Научная статья на тему 'Совершенствование механизма управления информатизацией экономики региона на основе создания информатизационного кластера'

Совершенствование механизма управления информатизацией экономики региона на основе создания информатизационного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюкавкин И. Н.

В статье предлагаются основные направления совершенствования механизма информатизации региональной экономики. Проанализированы концепция развития информационного общества Самарской области и основные вопросы создания электронного правительства. В качестве основного механизма управления информатизацией экономики предлагается создание информатизационного кластера Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF INFORMATIZATION OF REGIONAL ECONOMY THROUGH THE CREATION OF INFORMATIZATION CLUSTER

This article offers guidelines to improve the mechanism of informatization of regional economy. The author analyzes the concept of development of information society of the Samara region and major issues of creation of E-government. The author proposes the creation of an informatization cluster of the Samara region as the main mechanism of management of informatization of economics.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма управления информатизацией экономики региона на основе создания информатизационного кластера»

УДК 338

И.Н. Тюкавкин*

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИОННОГО КЛАСТЕРА

В статье предлагаются основные направления совершенствования механизма информатизации региональной экономики. Проанализированы концепция развития информационного общества Самарской области и основные вопросы создания электронного правительства. В качестве основного механизма управления информатизацией экономики предлагается создание информатизационного кластера Самарской области.

Ключевые слова: информация, развитие, концепция, кластер, информационная экономика, электронное правительство, информационные сети, коммуникационные услуги, связь, передача данных, уровень жизни, региональное развитие.

Автором на основе «Концепции развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года» (далее по тексту — Концепция) предлагается совершенствование механизма управления информатизации экономики региона.

Концепция будет формироваться и внедряться в экономику региона одновременно с Федеральной целевой программой (ФЦП) «Электронная Россия (2002—2010 годы)» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65), «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации» (утверждена Президентом РФ 07.02.2008 г., № Пр-212) и «Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ 06.05.2008 г. № 632-р), с частичным изменением и превышением по поставленным целям, а также численным результатам отдельных показателей, которые предполагаются в качестве конечных результатов деятельности.

Кроме этого, необходимо отдельно учесть и значимость Концепции для субъектов экономики региона, где главный экономический эффект будет заключаться в получении прибыли от тех подпрограмм, которые имеют своей целью коммерческую направленность, а также в содействии увеличению производительности труда и темпов развития экономики региона.

Основной технический эффект от реализации Концепции будет заключаться в увеличении объема, качества и скорости применения и использования информации, а также в более динамичном и поступательном развитии наукоемких производств и НИОКР, которые связаны с внедрением и использованием ИКТ [1].

Рост производительности труда на новой информационной базе приведет к увеличению объема свободного времени, которое можно будет посвятить досугу, а непосредственный доступ к современным ИКТ обеспечит более качественное удовлетворение информационных потребностей населения.

* © Тюкавкин И.Н., 2013

Тюкавкин Игорь Николаевич (st0rm@list.ru), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Предпочтительным для пользователей станет применение кабельных систем для передачи телевизионных программ и Интернета, вследствие чего произойдет снижение уровня высокочастотного электромагнитного излучения на всей территории Самарской области.

Одновременно с этим, благодаря внедрению и реализации новых коммуникационных и информационных возможностей ИКТ, повысится доля занятого населения в экономике региона, имеющего возможность трудиться дистанционно, на дому, вследствие чего произойдет уменьшение загрязненности воздуха от выхлопных газов общественного и личного автотранспорта, разгрузятся транспортные потоки.

Реализация предлагаемого комплекса мероприятий, указанных в формате Концепции, окажет самое разностороннее влияние на все, без исключения, стороны экономики и общественной жизни населения региона, в частности, в рамках использования, применения и развития нормативно-правовой и законодательной базы по регулированию рынка информации и ИКТ, предполагается простимулировать выход бизнеса в сфере ИКТ из «тени»: заметно уменьшить (в дальнейшем и полностью исключить) долю рынка контрафактного программного обеспечения, что позволит повысить эффективность новых разработок и НИОКР в секторе ИКТ, а также заметно увеличить налоговые поступления в бюджеты региона и страны.

Создание новых и дополнительных предпосылок для повышения спроса и предложения на региональном рынке информации и ИКТ, в том числе и роста государственных и муниципальных заказов в рамках создания электронного правительства региона, обеспечит повышение темпов роста современного российского производства всех технологий (не только для ИКТ) и оборудования для внутреннего потребления в масштабах региона и экспорта информационных услуг и программного обеспечения на внешний и глобальный рынки [3].

Главным направлением совершенствования механизма информатизации управления экономикой региона, по мнению автора, является создание информатиза-ционного кластера (ИК) Самарской области. В состав кластера предлагается включить следующее:

— образовательные и обучающие организации;

— проектно-конструкторские структуры;

— промышленные и производственные организации;

— операторов связи и телекоммуникаций.

Образовательные и обучающие учреждения обеспечивают подготовку квалифицированных кадров, необходимых для сферы ИКТ, являющихся основным фактором в информатизационном развитии экономики региона. В настоящее время практически все вузы Самарской области, а также других регионов страны, которые занимаются подготовкой и переподготовкой специалистов в области точных наук, информатики, 1Т-технологий и инженеров, открыли дополнительные новые специальности в сфере ИКТ, включая современные телекоммуникации и связь. В их число входят: Самарский государственный университет, Самарский государственный технический университет, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самарский государственный университет путей сообщения, Тольяттнский государственный университет, а также ряд коммерческих вузов и других образовательных учреждений [2].

Кроме образовательных учреждений в ИК должны входить проектно-конструкторские организации. Данный тип организации в большом количестве имеется в области, а именно: Самарский отраслевой научно-исследовательский институт радио (СОНИИР), занимающийся проектированием объектов связи, информатизации и телекоммуникаций в Самарской области; на базе СОНИИР создан и

успешно функционирует аккредитованный Испытательный центр сертификации (ИЦС). Следующая крупная проектно-конструкторская организация региона — это ОАО «Гипросвязь», которая обеспечена всеми необходимыми соответствующими лицензиями, а также имеет большой опыт в разработке и внедрении генеральных схем развития крупных промышленных и магистральных и местных сетей связи, проектировании транспортных сетей и информационно-коммутационных систем, в том числе и для сотовых операторов региона, базовых и местных станций и радиостанций, радиорелейных, тропосферных и космических линий связи. Компания имеет опыт проектирования, организации и внедрения коммутаций к телефонной сети общего и местного пользования на городском, местном и сельском уровнях. Кроме вышеуказанных проектно-конструкторских организаций имеется еще ряд более мелких проектных организаций, которые можно будет задействовать по мере развития ИК или для выполнения отдельных прикладных задач.

Промышленный блок ИК региона по разработке и производству необходимого оборудования может представить ЗАО «Самарская кабельная компания», которая является основным крупнейшим производителем кабелей связи в РФ. Продукция этой компании, поставляемая на рынок, — это городские телефонные кабели, в том числе станционные, линейные и магистральные, различные высоко- и низкочастотные кабели местной, магистральной и дальней связи для аппаратуры уплотнения ее каналов. Компания выпускает также силовые, монтажные, сигнально-блокировочные и контрольные кабели.

Другое предприятие данной сферы — это ЗАО «Самарская оптическая кабельная компания», которая производит оптические и волоконные кабели связи.

По производству основного технического и технологического оборудования необходимо отметить такие предприятия, как ОАО «Самарский электро-механи-ческий завод», ОАО «Самарский завод “Экран”», ОАО «Электрощит», ГУП ЦСКБ «Прогресс», ОАО «Гидроавтоматика» и ряд других.

Большое значение в ИК отводится организациям-операторам связи и IT-технологий. На базе их оборудования и коммуникационной сети строятся сети передачи данных и информации. Наиболее крупными операторами сотовой связи в регионе являются следующие:

• ОАО «МСС-Поволжье» («МегаФон»);

• ОАО «ВымпелКом»;

• ОАО «Билайн»;

• ЗАО «СМАРТС»;

• ОАО «МТС».

На территории региона активно внедряются в действие услуги по доступу в сеть Интернет с помощью коммутируемых и выделенных линий связи по технологиям DSL и ISDN, в том числе высокоскоростной доступ в сети с помощью технологии ADSL и с сохранением возможности одновременно вести разговор по телефонной линии связи, а также беспроводный доступ в сеть Интернет с помощью технологии Wi-Fi.

Основными крупными операторами, которые предоставляют услуги доступа к интернет-ресурсам в Самарской области, являются:

— Самарский филиал ОАО «Ростелеком», имеющий на территории региона сеть передачи данных «GigabitEthernet», с охватом 24-х районных центров области и 109 узлов и пунктов доступа в сеть Интернет;

— группа компаний «Крафт-С», являющаяся основным поставщиком услуг доступа (и стационароного подключения) в сеть Интернет в г.о. Самара, Тольятти и Сызрань;

— компания ЗАО «АИСТ» в г.о. Тольятти, имеющая 41 пункт и точки доступа к сети Интернет.

Основными задачами создания, функционирования и развития ИК Самарской области на период до 2020 года являются проектирование и строительство цифровых линий связи, центров коммутации, пунктов доступа, отдельных терминалов для пользователей и создание на данной базе корпоративных телекоммуникационных сетей, коммутируемых и управляемых непосредственно пользователями информационных услуг. В настоящее время задачу по строительству и монтажу телекоммуникационных сетей в регионе выполняет Самарский филиал ОАО «Ростелеком».

Наличие современных развитых и взаимосвязанных телекоммуникационных сетей позволит интегрировать информационные ресурсы всех органов власти, различных министерств и ведомств, промышленных организаций, микро-, малого и среднего бизнеса и населения [3].

В настоящее время на базе ряда телекоммуникационных компаний сформирован и функционирует Самарский информационно-коммуникационный технологический кластер (ИКТК), который объединяет ряд компаний, участвующих в предоставлении комплексных телекоммуникационных, информационных и технологических услуг органам государственной власти и местного самоуправления, населению и бизнесу в различных отраслях и сферах экономики региона, ближайших к нему регионов Приволжского федерального округа. Это услуги по передаче информации и технологические услуги различным пользователям. Автор предлагает расширить данные услуги за счет организации и создания ИК, где добавятся банк данных информации, справочная база, база услуг органов государственной власти, база услуг по управлению экономическими процессами региона, федеральный портал и многое другое. Кластер ИКТК Самарской области должен быть интегрирован в ИК, точнее, на его базе можно организовать и построить информатизационный кластер. К числу компаний, образующих ИКТК, должны присоединиться системные интеграторы, хранители баз данных, поставщики информационного оборудования и ресурсов, информационных услуг, продуктов и решений, разработчики и производители программных и технологических комплексов, образовательные учреждения, готовящие кадры для сферы информатизации, органы государственного управления, контроля и надзора, саморегулирующие организации, ассоциации и другие общественные объединения.

Благодаря скоординированному взаимодействию и интеграции вышеперечисленных компаний и ИКТК Самарской области, в дальнейшем возможно и необходимо решить задачу по уменьшению стоимости информационных и телекоммуникационных услуг, а также расширению их спектра действия и возможностей. Ориентация входящих в ИК компаний на предоставление услуг через комплексные сервисы кластера не только обеспечит удовлетворение различных потребностей пользователей государственных и иных услуг, но и будет также стимулировать спрос на принципиально новые виды и объемы предоставляемых услуг, а также программные решения и возможности для всего населения, органов власти и бизнеса.

Сегодня в регионе в рамках предполагаемого ИК создается комплексная сеть центров обработки данных и информации (дата-центров), которые будут не только обеспечивать автоматизированный информационный учет, хранение, обработку и предоставление пользователям массивов данных в интересах государства, региона и крупного бизнеса, но и сделают передовые ИКТ доступными для всего населения и бизнеса в целом. Это касается внедрения в деятельность всех организаций сложных систем управления технологическими процессами производств (АСУ ТП), а именно: систем управления производством (АСУ ЕЯР-системы), систем управления и контроля взаимоотношений с клиентами (АСУ СЯМ-системы) и систем обеспечения сети и

цепи поставок (АСУ БСМ-системы). Для малых и средних предприятий установка предлагаемых систем экономически необоснованна и нецелесобразна, а их дальнейшая эксплуатация также невозможна в силу высокой себестоимости услуг в области ИКТ. Выходом из этого является формирование комплексной информатизационной услуги со стороны ИК, который обеспечит необходимые информационные ресурсы, продукты и передачу информации. В данном случае малые предприятия также могут получить удаленный доступ к информатизационным сервисам на основе ИКТ международного уровня качества и на экономически выгодных для себя условиях.

Реализация комплекса представленных мероприятий по развитию регионального ИК, обеспечению полной доступности к качественным телекоммуникационным услугам по передаче данных и информации, а также внедрение современных и технологически сложных компьютерных систем АСУ ТП, а также взаимоотношений с клиентами и поставками им услуг на всей территории области имеет решающее значение для ускоренной дальнейшей интеграции предприятий и организаций Самарской области в глобальные экономические системы.

Здесь возникает новая, дополнительная задача органов государственной власти и местного самоуправления в данной сфере — это обеспечение необходимых условий для ускоренного развития регионального ИК. В связи с этим в Самарской области необходимо образовать общественный совет (попечительский совет) при соответствующем органе (государственном или муниципальном) исполнительной власти, состоящий из представителей органов государственной власти, общественности региона, сотрудников образовательных учреждений области, работников ведущих научно-исследовательских и проектно-конструторских центров, 1Т-компаний, работающих в сфере ИКТ и телекоммуникационных операторов связи, которые непосредственно участвуют в разработке, формировании и внедрении информационно-телекоммуникационного механизма управления экономикой региона на основе ИК [4].

Данный совет, наделенный соответствующими управленческими полномочиями, должен содействовать консолидации совместных усилий государства и бизнеса для создания условий развития ИК на основе имеющихся конкурентных преимуществ Самарской области. Основными и ведущими инфраструктурными элементами ИК региона должны стать технопарки — особые экономические зоны (ОЭЗ) как специализированно-интегрированные образования. Данные специализированные технопарки в области ІТ-технологий ( 1Т-парки) и ИКТ необходимо построить в Самаре, Тольятти, Сызрани и других крупных городах области с целью их эффективной организации и концентрации, а также оперативного развития всего научнотехнического потенциала и НИОКР региона для создания условий развития конкурентоспособного регионального сектора информатизации экономики на базе ИК.

Библиографический список

1. Тюкавкин И.Н. Инструменты и методы управления формированием и реализацией стратегии устойчивого развития региона // Основы экономики, управления и права. 2012. № 6(6). С. 48-51.

2. Тюкавкин Н.М. Стратегическое направление развития субъектов рыночной экономики // Журн. экон. теории. 2007. № 3.

3. Тюкавкин Н.М. У России есть несколько путей выхода из кризиса // Российское предпринимательство. 2009. № 3 (1).

4. Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2008. № 1.

I.N. Tyukavkin*

PERFECTION OF THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF INFORMATIZATION OF REGIONAL ECONOMY THROUGH

THE CREATION OF INFORMATIZATION CLUSTER

This article offers guidelines to improve the mechanism of informatization of regional economy. The author analyzes the concept of development of information society of the Samara region and major issues of creation of E-government. The author proposes the creation of an informatization cluster of the Samara region as the main mechanism of management of informatization of economics.

Key words: information, development, concept, cluster, information economy, e-government, information networks, communication services, communication, data transmission, standard of living, regional development.

* Tyukavkin Igor Nikolaevich (st0rm@list.ru), the Dept. of Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.