субъектов, выявлять степень влияния факторов, определяющих динамику платежеспособности объектов. Результаты анализа платежеспособности мебельных предприятий позволяют заключить, что динамика покрытия обязательств предприятий определяется падением деловой активности, а также негативными изменениями в структуре источников формирования имущества предприятий. Следовательно, управленческие решения по выводу предприятий из экономического кризиса должны быть ориентированы на повышение конкурентоспособности предприятий и активизацию сбытовой политики, а также на повышение эффективности управления источниками формирования имущества. Вместе с тем для более полного и достоверного анализа необходимо опираться на сведения о динамике выручки от реализации продукции, оборотных средств предприятий, а также краткосрочных обязательств.
Литература
1. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия: Учебник. М., 2002.
2. Безрукова Т.Л. Технико-экономический анализ деятель-
ности предприятия: Учеб. пособие. М., 2002.
3. Безрукова Т.Л. Формирование механизма устойчивого
развития предприятия: факторный анализ, контроллинг, моделирование. М., 2002. <
4. Безрукова Т.Л. Оценка финансового состояния предпри-
ятия на основе показателей платежеспособности (ликвидности) его баланса и финансовой устойчивости (на примере цеха переработки Воронежского ЛХ) // Труды СГУ. Вып. 31. М., 2001. С. 99-104.
5. Зикунова И.В Совершенствование оценки платежеспо-
собности хозяйствующих субъектов в системе антикризисного управления в условиях реформирования экономики: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 1999.
6. Безрукова Т.Л. Оценка финансовой устойчивости и пла-
тежеспособности лесных предприятий // Материалы науч.-практ. семинара. Липецк, 1998.
7. Безрукова Т.Л. Оценка финансово-хозяйственной дея-
тельности АООТ «Графское» // Совершенствование технологий, оборудования и экономичного управления лесопромышленного комплекса. Воронеж, 2000.
8. Безрукова Т.Л. Экономико-математическая модель для
анализа показателей финансовой устойчивости на мебельной фабрике // Энергия. Воронеж, 2002. № 6.
Воронежская государственная лесотехническая академия ' 4 марта 2003 г.
© 2003 г. А.И. Галкин
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ РОССИИ
Современный этап развития банковской сферы России характеризуется очень большой динамикой изменений в банковской технологии, а также высокой конкуренцией между банками. При этом одним из важнейших инструментов конкурентной борьбы является автоматизация выполнения банковских функций. Сегодня практически все банки широко используют в своей деятельности технические и программные средства автоматизации.
Наряду с АБС (автоматизированными банковскими системами), являющимися по сути основой бэк-офиса банка, начинают находить применение и современные фронт-офисные решения, CRM-системы (управление взаимоотношениями с клиентом - Customer Relationship Management), системы оперативного управления активами и контроля-за состоянием пассивов, системы интернет-трейдинга (internet trading) и интернет-банкинга (internet banking). Внедрение фронт-офисных решений - это не только установка программных продуктов, но и первый шаг к созданию клиенто-ориентированного сервиса.
Перевод банковского дела в электронное измерение обусловливает модификацию классической взаимосвязи между ростом концентрации капитала и ослаблением конкуренции, причем оказываемое воздей-
ствие весьма неоднозначно. Развитие интернет-банкинга приносит значительные выгоды в первую очередь крупным банкам. Они получают возможность привлечь многих клиентов из сферы малого и среднего предпринимательства, традиционно тяготевших к малым и средним банкам (так как уменьшаются удельные расходы на обработку клиентской информации, необходимой для присвоения кредитного рейтинга). Следует подчеркнуть, однако, что этот эффект наиболее заметен в отношении стандартных ссуд (транзакционного типа). Что же касается иных видов кредита, базирующихся на тесных взаимоотношениях между банком и клиентом, то здесь указанная закономерность действует гораздо слабее. Именно крупные банки обладают серьезными финансовыми ресурсами, необходимыми для комплексного внедрения новейших информационных технологий (особенно таких затратных инструментов, как электронные решения для управления взаимоотношениями с клиентами). Кроме того, они способны гораздо быстрее окупить расходы на подобные проекты, поскольку могут распределить их на множество клиентов, за счет чего повышение тарифов окажется незначительным. В то же время более широкие финансовые возможности крупного бизнеса не означают получения
столь же масштабных преимуществ в уровне эффективности [1]. Исследователи отмечают, что в 1990-е гг. в банковской сфере выявился своеобразный парадокс: интенсивность вложений в информационные технологии увеличивались быстрее, чем производительность труда. Так, в США среднегодовые темпы прироста этих показателей составили 11,5 и 5,6% соответственно [2].
Необходимо подчеркнуть, что электронные банковские услуги (электронный-банкинг) — вовсе не экзотический финансовый инструмент и не дополнительное направление банковской деятельности. Это новый способ осуществления банковских бизнес-процессов, суть которого в проведении транзакций с помощью электронных сетей. В данном смысле электронные банковские услуги являются важной частью электронного бизнеса (электронный банкинг включает в себя такие направления, как онлайновое информационное обслуживание, эмиссия цифровых денег,
электронные платежи и расчеты, а также депозитноссудные, валютные и фондовые операции, совершаемые электронным способом). Данное определение используется как обобщающее, оно подходит для всех форм электронного доступа клиентов к банковским услугам (рисунок).
Что касается интернет-банкинга, он обязан своим появлением прежде всего развитию новых технологий, позволивших коммерции проникнуть в сеть интернет. Вполне логичным после появления интернет-магазинов и интернет-порталов, оказывающих широкий спектр услуг, стало создание интернет-банков. Практически с первых шагов российские банки предложили клиентам, осуществляющим большой платежный оборот, услуги дистанционного управления счетами посредством классического банк-клиента. Позднее появилась возможность управления счетами с использованием телефона или сети интернет, началось продвижение \У АР-банкинга.
Электронный доступ к банковским услугам
Интернет-коммерция и банки
Интернет - принципиально новая информационнокоммуникационная среда ведения бизнеса. В отличие от уже традиционного онлайнового «Банк-Клиент» интернет - не просто канал транспортировки данных (проведения операций и получения информации о состоянии счета), а универсальная (интерактивная) среда взаимодействия клиента и банка [3].
Интернет-коммерция охватывает два рынка, обладающих существенной спецификой. Их принято сейчас обозначать как В2С и В2В, т.е. соответственно рынок розничных услуг частным лицам (Визтезв-иэ-Сопвитег) и рынок, на котором взаимодействуют корпоративные клиенты (Визтезз^о-Вивтезз). Работа на этих рынках, используемые инструменты и подходы заметно отличаются друг от друга.
Рынок В2С характеризуют следующие особенности:
- неограниченное и заранее не предсказуемое число клиентов;
- отсутствие детальной информации о клиенте;
- большое количество транзакций;
- небольшой средний размер единичной транзакции.
В отличие от него рынок В2В обладает следующими характеристиками:
- число клиентов, как правило, известно заранее и ограничено;
- имеются подробные данные о клиенте;
- количество транзакций умеренно и предсказуемо;
- средний размер единичной транзакции может быть весьма большим [4].
Таким образом, участниками системы В2В являются корпоративные пользователи, использующие интернет для безналичных платежей. К группе В2С, помимо розничной торговли через интернет-магазины, следует также отнести такие виды деятельности, как осуществление банковских операций не выходя из дома (homebanking), брокерские услуги, страхование и т.п. [5]. Для сравнения в таблице представлены объемы интернет-коммерции В2С в России и США (по данным Boston Consulting Group) [6]. ,
Как показывает практика, уже многие российские банки активно используют интернет. Правда, большинство из них ограничивается лишь информационной функцией сети, разместив в ней представительский сайт. Участие банков в решении проблемы ин-
тернет-платежей чаще всего ограничивается оказанием так называемой услуги интернет-банкинга - это предоставление клиенту комплекса услуг с использованием интернета, обусловленное наличием у клиента счета в данном банке [4, с. 68].
Объем электронной коммерции В2С в России и США, млн дол.
Год США Россия
1999 19400 40
2000 37000 65
2001 57700 130
2002 121000 265
Особенности российского интернет-банкинга
Управление банковскими счетами через интернет, или интернет-банкинг, является сегодня наиболее интересным направлением финансовых интернет-решений благодаря широкому спектру банковских услуг, представленных в системах интернет-банкинга, в первую очередь для юридических лиц. Однако сейчас на рынке активно продвигается аналогичная услуга и для физических лиц. Системы интернет-банкинга включают в себя полный набор банковских услуг за исключением операций с наличными деньгами [7].
Так, современная система интернет-банкинга позволяет юридическим лицам проводить через интернет клиентские рублевые платежные поручения, получать выписки по рублевым и валютным операциям и подтверждения к выпискам по дебетовым и кредитовым операциям, отслеживать состояние документов, осуществлять покупку/продажу валюты и перевод денежных средств. Кроме того, используя такую систему, банковские работники могут в режиме реального времени вести обмен сообщениями с клиентами по поводу правильности оформления документов.
Физические лица также получают обширный пакет услуг. Они имеют возможность открывать текущие и срочные вклады, осуществлять переводы со счета до востребования на собственные счета и счета других юридических и физических лиц, конвертировать денежные средства, отслеживать этапы обработки в банке отправленных документов, круглосуточно получать рублевые и валютные выписки по всем своим счетам за произвольный период времени, информацию о поступивших платежах, осуществлять пополнение карточного счета со счета до востребования и перевод денежных средств с карточного счета на счет до востребования, формировать свою базу получателей платежей. Через интернет физические лица могут также оплачивать коммунальные услуги и расплачиваться за покупки, не посещая офиса банка [8].
Первый банк, обслуживающий клиентов через интернет, появился в 1995 г. Им был Security First Network Bank. Всего же в мире насчитывается более 300 банков, предлагающих полноценный интернет-сервис, который обеспечивает оборот электронных денег и сопутствующий ему виртуальный товарооб-
мен. Необходимо сказать, что банковский интернет-сервис продолжает стремительно развиваться вместе с темпами увеличения числа пользователей глобальной сети. Согласно отчету известной рейтинговой и аналитической компании Fitch IBCA, доля клиентоЕ ряда крупнейших европейских банков, пользующихся интернет-банкингом, превышает 10%, или 500 тыс. человек (по данным на конец 1999 г.). Основателем виртуального банкинга в России следует считать Автобанк, который уже в мае 1998 г. предложил своим клиентам данный вид услуг. Сегодня по уровню интернетизации Россия находится на одной ступени с Бразилией и Индонезией (4 % населения страны), и около 140 российских банков используют различные системы для работы с клиентами через интернет [7, с. 18].
Строго говоря, internet banking является одной из разновидностей homebanking - технологии удаленного банковского обслуживания, позволяющей клиенту получать банковские услуги, не посещая банковский офис. Эта технология появилась в начале 80-х гг. и с тех пор претерпела существенную эволюцию. В развитии услуг homebanking можно выделить три основных этапа. Первый - телефонный банкинг. Сегодня это банковский сервис, основанный на использовании возможностей телефонов с тональным набором номера. Второй этап -РС-банкинг,. позволяющий клиенту с помощью персонального компьютера и модема напрямую подключаться к серверам банка и совершать банковские операции (не через интернет). Третий этап можно наблюдать в настоящее время - это бурное развитие сетевого или интернет-банкинга (netbanking, online banking, internet banking). От PC-банкинга он отличается тем, что для организации взаимодействия с банком используются широкие возможности интернета. Internet banking является наиболее совершенным и перспективным воплощением технологии homebanking [9].
Современная система интернет-банкинга предполагает наличие возможностей гибкой интеграции как с системой автоматизации ядра банковских операций, так и с рядом внешних автоматизированных корпоративных систем, которыми неминуемо «обрастает» каждый банк по мере развития бизнеса. Тут речь может идти, к примеру, о подсистемах получения счетов от поставщиков услуг (в частности, операторов связи) и извещений о проведенной оплате счетов. Интеграция с биллинговыми системами операторов связи допускает автоматический обмен электронными документами. Кроме того, современная система интернет-банкинга предполагает наличие возможности обслуживания платежей при покупках товаров в интернет-магазинах с помощью пластиковых карт [8, с. 94-95].
Электронные денежные расчеты с применением пластиковых карточек
Как известно, система электронных денежных расчетов основана на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, а также электронные системы расчетов населения в торговых предприятиях и системы банковского обслуживания клиентов на дому
и рабочем месте. Важнейшая особенность всех пластиковых карточек независимо от степени их совершенства состоит в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах. В сфере денежного обращения пластиковые карточки являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.
В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карточки в платежном обороте, и это позволяет сделать вывод о том, что пластиковые карточки являются важнейшим элементом технологической революции в банковском деле. В ряде случаев именно они выступают ключевым элементом электронных банковских систем. Они вышли на передовые позиции в организации денежного оборота индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки. В России рынок пластиковых карточек находится в стадии оживления после кризиса 1998 г. и дальнейшего развития [10]. Число пластиковых карт, эмитированных российскими банками, превысило 10,5 млн штук. Уже более 530 кредитных организаций в России осуществляют операции по эмиссии, эквайрингу и обслуживанию клиентов [3, с. 85]. Крупнейшими операторами, предоставляющими услуги по процессингу международных карточек MasterCard и Visa, являются Сбербанк РФ, ГУТА-банк, Автобанк, Мастербанк, «ТрансКредит-Кард», Газпромбанк.
Россия в числе других стран Восточной Европы, только начинающих развитие карточного бизнеса, обладает уникальной возможностью перепрыгнуть через традиционные платежные системы, учась на чужих ошибках. Электронные карточки могли бы решить многие проблемы налично-денежного оборота на территории страны, возникающие вследствие общей экономической нестабильности (в том числе инфляции) [10, с. 44].
Возможность работать со счетами пластиковых карточек позволяет пользоваться услугами интернет-магазинов как в России, так и за рубежом - достаточно перевести с помощью системы интернет-банкинга требуемую сумму средств на карточку, а затем с помощью этой карточки оплатить какую-либо услугу или товар в интернет-магазине на веб-сайте последнего. При этом в системе будут доступны выписки по картсчету, из которых можно определить, какая сумма средств списана с карты, за что и т. п. Таким образом, клиент всегда в состоянии отследить прохождение операции [7, с. 19].
Вопросы безопасности
Несмотря на растущие темпы проникновения сети интернет в бизнес, все еще актуальной остается проблема защиты финансовых и персональных данных клиентов банка. Гарантированный минимум безопасности, как правило, обеспечивается применением целого комплекса технологических решений: шифрования данных, контроля целостности передаваемой информации, взаимной аутентификации банка и клиента, использования электронной цифровой подписи.
Другой элемент защиты - минимизация механических ошибок при заполнении платежных документов (переход к электронному виду документооборота между клиентом и банком сопровождается необходимыми процедурами подсказок и контроля) [8, с. 95].
Современные технологии программно-аппаратной защиты находятся на уровне, обеспечивающем высокую гарантию конфиденциальности операций и сохранности средств. Заинтересованы в этом прежде всего сами банки - поставщики услуг интернет-банкинга, отвечающие не только за сохранность финансов своих клиентов, но и за свои средства и репутацию [7, с. 19].-
Модели онлайнового банковского бизнеса
В настоящее время сформировалось несколько моделей онлайнового банковского бизнеса:
- интернет-подразделение традиционного банка, дополняющее сеть филиалов и телефонных центров;
- интернет-банк, учрежденный офлайновым банком в виде самостоятельного юридического лица со своей торговой маркой (в Германии такие финансовые учреждения называют директ-банками);
- виртуальный банк (аналог интернет-банка, организованный небанковской компанией - чаще всего страховой или технологической);
- агрегатор электронного финансового супермаркета (банк, осуществляющий \УеЬ-продажи как своих, так и предлагаемых другими финансовыми институтами услуг).
Наиболее распространенными являются первые две модели, причем интернет-подразделение обычно используется для операций на внутреннем финансовом рынке, а интернет-банк - для выхода за границу (в первую очередь на рынки развивающихся стран), поскольку именно он обеспечивает необходимую для зарубежной деятельности гибкость в использовании инструментов, установлении тарифов и отборе клиентов [11].
Нормативно-правовая база
Быстрое развитие интернета в России обусловило возрастание внимания со стороны государства и самих участников информационной индустрии к проблеме легитимности циркулирующего в сети документооборота. Благодаря плодотворному сотрудничеству ряда государственных структур с представителями информационной индустрии к настоящему времени проработан ряд правовых и организационных вопросов эффективного использования интернета.
Одним из приоритетных является Федеральный закон РФ «Об электронной цифровой подписи» от
10 января 2002 г., на принятии которого сказалось широкое использование электронной подписи при заключении всевозможных деловых соглашений и ее влияние как на экономику, так и на права граждан. В интернет-банкинге процедуры создания и проверки подписи юридически являются гарантией подлинности и действительности договорных обязательств, а также защитой от их одностороннего изменения или расторжения.
К числу наиболее важных юридических проблем, требующих неотложного законодательного решения, на наш взгляд, следует отнести: налогообложение, тарифы, требования к форме заключения сделок, защиту информации, охрану прав потребителей, охрану интеллектуальной собственности и ряд других вопросов.
Уже сейчас существует ряд законопроектов, которые должны быть приняты для того, чтобы интернет-банкинг в России мог беспрепятственно развиваться: «Об электронной торговле», «О предоставлении электронных финансовых услуг», «Об участии в международном информационном обмене», «Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий», «О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети интернет», «Об электронных сделках» и др. На основе представленных законопроектов появилась уникальная возможность сформировать прогрессивное интернет-законодательство. В случае успешного принятия данных законов российская интернет-экономика получит мощный импульс для своего дальнейшего развития.
Интернет-трейдинг
Понятие интернет-банкинга не охватывает информационно-консультационное взаимодействие банка и клиента, а также операции по купле-продаже ценных бумаг, которые традиционно определяются как интернет-трейдинг. Услуги интернет-трейдинга предлагают банки или компании, выполняющие функции брокера на фондовом рынке. Кроме этого, интернет-трейдеры оказывают услуги по маржинальному кредитованию и формированию «коротких» позиций.
Специфика данных операций в том, что клиенту для решения об их проведении необходимо получать в онлайновом режиме оперативную информацию разного характера и довольно большого объема: мониторинг состояния финансовых рынков, аналитику, новости, котировки, данные технического анализа и прочее. Поэтому интернет-трейдеры создают мощные \уеЬ-представительства не только для работы по управлению счетом, но и для получения вышеперечисленной информации (см., например, www.finam.ru, www.utrade.ru). Динамичное развитие рынка интернет-трейдинга является одним из наиболее заметных и знаковых изменений отечественного фондового рынка за последние 1 - 2 года. Новые операторы рынка за счет создания и внедрения торговых систем и мощных интернет-порталов достигли значительных успехов.
На сегодня интернет-банкинг и интернет-трейдинг являются наиболее распространенными разновидностями удаленного обслуживания. И в ряде случаев клиент может пользоваться одновременно и тем, и другим. Так, для работы на бирже клиент сначала переводит средства на свой брокерский счет (30601), пользуясь системой интернет-банк-клиент. Затем дает поручение на покупку ценных бумаг через систему интернет-трейдинга. Поэтому эти системы могут (и должны) быть интегрированы [3, с. 83].
Банковские услуги через мобильную связь
WAP-банкинг - удаленное управление счетами посредством мобильного телефона, оснащенного специальным программным обеспечением на базе протокола беспроводной передачи данных.
В настоящий момент существует две основные разновидности мобильного банкинга с использованием сотовых телефонов: на базе протокола WAP (Wireless Access Protocol) и на базе протокола SMS (Short Message Service).
В случае WAP-банкинга сотовый телефон играет примерно такую же роль, как компьютер при интернет-банкинге. На стороне банка устанавливается вебсервер, поддерживающий страницы, подготовленные в соответствии с протоколом WML (Wireless Markup Language, протокол разметки страниц, оптимизированный в соответствии с ограничениями мобильной связи) [12].
При помощи служб коротких сообщений (SMS), которые есть у любого оператора сотовой связи, клиенту будет доступна вся информация о состоянии расчетных счетов (остатков по счету), а также получение выписок по счету за требуемый период. По мнению специалистов, эта услуга имеет гораздо больше перспектив, чем WAP-банкинг. Во-первых, из-за дешевизны, во-вторых, за счет большей (в десятки раз) скорости передачи данных [13].
Применяемый сейчас WAP-стандарт считается переходным, на смену ему в среднесрочной перспективе придет имеющий гораздо более высокую скорость передачи информации UMTS-стандарт (универсальная мобильная телекоммуникационная система), на базе которого станет развиваться связь третьего поколения.
Предпосылки для быстрого прогресса были созданы удешевлением технологий, лежащих в основе электронного сервиса, - по данным Мирового банка, в последние два десятилетия XX в. компьютерные мощности резко выросли (в десять тысяч раз), а телекоммуникационные издержки столь же сильно (в той же пропорции) упали. Относительные размеры накладных расходов в Интернет-банках в 2 - 3 раза ниже, чем в обычных банках [14], а обработка вебтранзакций обходится в 5 - 10 раз дешевле, чем при использовании традиционных каналов. Так, издержки проведения финансовых операций составляют: в офисе - 1,07 дол., по почте - 0,73 дол., по телефону -0,35 дол., через банкомат - 0,27 дол., через глобальную сеть - 0,10 дол. (Economic Briefings: Credit Suisse. 2000. №15. P. 13) [1, с. 23].
Выводы
Современный банковский бизнес невозможно представить без передовых информационных технологий. Уже сегодня крупные корпоративные клиенты и физические лица совершают большую часть банковских операций, обращаясь к тем или иным информационным ресурсам. Наиболее актуальным для банков становится в настоящее время вопрос качества автоматизированной банковской системы и ее влия-
ния на конкурентоспособность предлагаемых услуг. Совершенствуя свою информационную систему, банк получает возможность осуществлять взаимодействие с клиентом более удобным способом для обеих сторон. Кроме того, банк может ускорять, упрощать, и, что немаловажно, снижать затраты на осуществление традиционных банковских операций, а также развивать принципиально новые услуги. Необходимо отметить, что параллельное ведение бухгалтерского, налогового и управленческого учета ставят перед разработчиками новые задачи. Возможно, путь интеграции систем учета, бэк-офисных и фронт-офисных решений и систем интернет-банкинга и трейдинга станет приоритетными в ближайшее время.
Целесообразно классифицировать системы интер-нет-банкинга следующим образом.
По уровню предоставляемых услуг они делятся на две категории:
- информационные - системы, предоставляющие клиентам банка информацию индивидуального и общего порядка (запрос выписки, загрузка информации о транзакциях и т. д.);
- транзакционные - системы, позволяющие проводить активные операции со счетом клиента, а именно, управление наличностью, переводы, транзакции через автоматическую клиринговую систему, представление и оплату счетов и т.д.;
По сфере применения они также делятся на две категории:
- consumer-banking - системы, ориентированные на физических лиц (потребительский сектор);
- business-banking - системы, ориентированные на юридических лиц (корпоративный сектор).
Таким образом, сегодня можно с уверенностью сказать, что российский рынок интернет-банкинга постепенно увеличивает темпы своего развития, используя в том числе возможности интеграции и развития других дополняющих услуг. Российский потребитель сегодня имеет возможность сравнивать, самостоятельно выбирать и пользоваться услугами интернет-банкинга, тем более что преимущество его над традиционными финансовыми механизмами столь очевидно.
В настоящее время приоритетом развития банковского бизнеса является клиентский сервис, и это также влечет за собой дальнейшее развитие банковских и информационных технологий, создание и внедрение информационных интернет-порталов и систем интернет-трейдинга, систем управленческого учета и электронного документооборота.
Литература
1. Грачева М.В. Электронные банковские услуги: особенности управления рисками // Банковские технологии. 2002. № 6. С. 24.
2. Olazabal N. Banking: The IT paradox // The McKinsey Quarterly. 2002. № 1. P. 17.
3. Скворцов O.B. Банковские технологии и интернет: классификация услуг и перспективы развития // Аналитический банковский журнал. 2002. № 7 (86). С. 81.
4. Евтюшкин A.B. Интернет-коммерция и банки // Банковские технологии. 2001. № 1. с. 67.
5. Глинских A.C. Современное состояние мирового рынка электронной коммерции // Компьютер Информ. 2000. № 2. С. 36.
6. Boston Consulting Group // http://www.boston.com.
7. Семенов A.B. Интернет-банкинг // Банковские технологии. 2002. № 2. С. 17.
8. Винокуров Л.И. Перспективы развития бизнеса банков в сети интернет // Аналитический банковский журнал. 2002. № 9(88). С. 94.
9. Бурдинский А. Кому и зачем нужен Internet Banking // Мир интернет. 1999. № 9. С. 6.
10. Семикова ПН. Банковские инновации и новый банковский продукт // Банковские технологии. 2002. № 11. С. 43.
11. Аглицкий Д. С. Интернет-банкинг в России: тенденции и перспективы // Финансовая газета (Региональный выпуск). 2001. №39. С. 3.
12. Букин М.И. Мобильный банк // Мир карточек. 2002. № Ю. С. 27.
13. Фомина С.В., Злотников Д.И. Новая степень свободы -интернет-банкинг// Директор-инфо. 2001. № 8. С. 21.
14. Claessens S., Glaessner Т., Klingebiel D. Electronic Finance: Reshaping the Financial Landscape around the World // The World Bank Financial Sector Discussion Paper. 2000. №4. P. 15.
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) 27марта 2003 г.
© 2003 г. И.С. Иванченко
ВЛИЯНИЕ РЫНКА КРАТКОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Главной экономической проблемой, стоящей перед Россией, является необходимость обновления основных фондов, без чего невозможен экономический рост производства. Степень износа производственного оборудования в промышленности достигла почти 70 %, а его средний возраст - 16 лет (нормальный срок службы оборудования составляет по мировым стандартам 8-10 лет). Снизилась конкурентоспособность российских предприятий. Для замены
старого оборудования необходимы большие суммы инвестиций. Если они не будут найдены, то к 2010 г. ожидается резкое сокращение производственных мощностей по сравнению даже с нынешним низким уровнем.
Рассмотрим структуру инвестиций в России в 1999 -2001 гг. (табл. 1) [1]. В инвестиционном процессе стабильно преобладают краткосрочные вложения, причем с течением времени их доля в общем объеме