Научная статья на тему 'Инновационно-экономический кластер инфокоммуникационного комплекса республики Саха (Якутия)'

Инновационно-экономический кластер инфокоммуникационного комплекса республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIAMOND / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / КЛАСТЕР / CLUSTER / COMPANY / INFORMATIONAД / TELECOMMUNICATION / КОМПЛЕКС / COMPLEX / ИНФОРМАЦИЯ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Н.Е., Писецкий Н.Г.

В работе приведено современное состояние и перспективы развития информационно-телекоммуникационного комплекса в Республике Саха (Якутия). Для расширения технологических, научно-образовательных, инновационных и информационных возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также повышения эффективности использование ИКТ другими видами кластеров для организации высокоскоростных систем связей между участниками кластера предлагается рассмотреть информационно-телекоммуникационный комплекс как отдельный вид кластера в сфере информационной экономики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егоров Н.Е., Писецкий Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article are determined the modern situation and perspectives of info communicational and telecommunication complex development in Republic of Sakha (Yakutia). Also authors offer to examine information and telecommunication complex as a separate kind of cluster in informational economy for expansion of technological, scientific and educational, innovative and informational possibilities.

Текст научной работы на тему «Инновационно-экономический кластер инфокоммуникационного комплекса республики Саха (Якутия)»

ИННОВАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР ИНФОКОММУНИКАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Н. Е. ЕГОРОВ, кандидат физико-математических наук, доцент Институт региональной экономики Севера

Н. Г. ПИСЕЦКИЙ, начальник Управления связи и информатизации Министерства транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия)

Отечественными и зарубежными исследователями в последнее десятилетие большое внимание уделяется исследованиям проблем формирования промышленных кластеров и их роли в повышении конкурентоспособности экономики. Но, несмотря на широкое освещение учеными-исследователями вопросов формирования кластеров, к настоящему времени недостаточно разработаны теоретические и практические основы формирования взаимосвязей предприятий в отраслевых кластерах, в том числе вопросы, касающиеся кластерной структуры в отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Для проведения кластером политики конкурентоспособности важное значение имеет информационно-телекоммуникационная составляющая сферы услуг. В большинстве высокоиндустриальных стран телекоммуникации включены в систему хозяйственно-стратегических приоритетов, с которыми связано формирование так называемой «информационной экономики» [1]. Сектор ИКТ сегодня растет с максимальной скоростью. Например, в США его рост по объемам доходов составляет до 9 % в год, в провинции Канады Альберта—до 12 % в год. Информационные технологии, технологии цифровой сверхбыстрой коммуникации проникают во все новые сферы экономики и общественной жизни. Эксперты в области мировой экономики считают, что в ближайшие 15 лет сектор ИКТ останется самым быстрорастущим в мировом хозяйстве [2].

Развитие информационно-телекоммуникационного комплекса в Республике Саха (Яку-

тия) — РС (Я) — определяется спецификой самого региона, который характеризуется огромной территорией, низкой плотностью населения, большой удаленностью населенных пунктов друг от друга. Сценарий развития средств связи в подобных климатических и демографических условиях в наиболее развитых странах мира основан на переходе к спутниковым средствам связи с сохранением необходимого числа цифровых радиорелейных линий связи и полной заменой устаревших АТС на цифровые автоматические телефонные станции.

Главная проблема современного развития ИКТ в Якутии состоит в том, что они не воспринимаются как составная часть масштабного процесса преобразования всего общественного уклада (в том числе экономики, социальной сферы, управления, культуры, расселения и т. д.) региона, превращения его из индустриального в сетевой. Нет понимания системного единства этого грандиозного процесса наступающих преобразований, рассматриваются лишь его отдельные аспекты вне связи друг с другом. На самом деле речь идет о едином процессе технологических, организационных, политических преобразований, захватывающих каждое домохозяйство, фирму, бюджетное учреждение, каждое подразделение региональной и муниципальной власти. Одновременно с внедрением ИКТ меняется природа организационных структур региона, экономическое поведение субъектов хозяйствования на всех уровнях. В итоге возникают и развиваются новые структуры и группы; старые, сформированные по канонам индустриального времени утра-

чивают свое значение и распадаются; по-новому проявляется политическое влияние и экономическая мощь муниципальных образований региона; начинают проявляться новые формы дискриминации и неравенства. Это следствие охватившего весь мир и нарастающего глобального процесса превращения индустриального общества XX в. в информационное.

Другая проблема состоит в узком понимании самого ИКТ-кластера только как услуг связи. Такую трактовку, например, отражает действующая система государственной статистики. На самом деле новые технологии, новые коммуникационные сети проникают почти во все сферы региональной деятельности, теряя свое значение как «принадлежащих исключительно отрасли связи» [2].

Нередко процесс перевода на цифровую основу услуг управления, образования, медицины, культуры, бизнес-услуг представляется как несвязанная совокупность отдельных направлений информатизации, в то время как в действительности это единый процесс ИКТ-кластеризации региональной экономики, когда новые коммуникационные сети постепенно охватывают всех агентов экономики, всех субъектов хозяйствования.

В настоящее время в сфере ИКТ создана определенная система взаимодействия производства с научно-образовательными учреждениями республики. Но, несмотря на это, наблюдается существенный разрыв междисциплинарных связей цепочки «фундаментальные и прикладные исследования — инновационные проекты — пользователь».

Проблемы пользователя ИКТ-услуг обусловлены ограниченным использованием только информационных, справочных возможностей новых технологий, а также недостатком квалификации кадров специалистов, работающих в сферах внедрения ИКТ (прежде всего бюджетной и управленческой), персонала и руководителей предприятий и учреждений, населения в целом. Следствием является неготовность этих учреждений к использованию эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами. Нужна система подготовки и повышения квалификации кадров управления, бюджетной сферы, широких слоев населения республики в области использования ИКТ.

Еще одна проблема укоренения сектора ИКТ в среде региона — это разобщенность подходов к информатизации различных властных структур, бюджетных учреждений, муниципальных образований. Острота этой проблемы постепенно

ослабевает по причине формирования новой информационной инфраструктуры, на базе которой участники сети вырабатывают принципы общего регламента коммуникации. Однако проблемным остается более тесное взаимодействие инфраструктурных и функциональных подразделений внутри региональной власти. В тесном межведомственном взаимодействии во имя быстрой, глубокой информатизации содержится значительный, пока еще не используемый потенциал (каждое подразделение решает частную задачу, а в результате — не видит конечной цели информатизации якутского общества и превращения его в сетевое).

Действующая в республике нормативно-правовая база разрабатывается с недостаточным учетом нарастающего влияния информатизации на развитие экономики и социальной сферы региона, расширяющихся возможностей ИКТ, процесса трансформации регионального сообщества в сетевое. Структурная схема организации предоставления услуг ИКТ в республике приведена на рис. 1.

Развитие систем связи и информатизации республики происходит в соответствии с утвержденными на уровне Правительств РФ и РС (Я) федеральной (ФЦП), государственной (ГЦП) и региональной (РЦП) программами развития ИКТ:

• ФЦП «Электронная Россия (2002 — 2010 гг.)»;

• ГЦП «Электронная Якутия до 2010 года»;

• РЦП «Создание информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в интересах

органов государственной власти и местного

самоуправления».

Реализация мероприятий программных документов осуществляется в соответствии с Генеральной схемой информатизации государственного и муниципального управления РС (Я) до 2011 г. и Генеральной схемой развития телекоммуникаций, телевидения и радиовещания на территории РС (Я). Ход реализации программных мероприятий координируется Министерством транспорта, связи и информатизации РС (Я) совместно с Национальным агентством «Информационный центр при Президенте РС (Я)» и Координационным советом при Президенте РС (Я) по информатизации и защите информации.

Вся необходимая для работы предприятий и организаций информация передается по каналам связи операторами соответствующих служб. Обмен информацией служебного назначения, а также необходимой для деятельности предприятий и организаций осуществляется с использованием «электронной цифровой подписи» — ЭЦП (удостоверяющий

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

81

МТСиИРС (Я)

4 • ►

НА «ИЦП»

Координационный совет при Президенте РС (Я) по информатизации и защите информации

Системы связи РС (Я)

Системы Системы Системы Системы

стацио- подвиж- спутни- ТВ, РВ

нарной ной связи ковой

связи связи,

Генеральная схема развития телекоммуникаций, телевидения и радиовещания на территории РС (Я)

База данных по законодательству

Государ ственный регистр населения

Кадастры

Система информатизации РС (Я)

Образование

Муниципальные образования

Наука

производство

Удостоверяющий центр (УЦ)

Органы исполнительной власти

Система государственных стандартов

Единая система справочной информации

Информационный фонд

Рис. 1. Структурная схема организации предоставления услуг ИКТ в РС (Я)

ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» ГЦП «Электронная Якутия до 2010 года»

РЦП «Создание информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в интересах органов государственной власти и местного самоуправления»

* —

Генеральная схема информатизации государственного и муниципального управления РС (Я) до 2011 года

ЕДИНЫИ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Региональная система электронной торговли" (РСЭТ)

центр). Вся открытая информация, необходимая для работы предприятий и организаций, а также доступная населению, поступает из соответствующих блоков без использования услуг ЭЦП.

В соответствии с ФЦП «Электронная Россия (2002—2010 гг.)» ведутся работы по организации «единого информационного портала», через который планируется организация предоставления услуг посредством сети Интернет на всей территории республики всем потенциальным потребителям.

Для системы образования организован доступ к единому образовательному порталу Министерства образования Российской Федерации — все общеобразовательные учреждения, расположенные на территории РС (Я), подключены к сети Интернет по высокоскоростным каналам.

Все муниципальные образования на уровне улусных центров, а также отдельные наслеги1 подключены по спутниковым цифровым высокоскоростным каналам к серверу Минфина

1 Наслег — якутский поселок, часть улуса.

республики, что позволяет осуществлять работу с бюджетом, не выезжая в г. Якутск. Только внедрение этой возможности позволило обеспечить экономию муниципальных средств и направить денежные средства на другие мероприятия в размере стоимости авиабилетов и проживания в гостиницах трех — четырех специалистов, что составляет от 100—150 тыс. руб. в год и выше на муниципальное образование.

Использование сервера Минэкономики РС (Я), ЭЦП и соответствующего программного обеспечения позволило организовать «Электронные торги» в сети Интернет, сэкономив не только материальные ресурсы, но и время проведения сбора и обработки заявок, позволило более эффективно использовать бюджетные средства.

Организация видеоконференций в медицине стала повседневной необходимостью. Видеоконсультации при проведении сложных операций, обследований якутскими специалистами организованы как внутри республики, так и с ведущими центрами Москвы, зарубежных стран.

Но, на наш взгляд, в РС (Я), по сравнению с другими регионами России, недостаточно уделяется внимания со стороны правительственных структур развитию инфокоммуникационной системы республики. Так, удельные расходы на развитие ИКТ в пересчете на одного человека в год по РС (Я) составляют менее 50 руб., в то время как в Республике Татарстан — 60 руб., Ханты-Мансийском АО — 110 руб., в Чукотском АО — более 140 руб., а в Ямало-Ненецком АО и Санкт-Петербурге — более 170 руб. на человека [3]. Достаточно низка доля специалистов в области ИКТ в основном персонале органов власти республики — чуть больше 3 %, в Томской области количество специалистов ИКТ составляет более 10 %. Подготовка

Лицензирование хозяйственной деятельности

Цены на товары и услуги

Образование

Институт математики и информатики ЯГУ Физико-технический институт ЯГУ Якутский гос. инж.-техн. институт Якутский колледж телекоммуникаций, связи и информационных технологий.

Наука

Институт космофизических исследований и аэрономии СО РАН

НИИ математики и информатики Якутского госуниверситета

работников органов исполнительной власти РС (Я) как пользователей ИКТ также оставляет желать лучшего. Доля работников органов исполнительной власти республики, прошедших обучение в 2007 г., составляет менее 1 %. В Ханты-Мансийском АО прошли обучение более 10 %, а в Санкт-Петербурге — более 15 % работников.

Исходя из того, что без услуг инфокоммуникаций не обходится ни одна отрасль хозяйства, не считая социальной сферы и самого населения, следует рассмотреть информационно-телекоммуникационный комплекс как отдельный вид кластера в сфере информационной экономики.

Для дальнейшего комплексного развития ИКТ с активным использованием научно-инновационного и образовательного потенциалов необходимо использовать кластерный подход к развитию экономики, который представляет собой «...совокупность принципов, методов и механизмов формирования и развития экономических кластеров, обеспечивающих сосредоточение на определенной территории взаимодействующих фирм, компаний, проектных, научных, образовательных и других субъектов рыночной экономики с целью достижения высокой эффективности своей деятельности и общей конкурентоспособности региона внутри страны и на мировом рынке» [3].

В республике деятельность в области ИКТ необходимо сконцентрировать в Министерстве транспорта, связи и информатизации РС (Я) (рис. 2). Операторы в области ИКТ, действующие на территории республики, способны обеспечить предоставление современных услуг как правительственным структурам, населению, так и государс-

Министерство транспорта, связи и информатизации РС (Я) Национальное Агентство «Информационный центр при Президенте и Правительстве Республики Саха (Якутия)»

Инновации

Инновационно-технологический технопарк ЯГУ «Три Долины»

Малые предприятия в сфере телекоммуникаций и информационных технологий

Программа

• ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)»;

• ГЦП «Электронная Якутия до 2010 года»;

• РЦП «Создание информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в интересах органов государственной власти и местного самоуправления»

Предприятия

Операторы стационарной связи (ОАО «Ростелеком»; ОАО «Сахате-леком»; ГУП ТЦТР, «Оптилинк», «Эльф», кабельного ТВ и др.) Операторы сотовой связи

Продукция

Услуги междугородней и международной связи; услуги местной связи; услуги передачи данных; услуги цифрового телевидения и радиовещания; услуги высокоскоростного доступа в Интернет; мультимедийные услуги; услуги дистанционного образования;

услуги дистанционной медицины;

организация форумов, конференций и прочее в режиме он-лайн

Рис. 2. Структура инновационно-экономического кластера инфокоммуникационного комплекса в РС (Я)

твенным и коммерческим организациям на базе уже существующих и создаваемых информационных сетей. Научно-инновационная деятельность в области ИКТ может осуществляться НИИ математики и информационных технологий. Основную подготовку кадров высшей квалификации для нужд ИКТ в Якутии осуществляют Институт математики и информатики ЯГУ, Физико-технический институт ЯГУ, ЯГИТИ. Подготовка специалистов среднего специального профессионального обра-

зования в сфере ИКТ проводится на базе Якутского колледжа телекоммуникаций, связи и информационных технологий.

Таким образом, в республике функционируют профильные научно-образовательные учреждения, предприятия ИКТ, имеется весь комплекс необходимой сопутствующей инфраструктуры для стабильного производственного процесса, который обеспечивает успех в формировании на их основе регионального инновационно-экономического кластера инфокоммуникационного комплекса. Создание подобного кластера позволит существенно расширить технологические, научно-образовательные, инновационные и информационные возможности ИКТ, а также повысить эффективность использования ИКТ другими видами кластеров для организации высокоскоростных систем связи между участниками кластера, распространения рекламно-информационных материалов о деятельности кластера и продвижения на рынок выпускаемой им продукции в сети Интернет, имеющей огромное число пользователей по всему миру.

Также представляет определенный интерес создание на основе взаимодействия базовой отрасли сферы услуг и ИКТ-кластера новых направлений совместного бизнеса. Например, в республике вполне реально можно создать новые направления инновационного бизнеса в сфере телемедицины

с использованием современных ИКТ на базе Национального центра медицины, учреждений Министерства здравоохранения и функционирующих научно-образовательных учреждений медицинского профиля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бекетов Н. В., Егоров Н. Е. Информационная экономика: основные направления и перспективы развития. // Перспективы развития российской экономики. Межвузовск. сб. науч. тр. Вып. 4. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. военного ун-та связи. 2002. С. 109—118.

2. Бекетов Н. В. Формирование информационно-телекоммуникационного кластера в регионе // Проблемы современной экономики. 2007. № 1. С. 175—181.

3. Егоров Н. Е. Развитие экономики региона на основе формирования инновационно-промышленных кластеров. // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 13. С. 63—67.

4. Кабаков В. И. Об основных результатах мониторинга региональной информатизации в 2007 году. // Доклад. Федеральное агентство по информационным технологиям. Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации. — Москва. 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.