Научная статья на тему 'К проблеме эффективного управления развитием информационной экономики в России'

К проблеме эффективного управления развитием информационной экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / РЕИНЖИНИРИНГ / ТРАНЗАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябцун Владимир Васильевич

Рассматривается проблема обоснования эффективных механизмов управления развитием информационной (сетевой) экономики в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problems of effective network economy management in the Russian Federation

The article discusses today's problems involved in effectively managing the network economy in Russia.

Текст научной работы на тему «К проблеме эффективного управления развитием информационной экономики в России»

2009. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 336.13 В.В. Рябцун

К ПРОБЛЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Рассматривается проблема обоснования эффективных механизмов управления развитием информационной (сетевой) экономики в современной России.

Ключевые слова: информационная экономика, сетевая экономика, реинжиниринг, транзакционные издержки, электронная коммерция.

Информатизация всех отраслей экономики России и освоение хозяйствующими субъектами информационно-телекоммуникационных возможностей глобальной сети Интернет оказывают огромное влияние на все сферы взаимоотношений хозяйствующих субъектов: возникают новые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, информационно-организационных структур управления бизнесом и др.

Интегральным «образом» данных социально-экономических инноваций является информационная или так называемая сетевая экономика [1], представляющая собой группу экономических агентов, которые, используя интерактивную инфраструктуру сети, координируют и реализовывают свою совместную социально-экономическую деятельность посредством современных информационных технологий с минимальными транзакционными издержками.

Актуальность проблемы. Проблема управления развитием сетевой экономики характеризуется сегодня недостаточностью научной проработки, хотя реальные темпы роста сетевой экономики в России достаточно высоки, особенно в экономически развитых регионах. Современная экономическая теория практически игнорирует информационный аспект взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сферах распределения и производства, поэтому не располагает адекватным инструментарием для управления развитием сетевой экономики.

Системы электронных платежей и управления банковскими счетами по Интернету, электронная коммерция и виртуальные торговые площадки, электронные магазины и представительства хозяйствующих субъектов в Интернете являются сегодня основой функционирования сетевой экономики [2].

В настоящий момент сетевая экономика в России как форма экономического уклада жизни страны находится на стадии активного формирования и становления, в связи с этим, на наш взгляд, актуальными являются проблемы разработки и обоснования механизмов управления ее инфраструктурой. Решение этих проблем будет определяющим фактором обеспечения эффективного экономического развития и роста экономики регионов России в ближайшем будущем.

Обоснование механизмов управления сетевой экономикой. В результате анализа и обобщения полученных в рамках многочисленных исследова-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2009. Вып. 2

ний данных о принципах, условиях и уровне развития сетевой экономики [3; 5] нами были предложены следующие механизмы эффективного управления развитием сетевой экономики:

■ реинжиниринг бизнеса хозяйствующих субъектов;

■ интеграция систем электронной коммерции;

■ освоение интернет-технологий;

■ применение интернет-маркетинга;

■ электронная паспортизация предприятий.

Рассмотрим представленные механизмы с точки зрения их потенциала и влияния на эффективность развития сетевой экономики в целом и хозяйствующих субъектов в частности.

Реинжиниринг бизнеса хозяйствующего предприятия, функционирующего в условиях сетевой экономики, определен нами как процесс замены многогранной иерархической модели управления предприятием на новую сетевую модель, более эффективную и адаптивную к современным экономическим условиям.

В работах многих современных исследователей реинжиниринг трактуется как процесс фундаментальной перестройки бизнес-процессов организации [6]. Очевидно, что в условиях развития сетевой экономики производственная и коммерческая деятельность экономических субъектов все более усложняется. Для своего выживания, развития и процветания они вынуждены искать методы адаптации к новым условиям экономической среды. При этом необходимо учитывать фактор времени - повышение оперативности действий требует нового подхода к методам производства, управления и расширения бизнеса предприятия: в сетевой экономике, если оно хочет процветать, возможно, необходимо будет раздвинуть свой рынок до национальных или даже международных масштабов. Предприятия должны также быстрее осваивать управление новым стратегическим ресурсом - информацией.

Таким образом, реинжиниринг по отношению к современному хозяйствующему предприятию, функционирующему в условиях сетевой экономики, понимается нами как процесс замены многогранной иерархической модели управления этим предприятием на новую, более эффективную и адаптивную к современным экономическим условиям - сетевую модель управления.

Применение реинжиниринга, на наш взгляд, может привести к двум организационным моделям управления хозяйствующим субъектом[4]:

- сетевой структуре крупной компании;

- совокупности (сети) предприятий.

В случае появления сетевой структуры крупной компании крупное предприятие собирает вокруг себя фирмы меньшего размера, поручая им выполнение различных специальных задач. Фирмы могут иметь собственные подразделения, необходимые для производства, но при этом должна обеспечиваться очень высокая степень специализации их бизнеса. В этом случае сеть является формально иерархизированной сетевой структурой, в которой крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком.

При образовании сети предприятий имеет место некоторая совокупность близких по размеру компаний, большинство из которых юридически самостоятельны, но поддерживают устойчивость друг друга, например, в хозяйственном плане. Подобное «содружество», действующее часто в пределах одного региона или в рамках одного вида деятельности, повышает конкурентоспособность производимых товаров и услуг. Постоянство связей, которые управляются несколькими ключевыми фирмами, стимулирующими инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий - членов сети.

Переход традиционной организационной структуры управления хозяйствующим субъектом на одну из вышеуказанных сетевых организационных моделей требует, по нашему мнению, трехмерного подхода, предполагающего использование следующих взаимосвязанных друг с другом процессов, в основе которых лежит идея реинжиниринга [2]:

1) пересмотр концепции хозяйствующего предприятия;

2) реинжиниринг бизнес-процессов;

3) структурная перестройка предприятия (реструктурирование).

Эволюция организационной структуры начинается со стратегического

решения. Необходимо пересмотреть и переосмыслить организационную структуру управления предприятием с точки зрения эффективности ее стратегических приоритетов. Затем в увязке с проведенным анализом принимаются некоторые тактические решения, касающиеся реинжиниринга.

В последнюю очередь предприятие занимается реструктурированием (опять же в увязке с результатами предшествующих преобразований), затрагивающим политику в различных областях деятельности предприятия, рабочие процедуры, оперативные решения, ролевые функции и полномочия.

Характеристика вышеуказанных процессов перехода российских предприятий от традиционной организационной структуры управления к сетевой представлена в табл. 1.

Хотелось бы отметить, что формирование сетевой структуры организации нельзя однозначно представить в виде последовательно осуществляемых процессов, среди которых мы отметили пересмотр концепции хозяйствующего предприятия, реинжиниринг его бизнес-процессов и структурную перестройку хозяйствующего субъекта. На наш взгляд, это итеративный и непрерывный во времени процесс.

Переход к сетевой организации происходит только после проведения соответствующих процессов, а в зоне пересечения этих трех полей следует искать решения, обеспечивающие эффективность предприятия и, следовательно, его конкуренте- и жизнеспособность.

После того как хозяйствующее предприятие успешно реформировало свою организационную структуру управления, для его успешного развития и функционирования в условиях сетевой экономики необходимо осуществить интеграцию его основных бизнес-процессов с инфраструктурой систем электронной коммерции.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2009. Вып. 2

Таблица 1

Характеристика процессов трансформации российских хозяйствующих предприятий к сетевой организационной структуре управления [4]

Процесс / характеристика Пересмотр концепции Реинжиниринг Реструктурирование

Основной подход Стратегический Тактический Оперативный

Природа подхода Концептуальный Технический Организационный

Доминирующие цели Стратегические преимущества Достижение конкуренто- способности Оперативная гибкость

Показатели Эффективность по намеченным целям Эффективность по производственным нормам Численность персонала

Интеграция систем электронной коммерции в структуру бизнес-процессов хозяйствующих предприятий неразрывно связана с реинжинирингом их бизнеса. Она является вторым важным механизмом обеспечения эффективного развития сетевой экономики в России.

В систематизированном виде основные элементы инфраструктуры электронной коммерции, интегрированные в структуру современного хозяйствующего предприятия, работающего в условиях региональной сетевой экономики, представлены на рис. 1.

К основным элементам инфраструктуры системы электронной коммерции, выполняющим наиболее важные функции, на наш взгляд, необходимо отнести [5]:

- систему безопасности актов купли-продажи;

- электронные платежные системы;

- систему доставки товаров и оказания услуг;

- службу маркетинга предприятия.

Очевидно, что использование систем электронной коммерции обусловливает необходимость разработки в структуре бизнес-процессов хозяйствующего предприятия дополнительных, ранее не применяемых в традиционной среде, компонентов, что влечет за собой дополнительные финансовые затраты. Тем не менее, эти затраты окупаются очень быстро вследствие того, что рынок электронной коммерции развивается сегодня особенно стремительно и хозяйствующее предприятие, которое инвестировало значительные средства в развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, получает дополнительные экономические выгоды и конкурентные преимущества от ее использования в условиях сетевой экономики.

Рис. 1. Инфраструктура системы электронной коммерции, интегрированная в структуру современного хозяйствующего предприятия

Освоение и применение интернет-технологий является третьим и одним из наиболее важных механизмов управления сетевой экономикой, который обеспечивает снижение транзакционных издержек хозяйствующих предприятий и тем самым способствует повышению уровня эффективности бизнеса. Интернет-технологии содержат средства оперативного обмена и распространения информации, необходимые для полноценного функционирования электронного документооборота предприятия без пространственных ограничений.

В ходе исследований [5] было установлено, что организационноэкономические выгоды от использования систем электронной коммерции в условиях сетевой экономики получают практически все хозяйствующие субъекты и заинтересованные лица. Существующая практика перевода традиционного бизнеса в сеть Интернет показывает, что за счет этого становится возможным сократить на 5-10% совокупные затраты. Это означает увеличение массы прибыли, что обусловлено возможным ростом объема продаж. Такой рост происходит и за счет изменения взаимоотношений между фирмами-производителями и заказчиками. Они становятся более оперативными и про-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2009. Вып. 2

дуктивными. В некоторых случаях затраты на управление процессом закупок и поставок снижаются на треть и более.

В табл. 2 представлены данные, характеризующие снижение транзакционных издержек хозяйствующего субъекта при работе с кредитной организацией.

Таблица 2

Сравнительные данные, отражающие объемы коммуникационных расходов при различных типах банковских транзакций

Тип банковской транзакции Условная стоимость транзакции, у.е.

Стандартная банковская транзакция 1,00

Стандартная банковская транзакция, передаваемая по выделенным каналам корпоративной банковской системы 0,54

Стандартная банковская транзакция, передаваемая по коммутируемым каналам (система клиент-банк) 0,26

Стандартная банковская транзакция, передаваемая по открытым каналам сети Интернет (интернет-банкинг) 0,1З

Очевидно, что использование современных интернет-технологий в банковской сфере и появление услуг интернет-банкинга приводит к существенному снижению транзакционных издержек. Интерактивная среда сети Интернет сделала электронную коммерцию доступной для предприятий и организаций любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала значительных капиталовложений в коммуникационную инфраструктуру и программное обеспечение, вследствие чего была доступная лишь крупным предприятиям, то применение интернет-технологий сегодня позволило использовать преимущества электронной коммерции небольшим фирмам, что особенно актуально для развития регионального частного бизнеса.

Были получены фактические данные, подтверждающие снижение транзакционных издержек хозяйствующих предприятий путем исследования бизнеса крупного машиностроительного предприятия - машиностроительного завода ОАО «Вента», расположенного в г.Нижняя Тура Свердловской области. Активное применение интернет-технологий на предприятии привело к снижению материальных затрат на документационное обеспечение деятельности на 28,9%, при этом среднее снижение транзакционных издержек, например, по маркетинговому отделу АООТ «Вента» составило после внедрения интернет-технологий 27,25%[3].

Применение интернет-маркетинга как механизма, обеспечивающего эффективное развитие сетевой экономики, позволяет осуществлять стратегическую рыночную ориентацию хозяйствующих предприятий на электронных рынках.

Главной целью применения механизма интернет-маркетинга является не столько внедрение новых маркетинговых технологий, сколько создание стабильных и взаимовыгодных торговых отношений в среде сетевой экономики.

Нами была построена модель возможностей использования интерактивной среды Интернет в системе маркетинга современного предприятия[4], представленная на рис. 2.

Рис. 2. Модель возможностей использования интерактивной среды Интернет в системе маркетинга современного предприятия

Согласно представленной модели комплекс инструментов интернет-маркетинга позволяет в значительной степени расширить потенциальные возможности предприятия для освоения новых рынков и приобретения дополнительных конкурентных преимуществ.

По нашему мнению, реализации данного механизма в бизнесе хозяйствующего предприятия должны быть присущи следующие черты:

— регистрация на различных поисковых машинах;

— информирование клиентов с помощью электронной почты о новом представительстве компании (интернет-сайте компании);

— рассылка пресс-релизов с описанием интернет-сайта компании;

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2009. Вып. 2

— установка связи с аналогичными интернет-страницами, в частности, направленными на сходную целевую группу потребителей;

— указание адреса интернет-сайта и электронной почты на фирменных бланках компании и визитных карточках;

— реклама интернет-сайта компании в средствах массовой информации;

— включение электронного адреса в справочниках типа «Желтые страницы»;

— предложение скидок клиентам, заказывающим товар в режиме онлайн через интернет-сайт компании.

На наш взгляд, маркетинговую деятельность хозяйствующего предприятия в Интернете можно реализовать по двум принципиально различным направлениям:

— деятельность в качестве пассивного участника интернет-

маркетинга, при которой частично используются телекоммуникационные возможности Интернета для проведения маркетинговых исследований;

— деятельность в качестве активного участника интернет-

маркетинга, в рамках которой обязательным условием является создание интерактивного интернет-сайта компании или электронного магазина (системы электронной торговли).

Второе направление деятельности является более предпочтительным ввиду того, что основным свойством интернет-маркетинга является его интерактивная природа, характеризующаяся высокой эффективностью в представлении и усвоении информации. Это значительно повышает его возможности в усилении взаимосвязи предприятий и потребителей.

Таким образом, интерактивная среда Интернета фактически трансформирует функции традиционного маркетинга в интернет-маркетинг, предоставляя возможности потенциальным клиентам и партнерам предприятия не выступать в роли пассивной стороны, а самостоятельно принимать маркетинговые решения.

Электронная паспортизация предприятий региона является, на наш взгляд, пятым эффективным механизмом управления сетевой экономикой в части обеспечения информационной поддержки хозяйствующих субъектов, а также их партнеров по бизнесу и конечных потребителей [3].

Электронная паспортизация обеспечила бы открытость предпринимательской деятельности в регионах России посредством создания централизованного информационного источника для поиска потенциальных партнеров и клиентов. Она также создаст необходимые условия для возникновения информационной инфраструктуры, обеспечивающей ведение своеобразных «электронных формуляров» субъектов экономической деятельности, а также представление справочной информации по данным субъектам органам государственного управления и предпринимателям как в сфере традиционной экономической среды, так и в сфере электронной коммерции.

Предлагается создать стандарт единой по своему содержанию формы «Электронного паспорта предприятия», а также разработать предложения по

созданию проекта «Централизованного банка электронных паспортов предприятий» (далее ЦБЭПП), который будет включать в себя следующие компоненты:

— систему идентификации предприятия и сведения об их регистрации;

— данные о менеджменте предприятия, почтовые и банковские реквизиты;

— финансово-экономические показатели деятельности предприятий;

— характеристики товаров и услуг предприятий;

— публичную информацию о предприятиях;

— средства доступа и модификации информации, обеспечивающие актуализацию данных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— средства доступа для заинтересованных лиц (конечных потребителей). Структура информации, содержащейся в единой форме электронного

паспорта, должна удовлетворять следующим параметрам:

— отражение основных сторон деятельности предприятия;

— возможность автоматизированной обработки и анализа данных;

— сопоставимость с данными Госкомстата и данными других органов, получающих отчетность предприятий.

Основной набор показателей [4] для электронного паспорта предприятия нами был составлен на основе рекомендаций Минэкономики России [7]. Региональные органы власти могут, при необходимости, определить дополнительный набор показателей и другие требования к раскрываемой информации.

В качестве положительных черт создания ЦБЭПП как механизма развития сетевой экономики в России хотелось бы выделить следующие:

— возможность централизованного учета информации о хозяйствующих субъектах для получения достоверных данных о развитии экономики;

— увеличение экономической привлекательности отраслей и отдельных регионов за счет раскрытия и предоставления информации о хозяйствующих субъектах всем заинтересованным лицам;

— возможность анализа экономического потенциала отдельных отраслей и выделение групп предприятий для составления программ социальноэкономического развития.

Дополнительный, на наш взгляд, положительный эффект создания ЦБЭПП заключается в повышении общего уровня прозрачности и культуры ведения бизнеса в условиях сетевой экономики.

Выводы. В современных условиях проблемы управления развитием сетевой экономики в России характеризуются недостаточностью научной проработки, хотя реальные темпы развития сетевой экономики особенно высоки в экономически развитых регионах нашей страны. Нами были предложены и обоснованы пять механизмов управления развитием сетевой экономики, которые, на наш взгляд, позволят повысить эффективность ее развития и обеспечить новые возможности и конкурентные преимущества российскому бизнесу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Паринов С.И. К теории сетевой экономики: монография. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. 164 с.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2009. Вып. 2

2. Боткин О.И., Некрасов В.И., Рябцун В.В. Формирование и развитие региональной сетевой экономики: научное издание. Екатеринбург - Ижевск: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2006. 134 с.

3. Рябцун В.В. Структурная модель региональной сетевой экономики и механизмы управления ее инфраструктурой: монография. Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2006. 103с.

4. Рябцун В.В. Управление развитием региональной сетевой экономики: монография. Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2006. 287 с.

5. Некрасов В.И., Рябцун В.В. Оценка развития региональных электронных рынков: учеб.-метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2006. 92 с.

6. Hammer M., Reengineering Work: Don't Automate - Obliterate. Harward Business Review, 1997.

7. О реформе предприятий и иных коммерческих организаций: Постановление Правительства Российской Федерации. 1997. №1373. 30 октября.

Поступила в редакцию 02.07.09

V. V. Ryabtsun

On the problems of effective network economy management in the Russian Federation

The article discusses today’s problems involved in effectively managing the network

economy in Russia.

Рябцун Владимир Васильевич Филиал ГОУВПО «УдГУ» в г. Нижняя Тура, 624221, Россия, Свердловская область, г. Нижняя Тура, ул. Ильича, 8-6 E-mail: vladimir-ryabtsun@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.