этом в кризисный период в 2009 г. наблюдается ухудшение позиций добывающих регионов.

К числу регионов-аутсайдеров преимущественно относятся субъекты Южного и Приволжского федеральных округов. Слабые позиции по уровню развития ИКТ объясняются низкими социально-экономическими характеристиками этих регионов, а также слабой зависимостью определяющих отраслей от уровня развития ИКТ. Среди северных регионов России в группе отстающих присутствует только Республика Тыва [7].

Что касается Мурманской области, то благодаря усилиям областных органов государственной власти, направленным на ускорение темпов социально-экономического развития, в последние годы отмечается улучшение позиций среди других регионов. Мы видим, что она входит в десятку регионов-лидеров по уровню развития ИКТ.

Ежегодно Институт развития информационного общества (ИРИО) публикует рейтинг, составленный на основании индекса готовности регионов России к информационному обществу. Данный индекс рассчитывается исходя из показателей, характеризующих факторы развития информационного общества (человеческий капитал, экономическую среду и ИКТ-инфраструктуру), а также использование ИКТ в шести сферах (государственное и муниципальное

Таблица 3

Рейтинг развития информационно-коммуникационных технологий по регионам России в 2003-2009 гг.

Место Субъект РФ 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Регионы-лидеры по развитию ИКТ

1 Москва 14,43 20,57 17,29 16,14 16,43 17,14 15,00

2 Санкт-Петербург 11,43 12,00 11,57 13,29 10,71 13,14 11,71

3 Тюменская область 5,29 13,57 12,14 10,00 9,86 7,86 3,86

4 Сахалинская область -2,43 -4,86 -9,43 5,14 6,00 7,57 6,57

5 Новосибирская область -4,57 1,29 -0,86 6,14 4,86 1,71 -3,71

6 Мурманская область -2,14 3,14 -4,43 4,00 -1,57 -2,14 -2,14

7 Красноярский край -7,14 -5,57 -3,86 -10,86 0,14 -0,57 2,71

8 Ярославская область -1,57 -1,00 -7,86 -8,43 -7,71 1,57 -3,29

9 Московская область -7,14 -5,29 -9,29 0,43 -9,29 -13,29 0,29

10 Республика Коми -13,86 -7,29 -8,86 -6,14 -3,00 -0,29 -6,86

Регионы-аутсайдеры по развитию ИКТ

1 Республика Ингушетия -51,57 -56,43 -63,14 -63,14 -63,57 -63,14 -64,71

2 Республика Дагестан -62,71 -58,29 -62,14 -59,57 -62,29 -62,43 -51,71

3 Республика Адыгея -46,86 -49,86 -41,86 -42,86 -55,14 -55,86 -55,14

4 Карачаево-Черкесская Республика -41,86 -47,00 -38,43 -56,14 -54,71 -57,71 -55,71

5 Республика Северная Осетия - Алания -51,43 -53,71 -54,00 -51,43 -59,00 -57,14 -58,57

6 Кабардино-Балкарская Республика -50,57 -24,29 -52,43 -57,00 -52,57 -56,86 -58,57

7 Республика Мордовия -49,29 -43,86 -47,29 -49,14 -52,71 -50,00 -50,29

8 Республика Калмыкия -54,43 -28,29 -43,71 -39,14 -50,71 -44,57 -30,29

9 Республика Тыва -51,71 -43,29 -22,43 -47,71 -54,29 -56,57 -50,14

10 Республика Марий Эл -45,43 -41,14 -41,00 -33,71 -41,00 -42,86 -44,14

Источник: [5].

управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства) (табл. 4).

Как видно, положение Мурманской области в общероссийском рейтинге в 2010 г. (8-е место) улучшилось на 4 позиции по отношению к 2005 г. (12-е место). По интегральной оценке состояния факторов развития информационного общества, к наиболее сильным сторонам региона можно отнести состояние ИКТ-инфраструктуры (3-е место) и использование ИКТ в домохозяйствах и населением (3-е место). Это говорит о том, что в области достаточно высокий уровень телефонизации домо-хозяйств, цифровизации местной сети, высока доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер с доступом в Интернет. Однако распределение объектов ИКТ-инфраструктуры по области до сих пор остается достаточно неравномерным, причем особенно это касается сельской местности, где необходимо повышать уровень ее развития.

Отрицательная динамика показателей наблюдается в сферах государственного и муниципального управления (14-е место в 2010 г. против 5-го в 2009 г.), бизнесе (42-е место в 2010 г. против 35-го в 2009 г.), образовании (10-е место в 2010 г. против 4-го в 2009 г.).

Применение ИКТ в образовательных процессах является одним из основных направлений развития информационного общества, поскольку их использование позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе. В ходе реализации национального проекта «Образование» в Мурманской области завершено подключение школ к сети Интернет. Уровень оснащенности учащихся школ компью-

терами также высок. По числу ПК, используемых в учебном процессе, и по числу ПК, имеющих доступ к сети Интернет, на 100 учащихся Мурманская область вдвое превышает среднероссийские показатели. Кроме этого, доля образовательных учреждений области, которые имеют компьютерные классы в составе не менее 7 ПК, объединенных в локально-вычислительную сеть с выходом в Интернет, составляет 100 %. Достаточно высокой в Мурманской области является доля современных ПК в компьютерном парке школ, а наличие собственного представительства в сети Интернет является свидетельством высокого уровня информатизации [3]. Однако внедрение в общеобразовательных учреждениях Мурманской области современных информационных ресурсов и оборудования происходит неравномерно и часто бессистемно.

Что касается использования ИКТ в сфере государственного и муниципального управления, то достаточно быстро расширяется использование технологий электронного правительства. Центр прикладной экономики на 01.04.2011 составил рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения средств электронного правительства, где Мурманская область занимает 2-е место по Северо-Западному федеральному округу и 11-е место по Российской Федерации, набрав 88,5 балла из 100 возможных [6].

Одновременно с этим отмечается недостаточный уровень оснащенности органов государственной власти Мурманской области и особенно органов местного самоуправления вычислительной техникой и телекоммуникациями, что обусловливает необходимость активизации усилий по кардинальному улучшению их доступа к ИКТ. Решение

Таблица 4

Динамика изменения индекса готовности регионов России (Мурманская область) к информационному обществу в 2005-2010 гг.

№ п/п Подындексы индекса готовности регионов России к информационному обществу 2005-2006 2007-2008 2008-2009 2009-2010

1 Место в общем рейтинге 12 6 7 8

2 ИКТ-инфраструктура 5 4 3 3

3 Человеческий капитал 54 46 43 38

4 Экономическая среда 35 44 14 12

5 Использование ИКТ в домохозяйствах и населением 4 4 3 3

6 ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления 22 7 5 14

7 ИКТ в бизнесе 26 30 35 42

8 ИКТ в медицине 18 22 29 15

9 ИКТ в образовании 36 4 4 10

10 ИКТ в культуре 8 11 11 10

Источник: [6].

данных проблем позволит создать необходимую техническую базу использования ИКТ для повышения качества государственного и муниципального управления.

Функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах информационных технологий, технической защиты информации, использования и развития государственных информационных систем, архивного дела, административной реформы, функции по координации деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области в указанных сферах осуществляет Комитет по развитию информационных технологий (далее - Комитет) с подведомственными ему организациями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках деятельности Комитета реализуются ведомственные, региональные и государственные целевые программы:

1) Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»;

2) долгосрочная целевая программа «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Мурманской области на 2011-2013 годы»;

3) аналитическая ведомственная целевая программа «Управление развитием информационного общества и формированием электронного правительства» на 2012-2014 годы;

4) ведомственная целевая программа Комитета по развитию информационных технологий Мурманской области «Организация предоставления государственных (муниципальных) услуг государственным областным учреждением «Многофункциональный центр Мурманской области» на 2012-2014 годы».

Кроме того, с 2009 г. при губернаторе области действует Координационный совет по информатизации Мурманской области - коллегиальный совещательный орган, образованный для выработки рекомендаций и предложений по реализации основных направлений региональной политики в сфере использования и развития ИКТ [8].

К слабым сторонам региона относятся человеческий капитал (38-е место), экономическая среда (12-е место), ИКТ в культуре (10-е место), в медицине (15-е место). Однако у всех этих факторов развития ИКТ наблюдается положительная динамика показателей в рассматриваемом периоде по отношению к предыдущему.

Как было отмечено выше, одним из сдерживающих факторов развития ИКТ Мурманской области является состояние человеческого потенциала, под которым подразумевается совокупность навыков населения, используемых в трудовой деятельности и способствующих развитию информационного общества, эффективному использованию ИКТ в различных сферах деятельности. Уровень информационной грамотности населения требует дальнейшего повышения. Этому должен способствовать тот факт, что по числу домохозяйств, имеющих компьютер по состоянию на 2010 г., Мурманская область (67,3 %) значительно превышает средние показатели по России (46,6 %), вплотную приближаясь к среднему по ЕС (70,0 %).

Состояние экономической среды, под которой понимается комплекс социально-экономических условий жизнедеятельности населения, функционирования хозяйственных и общественных структур, является важным фактором, оказывающим существенное влияние на использование ИКТ. Одной из определяющих характеристик экономической среды области является уровень экономического развития, относительно невысокий в Мурманской области.

Уровень урбанизации и сравнительно невысокая плотность населения также оказывают прямое влияние на использование ИКТ, поскольку требуют больших инвестиций в развитие ИКТ-инфраструк-туры и также относятся к числу факторов, сдерживающих динамичное развитие информационного общества области.

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на достаточно высокие позиции Мурманской области по уровню развития ИКТ и готовности региона к информационному обществу по отношению к другим регионам, имеется целый ряд направлений развития ИКТ, нуждающихся в активизации [3]:

1) развитие архитектуры электронного правительства и реализация государственных услуг в электронной форме, в том числе по принципу «одного окна»;

2) формирование современной ИКТ-инфраструк-туры, позволяющей предоставить качественные услуги и обеспечить высокий уровень доступности для населения информации и технологий, включая преодоление цифрового неравенства муниципальных образований Мурманской области;

3) развитие ИКТ-технологий в сферах образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения;

4) повышение сохранности культурных ценностей, доступности услуг в сфере культуры на базе развития оцифровки культурного наследия и предоставления доступа к культурным ценностям через сеть Интернет;

5) создание и развитие систем обеспечения охраны правопорядка, общественной безопасности, противодействия коррупции, защиты населения и объектов инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций для повышения уровня безопасности жизнедеятельности в Мурманской области;

6) повышение уровня квалификации и подготовки государственных гражданских служащих и сотрудников бюджетных организаций в области использования ИКТ в профессиональной деятельности, развитие у населения навыков использования ИКТ;

7) формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное использование ИКТ в системах государственного и муниципального самоуправления, в деятельности бюджетных организаций, а также поддержку развития рынка ИКТ в области.

Развитие ИКТ в регионе - комплексный и сложный процесс, охватывающий практически все сферы жизни, затрагивающий интересы всех слоев населения. Движение по пути информационного общества требует целенаправленной политики органов власти по формированию более благоприятных условий для информатизации, стимулированию использования ИКТ, преодолению цифрового неравенства муниципалитетов.

Решение задач по развитию ИКТ требует не только значительных финансовых вложений со стороны государства, но и выстраивания плана работ как минимум на среднесрочную перспективу. Поставленные задачи связаны с развитием информа-

ционно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, человеческого потенциала, деловой среды, стимулируют создание и использование ИКТ в Мурманской области и не могут быть полностью реализованы в краткосрочном периоде. Для решения такого рода задач служит программно-целевой подход, который позволит планомерно и поэтапно достигать целей, направленных на развитие информационного общества в Мурманской области.

Список литературы

1. Баранов С. В. Информационно-коммуникационные технологии в России: о проблемах и победах. URL: http://emag. iis. ru.

2. Всемирный экономический форум: индекс сетевой готовности 2011-2012 гг. URL: http:// gtmarket. ru.

3. Долгосрочная целевая программа «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Мурманской области на 2011-2013 годы». URL: http://www.gov-murman. ru.

4. Россия в рейтинге развития электронного правительства ООН, 2012. // Информационный обзор. Серия «Развитие информационного общества и электронного правительства». Центр технологий электронного правительства НИУ ИТМО, 2012. Вып. 4. URL: http://www. egov-center. ru.

5. РудычеваН. Как меняется уровень развития ИКТ в России. URL: http://www. cnews. ru.

6. Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства на 1 июля 2011 г. // Госменеджмент. Электронный журнал. 2012. № 11. URL: http://www. gosman. ru.

7. Скуфьина Т.П. Развитие информационно-коммуникационных технологий в регионах России. URL: http://www. gosbook. ru.

8. URL: http://www. gov-murman. ru.

Публикация годовой и квартальной отчетности

В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы

формата А4.

Тел./факс (495) 721-8575, e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.